Индийские священные писания. Индийские Веды — древний источник удивительных знаний

Кредитные карты

Еще в доисторические времена жрецы древних народов записывали свои знания, чтобы увековечить их и передать потомкам, поэтому в самых известных исторических музеях мира каждый из нас может увидеть каменные и деревянные скрижали и древние свитки из папируса, на которых описаны ритуалы поклонения древним богам и записаны сведения о том или ином аспекте жизни общества того времени. С течением времени традиция записывать все самые важные события и информацию не исчезла, и благодаря ей мы можем достаточно много узнать о жизни и нравах древних народов.

Все священные книги религий мира также обязаны своим существованием традиции записывать все самое важное. Каждая из имеет свою священную книгу, в которой записаны все догмы веры, культы и традиции, указаны правила и нормы, обязательные или рекомендуемые для всех адептов религии, а также описаны исторические сведения, мифы и жизнеописание основателей религии и некоторых других людей, оставивших важный след в истории формирования верования.

История написания священных книг религий мира практически такая же сложная и неоднозначная, как и , ведь эти письмена писались разными людьми на протяжении длительного времени, и в каждой из книг есть информация, которой современные историки не могут дать единую трактовку. Священной книгой христианства является Библия, ислама - Коран, буддизма - Трипитака (Палийский канон), иудаизма - Танах, индуизма - Веды, конфуцианства - У-Цзин, даосизма - Дао цзан и Чжуан-цзы.

Библия - священная книга христиан

История написания Библии насчитывает более полутора тысяч лет - согласно выводам историков, священное писание христиан создавалось с XV в. до н. э. по I в. н. э., а его авторами являются несколько сотен человек, живших в разные века. Так как отдельные части Библии были неединоразово переписаны и отредактированы, авторство некоторых книг и Евангелий точно установить невозможно, однако христианские священнослужители и люди, исповедующие иудаизм, уверены, что первым автором, начавшим писать Библию, был пророк Моисей (ему приписывают авторство Торы - пяти первых книг Ветхого Завета), а закончили написание Священного Писания апостолы Иисуса Христа.

Библия состоит из двух основных частей - Ветхого Завета и Нового Завета , причем согласно верованию, первая часть была написана до первого пришествия Христа, а вторая - после его рождения. Прихожане православной, католической и протестантских церквей, а также , причисляющих себя к христианским, считают указания и пророчества, обозначенные в Новом Завете, приоритетными перед догмами и правилами, прописанными в Ветхом Завете.

Наряду с правилами поведения, нормами морали и указаниями для верующих (главными из них можно считать 10 Заповедей, указанных в книге Исход Ветхого Завета, а также наставления Иисуса Христа, описанные в Евангелиях от апостолов), в Библии также отражена история еврейского народа и жизнеописания людей, внесших значимый вклад в развитие еврейской нации. Отдельно следует упомянуть и о пророчествах, наибольшее количество которых содержится в последнем разделе канонической Библии - книге Откровения от Иоанна; эту книгу также называют Апокалипсис Иоанна.

Так как Библия была неоднократно переписана и толкование некоторых указаний и пророчеств менялись в соответствии с политикой церкви, в современный вариант этой священной книги были включены далеко не все тексты и писания, написанные апостолами. Такие тексты называют апокрифами , и несмотря на то, что большинство священнослужителей не признают их священными писаниями, некоторые историки уверены, что полностью понять суть сказанного в Библии без учета апокрифов не представляется возможным. К нашему времени сохранилось около 100 апокрифов, относящихся к Ветхому Завету (книга Варуха, книга Товина, книга Юдифи и др.), и примерно такое же количество текстов, которые не включены в Новый Завет (Евангелие Иуды Искариота, Евангелие Марии, Евангелие Варнавы, Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, Книга Иосифа плотника и др.).

Танах - священная книга иудеев

Танах - это Ветхий завет Библии, который последователи иудаизма в свою очередь делят на три части:

1.Тора - первые пять книг (Бытие, Исход, Левит, книга Чисел и Второзаконье)

2. Невиим - восемь написанных пророками книг, состоящих преимущественно из описания истории еврейского народа с момента прихода на "землю обетованную" и до того, как еврейский народ был пленен Вавилонским царством

3. Ктувим - оставшиеся 11 книг Ветхого завета, которые также называют "писаниями святых".

Следует отметить, что между Танахом и Ветхим Заветом христианской Библии есть определенные отличия - адепты иудаизма считают апокрифами некоторые из тех книг Ветхого Завета, которые христиане признают каноническими. Также иудеи уверены, что есть 4 уровня (или слоя) толкования Танаха, и если первые три слоя понимания священного писания (буквальное, образное и логическое понимание) доступны каждому человеку, но каббалистическое понимание приходит только избранным.

Коран - священная книга ислама

Коран , священная книга мусульман, состоит из откровений пророка Магомеда, которые через него Аллах ниспослал верующим. Как и Библию, Коран несколько раз переписывали, и считается, что единственная каноническая версия была утверждена в седьмом веке нашей эры коллегией из оставшихся в живых сподвижников Магомеда. Однако сейчас существует 7 вариантов чтения Корана, каждый из которых был сформирован той или иной мусульманской школой начального периода истории ислама.

Состоит священная книга мусульман из 114 сур (глав), а каждая сура, в свою очередь, включает в себя от 3 до 286 аятов (стихов). Все суры делятся на мекканские , в которых записаны откровения, данные пророку Магомеду Джабраилом до переселения в Медину, и мединские - суры, записанные из слов пророка после того, как он прибыл в Медину. Помимо основных догм вероучения, пророчеств и указаний верующим, в Коране содержится жизнеописание пророков, которых бог посылал на землю.

Прочитав эту священную книгу, можно сделать вывод, что и мусульмане, и христиане, и иудеи верят в одних и тех же пророков - в Коране упоминаются Ной, Соломон, Моисей, Иисус и другие апостолы, чьи имена есть в Библии. Однако мусульмане уверены, что именно откровения последнего пророка Магомеда наиболее исчерпывающе доносят людям волю бога, поэтому верующим необходимо жить по его заветам.

Палийский канон - священная книга буддистов

История создания Трипитаки началась в седьмом веке до н.э., после достижения паринирваны Буддой Шакьямуни. Изначально сакральные знания буддистов передавались только в устном варианте, однако на Четвертом Буддийском Соборе было решено увековечить заветы Будды, и Трипитака была записана на папирусах, изготовленных из пальмовых листьев. Так как эта священная книга записывалась на языке пали, во всем мире она также известна под названием "Палийский канон".

Данная священная книга состоит из трех основных частей - "трех корзин":

1. Виная-питака - корзина правил поведения; в этой части Палийского канона обозначены правила и нормы поведения для монахинь и монахов, которые отреклись от мирской жизни и живут в буддийских монастырях

2. Суттанта-питака - корзина наставлений; в данной части Трипитаки записаны наставления Будды, которым должны следовать и молодые монахи, и миряне. Именно в Суттанта-питаке описаны ключевые догмы буддийской религии

3. Абхидхамма-питака - корзина доктрин; в нее входят не изречения самого Будды, а труды его учеников и последователей, посвященные искусству медитации. В этой части Палийского канона преобладают тексты, посвященные психологии, и познания, этике, философии.

Веды - священная книга индуизма

Веды , несомненно, можно назвать одной из старейших священных книг религий мира, так как первая ее часть была записана еще в XVI века до н.э. Священные тексты индуизма в оригинале были записаны на санскрите, и большая часть знаний, представленных в этой книге - самхиты (сборники мантр для религиозных обрядов и молитв) и комментарии и пояснения к ним. Согласно верованию индуистов, Веды не были составлены людьми, а ниспосланы человечеству богами через святых мудрецов. Священная книга Веды состоит из четырех вед:

1. Риг-веда - веда гимнов; в ней размещены мантры, которые произносят в молитвах главные священнослужители. По мнению исследователей, Риг-веда и по лингвистике, и по содержанию имеет много общего со священной книги древних иранцев - Авестой

2. Яджур-веда - веда жертвенных формул; в этой части священной книги индуизма размещены мантры, которые необходимо произносить во время ритуалов жертвоприношений, а также манрты для чтения при проведении практически всех ведийских обрядов

3. Сама-веда - веда мелодий; в Самаведе записаны мантры, которые священнослужители поют во время богослужения, причем каждую мантру нужно петь в строго определенном ритме

4. Атхарва-веда - веда заклинаний; в данной части священной книги описаны не только обряды и ритуалы, но и уделено внимание повседневной жизни древних индусов. В этой веде записаны некоторые медицинские и , в частности, обозначены причины и способы лечения ряда болезней, а также способы изготовления ядов, отравленных стрел, дымовых завес и др.

В индуизме распространено такое понятие, как упанишады. Нередко термин встречается в учениях Ведов, поэтому давайте узнаем, какое значение имеют древнеиндийские трактаты на Востоке.

Что это такое

Упанишады - это философские работы, написанные на - санскрите. Иными словами, такие трактаты представляют собой учения, созданные великими мудрецами и учителями Индии. На сегодняшний день существует большое количество текстов, но понять, кто их автор, не удалось. Одно мы знаем точно, что само понятие обозначает процесс просвещения учеников Ведами.

Ошибочно полагать, что упанишады - это древние трактаты, которые сами себя дублируют. На самом деле каждая работа - кропотливый труд, описывающий разные течения Ведов.

Какие идеи несут учения

В первую очередь древнеиндийские трактаты создавались в процессе мышления мудрецов и нередко преподносятся нам в виде прозы. Нередко бывают упанишады в виде стихов, что позволяет гораздо легче воспринимать их.

Философские тексты учат, что человек должен стремиться познать Брахман, то есть понять первооснову нашей реальности. Духовное развитие можно получить только в том случае, если мы не будем практиковать жертвоприношения и совершать тематические обряды. Главная цель упанишады - показать, что Брахман находится в душе каждого живого существа, а чтобы понять его и слиться воедино, нужно практиковать йогу и медитацию. Эти практики помогают отделиться от мирских благ и забот, познать энергию Вселенной.

Упанишады - это большой путь, который рассказывает о кармических законах, переселении душ и возможности перерождении. Все это основывается на Брахмане - начале всего сущего, что может и разрушить, и создать абсолютно новое, и наоборот, помочь тем, кто стремится познать первооснову.

Происхождение

Древние трактаты стали появляться в 7 веке до нашей эры, при этом сами упанишады создавались на протяжении десятков веков. Их можно отнести к комментариям ведических текстов, которые либо воодушевляли философов, либо вызывали скептицизм и сомнение.

Само же слово "упанишада" произошло из санскрита и состоит из трех частей. Первый предлог - upa, что в переводе означает "быть близко". Второй предлог - ni, означающий "внизу". Третий предлог - sad, переводящийся с древнего языка как "сидеть". Трактовать слово можно так: ученики, сидящие возле ног учителя, который вещал о смысле бытия, мироздании и мироощущениях.

На сегодняшний день существует 108 главных упанишад, которые играют значительную роль в древней религии. На самом же деле подобных трудов существует не менее 2.000.

Мысли и практики

Благодаря Ведам упанишады возникли в нашей жизни. Древние трактаты стали основанием индийской философии, скрывающие тайный смысл о первозданном. Веды призывали людей приносить жертвы и устраивать кровопролития ради милости божеств, и, возможно, человечество до сих пор искало бы спасение на жертвенных алтарях. Упанишады же, наоборот, учат нас тому, что молитвы и духовные практики помогут быть ближе к великому. Именно учения древних философов в своих трактатах сделали огромный шаг в восточной религии, дабы человек смог освободиться от мирских оков и познать истину.

Главная особенность таких комментариев - это возможность окунуться в свое сознание, научиться управлять им и найти спасение в покое, избавив свою натуру от бессмысленных страданий, переживаний и беспокойств. Смысл упанишад в том, что на протяжении всей жизни человек должен стремиться найти бесконечное, осознать бытие и просветить свой разум. В этом могут помочь ежедневные практики, такие как йога, медитация, молитвы и чтение глубокомысленных текстов.

Духовные практики как средство познания самого себя

Йога входит в ученье упанишад, она помогает познать наш внутренний мир. Совместно с медитацией и дыхательными упражнениями можно отречься от всех земных чувств, переосмыслить бытие и обрести нечто индивидуальное. Йога способна научить человека прочувствовать свое тело, что приводит и к контролю над эмоциями, желаниями. Благодаря такой духовной практике можно соединить свое сознание с атманом (Творцом).

Медитации, напротив, позволяют сосредоточиться на важном и научиться контролировать свои мысли, чувства, желания. Духовная практика заставляет вас анализировать внешний мир, что приводит к пониманию бесконечного. К тому же что йога, что медитация помогают избавиться от мирских проблем, а именно поменять взгляд на все ситуации, происходящие вне нашего тела. Благодаря этому человек учится контролировать свои эмоции, отсеивать негатив, концентрироваться на важном - познании самого себя.

Айтарея

На сегодняшний день имеют важное значение 108 упанишад Индии, но самыми ценными считаются лишь десять, и книга Айтарея - одна из них. Философский трактат, выпущенный в виде прозы, рассказывает нам о Творце, или атмане. Также в книге затрагивается такая важная тема, как единство между личностью и Брахманом.

В индуизме атман - это дух, который заточен в теле человека. Именно он дает нам энергию, при не является чем-то материальным или физическим. Он отражает единое начало - вечное и неизменное. Дух может попасть в колесо сансары, отчего и появилось верование в реинкарнацию душ - атман, находясь в вечном круговороте, подвержен постоянному перерождению, пока человек не обретет духовность.

Айтарея является одной из самых древних книг-упанишад. В написании философских комментариев участвовал брахман Айтарея, отчего и возникло идентичное название учения. На сегодняшний день это большой трактат, разделенный на 8 частей, которые рассказывают и о мирских обязанностях, и о значении звуков в медитации и во время чтения мантр. К тому же учение рассказывает нам о рождении, появлении всего сущего, а также о важности дыхательной системы и органов тела человека.

Брихадараньяка

Брихадараньяка-упанишада - наиболее популярный дневнеиндийский трактат, рассказывающий о человеческой сущности, мироздании и мироощущениях. В этой книге можно прочесть о философии индуизма, где мудрецы пытались узнать о богах, об их количестве. Все сводится в книге к тому, что на самом деле сложно понять, сколько существует божеств.

Удивительно, но Брихадараньяку более 50 лет назад перевели на русский язык с санскрита. До сих пор эта книга считается одной из самых крупных и влиятельных упанишад. Брихадараньяка позволяет самореализоваться и переосмыслить все религиозные течения, ведь недаром так часто цитируется отрывок из этой удивительной работы, в котором описывается поход философа к одному мудрецу и его вопрос о количестве богов. К тому же писание уникально и тем, что в нем содержится большое количество молитв и мантр, написанных на санскрите.

Чхандогья

Чхандогья-упанишада - еще одна работа, состоящая в основном из комментариев к ведическим текстам. Отражает мир и писания индийских Ведов, их и течение.

Книга состоит из 8 частей, которые рассказывают о том, как добиться идеального духовного развития и познать истину мироздания. Для этого писание призывает очищать сознание с помощью различных практик, которые помогут познать Брахман. Упанишада рассказывает о карме и ее влиянии на будущую реинкарнацию, таким образом Чхандогья призывает к чистоте, праведности и мудрости.

Главная особенность комментариев в том, что мы можем изучить проведение духовных обрядов и ритуалов, которые крайне отличаются от классических ведических жертвоприношений. Авторы часто приводят сравнения на основе простых бытовых предметов, отражающие вечные истины, сокрытые от затуманенного сознания. Также в упанишаде упоминается и Атман как первородность нашего бытия, и перерождение душ, попавших в вечное колесо сансары, и перерождение с кармическими последствиями, и энергия внутри нас, способная накапливать все события и информацию прошлых жизней.

Прашна и Мандукья

Прашна рассказывает читателю о традиционной и древней технике - пране. В религиозном веровании Индии считается, что дыхание - это важная составляющая во время йоги и медитации, которые наполняют наше тело вселенской энергией.

Уникальность Прашны в том, что автор подробно рассказал, как дыхание влияет на мозговую деятельность, опорно-двигательный аппарат, органы кроветворения и пищеварительную систему. Прана - особенная техника, ведь она позволяет не только погрузить человека в глубокое медитативное состояние, но и еще открыть возможность очистить сознание. Причем нужно понимать, что прана - это не просто правильное дыхание, а практика, которая насыщает наш организм вечным духом, энергией. Она вокруг нас, но не видима человеческим взглядом.

Мандукья-упанишада начинается с посвящения в Брахман и Атман. Затем трактат обучает человека важности звука Аум, который представляет собой нечто большее, чем просто сокращающиеся мышцы гортани. Аум в древней религии - это все то, что нас окружает, окружало или будет окружать. Книга рассказывает о важности и других звуков, которые нередко можно услышать в мантрах, таких как "м", "ом", "а".

), которые относятся к категории шрути (услышанное).

Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Содержащиеся в Ведах мантры, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани.

История происхождения

Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Сначала они передавались устно из поколения в поколение, и до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

В индуизме считается, что в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма (Бог-Творец) получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши (мудрецы) получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет.

Индуисты считают, что более 5000 лет назад, сохранившаяся часть ведийского знания была записана и разделена на четыре Веды великим мудрецом Вьясой (Ведавьясой), который также изложил основную его суть в форме афоризмов Веданта-сутры.

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны Ригведы. Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в Яджурведе. Гимны Самаведы собрал Джаймини. Атхарваведа, представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Предположительно Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Ригведы около XVI века до н.э. и завершился в V веке до н.э. Однако, так как Веды записывались на недолговечном материале (пальмовых листьях, древесной коре), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

На данный момент Веды - самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями. Веды - это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках - оно может стать спасением человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов-брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют Веды? Почему это знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал Веды? Как шла передача знания? Посмотрев видео, вы приблизитесь к пониманию того, что содержит в себе это таинственное и могущественное ведическое знание.

Основные тексты Вед

Веды включают в себя четыре самхиты (сборника мантр):

1. Ригведа (Веда гимнов) состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.

Ригведа считается древнейшим сохранившимся индийским текстом, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Ригведа состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы. Гимны посвящены ригведийским богам, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Рудра, Варуна, Савитар и другие. Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.

Ученые считают, что книги Ригведы составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера, Ригведа была составлена в период с XVIII по XII век до н.э. в районе Пенджаба. Другие исследователи указывают более поздние или более ранние даты, а некоторые полагают, что период составления Ригведы не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450-1350 годами до н.э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Ригведой и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряженные лошадьми, были обнаружены в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н.э.

2. Яджурведа (Веда жертвенных формул) содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

Яджурведа состоит из 1984 стихов, частично заимствованных и адаптированных из Ригведы и изложенных в прозе. Мантры Яджурведы имеют практическую цель - каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в Самаведе.

Существует две основных редакции этой Веды - Шукла Яджурведа и Кришна Яджурведа. Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В Шукла Яджурведе содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст Шатапатха-брахману. Этим она сильно отличается от Кришна Яджурведы, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры.

3. Самаведа (Веда песнопений) содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Самаведа состоит из 1875 стихов, большинство из которых заимствовано из Ригведы. Ригведийские тексты изменены и адаптированы для воспевания, некоторые из них повторяются несколько раз.

Самаведа служила как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из Самаведы во время ведийских ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»). В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды (саман в переводе с санскрита — мелодия восхвалительной песни или гимна).

4. Атхарваведа (Веда заклинаний) представляет собой сборник мантр-заклинаний.

Атхарваведа состоит из 760 гимнов, пятая часть из которых является общей с Ригведой. Большинство текстов - метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. По мнению большинства ученых, Атхарваведа была составлена около X века до н.э., хотя некоторые ее части датируются ригведийским периодом, а некоторые - даже древнее Ригведы.

В Атхарваведе содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвященные помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трех Вед, мантры Атхарваведы не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям. Ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны. В третьей части Атхарваведы в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Дополнительные тексты

Веды состоят из основных текстов (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые называются самхиты. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы (гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов), араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады (философские тексты). Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основных текстов эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании). В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. Араньяки и упанишады являются основой веданты.

Предлагаем дополнительно посмотреть лекцию Ильи Журавлева, в которой он знакомит слушателей с древнейшей философией, описанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и других древнейших источниках по йоге. Описание чакр, мудр, йоговских практик (асаны, пранаямы, медитация) в древних текстах. Отличие древних и современных практик.

Упанишады - древнеиндийские трактаты религиозно-философской тематики. Являются продолжением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути («услышанных свыше, богооткровенных»). В них в основном обсуждается духовная философия, медитация, вопросы Бога, души, кармы, перевоплощения, развития сознания, освобождения от страданий. Эти написанные на санскрите произведения характерны глубиной и поэтичностью изложения, и отражают мистический опыт йогов древности. На лекции Ильи Журавлева рассматриваются основные сюжеты, идеи и термины, основные практики, описанные в этих древнейших трактатах по йоге.

Другие послеведийские тексты, такие как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны не относятся к ведическими писаниям, хотя в некоторых направлениях индуизма позиционируются как пятая Веда.

Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Сюда входят:

- «медицина», примыкает к «Атхарваведе».
Дханурведа - «боевые искусства», примыкает к «Яджурведе».
Гандхарваведа - «музыка и священные танцы», примыкает к «Самаведе».
Астра-шастра - «военная наука», примыкает к «Атхарваведе».

В других источниках, к упаведам причисляются также:

Стхапатья-веда - архитектура.
Шилпа-шастры - искусство и ремесла.

Что такое индуизм и во что верят индуисты?

Индуизм является одной из самых старых известных организованных религий – ее священные писания датируются 1400 по 1500 гг. до н.э. Он также является одной из самых разнообразных и сложных религий, имеющей миллионы богов. Индуисты имеют широкий спектр ключевых верований и разделены на многие различные секты. Хотя это третья по величине религия в мире, индуизм сосредоточен в основном в Индии и Непале.

Ключевыми текстами индуизма являются Веды (считающиеся самыми важными), Упанишады, Махабхарата и Рамаяна. Эти сочинения содержат гимны, заклинания, философские размышления, ритуалы, стихи и рассказы, на которых индусы основывают свои убеждения. Другие тексты, используемые в индуизме, включают Брахманы, сутры и Араньяки.

Хотя Индуизм часто воспринимается как политеистическая религия, поклоняющаяся около 330 миллионам богов, она также имеет одного «верховного бога» – Брахму. Согласно их убеждениям, Брахма присутствует в каждой части действительности и бытия всей Вселенной. Брахма является безличным и непознаваемым и, согласно верованиям индуистов, существует в трех разных формах: Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель и Шива-Разрушитель. Эти «грани» Брахмы также известны многими другими воплощениями каждой из них. Обобщить индуистскую теологию сложно, так как различные школы индуизма содержат элементы почти каждой теологической системы. Индуизм может быть:

1) монистическим – только одна вещь существует, школы Шанкары
2) пантеистическим – только одна божественная вещь существует, поэтому Бог является идентичным миру, брахманизм
3) панентеистическим – мир является частью Бога, школа Рамануджи
4) теистическим – только один Бог, отличный от творения, бхакти-индуизм
Изучая другие школы, можно прийти к выводу, что индуизм также может быть атеистическим, деистическим или даже нигилистическим. При таком разнообразии, включенном в понятии «индуизм», можно задаться вопросом о том, что общего между ними. Единственным реальным аспектом является то, признаются ли священными Веды, или нет. Если так, тогда это индуизм, и наоборот.

Веды – это более чем богословские книги. Они содержат богатую и красочную «тео-мифологию», то есть религиозную мифологию, сознательно сплетающую мифы, теологию и историю для достижения сюжетной формы религиозных корней. Эта «тео-мифология» настолько глубоко укоренилась в истории и культуре Индии, что отвергать Веды означает противостоять Индии. Таким образом, система верований отвергается индуизмом, если она в определенной степени не охватывает индийской культуры. Если система принимает индийскую культуру и ее тео-мифологическую историю, тогда она может быть принята как «индуистская», даже если ее теология является теистической, нигилистической или атеистической. Эта предрасположенность к противоречивости может стать настоящей головной болью для людей с Запада, ищущих логическую последовательность и рациональную обоснованность в их религиозных взглядах. Но, справедливости ради, христиане не более логичны, когда заявляют о своей вере в Яхве, но отвергают Христа, живя, как практические атеисты. Для индуистов этот конфликт является подлинным логическим противоречием. Для христианина это, скорее всего, простое лицемерие.

Индуизм рассматривает человечество как нечто божественное. Так как Брахма присутствует во всем, то индуизм утверждает, что все – божественно. «Атман», или собственное «я», является одним целым с Брахмой. Любая реальность вне Брахмы считается просто иллюзией. Духовная цель индуистов – стать единым целым с Брахмой, прекращая этим существование «индивидуальности» в ее иллюзорной форме. Эта свобода называется «мокша». Пока она не достигнута, по убеждению индуистов, они будут повторно перевоплощаться, чтобы иметь возможность работать над самореализацией в направлении истины (истина заключается в том, что существует лишь Брахма, и ничего больше). Перевоплощения человека определяется кармой, которая является принципом причины и следствия, управляемым природным балансом. Поступки, совершенные в прошлом, влияют и соответствуют тому, что произойдет в будущем, т.е., прошлые и будущие жизни взаимосвязаны.

Несмотря на то, что это лишь краткий обзор, несложно увидеть, что индуизм противоречит библейскому христианству почти во всем в своей системе верований. Христианство имеет единого Бога, который является личностью и которого возможно познать (Второзаконие 6:5; 1 Коринфянам 8:6); имеет один набор Священного Писания; учит, что Бог создал землю и все, что обитает на ней (Бытие 1:1; Евреям 11:3); считает, что человек создан по образу Божьему и живет лишь один раз (Бытие 1:27; Евреям 9:27–28), а также учит, что спасение достигается лишь через Иисуса Христа (Иоанна 3:16; 6:44; 14:6; Деяния 4:12). Индуизм как религиозная система терпит неудачу, поскольку не признает Иисуса как уникально воплощенного Богочеловека и Спасителя – единственный достаточный источник спасения для всего человечества.

Индуизм что это такое?

Индуизм что это такое? Статья даст ответы на многие вопросы: Почему дать определение индуизма нелегко? Что входит в понятие «индуизм»? В чем разница между индуистским представлением о душе и убеждениями, свойственными христианскому миру?

Индуизм: поиски освобождения

Благочестивые индусы традиционно начинают день с омовения в реке, а если ее нет поблизости, то у себя дома. Они верят, что так они освящаются. Затем, еще до завтрака, они отправляются в храм, чтобы поднести цветы и пищу богу, которого почитают в той местности. Кто-то вымоет, украсит божество и обсыплет его порошками красного и желтого цвета.

Практически в каждом доме есть уголок, а то и целая комната для почитания семейного божества. Где-то наибольшей популярностью пользуется Ганеша, бог-слон. Его всегда молят об успехе и благополучии, ведь он считается богом, устраняющим препятствия. Где-то самый почитаемый бог - Кришна, где-то Рама, Шива, Дурга или кто-то еще. Тара Ч. (Катманду, Непал)

Что же такое индуизм? Почитание животных, омовение в Ганге и деление на касты, как это упрощенно представляют себе на Западе? Вовсе нет. Индуизм - это совершенно иное миропонимание, далекое от западных ценностей. Если на Западе жизнь воспринимается как временна́я прямая, с последовательностью исторических событий, то для индусов жизнь - повторяющийся цикл, в котором история человечества далеко не главное.

Дать определение этой религии не так-то легко, поскольку у нее нет ясного вероучения, священнической иерархии или руководящего органа. Но есть сва́ми (учители) и гу́ру (духовные наставники). В одной книге по истории религии дается такое определение индуизма: «Это целый комплекс учений и традиций, сложившихся еще со времен составления древнейших (и самых святых) писаний - Вед».

В другой книге говорится так: «Можно сказать, что индуизм - это религия богов Вишну, Шивы, богини Шакти, а также их воплощений, ипостасей, супругов и потомков». (К таковым можно отнести воплощения Вишну - Раму и Кришну, а также жену и сыновей Шивы - Дургу, Сканду и Ганешу.) Известно, что в индуизме 330 миллионов богов, но при этом считается, что это не политеистическая религия. Как это возможно?

Индийский писатель А. Партхасаратхи объясняет: «Индусы - не многобожники. Они почитают одного Бога… Различные боги и богини индуистского пантеона - лишь выражение сил и функций единого верховного Бога в материальном мире» (Parthasarathy A. The Symbolism of Hindu Gods and Rituals).

Индусы часто называют свою религию саната́на-дха́рма, что означает вечный закон или порядок. Индуизм - это на самом деле очень широкое понятие, включающее в себя бессчетное множество школ и сект (сампрада́й), в течение тысячелетий развивавшихся и процветавших на почве древнеиндийской мифологии.

В одной энциклопедии говорится, что «индийская мифология - это густые и непроходимые джунгли. Стоит в них углубиться, как дневной свет меркнет и ты теряешь ориентацию» (New Larousse Encyclopedia of Mythology). И все же мы попытаемся рассмотреть некоторые особенности и учения этой веры.

Глубокие корни индуизма

Хотя индуизм не столь широко распространен, как другие крупные религии, в 2000 году насчитывалось порядка 800 миллионов его приверженцев, то есть 1/8 (13 процентов) населения планеты. Причем большинство индуистов живет в Индии. Возникают уместные вопросы: как и почему лоном индуизма стала именно Индия?

Существует теория, что индуизм зародился около 3 500 лет назад, когда в долину Инда (сейчас территория Индии и Пакистана) с северо-запада мигрировали светлокожие арии. Оттуда они расселились вдоль реки Ганг и по всей Индии. Некоторые ученые говорят, что религиозные верования переселенцев были основаны на древних иранских и вавилонских учениях. Так, в индуизме можно найти легенду, родственную многим мифологиям мира,- легенду о Потопе.

Индуистская легенда о Потопе

«Утром принесли Ману [первому человеку и законодателю] воду для умывания… Когда он умывался, ему попала в руки рыба [Вишну, воплощенный в Матсья].
Она сказала ему такое слово: „Взрасти меня, и я спасу тебя!“ - „От чего ты спасешь меня?“ - „Потоп снесет все земные создания; я спасу тебя от потопа!“ - „Как же мне взрастить тебя?..“»

Рыба научила Ману, как ему позаботиться о ней. «После этого она сказала: „В таком-то и таком-то году произойдет потоп. Ты должен тогда вспомнить обо мне и построить судно, а когда начнется потоп, взойди на него, и я спасу тебя от потопа…“»

Ману послушался рыбу, и во время Потопа она притащила корабль к далекой горе на севере. «Тут рыба сказала ему: „Я спасла тебя; привяжи теперь судно к дереву, но смотри, чтобы вода не снесла тебя, пока ты будешь оставаться на горе; когда же вода спадет, ты можешь понемногу спуститься вниз“» (Сатапатха-брахмана. Цит. по: Фрейзер Д. Фольклор в Ветхом Завете; сравните Бытие 6:9 8:22).

Но какой же культ там отправлялся до прихода ариев? Вот что поведал археолог Джон Маршалл: «Статуэтками беременной женщины, чаще всего обнаженной, с массивными ожерельями и затейливыми прическами, представлена „великая богиня-мать“. „Бог-мужчина“, „в котором сразу угадывается прото-Шива“, изображается сидящим, как йог, сложив ступни вместе, с восставшим фаллосом (что напоминает о культе ли́нгама [фаллоса]), в окружении зверей (один из эпитетов Шивы - „господин животных“).

Множество каменных изображений мужских и женских гениталий… указывает на культ лингама и йо́ни Шивы и его супруги» (World Religions - From Ancient History to the Present). По сей день Шиву почитают как бога плодородия и фаллоса. Этот бог восседает на быке Нандине.

Индолог Свами Шанкарананда не согласен с толкованием Маршалла. Он говорит, что изначально эти каменные амулеты, называемые иногда шивалингамами, были символами «небесного огня, солнца и солнечного огня, лучей». Шанкарананда утверждает, что «фаллический культ… на первых порах не был религиозным. Это вторичный результат вырождения. Люди низвели слишком высокий и непостижимый для них идеал до своего уровня».

В качестве контраргумента западной критике индуизма он сослался на то, что крест - фаллический языческий символ, а значит, «христиане… участвуют в фаллическом культе» (Sankarananda S. The Rigvedic Culture of the Pre-Historic Indus).

Со временем верования, легенды и мифы Индии нашли свое отражение в письменной форме; теперь они составляют священные тексты индуизма. Эти писания весьма объёмны, но даже они не претендуют на то, чтобы сформулировать индуистское вероучение.

Священные тексты индуизма

Древнейшие писания индуизма - Веды. Это молитвы и гимны, собранные в Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе. Они составлялись в течение столетий, и их написание было закончено примерно к 900 году до н. э. Впоследствии Веды были дополнены другими писаниями - Бра́хманами и Упаниша́дами.

Это философские трактаты индуизма, содержащие размышления о причине всякого поступка и мысли: учения о санса́ре (перевоплощении души) и ка́рме (вере в то, что поступки, совершенные в прошлой жизни, определяют качество теперешнего бытия).

Еще есть писания, которые называются Пуранами. Это пространные мифические рассказы и аллегории о богах, богинях и героях индуизма. В эту многотомную библиотеку входят также книги Рамаяна и Махабхарата. Первый из этих эпосов - история «господа Рамы… самого славного из всех образов, представленных в писаниях» (по определению А. Партхасаратхи).

Рамаяна - это один из самых популярных индуистских текстов, он датируется примерно IV веком до н. э. и повествует об истории героя Рамы, или Рамачандры, которого индусы считают образцовым сыном, братом и мужем, а также седьмой авата́рой, или воплощением, Вишну, и его имя часто используется в приветствиях.

По словам Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя Международного общества сознания Кришны, «„Бхагавад-гита“ [часть Махабхараты] - это свод принципов высшей нравственности. […] Наставления, изложенные в „Бхагавад-гите“, составляют свод высших религиозных и моральных принципов. […] Последнее наставление „Бхагавад-гиты“ является последним словом морали и религии: предайся Кришне» (БГ 18:78, комментарий).

Бхагавадги́та («божественная песнь»), которую называют «квинтэссенцией духовной мудрости Индии», повествует о состоявшемся на поле битвы «диалоге Господа Шри Кришны, Личности Бога, и Арджуны, Его близкого друга и преданного, которого Господь обучал науке самоосознания».

Тем не менее Бхагавадгита - лишь крупица огромной библиотеки священных книг индуизма. Некоторые из этих писаний (Веды, Брахманы и Упанишады) рассматриваются как шрути («услышанное»), то есть как непосредственное откровение.

Другие, например эпосы и Пураны, рассматриваются как смрити («запомненное»), то есть как предания, созданные людьми, хотя и полученные через откровение. Среди них наиболее известен индуистский свод религиозных и светских законов, называемый Манусмрити, или «Законы Ману», излагающий основу кастовой системы. Какие же учения возникли на основании этих писаний?

Учения и уклад жизни - ахимса и варна

В индуизме, как и в других религиях, имеются основные понятия, определяющие мышление и быт. Одно из таких понятий - ахи́мса (санскр. ахинса), или ненасилие, провозглашавшееся Мохандасом Ганди (1869-1948), которого прозвали Махатмой.

В согласии с этой философией, индусы не должны причинять вред живым существам или губить их, что отчасти объясняет, почему они почитают некоторых животных - коров, змей, обезьян.

Самые взыскательные приверженцы учения об ахимсе, требующие уважения к жизни,- джайны (последователи джайнизма, основанного в VI веке до н. э.). Они ходят босиком и даже носят на лице повязку, чтобы случайно не проглотить насекомое.

А вот сикхи, наоборот, известны своими воинскими традициями. Самая распространенная среди них фамилия - Сингх - переводится как «лев».

Широкоизвестная кастовая система, или ва́рна, жестко делит индийское общество на сословия. Нетрудно заметить, что кастовые преграды в Индии все еще актуальны, хотя их уже отвергли буддисты и джайны. Кастовое сознание глубоко укоренилось в индусах; избавиться от него так же трудно, как, скажем, американцам - от расовых предубеждений.

Подобные проявления классовости до сих пор наблюдаются (правда, не так выраженно) у британцев и других народов (Иакова 2:1-9).

Итак, в Индии с самого рождения человек принадлежит к той или иной касте и не в его власти что-то изменить. Более того, средний индус ничего и не пытается предпринять.

Он рассматривает свою участь как неизбежность, предопределенную его прежней жизнью, или кармой. Но как возникла кастовая система? Давайте еще раз обратимся к индуистской мифологии.

Махатма Ганди и кастовая система

Махатма Ганди - индийский лидер, известный своей тактикой ненасилия в борьбе за независимость Индии от Великобритании (достигнутой в 1947 году) - выступал за улучшение жизни миллионов своих соотечественников.

Индийский профессор М. Ридж пишет: «Он проповедовал ахимсу (ненасилие) как основной нравственный принцип, который, по его мнению, защищает достоинство и благополучие каждого человека. Он не признавал авторитет священных индуистских писаний, когда их учения шли вразрез с ахимсой; доблестно боролся за искоренение „неприкасаемости“ и кастовой системы, а также за права женщин во всех сферах жизни».

Как Ганди относился к участи неприкасаемых? В своем письме к Джавахарлалу Неру, датированном 2 мая 1933 года, он писал: «Проблема хариджан слишком велика, чтобы только рассуждать о ней. На свете нет ничего хуже. И все же я не могу оставить религию, а моя религия - это индуизм. Жизнь мне станет не в радость, если индуизм разочарует меня. Я полюбил христианство, ислам и многие другие религии через индуизм… Но я не могу мириться с ним, пока существует „неприкасаемость“» (The Essential Gandhi).

Согласно мифологии индуизма, четыре основные касты с самого начала были созданы из членов тела Пу́руши, первопредка человечества. В гимнах Ригведы говорится:

Когда разделили пурушу, на сколько частей он был разделен?
Чем стали уста его, чем руки, чем бедра, ноги? Брахманом [высшей кастой] стали его уста, руки - кшатрием, Его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра. - Перевод В. Кочергиной

Таким образом, считается, что высшая, священническая каста брахма́нов образована из уст Пуруши, находящихся выше других частей его тела. Кша́трии - класс правителей и воинов - возникли из его рук. Ва́йшьи, или вайшии, торговцы и земледельцы, происходят из его бедер. А низшая каста, шу́дры, получилась из низшей части его тела - ног.

Спустя века образовались также более низкие «подкасты», например «внекастовые» и «неприкасаемые», или, как их сострадательно назвал Махатма Ганди, хариджа́не - «принадлежащие богу Вишну». Хотя их дискриминация в Индии запрещена с 1948 года, «неприкасаемые» по-прежнему влачат жалкое существование.

Со временем все профессии и ремесла в индуистском обществе распределились между определенными кастами. Эта древняя кастовая система, отводящая каждой касте свое социальное место, на самом деле является еще и расовой, «основанной на расовых признаках: от [светлокожих] ариев до [темнокожих] додравидских племен».

Само понятие «варна» (каста) означает «цвет». «Первые три касты составляли светлокожие арии; четвертую - темнокожие коренные жители, неарии» (Mackenzie D. Myths and Legends Series-India). Реальность такова, что кастовая система, вместе с учением о карме, повергла миллионы индийцев в неизбывную бедность и несправедливость.

Гнетущий цикл перерождений

Одно из важнейших учений, влияющих на мировоззрение и поступки индусов,- это учение о карме. В его основе лежит вера, что у любого действия есть последствия - хорошие или плохие,- которые определяют каждое существование переселяющейся души. Вот что говорит Гаруда-пурана:

Сам человек кует свой жребий; с утробы матерней уж на себе несет печать деяний, совершенных в прежней жизни. Укроется средь скал, в морской пучине, иль тихо почиет на лоне матери своей, иль возвышается он над ее главою, он обречен вкусить плодов своих поступков. […] Что суждено - постигнет человека в предустановленный момент и час.

В Гаруда-пуране также сказано: Снискал ли знаний в прежнем он рожденьи? По милости раздал богатство в прошлой жизни? Дела, свершенные в минувшем воплощеньи, опережают душу в странствиях ее.

На чем строится это учение? Бессмертная душа - основа учения о карме. Карма - как раз то, что отличает индуистское представление о душе от утвердившегося в христианском мире. Индусы верят, что душа каждого человека - джи́ва или пра́на - проходит через множество реинкарнаций и, возможно, через «ад».

Она должна стремиться к воссоединению с «Высшей Реальностью», называемой также «Бра́хманом» (не путать с индуистским богом Брахмой). Впрочем, различные христианские течения тоже учат, что душа попадает на небо, в ад, в чистилище или в лимб (Екклесиаст 9:5, 6, 10; Псалом 145:4).

Веруя в карму, индусы тяготеют к фатализму. Они считают, что общественное положение или условия жизни человека - это следствие его предыдущей жизни, а значит, заслуженны, какими бы они ни были. Индусы стараются прожить свою жизнь как можно лучше, чтобы облегчить грядущее существование.

Поэтому они с большей готовностью принимают свою участь, чем европейцы. Во всем они видят действие закона причинно-следственной связи, тянущейся от предыдущего существования. Тут прослеживается принцип: что ты посеял в предполагаемой прошлой жизни, то пожинаешь теперь. Все это, разумеется, основано на предпосылке, что у человека есть бессмертная душа, которая потом перерождается в другую форму жизни, будь то человек, животное или растение.

Что же является конечной целью у индусов? Это достижение мо́кши (то есть «освобождения»). От чего же индусы ищут освобождения? От гнетущего цикла перерождений и все новых существований. Это освобождение «души», а не тела от материального существования. Вот как высказался один исследователь:

«Поскольку мокша, или освобождение от целой череды воплощений,- это цель каждого индуса, то важнейшим событием его жизни является смерть». Мокша достигается различными путями, или ма́рга. Просто поразительно, как сильно тут сказывается древневавилонское представление о бессмертной душе!

Четыре пути к «мокше»

В индуизме существует по меньшей мере четыре пути достижения мокши, или освобождения души. Они известны как йога, а также ма́рга.

1. Карма-йога. «Путь действия, или карма-йога,- это дисциплина деятельности. В основном карма-марга означает соблюдение дхармы в соответствии с местом человека в жизни. Одни требования предъявляются ко всем без исключения (например, ахимса и воздержание от алкоголя и мяса), а другие - в зависимости от положения человека и его кармы» (Great Asian Religions).

Карма-марга соблюдается строго в рамках кастовых ограничений. Чистота касты поддерживается запретом на вступление в брак и на принятие пищи вне пределов касты. Каста определяется кармой человека, доставшейся от предыдущего существования.

Таким образом каста не воспринимается как несправедливость, но, наоборот, как закономерное следствие предыдущей жизни. Индуистской философии не свойственна идея равенства людей. Необходимо считаться с кастой, полом и, по сути, цветом кожи. Обычно чем светлее кожа, тем выше каста.

2. Джняна-йога. «Путь познания, или джняна-йога, - это дисциплина познания. В отличие от пути действия, карма-марги, предъявляющего определенные требования к различным жизненным ситуациям, джняна-марга предоставляет философский и психологический путь познания себя и Вселенной.

Не действовать, а быть - вот ключ к джняна-марге (курсив наш.- Ред.). И, что самое важное, для тех, кто следует этим путем, мокша становится возможной в этой жизни» (Great Asian Religions). Джняна-йога - это интроспективная йога, отчуждение от мира и аскетизм. В ней проявляется самообладание и самоотречение.

3. Бхакти-йога. «Самая популярная сегодня индуистская традиция. Это путь благочестия, бхакти-марга. В отличие от карма-марги… этот путь более простой и спонтанный, им могут следовать представители любой касты, пола и возраста. […] Позволяет людям предаваться чувствам и желаниям вместо того, чтобы заглушать их йогическим аскетизмом […] Состоит исключительно в преданности божествам».

А их, между прочим, 330 миллионов. В соответствии с этой традицией знать - значит любить. Таким образом, бхакти - это путь «душевной привязанности к избранному богу» (Great Asian Religions).

4. Раджа-йога. Практикуется посредством «особых поз, способов дыхания и ритмичного повторения соответствующих заклинаний» (Noss J. Man’s Religions). Имеет восемь ступеней.

Согласно же Библии, такое пренебрежительное отношение к телесной жизни диаметрально противоположно первоначальному замыслу Бога Иеговы в отношении человечества. Создав первых людей, супружескую пару, он замыслил для них счастливое, радостное существование.

Вот что говорит Библия: Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. […] И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. Бытие 1:27-31

В Библии предсказывается, что на земле неминуемо наступит эра справедливости и мира, когда у каждой семьи будет достойное жилище, когда достоянием всего человечества будет совершенное здоровье и вечная жизнь (Исаия 65:17-25; 2 Петра 3:13; Откровение 21:1-4).

Теперь давайте узнаем, каким богам должен молиться индус, чтобы создать себе хорошую карму.

Пантеон индуизма

Говорят, индусы поклоняются миллионам богов. И все же различные ответвления индуизма почитают только немногих наиболее популярных богов. Трое самых значительных богов образуют индуистскую триму́рти - троицу, или триаду богов.

Индуизм - некоторые боги и богини

А́гни - бог огня
А́дити - мать богов; богиня неба; бесконечность
Бра́хма - бог-творец, воплощение творческого принципа существования. Один из богов триму́рти (триады)
Бра́хман - Всевышний, присутствующий во всем, представлен слогом ОМ или А́УМ. (Смотрите символ вверху.) Также иногда называется атманом. Некоторые индусы под Брахманом понимают безличный Божественный принцип, высшую реальность
Бу́дда - Гаутама, основоположник буддизма. Индусы считают, что он земное воплощение (аватара) Вишну
Ви́шну - бог, хранитель жизни; один из богов тримурти
Га́нга - богиня, одна из жен Ши́вы, олицетворение реки Ганг
Гане́ша - сын Шивы, слоноголовый бог, устраняющий препятствия, бог успеха. Другие имена - Ганапа́ти и Гаджанана
Ду́рга - супруга, или Ша́кти, Шивы; отождествляется с Кали
Ка́ли - черная супруга Шивы (Шакти), кровожадная богиня разрушения. Часто изображается с высунутым большим красным языком
Кри́шна - восьмое воплощение Вишну, озорной бог, о котором рассказывается в Бхагавадгите. Его любовницами были го́пи (пастушки)
Ла́кшми - богиня красоты и счастья; супруга Вишну
Мана́са - богиня змей
Ма́ну - прародитель человечества; спасен во время Всемирного потопа великой рыбой
Ми́тра - бог света. Позднее был позаимствован римлянами
На́нди - бык, средство передвижения Шивы
Натара́джа - Шива, танцующий в огненном кольце
Па́рвати, или У́ма,- супруга Шивы; одна из ипостасей Дурги, или Кали
Праджа́пати - создатель вселенной, господин творения, прародитель богов, демонов и всех других созданий. Впоследствии стал известен как Брахма
Пу́руша - космический человек. Из частей его тела созданы четыре основные касты
Ра́дха - возлюбленная Кришны
Ра́ма, Рамача́ндра - седьмое воплощение бога Вишну. Эпическая поэма «Рамаяна» повествует о жизни Рамы и его жены Си́ты
Сара́свати - богиня мудрости, супруга бога-творца Брахмы
Со́ма - бог и наркотический эликсир жизни
Ханума́н - бог-обезьяна, преданный друг Рамы
Химава́т, Химала́й - жилище снега, отец Парвати
Ша́штхи - богиня, защищающая женщин и детей во время родов
Ши́ва - бог плодородия, смерти и разрушения; один из богов тримурти.

Его символы - трезубец и фаллос
Эта триада состоит из творца Брахмы, хранителя Вишну и разрушителя Шивы; у каждого из них есть хотя бы одна супруга. Спутница Брахмы - Сара́свати, богиня мудрости. Вишну женат на Лакшми, а первой женой Шивы была Са́ти, которая покончила с собой. Она была первой бросившейся в жертвенный огонь женщиной, то есть первой са́ти.

Следуя ее мифическому примеру, тысячи вдов-индусок в течение веков сжигали себя на погребальных кострах своих мужей (сейчас этот обычай вне закона). У Шивы потом была другая жена, известная под многими именами и титулами.

Когда она в образе, благожелательном к людям, ее называют Па́рвати или У́ма, а также Га́ури («светло-золотистая»). Но когда она в гневе, то выступает в образе Ду́рги или Ка́ли - грозной и ужасающей.

Брахма, центральная фигура индуистской мифологии, в повседневной жизни практически не является объектом культа. Этому богу посвящено совсем мало храмов, хотя его и называют Брахмой творцом. Индуистская мифология связывает сотворение мира с неким высшим бытием, началом, субстанцией - Брахманом, выражаемом в священном слоге ОМ или А́УМ.

Все три члена триады рассматриваются как часть «Бытия», и все другие боги - как его различные проявления. Какой бы бог ни считался верховным, он рассматривается как божество всеобъемлющее.

Поэтому, хотя индусы почитают миллионы богов, большинство из них признают только одного истинного Бога, который может принимать множество видов: мужчины, женщины и даже животного. Вот почему исследователи склоняются к мнению, что индуизм на самом деле не политеистическая, а монотеистическая религия. Впрочем, концепция верховного Бытия впоследствии была отвергнута ведической мыслью, и на ее место пришло представление о безликом божественном принципе или реальности.

Вишну, доброжелательное солнечное божество, почитается прежде всего последователями вишнуизма. Он выступает в десяти аватарах, или воплощениях, среди которых Рама, Кришна и, согласно более поздней традиции, Будда. Еще одна аватара Вишну - Нараяна - «изображается в виде спящего человека, плывущего по космическим водам вместе со своей женой, богиней Лакшми, на кольцах змея Шеши, или Ананты» (The Encyclopedia of World Faiths).

Шива, которого также называют Махешва́ра («великий господин») и Махаде́ва («великий бог»),- это второй из великих богов; его почитают последователи шиваизма. Этого бога описывают как «великого аскета и йога, со спутанными волосами на голове, измазанного пеплом, сидящего в глубокой медитации на склонах Гималаев».

Кроме того, «будучи Махадевой, великим господином творения и богом плодородия, он знаменит своим эротизмом» (The Encyclopedia of World Faiths). В культе Шивы используется лингам, или символ фаллоса.

Как и во многих других религиях мира, в индуизме есть верховная богиня, которая может быть и грозной, и благосклонной. В самой приятной своей ипостаси она известна как Парвати или Ума. Ее зловещий характер проявляется в образе Дурги или Кали, кровожадной богини, требующей человеческих жертв. Как богиня-мать, Кали Ма («черная мать») почитается в качестве главного божества в шактизме.

Её изображают полуобнаженной, украшенной трупами, змеями и черепами. Душители-тхаги, почитатели этой богини, некогда приносили ей в жертву людей. Их название в английском языке даже стало нарицательным, обозначающим «головореза» (thug).

Индуизм и река Ганг

Говоря об индуистских богах, нельзя не вспомнить священнейшую реку индусов - Ганг. Она занимает почетное место в индуистской мифологии. Благочестивые индусы называют ее Ганга Ма («ганга-мать»). В одной молитве упоминается 108 различных имен этой реки. Почему ревностные индусы так почитают эту реку? От нее зависит их жизнь, и она связана с их древней мифологией. Они верят, что Ганга когда-то протекала на небе и была Млечным путем. Но как она стала рекой?

Индусы объясняют это приблизительно так: у магараджи Сагары было 60000 сыновей, которые сгорели в огне Ка́пилы (одном из проявлений Вишну). Их души ожидал бы ад, если бы богиня Ганга не сошла с небес, не очистила их и не сняла проклятия. Бхагиратха, праправнук Са́гары, выпросил у Брахмы позволение, чтобы священная Ганга сошла на землю. «Ганга ответила: „Я так могущественна, что сокрушу основания земли“.

Тогда Бхагиратха, после тысячелетия суровой аскезы, отправился к Шиве, величайшему из аскетов, и умолил его стать высоко над землей, среди скал и льдов Гималаев. Шива позволил Ганге низвергнуться на его спутанные волосы, которые смягчили сокрушительный удар. Дальше Ганга плавно потекла с гор через долины, дая воду и жизнь сухой земле» (Hillary E. From the Ocean to the Sky).

У вишнуитов есть несколько иная версия возникновения Ганга. В древнем тексте Вишну-пураны повествуется:

Отсюда [со святого места восседания Вишну] проистекает Ганга, смывающая все грехи. […] Она исходит из ногтя великого пальца левой ноги Вишну.

На санскрите вишнуиты называют ее «Вишну-падабджа-самбхута», что означает «Рожденная из лотосоподобной стопы Вишну».

Индусы верят, что река Ганг способна освобождать, омывать, очищать и исцелять верующих. В Вишну- пуране сказано:

Святые, чей разум отдан Кешаве [Вишну], омывшись в водах этой реки, достигают окончательного освобождения. Священная река изо дня в день очищает всех, кто слышит про нее или стремится к ней, кто ее видит, трогает и пьет ее воду и в ней купается. И даже те, кто живет от нее далеко… восклицают: «Ганга! Ганга!» - и освобождаются от грехов, совершенных за три предыдущих существования.

Брахманда-пурана говорит:
Если ты хоть раз с верой окунулся в чистые воды Ганги, то роду твоему даруется избавление от сотен тысяч зол. Накопленные поколениями прегрешения упраздняются. Такое очищение дает простое купание в Ганге.

Индийцы приходят к реке, чтобы совершить пу́джу, или богослужение; они приносят в жертву цветы, воспевают молитвы, священник рисует на лбах ти́лак - красный или желтый знак. Потом они заходят в воду и омываются. Многие также пьют воду, хотя в нее бросают трупы и она сильно загрязнена нечистотами и химикалиями.

Впрочем, для миллионов индийцев это сущий пустяк. Они мечтают хотя бы раз окунуться в «святую реку» - настолько велика духовная притягательность Ганга.

Другие приносят к реке тела умерших родных. Они кремируют их на погребальном костре и развеивают над рекой пепел. По их мнению, это обеспечит вечное блаженство отлетевшей души покойного. Бедняки, не могущие заплатить за костер, просто бросают завернутые в саван тела в реку, где они разлагаются или их растерзывают стервоядные птицы… Кстати, чему учит индуизм о жизни после смерти?

Индуизм и душа

Ответ можно найти в Бхагавадгите:
Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. - БГ 2:13

В одном индуистском комментарии к этому тексту говорится: «Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. Однако сама душа при этом остается неизменной.

После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело - либо материальное, либо духовное,- Арджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть».

Обратите внимание, в комментарии говорится, что «каждое живое существо… является индивидуальной душой». Тут заметно сходство с тем, что говорит Библия в Бытии 2:7

Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

Но можно отметить и существенное различие: что такое душа - сам живой человек, с его физическими и умственными способностями, или же это нечто независимое от тела? Человек есть душа или человек имеет душу? Следующая цитата прояснит воззрения индусов.

В Бхагавадгите главе 2 тексте 17 сказано:
То, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу.

Этот текст поясняется следующим образом:
В каждом теле находится индивидуальная душа. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания.

Таким образом, если Библия говорит, что человек есть душа, то индуистская доктрина - что человек имеет душу. Эта принципиальная разница глубоко влияет на учения, которые строятся на этой концепции (Числа 15:30).

Учение о бессмертной душе почерпнуто из зараженного источника вавилонских религиозных представлений. Логичным продолжением этого учения стала «жизнь после смерти», которая интерпретируется в разных религиях как реинкарнация, небо, ад, чистилище, лимб и тому подобное.

У индусов небо и ад - промежуточные стадии, где душа ожидает очередной реинкарнации. А что же представляет собой индуистское учение об аде?

Индуистское учение об аде

Один из текстов Бхагавадгиты гласит (1:44)
Люди, лишась родовых законов, о Джанардана, Должны обитать в аду, как указует Писанье! - Перевод Б. Смирнова

Согласно комментарию к этому тексту, люди, погрязшие в грехе и пороке, попадают на «планеты ада», где претерпевают различные наказания. Есть, впрочем, и отличие от вечных мук в адском огне, которые проповедуются христианством: в одном издании «„Бхагавад-гиты“ как она есть» в комментарии сказано, что такое наказание не вечно. Что же собой представляет индуистский ад?

Вот как в Маркандея-пуране описывается участь грешника:
Тогда посланники Ямы [бога мертвых] уловляют его и в страшных путах волокут на юг. Он содрогается под их ударами, он истошно стенает и плачет, а посланники Ямы тянут его по каменистой, ухабистой земле, поросшей кушей и терниями, испещренной муравейниками и шипами, местами раскаленной, пышущей жаром солнца и полыхающей от лучей его. Влекомый беспощадными посланцами, терзаемый сотнями псов, грешник проделывает этот мучительный путь к вотчине Ямы. […]

Когда его тело горит, он страдает от жжения; а когда его бьют или режут, он мучится от невыносимой боли.
Существо, чье тело так разрушается, хотя и превращается в иное тело, испытывает нескончаемые муки за свои злые дела. […]

Потом, дабы очистить грехи, его отправляют в другой ад. Пройдя через все ады, грешник начинает животную жизнь. Прожив жизнь червей, насекомых и мух, хищных зверей, комаров, слонов, деревьев, лошадей, коров и другие грешные и ничтожные жизни, он, возвращаясь к человеческому существованию, рождается горбуном, уродом, карликом или чандалой.

Сопоставьте это с тем, что говорится в Библии:
Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. - Екклесиаст 9:5, 6, 10

Конечно, если, как об этом говорит Библия, человек не имеет душу, а является душой, тогда жизни после смерти нет. Там нет ни блаженства, ни страданий. Все путаные теории о загробном мире в таком случае отпадают сами собой.

У индуизма появляется конкурент

Наш краткий обзор основных положений индуизма можно подытожить так: индуизм имеет признаки как политеистической, так и монотеистической религии, почитающей Брахмана (Высшее Бытие, начало, или субстанцию), выражаемого в священном слоге ОМ (АУМ) и проявляющегося совершенно по-разному. Также эта религия учит терпимости и поощряет милосердие к животным.

И все же определенные индуистские учения и традиции, например карма или несправедливая кастовая система, идолопоклонство или противоречия в мифологии, заставили некоторых мыслящих людей усомниться в правильности этой религии. Один из таких правдоискателей появился на северо-востоке Индии приблизительно 560 году до н. э. Это был Сиддхартха Гаутама.

Он основал новую религию, которая не прижилась в Индии, зато, как мы увидим в следующей главе, получила распространение в других странах. Этой новой верой был буддизм.

Сикхизм - плод преобразований

Сикхизм, символом которого служат три меча и круг, исповедуют более 24 миллионов человек, большей частью пенджабцы. Золотой храм сикхов возвышается посреди пруда, расположенного в городе Амритсаре - религиозном центре сикхизма. Сикхов-мужчин можно сразу узнать по синим, белым и черным тюрбанам, а также по длинным, нестриженым волосам - все это часть их религиозной жизни.

Слово «сикх» переводится с хинди как «ученик, последователь». Сикхи - «ученики» гуру Нанака, основателя этой религии. Они следуют учениям десяти гуру (самого Нанака и еще девяти его преемников), сочинения которых составляют священную книгу сикхизма - Адигрантх (также известную как Гуругрантх или Грантхсахиб). Сикхизм возник в начале XVI века, когда гуру Нанак решил взять лучшее в индуизме и исламе и создать новую религию.

Основную идею Нанака можно выразить одной фразой: «Если есть только один Бог, и он наш Отец, тогда мы должны быть братьями». Как и мусульмане, сикхи верят в единого Бога и осуждают идолопоклонство (Псалом 113:12-17; Матфея 23:8, 9).

От индуизма сикхизм позаимствовал веру в бессмертную душу, реинкарнацию и карму. Сикхские храмы называются гурдварами. (Сравните Псалом 102:12, 13; Деяния 24:15.)

Вот одна из великих заповедей Нанака: «Денно и нощно памятуй Бога, повторяй имя Его». Бога сикхи называют «Единым Истинным», но личного имени его не знают (Псалом 82:17-19, перевод Г. Павского). А вот еще заповедь: «С обездоленным раздели имущество свое».

Поэтому в каждом сикхском храме имеются лангары, или трапезные, куда любой желающий может прийти бесплатно поесть. При лангарах даже имеются бесплатные ночлежные комнаты (Иакова 2:14-17).

Последний гуру, Говинд Сингх (1666-1708), учредил хальсу, или братство сикхов. Члены этого ордена следовали принципу пяти «к»: кеш - нестриженые волосы (духовность), кангха - гребень в волосах (порядок и дисциплина), кирпан - меч (достоинство, смелость и самоотверженность), кара - стальной браслет (единство с Богом), качх - короткие нижние панталоны (скромность и воздержание).

Джайнизм - религия самоотречения и не насилия

Эта религия, символом которой служит древнеиндийская свастика, была основана в VI веке до н. э. богатым индийским раджой Натапуттой Вардхаманой, более известным как Вардхамана Махавира. Этот титул означает «великий человек» или «великий герой». Махавира обратился к самоотречению и аскетизму.

В поисках познания он, обнаженный, брел «через равнины и села центральной Индии, чтобы вырваться из замкнутого круга рождения, смерти и очередного рождения» (Noss J. Man’s Religions). Махавира верил, что душу может спасти только крайнее самоотречение и самодисциплина, а также строгое соблюдение ахимсы, то есть непричинения вреда живым существам.

Ради ахимсы он даже носил с собой мягкую метелку и осторожно сгонял насекомых с дороги. Относясь с таким уважением к жизни, он хотел сохранить чистоту и непорочность собственной души.

Сегодня его последователи ради исправления кармы тоже встают на путь самоотречения и трепетного отношения к живым существам. Это еще раз показывает, как сильно на людей влияет вера в бессмертную душу.

В наше время эта религия насчитывает менее четырех миллионов приверженцев, живущих большей частью в индийских штатах Бомбей и Гуджарат.

Некоторые индуистские понятия

авата́ра - инкарнация, или земное воплощение, индуистского божества
а́тман - дух, связанный с бессмертием; часто ошибочно переводится словом «душа». (Смотрите джива.)
ахи́мса (санскр. ахинса) - ненасилие, непричинение вреда или смерти живым существам; основание для индуистского вегетарианства и почитания животных
ашра́м - обитель гу́ру (духовного наставника) и его учеников
би́нду - красная точка, которую замужние женщины рисуют у себя на лбу
брахма́ны - члены высшей жреческой касты; также Бра́хман - Высшая Реальность.
бха́кти - преданность божеству, ведущая к спасению
ва́йшии - торговцы и скотоводы, третье сословие кастовой системы
Ве́ды - древнейшие священные тексты индуизма
гу́ру - учитель и духовный наставник
гха́ты - широкие ступени, ведущие к реке
джа́па - многократное повторение одного из имен Бога; считать помогает ма́ла, или четки, состоящие из 108 шариков
джи́ва (или пра́на) - индивидуальная душа или сущность
дха́рма - универсальный закон; нравственно-социальное установление для правильной жизни
йо́га - от корня «юдж», означающего соединять, сочетать; подразумевается единение индивидуального и универсального божественного начал. Чаще всего под йогой понимают метод медитации, включающий контроль над позой и дыханием. Индуизм признает как минимум четыре основные йоги, или пути. ка́рма - принцип, согласно которому каждый поступок имеет положительные или отрицательные последствия в будущей жизни переселяющейся души
кша́трии - правители, должностные лица, профессиональные воины; вторая ступень кастовой системы
ма́йя - мир как иллюзия (концепция иллюзорной природы мира)
ма́нтра - священная формула; считается, что обладает магической силой; используется при вступлении в секту, во время молитв и заклинаний
ма́хант - святой или учитель
маха́тма - индуистский святой (маха - высокий или великий; атман - дух)
мо́кша (му́кти) - освобождение от цикла перерождений, конечная цель странствования души; то же самое, что нирвана, единство индивида и Брахмана, Высшей Реальности
ОМ (А́УМ) - слово-символ, обозначающее Брахмана и использующееся в медитации; считается мистической вибрацией; священная мантра
парама́тман - мировой дух, высший атман, или Брахман
пу́джа - обряд богослужения
са́дху - святой, аскет или йог
санса́ра - переселение вечной, бессмертной души
сва́ми - учитель или наставник более высокого уровня
ти́лак - знак на лбу; символ того, что человек помнит о Боге и его делах
триму́рти - индуистская триада, которую составляют Брахма, Вишну и Шива
Упаниша́ды - ранние священные поэтические тексты индуизма; известны также как Веда́нта, заключительная часть Вед
хариджа́не - члены касты неприкасаемых; означает «люди бога» - такое название из сострадания дал им Махатма Ганди
ша́кти - женское энергетическое начало, а также Шакти - супруга божества, в частности Шивы
шра́ддха - важный обряд почитания предков, помогающий душе достичь мокши
шу́дра - рабочий, член низшей из четырех основных каст

Понравилась статья, индуизм что это такое , тогда поделись с друзьями в социальных сетях. Желаешь получить больше полезной информации? Подписывайся на новые статьи, а также заказывай интересующую тебя тему или вопрос