Икона положение во гроб. Караваджо "положение во гроб"

Прописка

Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана

Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.

В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына. Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.

Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.

Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?

Как мы видим, композиция интересна. Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)

3. Реалистичность людей

Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем.


Ее возраст реалистичен. Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.

Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ.


Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия

Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции. Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.

4. Ощущение динамики

Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.

Никодим также на пределе своих сил. Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.

Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной.

Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана

5. Знаменитое тенебросо Караваджо

Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.

Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.

Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.

Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.

Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности. Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом.


Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид

Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.

Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства. Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу.


Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава

“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.

Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы. После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.

Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье

* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители:

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб.

Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век.

В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм.

Это прекрасное время для причастия, исповеди.

Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель.

Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно.

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется.

Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона "Положение во Гроб Господа Иисуса Христа" была передана храму одним из наших прихожан.

Икона XIX в. была написана на старой иконной доске с сюжетом Успения Пресвятой Богородицы. Во время удаления поверхностных загрязнений и поздних слоев живописи, в центральной части проступил слой более ранней, но практически не сохранившейся живописи.

После проведения всех необходимых реставрационных работ для иконы был изготовлен новый киот. Теперь эта обновленная святыня находится в нише центральной части храма (справа от входа).

ПРИХОДСКОЙ СОВЕТ БЛАГОДАРИТ ВСЕХ, КТО ВНЕС СВОЮ ЛЕПТУ В ДЕЛО ВОССОЗДАНИЯ И БЛАГОУКРАШЕНИЯ НАШИХ ХРАМОВЫХ ИКОН!
ОТДЕЛЬНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ рабе Божией ГАЛИНЕ ЗА ЕЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ КИОТА!

Икона "Положение во гроб" описывает евангельскую сцену похорон распятого Иисуса Христа. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский упросил у римского наместника Понтия Пилата тело Иисуса для погребения. Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницею), пропитанную благовониями и положили во гроб, высеченный в скале, где еще никто не был положен, и привалили камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали. Иконография "Положения во гроб" включает в себя гроб с телом Христа, припавшую ко гробу Богородицу, Иоанна Богослова, тайных учеников Христа Иосифа Аримафейского и Никодима, жен-мироносиц.

Икона до реставрации

Икона во время реставрации
Обратите внимание, что в центральной части проступил слой более ранней живописи - лик Христа.
Ранее на этой доске была написана икона Успения Пресвятой Богородицы.

На иконе «Положение во гроб» изображен один из эпизодов Страстной пятницы, который произошел после смерти Спасителя на кресте. Евангелист Лука об этих событиях свидетельствует: «некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришел к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен» (Лк. 23: 50-53). Евангелист Иоанн добавляет: «Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи» (Ин. 19: 39-40). За Иосифом и Никодимом «последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его» (Лк. 23: 55).

Первоначально, как отмечал Н.В. Покровский, сюжет «Положения во гроб» изображался в соответствии с евангельским текстом и отображал еврейский погребальный обряд. В центре композиции располагались Иосиф и Никодим, которые несли тело Христа, завернутое в белые погребальные ткани, ко входу в погребальную пещеру, выдолбленную в скале. В некоторых случаях рядом со Спасителем изображалась Богородица, идущая рядом или поддерживающая голову Иисуса Христа. Такую композицию можно встретить в миниатюрах лицевых сводов, например, в кодексе Григория Богослова, созданном в 80-е годы IX века (Национальная библиотека в Париже, gr.510), или в росписях храмов, например, в Страстном цикле церкви апостола Андрея на Треске, выполненном митрополитом Иоанном II (Зографом) и его помощником монахом Григорием в 1388 - 1389 годах.

Позднее появился иной вариант изображения «Положения во гроб», в центре композиции которого располагался крест, а у его подножия - гроб с телом Иисуса Христа, завернутым в погребальные ткани. У изголовья Спасителя изображались плачущие Богоматерь и Иоанн Богослов, у ног - старец Иосиф, за ними - три плачущие женщины и Никодим. Под перекрестием располагались два ангела. Этот вариант получил широкое распространение в русской иконописи. Например, икона «Положение во гроб» из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1497 года (Музей им. Андрея Рублева). Подобная композиция в византийских памятниках известна под названием «Оплакивание Христа».

Жанна Григорьевна Белик ,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийский и русских. М., 2001. С. 478-481.

2. Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007. Кат. № 24.

3. Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря 1497 год. М., 1988.