Гражданский кодекс статья 855. Изменения в ст.855 ГК РФ об очередности списания денежных средств

Зарплатная карта

В Письме Минфина РФ от 09.06.2017 № 03-02-08/36213 изложено отношение чиновников к пересмотру очередности списания денежных средств с расчетного счета при их недостаточности для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету. Речь идет об инициативе установить приоритет требований по перечислению (выдаче) денежных средств для расчетов по оплате труда с работниками перед требованиями по перечислению задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджетную систему РФ.

Позиция финансистов неизменна: они высказываются против (см. ранее выпущенное Письмо от 08.11.2016 № 03-02-07/1/65227). Авторы письма напомнили историю вопроса.

Очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности установлена п. 2 ст. 855 ГК РФ. Начиная с 15.08.1996 действовала редакция нормы, предусматривающая шесть очередей:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, ФСС и Государственный фонд занятости населения РФ;

    платежные документы, предусматривающие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

Постановлением КС РФ от 23.12.1997 № 21-П было признано не соответствующим Конституции РФ положение, относящее выплаты по трудовым договорам к третьей очереди, исходя из того, что платежами, отнесенными к четвертой очереди, являются только взыскиваемые суммы задолженности на основании поручений налоговых органов, носящих бесспорный характер. Конституционный суд указал, что установленная очередность могла приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и формировала правовые условия для легального отказа от ее выполнения. Конституционные обязанности выплачивать вознаграждения за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу, так как установление жесткого приоритета для одной из них означает невозможность реализации, а следовательно, умаление равно защищаемых прав и законных интересов тех или других групп граждан.

В связи с этим федеральными законами о федеральных бюджетах с 1998 по 2013 годы было установлено, что при недостаточности средств списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производились в порядке календарной очередности поступления документов после перечисления платежей, отнесенных к первой и второй очереди.

Впоследствии (с 14.12.2013) ст. 855 ГК РФ была изменена, и теперь очередность установлена следующим образом:

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

    исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    платежные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручения налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ, а также поручения органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    исполнительные документы, предусматривающие удовлетворение других денежных требований;

    другие платежные документы в порядке календарной очередности.

Минфин подчеркнул, что считает достаточно защищенными требования трудящихся, поскольку:

    в рамках процедуры банкротства требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в другой очередности (требования по оплате труда, выплате выходных пособий отнесены ко второй очереди);

    в общем случае (п. 2 ст. 855 ГК РФ) также во вторую очередь удовлетворяются требования по перечислению или выдаче заработной платы, выходных пособий работникам на основании исполнительных документов.

Получается, фактически с 1998 года и взыскиваемая налоговиками задолженность отнесены к одной очереди списания. Поэтому если поручение налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика в бюджетную систему поступило в банк раньше, чем распоряжение о перечисление заработной платы, то первым будет исполнено поручение налоговиков. Значит, выплата оплаты труда может быть задержана.

Если «конкурирующие» документы поступили в банк в один день

В силу п. 2 ст. 855 ГК РФ списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Организации интересуются: каким образом должны быть исполнены требования по перечислению заработной платы и списанию налоговой недоимки, если соответствующие платежные документы поступили в банк в один день? Согласно Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденному ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П, банк обязан фиксировать дату поступления распоряжения о переводе, но не его время. Тем не менее представляется, что банк не вправе произвольно определять очередность исполнения распоряжений, поступивших в один день. Порядок действий в данной ситуации должен быть прописан во внутренней документации банка. К примеру, логично предположить, что банк, фиксирующий время поступления распоряжения, соблюдает очередность по времени в течение дня.

Как «приблизить» очередь списания?

Своевременная выплата зарплаты обусловливает бесперебойность производственного процесса, поэтому зачастую именно она является для руководства и собственников компании приоритетной задачей. В связи с этим у организаций возникает потребность приблизить очередь исполнения требований о расчетах по заработной плате по сравнению с инкассовыми поручениями. Традиционно эксперты рекомендуют присмотреться ко второй очереди, а именно к требованиям по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору.

Виды исполнительных документов перечислены в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Среди них наряду с исполнительными листами, судебными приказами, постановлениями судебного пристава-исполнителя и др. названы удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам (далее – КТС). Именно на них многие эксперты и советуют обратить внимание в рассматриваемой ситуации.

Например, данным вариантом воспользовалась компания, а банк, исполнивший удостоверения КТС при наличии в картотеке инкассовых поручений налогового органа, в трех инстанциях доказывал свою правоту, ведь налоговики попытаются привлечь банк к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135 НК РФ (см. Постановление АС ЗСО от 14.04.2016 по делу № А67-4026/2015).

Вполне очевидно, что все формальности, связанные с работой КТС и оформлением удостоверения, будут изучены с особой тщательностью. Например, в приведенном выше случае интересы работников представляла первичная профсоюзная организация: ее председатель обращался в КТС с заявлениями о взыскании заработной платы, на профсоюзную организацию было выписано удостоверение КТС (в приложении к нему указаны все взыскатели), денежные средства с расчетного счета работодателя были перечислены на ее . Суды проверили полномочия представителя и установили, что стороны не оспаривали факт наличия задолженности по заработной плате, а также погашение ее путем исполнения банком удостоверений КТС. Другими словами, банк был незаконно привлечен к налоговой ответственности. К слову, читателям могут быть интересны подробности дела: 25.11.2011 к расчетному счету работодателя были предъявлены инкассовые поручения ИФНС на сумму более 16 млн руб. (помещены в картотеку), а в период с 25.11.2011 по 24.06.2013 с данного расчетного счета были списаны денежные средства в сумме более 65 млн руб. на выплату задолженности по заработной плате на основании удостоверений, выданных КТС.

Итак, зарплата и имеют одну и ту же очередь списания, что в полной мере соответствует Конституции РФ. Однако, как мы видим, у организаций существует возможность вполне легально выплачивать долги перед работниками прежде погашения задолженности перед бюджетом.

В случае нехватки финансов на клиентском счете, а также при приостановке операций возникает очередность (последовательность) списания средств. Рассмотрим подробнее особенности указанных параметров.

Что представляет собой очередность списания средств

Опираясь на закон, в первую очередь на п.1 ст.855 ГК РФ, если финансы присутствуют в объеме, достаточном для полной оплаты предоставленных документов, очередность платежей с расчетного счета не актуальна. Важно понимать, что в любом входящем банковском документе поле 21 (цифровой показатель очередности) не должно пустовать и его следует заполнять в любой ситуации.

При нехватке финансов для реализации оплат, относительно которых существуют распоряжения на перевод средств и оплату, возникает законодательно сформированная очередность. Но если платежные документы поступают в банк одномоментно, имеет место приоритетность перевода финансов со счета. При этом никакого значения не имеет вид документа.

Основываясь на п.2 ст.855 ГК, календарная дата очередности поступления документов является определяющей последовательность.

Очередность платежей, порядок их проведения

Согласно ст.855 ГК РФ, существует две очередности списания финансовых средств со счета, имеющих свои правила осуществления:

  • Календарная очередность платежей в банке - актуальна при достаточном объеме денег на клиентском счете, способного покрыть имеющиеся расходы по исходящим оплатам, осуществляющимся по счету (клиентские оплаты, банковская комиссия);
  • Законодательно зафиксированная очередность - применяется определенная последовательность перечислений при нехватке финансов для оформления поступивших оплат, удовлетворяющих требования ведения счета.

Вне зависимости от последовательности проведения платежей, поле с реквизитом 21 обязательно должно быть заполнено.

Законодательно установленная очередность платежей

Как рассматривалось ранее, при нехватке финансов у клиента, очередность списания денежных средств со счета клиента устанавливается законодательно. Рассмотрим детально каждый из пунктов.

  1. Очередь №1. Отдана для распределения финансовых средств по исполнительным требованиям для выдачи или перевода финансов на компенсацию ущерба, доставленного здоровью или жизни, истребование алиментов;

К примеру, при недостатке финансов на счете клиента исполнительные условия, полученные на основании судебного решения, должны обрабатываться первоочередным способом.

  1. Очередь №2. Актуальна для перечислений по исполнительной документации для выдачи или переводов финансов по расчетам оплаты труда лиц, сотрудничающих на основании трудового соглашения, выходных пособий, вознаграждений за интеллектуальный труд;
  2. Очередь №3. Предусматривается для платежей по перечислению или выдаче финансовых средств работникам, сотрудничающим на контрактной основе, оплаты бюджетных налогов и сборов, долговых обязательств по налогам, списания страховых взносов;

На практике с рассмотренными выше видами оплат возникают трудности. В случае появления разногласий рекомендовано руководствоваться положениями Верховного Суда. Так, последовательность перечислений налогов в бюджет зависит от того, в каком порядке они взимаются: принудительным (на основании решения налоговых органов) присваивается третья очередность, добровольным (по платежкам, составленным налогоплательщиком) - пятая.

  1. Очередь №4. Предназначена для оплаты документов, предполагающих исполнение иных финансовых требований;
  2. Очередь №5. Необходима для проведения финансовых операций по иным платежным документам, исполняется в порядке календарной последовательности. Но вот разница между двумя последними очередностями заключается в том, что четвертая указывается только в исполнительных документах, а пятая - во всех остальных.

Когда документы, предназначенные для осуществления платежа, относящиеся к одной очереди, поступают в банк, их исполнение происходит строго в календарной последовательности с момента начала поступления.

Если на клиентском счете недостаточно финансов для проведения поступивших платежек, ему предоставляется ограниченная возможность регулирования оплаты поступивших в течение одного дня распоряжений, оказавшихся в одной очереди.

Поле 21 (очередность платежа) в поручении на проведение оплаты со счета должно быть заполнено обязательно, несмотря на:

  • Присутствие средств на клиентском счете, требуемое для осуществления всех платежей;
  • Осуществление проводок пятой очереди;
  • Прохождение платежа в момент нехватки финансов.

Важно! С 2013 года 345-Фз были внесены изменения в ст.855 ГК РФ, согласно которой сократилась очередь платежей с 6 до 5.

Арест счета: очередность списания средств

В целях обеспечения исполнительного производства, в полномочиях судебных приставов - наложение ареста на клиентский счет. Вынужденная ситуация запрещает владельцу счета распоряжаться имуществом до момента полного исполнения обязательств, он не сможет самостоятельно оплатить приоритетные счета. В таком случае очередность списания средств выглядит следующим образом:

  1. Начисление зарплаты сотрудникам. Для ее реализации потребуется образование комиссии по трудовым спорам. Платежному документу в данном случае присваивается вторая очередность;
  2. Оплата налогов. Невозможна в приоритетном порядке в случае временного прекращения осуществления операций по счету. Реализуется лишь по инициативе налоговиков. Документу в этом случае присваивается третья очередность.

Важно! Приостановление операций по счету выше очередности 3 предполагает невозможность реализации оплат только по четвертой и пятой очередям.

Особенности списания средств в зависимости от ситуации

Недостаточность средств для оплаты и проведения платежей на расчетном счете - ситуация достаточно распространенная. Она может иметь несколько причин:

  • Временная нехватка финансов на счете у клиента - при указанной ситуации календарная очередность и номер последовательности поступления документов в оплату будут определять последовательность списания финансов;
  • Приостановка операций, осуществляемых на счетах должника налоговыми службами - связана с несвоевременной оплатой налогов и сборов в бюджет, а также прочими санкциями. Решение относительно приостановки операций содержит сведения о причине и сумме полной задолженности, в пределах которой владелец счета будет ограничен при использовании средств на счете. Указанное ограничение уменьшает объем финансовых средств, доступный для расходования должником, что в конечном итоге является причиной недостаточности общей суммы денег.

У ограничения по клиентским счетам имеются особенности:

  1. Действует лишь в пределах суммы выставленного ограничения;
  2. Не имеет отношения к бюджетным платежам.

Заключение

В случае нехватки средств на клиентском счете в момент их списания, а также в ситуациях наложения арестов со стороны налоговиков, приобретает значение очередность платежа. В статье рассмотрены варианты очередности проведения платежей в случае возникновения различных ситуаций.

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к ст. 855 ГК РФ

1. Порядок списания денежных средств со счета клиента зависит от того, достаточно ли на счете денежных средств для удовлетворения поступающих требований.

При наличии на счете денежных средств их списание со счета производится в календарной очередности - в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание.

Иной порядок списания денежных средств со счета может быть предусмотрен законом. В настоящее время такого закона нет.

Стороны своим соглашением не могут предусмотреть иной порядок списания средств со счета. Такой договор не допустим ни между банком и клиентом, ни между клиентом банка и его контрагентом по договору.

2. Если денежных средств на счете недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание осуществляется в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855, которая устанавливает шесть очередей требований, по которым может производиться списание. Тем не менее фактически сложилось пять очередей, что связано с признанием несоответствующим ст. 19 Конституции РФ абз. 4 п. 2 коммент. ст., устанавливающего третью очередь требований. В связи с этим предполагается внесение соответствующих изменений в ст. 855. До принятия таких изменений абз. 4 применению не подлежит как не имеющий юридической силы. С 1998 г. по настоящее время третья и четвертая очереди платежей, предусмотренные п. 2 ст. 855, объединяются в одну очередь ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной год.

Списание денежных средств по требованиям одной очереди производится в порядке календарной очередности поступления документов. Исполнение расчетных документов осуществляется только по требованиям, срок платежа по которым уже наступил. Если клиент имеет в банке несколько счетов одного вида, очередность списания определяется отдельно по требованиям, предъявленным к каждому счету.

Разделение требований на очереди зависит не только от правовой природы самих требований, но и от предъявляемого в банк документа. Так, аналогичные требования могут быть помещены в разные очереди в зависимости от того, по какому документу они предъявляются. Платежи по исполнительным документам, закрытый перечень которых содержится в ст. 12 Закона об исполнительном производстве, имеют приоритет перед платежами по иным платежным документам. По такому признаку отличаются, напр., требования, отнесенные ко второй и третьей очередям, а также к пятой и шестой.

Требования залогодержателей в отдельную очередь не выделяются, так как денежные средства, находящиеся на банковском счете, не могут быть предметом залога (п. 3 информационного письма ВАС от 15 января 1998 г. N 26 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге" // Вестник ВАС. 1998. N 3).

3. К первой очереди относятся требования по исполнительным документам о возмещении вреда жизни и здоровью, а также о взыскании алиментов. К первой очереди не могут быть отнесены аналогичные требования по иным документам, кроме исполнительных. Так, заявление плательщика о добровольной уплате алиментов не является исполнительным документом, поэтому перечисление на его основании производится по пятой группе очередности платежей (письмо ЦБ РФ от 7 мая 1996 г. N 17-2-13/318 "Об очередности платежей с расчетных, текущих, бюджетных счетов юридических лиц" // Документ опубликован не был).

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам о выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5499) до внесения изменений в п. 2 ст. 855 при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных п. 2 ст. 855 к первой и второй очередям.

Таким образом, фактически третью очередь требований составили платежи в бюджеты и платежи по оплате труда по любому расчетному документу, кроме исполнительных документов.

В рамках данной очереди в банк могут поступать разные требования по одному расчетному документу (оплата труда, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и т.п.), поэтому при недостаточности средств на счете для удовлетворения всех требований к ним нельзя применить календарную очередность. В соответствии с ч. 6 п. 31 Инструкции ГНС N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (Российские вести. 1995. N 169, 174, 179) если на счете организации-работодателя недостаточно средств для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет с фактически выплаченных физическим лицам сумм.

В очередности, предусмотренной для списания основного платежа, исполняются также расчетные документы на списание сумм штрафов, пеней и других финансовых санкций, поступающих в доходы бюджетов всех уровней и внебюджетные фонды (письмо ЦБ РФ от 2 декабря 1996 г. N 144-96 "Об очередности списания штрафных и иных санкций" // Вестник Банка России. 1996. N 67).

В четвертую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к пятой очереди, - по другим денежным требованиям на основании исполнительных документов.

Наконец, в пятую очередь производится списание денежных средств по требованиям, отнесенным п. 2 ст. 855 к шестой очереди, - по другим платежным документам.

4. Платежи, отнесенные к одной очереди, производятся после оплаты требований предыдущей очереди.

Если по окончании операционного дня предъявленные в банк платежные документы не могут быть оплачены в связи с отсутствием средств на счете клиента, денежные средства списываются со счета плательщика и отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со счетов клиентов, но не проведенных по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации в связи с недостаточностью денежных средств на счете (п. 4.3 Положения ЦБ РФ N 2-П).

Неисполненные расчетные документы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов к корреспондентскому счету: расчетные документы по исполнительным документам - в картотеку в подразделении расчетной сети Банка России, а расчетные документы по другим платежам - в картотеку, ведущуюся в банке (п. 4.4 Положения ЦБ РФ N 2-П). В картотеке расчетные документы распределяются в порядке очередности, предусмотренной п. 2 ст. 855.

5. Очередность списания денежных средств, предусмотренная п. 2 ст. 855, императивно устанавливает порядок списания. Другая очередность не может быть установлена ни другим законом, ни договором.

Судебная практика по статье 855 ГК РФ

Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2017 N 307-ЭС17-11771 по делу N А56-87056/2014

Антонов А.В. обратился в суд с заявлением о разрешении списания с любого банковского счета должника в порядке очередности, установленной пунктом 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, заработной платы, взысканной по судебному приказу.

Также с подобным заявлением об исполнении судебного приказа от 22.08.2016 по делу N 2-249/2016 о взыскании заработной платы в суд обратился гражданин Михайловский К.А.


Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 306-КГ17-18829 по делу N А72-19701/2016

Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 46, 60, 76, 101, 135 Налогового кодекса, статьи Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статьи 27 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", статьи 81 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", принимая во внимание Соглашение ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7 и ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" и правовую позицию, сформулированную в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.07.2013 N 6 "О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики", пришли к выводу о законности решения в оспоренной части с учетом доказанности налоговым органом совершения банком вменяемого налогового правонарушения, с чем согласился суд округа.


Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2017 N 305-ЭС17-20180 по делу N А40-150673/2016

Исследовав и оценив обстоятельства спора и представленные в материалы дела доказательства, суды не нашли требуемых статьями , , , Гражданского кодекса Российской Федерации условий для взыскания убытков, поскольку не установили, что невозможность получения обществом основной задолженности, истребуемой с банка в качестве убытков, обусловлена действиями банка по реструктуризации кредитного обязательства должника.


Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 304-ЭС17-20758 по делу N А70-15148/2016

Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь при этом положениями статьи , , Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в отсутствии совокупности условий для возложения на ответчиков гражданско-правовой ответственности в виде возмещения ущерба, а также доказательств утраты заявителем возможности реализовать свои требования за счет должника в ходе конкурсного производства, суды не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска.


Определение Верховного Суда РФ от 18.01.2018 N 302-ЭС17-20633 по делу N А33-27846/2016

Суды не установили нарушения банком предусмотренной статьей Гражданского кодекса очередности списания денежных средств со счета должника общества, а причиной неуплаты должником в пользу общества части присужденного долга в спорной сумме признали несостоятельность должника.

Иная оценка заявителем обстоятельств возникновения убытков и иное толкование им норм права не являются поводом к пересмотру судебных актов в порядке кассационного производства Верховным Судом Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 308-КГ17-21958 по делу N А32-2283/2017

Статьей Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к должнику требований списание денежных средств осуществляется в очередности, установленной пунктом 2 названной статьи Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.


Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2018 N 309-КГ18-1269 по делу N А60-60968/2016

Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 76, 134 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", суды установили, что спорные перечисления выдачей зарплаты сотрудникам не являлись, банк должен был знать о действительном назначении денежных средств, в связи с чем пришли к выводу о наличии состава правонарушения.


Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2018 N 309-ЭС18-1553 по делу N А76-2163/2016

Отменяя определение суда первой инстанции апелляционный суд, основываясь на оценке представленных в дело доказательств в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей , , Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 28, 59, 130, 134 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", позицией, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица", обоснованно признав отсутствие явной противоправности действий Ремизова Ю.В. по отнесению спорного требования общества "СервисОмск" к пятой очереди погашения требований текущих кредиторов, констатировал отсутствие надлежащих доказательств нарушения Ремизовым Ю.В. очередности погашения текущих требований кредиторов.


1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Комментируемая статья устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

Первое правило относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа — при акцептной форме расчетов или в случае, если срок платежа определен самим расчетным документом). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

Такое же правило (календарная очередность платежей) установлена для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абз. 7 п. 2 комментируемой статьи).

2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 комментируемой статьи устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи.

Абзац 4 (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» . В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2010 — 2012 гг. такая норма установлена ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ). При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Из указанной нормы следует, что налоговые и неналоговые платежи в бюджет, а также перечисления на заработную плату относятся к одной очереди и должны перечисляться в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов. Платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования также следует считать платежами в бюджет согласно ст. ст. 10 и 144 БК РФ, а также указанию о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н.

Следовательно, налоговые и неналоговые платежи в бюджет, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также перечисления на заработную плату должны списываться со счета клиента банка в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов после платежей, отнесенных комментируемой статьей к платежам первой и второй очереди.

Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 5 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

Пятая и шестая очереди определяются п. 2 комментируемой статьи без изменений.

Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

3. Смысловое содержание термина «оплата труда» для целей выявления перечня платежей, которые надлежит совершать во вторую очередь, следует определять следующим образом. Для этого необходимо использовать различные источники права, главным образом трудового или налогового, а также судебные акты. Однако указанные акты, во-первых, содержат разные перечни таких выплат; во-вторых, как правило, имеют узкоприкладной характер и предназначены для решения конкретных проблем (расчет среднего заработка, исчисление единого социального налога и т.п.); в-третьих, содержат открытый перечень платежей. Кроме того, перечни выплат, которые включаются в систему оплаты труда, различаются у каждого работодателя (см., например, подп. «о» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для целей толкования абз. 3 п. 2 комментируемой статьи необоснованно использование актов трудового или налогового права, посвященных конкретным проблемам правового регулирования. Используя термин «оплата труда» в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду создание льготной очереди для всех выплат, производимых работодателем в пользу работника за работу по трудовому договору, в том числе по контракту. Представляется, что слова «по трудовому договору, в том числе по контракту» являются важными для толкования нормы абз. 3 п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, указанные слова позволяют исключить иные выплаты, производимые юридическим лицом не в связи с трудовыми отношениями; во-вторых, они имеют консолидирующее значение, т.е. указывают на все выплаты, которые могут быть произведены по трудовому договору, включая компенсацию за неиспользуемый отпуск как в связи с увольнением, так и без увольнения работника. Таким образом, термин «оплата труда» употреблен в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи в широком значении.

4. Понятие платежей в бюджетную систему РФ, подлежащих перечислению в третью очередь, не исчерпывается указанными выше налоговыми и неналоговыми платежами, а также платежами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Под платежами в бюджетную систему следует понимать любые платежи на счет получателя средств, являющийся бюджетным счетом. В связи с этим платеж, направленный в бюджетную систему РФ, определяется по реквизиту расчетного документа «Счет получателя» или по аналогичной информации, содержащейся в документе (например, в постановлении судебного пристава-исполнителя), представленном в банк. Если в этих документах указан соответствующий бюджетный счет, то платеж должен списываться со счета плательщика в третью очередь. В связи с этим в состав платежей в бюджетную систему может попасть, например, сумма арендной платы, подлежащая зачислению на счет получателя средств федерального бюджета, открытый в учетном регистре Федерального казначейства. В этом примере последним банковским счетом, на который необходимо зачислить переводимую сумму, будет счет федерального бюджета. Данное обстоятельство позволяет списать эту сумму со счета плательщика в третью очередь.

На практике возникло несколько частных проблем при выяснении состава группы платежей в бюджетную систему РФ.

Во-первых, на практике существует проблема определения очередности списания со счета плательщика суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Она связана со следующими обстоятельствами. В Законе об исполнительном производстве отсутствует подробно урегулированный механизм взыскания и перечисления исполнительского сбора. Известно, что исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Однако вначале он должен быть перечислен на депозитный счет службы судебных приставов вместе с иными платежами в погашение суммы долга. Вся поступившая сумма подлежит распределению в порядке, установленном ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве. Причем с депозитного счета службы судебных приставов исполнительский сбор перечисляется в федеральный бюджет только в третью очередь. Соответственно, допустима ситуация, когда средства, списанные со счета должника как исполнительский сбор, фактически будут использованы на удовлетворение требований взыскателя. Отсюда следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, скорее всего, будет предписывать банку перечислить сумму исполнительского сбора, списанного со счета должника, не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, открытый в обычной кредитной организации.

На основании изложенного представляется, что такой платеж должен быть совершен в пятую очередь. При этом банк не должен вносить каких-либо исправлений в документы, представленные судебным приставом-исполнителем. Достаточно исполнить платеж в установленной законом очередности.

Во-вторых, на практике были выявлены различия в определении очередности списания со счета налогоплательщика сумм по требованиям налоговой инспекции в зависимости от избранного ею порядка исполнения такого решения. В тех случаях, когда решение налогового органа исполняется путем направления в банк соответствующего поручения налогового органа (п. 4 ст. 46 НК), суммы, списанные со счета налогоплательщика, перечисляются непосредственно в бюджетную систему РФ и списываются со счета налогоплательщика в третью очередь.

В случае, когда это же решение налогового органа исполняется через судебного пристава-исполнителя, списываемая сумма вначале перечисляется на счет службы судебных приставов, а затем на счет бюджета соответствующего уровня. Проблема определения очередности списания средств со счета налогоплательщика в данном случае является спорной и решается на практике по-разному.

Согласно неформальному подходу необходимо принять во внимание, что списанная на основании постановления судебного пристава-исполнителя сумма в конечном счете подлежит перечислению в бюджетную систему РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что взыскиваемые платежи являются платежами в бюджетную систему РФ, несмотря на то, что их перечисление осуществляется не напрямую в бюджет, а через подразделение службы судебных приставов. Если согласиться с этой точкой зрения, то необходимо последовательно применять аналогичный подход и в других сходных случаях взыскания платежей в бюджетную систему РФ через службу судебных приставов. Например, в рассмотренной выше ситуации взыскание арендной платы в пользу взыскателя-организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, также фактически осуществляется в бюджетную систему РФ, если счет взыскателя открыт в Федеральном казначействе. В этом случае сумма арендной платы должна быть зачислена на счет федерального бюджета. Однако при взыскании указанных сумм арендной платы через судебного пристава-исполнителя данное обстоятельство трудно установить.

Представляется, что для корректного применения закона следует использовать формальный критерий — вид счета, на который подлежат зачислению взыскиваемые суммы. Если в расчетном или исполнительном документе в качестве счета получателя платежа указан счет бюджета соответствующего уровня, следует применять законодательство о взыскании платежей в бюджетную систему РФ. Счет службы судебных приставов не относится к категории счетов, на которых учитываются средства бюджетной системы РФ. Поэтому при взыскании недоимки и сумм штрафных санкций через службу судебных приставов представляется, что платежи должны быть списаны со счета должника в пятую очередь.

5. Предложенный формальный подход позволит решить следующую проблему, возникшую на практике. Судебный пристав-исполнитель включил в свое постановление не только сумму недоимки в бюджет по решению налогового органа, но также и налоговые штрафы, и исполнительский сбор. Таким образом, в одном и том же исполнительном документе содержатся два платежа, относимые к разным группам очередности платежей. Кроме того, по условиям рассматриваемого примера к счету должника по решению налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ применена мера по приостановлению операций по счету. Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, эта мера не препятствует перечислению платежей в бюджетную систему РФ. Поэтому любые инкассовые поручения налоговых органов или платежные поручения самого владельца счета о перечислении налогов и иных платежей в бюджет должны исполняться без учета меры по приостановлению операций. Эти же платежи, но взыскиваемые по постановлению судебного пристава-исполнителя первоначально подлежат зачислению не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, поэтому такой платеж нельзя квалифицировать как платеж в бюджетную систему РФ.

Если руководствоваться формальным подходом, то оба указанных платежа следует отнести к пятой группе очередности платежей, и, соответственно, мера по приостановлению операций «заблокирует» оба рассматриваемых платежа. Если же придерживаться неформального подхода, то недоимку и штрафы следует списать со счета, невзирая на приостановление операций (п. 1 ст. 76 НК), а исполнительский сбор задержать. В этом случае речь может идти о частичном исполнении исполнительного документа. Однако право банка на частичное исполнение исполнительного документа в данном случае законодательством не предусмотрено с учетом того, что рассматриваемый случай не прописан в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

Анализ рассмотренных выше ситуаций показывает, что формальный подход удобнее для правоприменительной практики, так как проблема частичного неисполнения исполнительного документа здесь вообще не возникает. Кроме того, он гораздо более обоснован. Если он не устраивает налоговые органы, они имеют право произвести исполнение самостоятельно через банк должника, в этом случае все взыскиваемые ими суммы будут квалифицированы как платежи в бюджетную систему РФ.

6. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

7. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций» (Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П). По традиции их называют «картотеки N 2″, хотя такого термина в законодательстве уже не содержится. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31 июля 1996 г. N 011-31-5318-96).

Картотека N 2 представляет собой технический прием, позволяющий банку соблюдать установленную законодательством очередность платежей к счету клиента при недостаточности средств на счете (п. 2 комментируемой статьи).

К сожалению, картотека N 2 ведется не к любому банковскому счету клиента. Например, в соответствии с п. 1.1.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям. Таким образом, п. 2 комментируемой статьи фактически не применяется к текущим счетам физических лиц, что необоснованно, учитывая, что комментируемая статья не содержит подобных исключений.

8. На практике нередко возникает вопрос: какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы? В письме от 19 ноября 1996 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

9. В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

10. Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П.

11. Очередность платежей, установленная комментируемой статьей, представляет собой общий порядок исполнения банком договора банковского счета. Поэтому норма комментируемой статьи адресована непосредственно банку.

Помимо нормы комментируемой статьи в законодательстве имеются другие правила об очередности распределения имущества. Однако эти правила адресованы не банку, а иным лицам. Например, в случае признания юридического лица банкротом его имущество распределяется в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 138, 211 Закона о банкротстве. Эти правила адресованы конкурсному управляющему. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная гл. 14 Закона об исполнительном производстве. В указанной очередности имущество должника распределяется судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется комментируемой статьей.

Следовательно, очередность, установленная иными актами для соответствующих специальных случаев, не должна применяться для списания средств с банковского счета.

12. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная комментируемой статьей, применяется по каждому счету в отдельности.

13. Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В соответствии со ст. 27 Закона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно при получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Таким образом, арест как мера по ограничению распоряжения счетом означает прекращение всех расходных операций независимо от очередности исполнения платежных документов, находящихся в картотеке N 2, и очередности платежей, в обеспечение исполнения которых был применен арест средств на счете.

Поэтому банк не должен совершать платежи, отнесенные законодательством к первой, второй, третьей очереди, даже, если имеется постановление судебного пристава-исполнителя об аресте средств на счете для исполнения платежа, отнесенного законодательством к шестой очереди.

В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены комментируемой статьей к более льготной очереди, чем требования, обеспечиваемые арестом, возникает вопрос: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования?

В п. II информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики» (далее — информационное письмо ВАС РФ N 6) указан следующий механизм решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1996. N 10.

К сожалению, описанный в вышеназванном информационном письме механизм списания с арестованного счета платежей привилегированным кредиторам оказался нежизнеспособным. Фактов, когда практика пользовалась этим механизмом, немного, одновременно выявлены некоторые проблемы его применения. Например, в рассматриваемом информационном письме не указано, какой суд должен вынести определение, разрешающее списание средств с арестованного счета. На практике были случаи, когда арест применялся одним арбитражным судом, а определение, разрешающее списание средств привилегированным кредиторам, выносилось другим арбитражным судом, у которого не было достаточных сведений. Это обусловлено тем, что обмен информацией между судами не обеспечен.

14. В п. II информационного письма ВАС РФ N 6 содержится вывод о том, что арест средств на счете не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной комментируемой статьей. Это означает, что применение режима ареста к счету ответчика должно приводить к прекращению всех расходных операций.

Данный вывод является обоснованным, поскольку направлен против обхода правила об очередности платежей. Когда арест будет в установленном порядке снят, расходные операции должны быть возобновлены в соответствии с очередностью, установленной комментируемой статьей. Это означает, что арест средств на счете не дает практически никаких преимуществ лицу, по инициативе которого он применен, и по своей сути не может в полной мере служить мерой по обеспечению иска. Допустим, что необходимо обеспечить иск на 100 тыс. рублей. Указанная сумма была арестована на счете, т.е. судом был применен арест как мера по обеспечению иска. Предположим, что суд вынес решение о взыскании со счета ответчика 100 тыс. рублей и отменил арест как меру по обеспечению иска, учитывая, что он уже удовлетворен. Соответствующий исполнительный лист поступил в банк должника. Допустим, что банк должен исполнить решение суда в пятую очередь и к счету представлены иные привилегированные требования на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. К этому же счету имеется картотека N 2, включающая расчетные документы, которые отнесены п. 2 комментируемой статьи к первым четырем очередям. В указанной ситуации банк должен списать со счета все первоочередные платежи, а затем — в пятую очередь — исполнить решение суда. Очевидно, что арестованная ранее сумма будет израсходована на первоочередные платежи. Ее не хватит для исполнения решения суда, и, следовательно, она никак не может обеспечивать этот иск.

Указанная ситуация является не вполне нормальной, но она точно вытекает из действующего законодательства об очередности платежей. Такой же подход необходимо использовать при применении меры по приостановлению операций по счету во всех случаях, кроме случая, предусмотренного нормой п. 1 ст. 76 НК РФ. Ею установлено, что приостановление операций по счету является особым способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и оно не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Отсюда следует, что приостановление операций по счету, примененное налоговыми органами, не должно препятствовать списанию со счета налогоплательщика платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди, а также всех платежей, направляемых в бюджетную систему РФ (далее — налоги и иные платежи в бюджет).

Редакция процитированной ст. 76 НК РФ действует с 1 января 2007 г. В прежней редакции эта же статья не содержала указаний на возможность списания со счета, к которому применена мера по приостановлению операций, налогов и иных платежей в бюджет. Исходя из точного смысла первоначальной редакции рассматриваемой статьи списание средств со счета, по которому приостановлены операции, было возможно только в отношении платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди. Между тем судебная практика того периода признавала возможным списывать со счета налогоплательщика суммы налогов, не считаясь с приостановлением операций по счету. Суды обосновывали такой вывод особой обеспечительной ролью рассматриваемой меры (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N ФОЗ-А73/02-2/2191; ФАС Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03-АК).

Представляется, что указанный подход судебной практики и законодателя, изменившего редакцию ст. 76 НК РФ и разрешившего тем самым списывать со счета налогоплательщика с приостановленными операциями налоги и иные платежи в бюджет, нельзя признать обоснованным. Он нарушает очередность платежей, установленную законодательством, т.е. направлен на обход закона. При анализе указанной ситуации следует учесть, что налоги и иные платежи в бюджет должны уплачиваться в третью очередь одновременно с выплатой заработной платы и иными приравненными к ней платежами. Это правило установлено во исполнение Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П. Именно в данном Постановлении КС РФ впервые было установлено, что исполнение конституционной обязанности по уплате налогов должно осуществляться одновременно с выплатой заработной платы; иной подход противоречит Конституции РФ. Новая редакция ст. 76 НК РФ фактически позволила уплачивать налоги и иные платежи в бюджет ранее заработной платы, учитывая, что мера по приостановлению операций по счету не распространяется на налоги, но приостанавливает выплату заработной платы. Таким образом, новая редакция ст. 76 НК РФ не отвечает требованиям Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П.

В этой связи вывод информационного письма ВАС РФ N 6 о том, что арест средств на счете не должен нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством, представляется более обоснованным. Он не нарушает вывода Конституционного Суда РФ о необходимости выплачивать налоги и заработную плату одновременно, так как не нарушает установленную законодательством очередность платежей.

15. В случае совершения банком операций, нарушающих очередность исполнения расчетных документов, предъявленных к счету, возможен вывод о ненадлежащем исполнении банком своих обязательств по договору банковского счета. Учитывая, что указанное нарушение отсутствует в диспозиции ст. 856 ГК РФ, представляется, что клиент может предъявить к банку требование только о возмещении убытков.

Является последовательностью снятия финансов по нескольким документам, дата погашения которых наступила. В норме предусмотрено два правила ее определения. Рассмотрим далее статью 855 ГК РФ в новой редакции.

Общие правила

При наличии на р/с суммы, достаточной для погашения всех предъявленных требований, снятие производится в порядке поступления распорядительных и иных документов. Такая очередность списания денежных средств со счета называется календарной. Это правило действует, если иное не предусматривается законодательством. В случае недостаточности суммы устанавливается другой срок исполнения обязательств.

Некалендарная последовательность

При недостаточности суммы на р/с погашение задолженности осуществляется в первую очередь по исполнительной документации, предусматривающей перечисление/выдачу для удовлетворения требований о компенсации вреда, нанесенного здоровью/жизни, а также о взыскании алиментов. После этого производится отчисление выходных пособий и зарплат лицам, работающим либо работавшим по контракту, вознаграждений авторам продуктов интеллектуального труда. В третью очередь списание осуществляется по расчетным документам, предусматривающим выдачу/перечисление оплаты труда лицам, задействованным на предприятии в соответствии с договором, поручениям контрольных органов на погашение задолженности перед бюджетом. К последней, в частности, относят просроченные налоги и сборы, а также страховые взносы. В четвертую очередь осуществляется списание сумм на удовлетворение прочих требований. После этого осуществляется погашение задолженностей по мере поступления документов.

Разъяснения

Правила, сформулированные в норме, распространяются как на расчетный счет для ООО (кредитной организации), так и на его клиентов. Первое положение действует в случаях, когда суммы на р/с достаточно для удовлетворения всех предъявленных требований. В этой ситуации погашение осуществляется в порядке поступления документов, если срок исполнения обязательств наступил (при акцептной форме или при наличии указания на дату в самой бумаге). Исключения из данного правила могут предусматриваться в законодательстве.

Второе правило

Оно распространяется на случаи, когда суммы для погашения всех требований недостаточно. Для корректного применения последовательности, установленной в ст. 855 ГК РФ, необходимо принимать во внимание судебную практику и другие нормы. Первая и вторая группы требований определяются абзацами 2 и 3 пункта второго. Абз. 4 Постановлением КС признан несоответствующим конституционным положениям. Согласно ч. 3 ст. 79 ФКЗ № 1, нормы, противоречащие Основному Закону, теряют силу. Необходимо помнить, что КС при принятии постановления руководствовался необходимостью осуществлять погашение задолженности по зарплате и перед бюджетом одновременно. Так как соответствующие изменения в ГК не внесены, отсутствие третьей группы отчислений каждый год восполняется федеральным законом о госбюджете.

Нюансы нормы

Расчетный счет для ООО выступает в качестве фонда, в котором концентрируется капитал, предназначенный для расходования на различные нужды. В их числе - оплата труда, обязательные отчисления в бюджет, страховые взносы. В соответствии со ст. 855 ГК РФ, снятие этих сумм осуществляется после погашения задолженностей, указанных в абз. 1 и 2. Из данного правила следует, что неналоговые и налоговые отчисления, а также оплата труда производятся в порядке поступления соответствующей документации. Взносы в ПФР, ФСС и ФОМС считаются отчислениями в бюджет, согласно статьям 144 и 10 БК.

Спорный момент

Он касается наличия четвертой очереди в ст. 855. Юристы зачастую расходятся во мнениях о ее существовании. Отсутствие единой позиции по этому вопросу влечет, в свою очередь, противоречия при определении количества групп в последовательности. В одном случае их 6, в другом - 5. Четвертая группа, предусмотренная нормой 855 ГК РФ, сохраняется в некотором усеченном виде. Здесь следует обратиться к ст. 5 ФЗ № 308. Согласно норме, отчисления в бюджет и внебюджетные госфонды отнесены к третьей группе. Однако положения абз. 5 п. 2 рассматриваемой статьи 855 ГК РФ позволяют сделать вывод, что в результате "вычитания", указанного выше, остается категория, не включенная в структуру последовательности. Ею являются Они переходят в 4-ю группу. 5 и 6 очереди определяются в пункте 2 без дополнений и корректировок.

Оплата труда

Она отнесена ко второй группе в последовательности, установленной статьей 855 ГК РФ. При определении смыслового содержания понятия оплаты труда необходимо использовать разные правовые источники. К ним, кроме ТК, относят НК, а также судебные постановления. Между тем в приведенных источниках присутствуют разные перечни выплат. Кроме того, эти документы, как правило, отличаются узкоприкладным характером и используются при разрешении конкретных вопросов (исчисление зарплаты, ЕСН и так далее). Также стоит сказать, что указанные источники содержат открытые перечни категорий. Наниматели, в свою очередь, вправе устанавливать систему оплаты на своих предприятиях по собственному усмотрению. Что касается использования термина "оплата труда" в абзаце 3 п. 2 статьи 855 ГК РФ, законодатель предусмотрел формирование льготной группы для отчислений, осуществляемых работодателем сотруднику за деятельность последнего в рамках контракта (договора). Данное указание позволяет исключить прочие суммы, не связанные с трудовыми отношениями.

Отчисления в бюджет

Они не исчерпываются неналоговыми и налоговыми суммами, взносами в ПФР, ФСС и ФОМС. К указанным отчислениям относят все платежи, направляемые на бюджетный счет. Их определяют по графе "Р/с получателя" в документе-распоряжении. В состав бюджетных отчислений может попасть, к примеру, арендная плата, подлежащая переводу на счет, который открыт в учетном регистре казначейства. На практике, между тем, возникают некоторые проблемы при определении состава бюджетных отчислений. В первую очередь сложности появляются при установлении последовательности списания суммы сбора по постановлению пристава-исполнителя. Они обуславливаются следующими обстоятельствами. Закон "Об исполнительном производстве" не содержит подробно урегулированного механизма взыскания и отчисления сбора. Однако известно, что он подлежит перечислению в федеральный бюджет. Но сначала его необходимо зачислить на депозитный счет ФССП вместе с прочими средствами, погашающими задолженность. Общая сумма распределяется по правилам, установленным 110 статьей указанного выше Закона. При этом сбор переводится в федеральный бюджет в третью очередь. Из этого следует, что на практике вероятна ситуация, когда его сумма, взысканная с должника, фактически будет направлена на удовлетворение требований кредитора. Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что постановление пристава будет, по всей видимости, предписывать банковской организации перечислить сбор, не в бюджет, а на счет ФССП, который открыт в обычной финансовой структуре. В соответствии с этим представляется, что данное отчисление относится к пятой группе в последовательности. Банк при этом не должен вносить в документацию, предоставленную приставом, каких-либо исправлений. В данном случае достаточно выполнить платеж в предусмотренной законом очередности.

Налоговые суммы

На практике отмечаются различия при определении последовательности снятия задолженностей по требованиям ФНС в зависимости от выбранного инспекцией порядка исполнения принятого решения. В случаях, когда оно реализуется посредством направления в банк поручения налоговой структуры, суммы со счета плательщика списываются непосредственно в бюджет РФ. Эти операции относятся к третьей группе в последовательности. Если решение исполняется с привлечением пристава, суммы списываются на счет ФССП, а затем переводятся в бюджет. В этом случае возникает проблема с определением группы в последовательности снятия. В соответствии с неформальным подходом, принимается во внимание, что сумма, списанная на счет ФССП, в конечном итоге подлежит зачислению в бюджет. Из этого можно сделать следующий вывод. Взыскиваемые платежи выступают как отчисления в бюджет, независимо от того, что их перечисление производится в него не напрямую. Для правильного применения нормы необходимо использовать формальный признак - вид счета, на который подлежит списать средства. Р/с ФССП не входит в структуру фондов, на которых учитываются суммы бюджетной системы. В этой связи взыскание штрафов и недоимок производится в пятую очередь.

Практическое применение положений

Рассмотренный выше формальный подход позволяет преодолеть определенные сложности. Например, пристав в постановлении указал не только недоимку в бюджет по решению налоговой инспекции, но и штрафы и исполнительский сбор. В документе, таким образом, присутствуют суммы, относящиеся к разным группам в последовательности. Допустим, к р/с должника была применена мера по блокированию операций. Данное событие, в соответствии со ст. 76, ч. 1 НК, не создает препятствий для зачисления средств в бюджет. В этой связи любые поручения налоговой инспекции либо самого владельца р/с о направлении соответствующих сумм исполняются без учета указанной меры. Эти же отчисления, но взыскиваемые по постановлению пристава, подлежат зачислению сначала на счет ФССП. Соответственно, в этом случае их нельзя отнести к группе бюджетных отчислений. Если руководствоваться формальным принципом, то оба платежа относятся к пятой группе.

Из этого следует, что мера, предполагающая блокирование операций, "заморозит" и их. При неформальном подходе штрафы и недоимка списываются со счета вне зависимости от установленных ограничений. При этом исполнительский сбор будет задержан.