Мыслительная карта в доу. Лучший способ понять, запомнить и проанализировать информацию Использование ментальных карт в доу

Взыскание

Всем детям когда-то приходится сталкиваться с большим количеством информации, с необходимостью её запомнить.

Мы, взрослые, имея жизненный опыт, как-то умеем информацию группировать, упорядочивать. Учили нас каким-либо приёмам, или мы дошли до них интуитивно, они здо рово помогают. Детей полезно некоторым приёмам научить.

Самый простой и универсальный приём структурирования информации и, следовательно, повышения эффективности умственной деятельности – составление ментальных карт. По мнению автора приёма Тони Бьюзена наш мозг спит, и подобное наглядное изображение способно пробудить его.

Ментальные карты в обучении дошколят

В дошкольном образовании этот наглядный приём структурирования информации применяют не часто. А было бы полезно. Конечно с учётом особенностей возраста: поскольку дошколята, особенно младшие, народ не читающий, вместо слов для схемах потребуются картинки.

Классическая ментальная карта рисуется, начиная с центрального понятия. В интернете бывают очень интересные родительские находки. Ниже вариант режима дня. Отличная и оригинальная конструкция, показывающая связь времени и деятельности.

Особенно хорошо идея пойдёт для детей с аутизмом (да и с любыми нарушениями), сделает их жизнь предсказуемой, значительно снижая свойственную аутистам тревожность. Возраст здесь не важен, потому что картинка для человека с аутизмом гораздо понятнее слова в любом возрасте.


Ментальная карта «Признаки весны»

Полезно перед школой обучить дошкольника рисованию диаграмм связей. Сделать схемку для запоминания можно двумя способами:

  1. подобрать картинки из старых книжек, распечатать из интернета;
  2. нарисовать собственноручно.

Первый вариант

Ментальная карта строится по определённым правилам. В центре - основное понятие. В данном случае название времени года. Мы же его признаки изучаем. Наша модель немного специфичная. Есть главный и единственный признак, без которого остальные просто не появятся. Это активность солнца.

Солнышко начинает пригревать всё сильнее, обусловливая изменения сперва в неживой, а потом живой природе. Чтобы дети запомнили, что смена времён года обусловлена солнечной активностью, логическую связь обозначим стрелкой красного цвета. Происходящее под воздействием тепла отмечаем картинками. Для запоминания первых признаков весны дошкольниками этого достаточно.

Для "продвинутых" задачу усложним, предложив обучаемым выбрать подходящие картинки из большого числа других. Другое усложнение - проставить цифрами очерёдность появления примет во времени.

Второй вариант

Рассмотрим на примере рисования с подготовишками (5 детей логопедической группы) наглядной схемы для запоминания того же материала. Вариант более творческий, активизирующий имеющиеся знания и умения.

Рисуем на большом куске обоев цветными карандашами. Взрослый организует, воспитанники принимают самое активное участие. Так как все знают буквы, а некоторые читают, рисунки сочетаем со словами.

  1. В схеме есть главная тема, центральное понятие: ВЕСНА. Вика пишет большими печатными буквами в середине листа.
  2. Какое самое главное событие весной? Солнце начинает пригревать. Не читающий Кирилл рисует солнце, а Артём под рисунком пишет: ГРЕЕТ. Оно согревает всё вокруг, и мир начинает изменяться
  3. Где мы видим проявления весны? В природе. Природа бывает живая и неживая. Весь лист относительно солнышка делим на две части. Слева неживая природа, справа – живая. Это причинно-следственные связи второго уровня.
  4. Первые признаки весны появляются в неживой природе. Рисуем остальные признаки в неживой природе и подписываем.
  5. Рисуем стрелки, отражающие взаимосвязи.

Таким образом мы структурировали информацию, представив её в виде легко запоминающейся картины. Результат ниже. Получилась диаграмма связей, показывающая что и почему происходит в живом и неживом мире весной. Так воспитанники запомнили материал, который не укладывался в голове два года. К сожалению, нарисованный нами большой плакат не сохранился. Но вот примерно так он выглядел.

Полезно было бы нарисовать подобные картины взаимосвязей на каждое время года, затем сравнить и сделать выводы о причинах сезонных изменений. И имели бы мы простые чёткие научные представления, а не обрывки того-сего в голове.

Для дошколят главный источник информации взрослый. У школьника есть и другие источники: книги, интернет. Перед созданием ментальной карты все источники должны быть под рукой.

Кому полезны ментальные карты?

Абсолютно всем детям. Но есть категории учеников, обучение и мышление которых наглядное изображение материала во всех связях позволяет сделать более эффективным. Проблемы могут быть следующие.

  1. Минимальная мозговая дисфункция

Частый вопрос на приёме у психолога: как учить школьников с минимальной дисфункцией мозга. У ребят с ММД своеобразный ритм работы мозга, Несколько раз за урок мозг ученика отключается для отдыха. Как в том анекдоте: здесь знаем, здесь не знаем, а здесь рыбу заворачивали. Подробно . У учеников с ММД неважные память и внимание. Компенсирует проблемы развитие мышления. Схематическое изображение учебного материала – отличный приём для этого.

  1. Разные формы аутизма

У детей с аутизмом ведущее правое полушарие. Речи часто нет. Аутисты очень тревожны. Поэтому схемы сперва с картинками, а потом, возможно, со словами, помогают школьникам ориентироваться в окружающем, делают их среду более предсказуемой, снижая тревожность.

  1. Дети с речевыми нарушениями

Частенько дошкольники и школьники с тяжёлыми формами речевых проблем имеют ещё не резко выраженные интеллектуальные недостатки, как-то: снижение слухоречевой памяти, недостаточный объём внимания, имеющие органическое происхождение (какие-то клеточки мозга погибли или страдают в неблагоприятных условиях питания).

Любые нарушения органического характера сложно преодолеть, но можно обойти, научившись структурировать информацию, в том числе и с помощью ментальных карт, если начать довольно рано, примерно с 2-2,5 лет (вроде схем одевания). Конечно, дошкольник и постарше не сможет нарисовать схему самостоятельно. Но её можно сделать совместными усилиями с мамой.

Учите детей разработке ментальных карт с дошкольного возраста. Они помогут будущему школьнику быстро воспринимать и обрабатывать гораздо бо льшие объёмы информации по сравнению со сверстниками, самостоятельно разбираться с новым материалом в школе.

Картами ума (интеллект картами) или Mind Maps называют метод графического представления мыслей, событий, идей и т.п. Считается, что словесное письменное описание способствует лишь засорению мозга лишней информацией и что более привычно для него именно визуальное воплощение причинно-следственных, ассоциативных и других связей. Чтобы лучше понять данную идею, просто представьте себе какой-нибудь предмет (например, тетрадь, яблоко, часы и т.п.) и ассоциации, которые он у Вас вызывает. Скорее всего, если бы Вам было дано такое задание с последующим опросом через некое время, то Вы бы написали список слов-ассоциаций. Однако, действия мозга никак не напоминают такой список - ведь в голое его нет! И если попробовать зарисовать свою мозговую деятельность схематично, то, вместо какого-либо перечня, получится именно карта, состоящая из пунктов, (кружков или квадратиков, у кого как), соединённых между собой линиями-связями.

Где используются карты ума?
Карты ума можно использовать практически в любой сфере жизни:
1. В обучении - для ведения конспектов, создания презентаций, подготовки выступлений, написания курсовых и дипломов и т.п.
2. В профессиональной деятельности - на аттестации, составлении планов, ведении переговоров, собраний и т.п.
3. В любой личной деятельности, касающейся планирования - для самоорганизации, составлении списков, проектов, принятия решений и т.п.

В данной игре представлены 4 карты ума : по социально-коммуникативному, познавательному, художественному развитию. В середине основная картинка от которой отходят стрелки: красная - то, что не подходит в ней, зеленая - то, что подходит, синие - то, что относится к ней или является ее частью.


Ментальные карты: развитие памяти, креативности и умения планировать у детей lesyakovalenko wrote in May 15th, 2015

Об истории возникновения "mind-mapping или ментальных карт" и сферах приминения мы уже рассказали вам в . Теперь вспомним немного теории и перейдем к практике.

Эффективность использования данного метода в обучении связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие - за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.

Интеллект-карты - это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции педагогов.

Метод интеллект-карт даёт для воспитателей огромные возможности в педагогике и личностном развитии: задействование оба полушария головного мозга, повышение работоспособности, запоминание информации при быстром и полном обзоре темы, улучшение всех видов памяти, развитие мышления, интеллекта, речи, познавательной активности, обогащение словарного запаса, управление временем, генерация новых идей и творчество.

Интересный опыт обучению ментальным картам и обучению с помощью ментальных карт дан в работе «5 простых способов научить детей MindMapping» от Marjam Vaher.

«Когда моему сыну было три года, я задал ему простой вопрос: «Что ты любишь больше всего?» Он стал называть разные вещи, которые его радовали - среди них семья, машины, плавание. Вместе с ним мы перенесли это все на бумагу - в виде привлекательной ментальной карты. Даже сейчас, три года спустя, ему нравится смотреть на эту карту и видеть то, что он когда-то выделял среди всего прочего. В то время я не знал об огромной пользе mind mapping. И все же, наше тогда простое увлекательное занятие стало идеальным знакомством с инструментом, который стал для нас обоих ежедневной практикой. Как и все, в школе я учился по принципу линейного мышления, которое подразумевает систематизацию информации в логические списки и пошаговые действия или процессы. Визуальное мышление, как и mind mapping, не было популярным явлением в то время. Но наши мысли никогда не выражаются в списках. Форма нашего мышления, которая наиболее сходна с естественной работой мозга, - это mind mapping. Правда, в некоторых ситуациях линейное мышление - лучший выбор (например, список планируемых покупок), но мы нуждаемся в разных инструментах для креативного мышления, решения проблем, структурирования комплексных задач и планирования проектов.»

Хоть mind mapping и становится все более популярным в школах, основное обучение там ведется все-таки в линейной манере. В этой статье вы найдете идеи, как научить вашего ребенка создавать интеллект-карты в наиболее естественной и забавной манере. Вот 5 вариантов использования mind map на каждый день для вас и вашего ребенка.

1. Упрощать учебу в школе

С помощью mind map ваш ребенок может превращать текст из книжных глав в содержательную ментальную карту.

Брайан Джонсон поделился со мной историей о том, как он использовал интеллект-карты, чтобы помочь десятилетней дочери его друга, которая не могла справиться со своими уроками по истории. К изумлению ее учителя, она перешла с отметки С на отметки А после использования техники mind map в своей учебе.

Что сделал Брайан? Он просто помог ей выделить главное из разделов учебника и перенести их в логически связанную mind map. Таким образом, каждая глава стала для девочки максимально легко запоминающейся.

2. Ставить цели и планировать неделю вперед

Mind mapping может стать сильным инструментом для того, чтобы привить детям привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо того, чтобы писать список обязанностей на каждый день в неделю, они могут превращать свои планы в забавные интеллект-карты.

Mind mapping - мощный творческий инструмент, соответственно, для детей само создание интеллект-карт - это еще и увлекательное занятие.

3. Планировать и управлять проектами

Способность быстро превращать комплексный проект в простую модель - это ценное умение. Первые проекты, первые планы у ваших детей могут касаться домашнего праздника или семейного отдыха. Позже это может перерасти в разноплановые проекты, которые будут включать больше участников и уровней.

4. Фиксировать воспоминания

После поездки, праздника или дня рождения вы можете сесть со своим ребенком и перенести все мероприятие или событие в забавную интеллект-карту. Такое занятие подходит детям в качестве простого ознакомления с mind mapping. Вы можете использовать фотографии и клей - это станет еще более увлекательным. Такое творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Mind mapping для самых маленьких

Наверное, это не очень хорошая идея - знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений.

Например, у Майкла Типпера есть отличная идея, как учить детей создавать свою первую интеллект-карту. Сначала, выбирая простое понятие, они организуют элементы в основные категории. Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать то, что находится на ферме - сараи, животные, люди, машины. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Как нарисовать интеллект-карту?

Методика довольно проста.

1. Берем лист бумаги любого формата, рисуем и пишем в центре анализируемое понятие или проблему. Например, в конспекте лекции это будет тема лекции.

2. Рисуем "отростки" от центрального понятия - это и есть связанные ассоциации. Варианты решения проблемы, дополнительные условия и так далее.

3. Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, которые ведут к связанным понятиям.

4. Наводим красоту: подрисовываем к ассоциациям картинки, используем разные цвета - интуитивно.

Все довольно просто. Конечно, у интеллект-карт очень много секретов, но главное - вырабатывать собственный стиль, чтобы их создание было органично именно вашему стилю мышления.

Рисовать карты лучше руками и на бумаге (больше возможностей для полета фантазии)

Инструменты-программы для создания ментальных карт он-лайн.

Бесплатные и условно платные: FreeMind , The Personal Brain, XMind , Free Mind Map, ScreenHunter, NovaMind (free for coach)

Платные: DropMind, MindManager, ConceptDraw, iMindMap, MindMapper, TheBrain

Облачные сервисы: MindMeister , Bubbl.us, Mindomo Basic, Mind42, WebBrain

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта» Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. В дошкольном образовании составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.

Для начала, что такое ментальные карты.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Мы привыкли записывать свои мысли линейно, но у такого способа есть существенные недостатки:

Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти.

В записанном конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи мы запоминаем благодаря особым ключевым словам, которые для нас являются носителями впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас не значащих, обычных слов.

Время при записи расходуется очень неэффективно. Мы сначала записываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечитывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важности.

Тони Бьюзен предлагает перестать бороться с собой и начать помогать своему мышлению с помощью овладения техникой ментальных карт.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации.

Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.

Законы интеллект-карт Тони Бьюзена разделяются на законы содержания и оформления, а так же законы структуры.

1. Использование эмфазы (Умение выделять значимое, делать акцент на чем-либо).

Использование центрального образа. Графический образ привлекает сразу на нескольких уровнях восприятия. Он бросается в глаза, притягивает внимание.

Если какое-либо слово имеет центральное значение для вашей ментальной карты, его можно преобразовать в образ, используя при этом преимущества объемного изображения, палитры цветов и привлекательной формы.

Использование графических образов при любом удобном случае обеспечивает все преимущества, описанные выше. Плюс ко всему, используя образы, т. е. свои рисунки, вы обретете новый взгляд на вещи и желание совершенствовать свое умение изображать реальные объекты.

Использование в центральном образе трёх и более цветов. Цвета стимулируют память и творческий порыв. Цвета добавляют жизни вашим рисункам и делают их более привлекательными.

Придание изображению объема, а также использование выпуклых буквы. Объемное изображение заставляет объекты выглядеть выпукло, а все, что выглядит выпуклым, лучше воспринимается и запоминается.

Варьирование размера букв, толщины линий и масштаба графики. Варьирование размеров наносимых на ментальную карту объектов, слов или образов указывает на их относительную значимость, кроме того, объект крупного размера бросается в глаза и легче запоминается.

Оптимальное размещение элементов улучшает восприятие интеллект-карты в целом, делает её открытой для дополнений и улучшает ее эстетические качества.

Соответствие расстояния между элементами. Оставление пустого пространства вокруг элементов интеллект-карты придает ей вид упорядоченной и законченной структуры.

2. Ассоциируйте. Умение использовать ассоциации представляет собой один из важнейших факторов в деле совершенствования памяти и творческих возможностей. Ассоциации – это инструмент, посредством которого наш мозг адекватно воспринимает реальный мир, соотнося наши текущие восприятия с предыдущим опытом.

Использование стрелок. Глаз самопроизвольно следует за стрелками в направлении, которое они указывают, обнаруживая тем самым связь между отдельными элементами интеллект-карты. Стрелки могут быть однонаправленными, двунаправленными, варьироваться по длине, толщине, форме; могут использоваться также объемные стрелки. Их главное назначение – задавать направление мыслям.

Используйте цвета. Подбор удачных цветов для кодирования при составлении ментальной карты обеспечит вам скорейший доступ к информации, позволит лучше запоминать информацию и будет способствовать увеличению числа и диапазона ваших творческих идей. Цветные коды и символы могут применяться как в индивидуальной работе с ментальными картами, так и групповой работе.

Использование кодирования информации. Кодами могут быть галочки, крестики, кружки, треугольники и т. п., или же они могут принимать гораздо более сложную форму.

Коды также позволяют вам экономить массу времени. Например, можно разработать собственную систему простых для запоминания кодов и использовать её, чтобы обозначать часто упоминаемых вами людей, явления, процессы и т. п.

3. Ясность в выражении мыслей. Неясное выражение мысли затрудняет ее восприятие. Если вы ведете записи своим обычным беглым почерком, это скорее помеха, тому, чтобы ваши мысли стали понятными и для вас, и для других людей.

Использование принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Каждое отдельно взятое слово способно породить тысячи ассоциаций. Помечая линию одним словом, вы обеспечиваете себе ассоциативную свободу.

Использование печатных букв. Печатные буквы имеют стандартную удобочитаемую форму, что дает возможность вашему мозгу с большей легкостью их «фотографировать». Время, которое тратится на написание печатных букв, компенсирует более стремительное формирование ассоциаций и скорейшее вспоминание. Использование печатных букв также стимулирует стремление к лаконичности и краткости.

Размещение ключевых слов над соответствующими линиями. С помощью ветвей ментальная карта приобретает структурную организованность и аккуратность; от того, как организованы ветви, зависит, будет ли карта ясной и легко запоминаемой. Ветви также стимулируют поиск новых ассоциаций и, в процессе этого, дальнейшее развитие карты.

Соответствие длины линии длине соответствующего ключевого слова. Это позволяет размещать слова теснее друг к другу, тем самым способствуя скорейшей ассоциации. Кроме того, сэкономленное пространство позволяет включить в ментальную карту большее количество информации.

Соединение линии с другими линиями и центральным образом. Соединяя линии в своей карте, вы обеспечиваете связность своих мыслей. Линии можно видоизменять в стрелки, кривые, петли, окружности, овалы, треугольники, многоугольники – превращать их в фигуры любой формы, пришедшейся по вкусу.

Требования к главным линиям. Жирные линии автоматически сигнализируют о важности связанных с ними идей и понятий. Если вы используете преимущества ментальной карты для нужд какого-либо исследования, в процессе создания карты вы можете столкнуться с тем, что периферийные идеи оказываются более значимыми, нежели те, что изначально занимали центральное место. В таких случаях ничто не мешает вам делать соответствующие линии жирными. Слегка извилистые, плавные, проведенные от руки линии более отвечают духу и целям ментальной карты, нежели начерченные с помощью линейки.

Отграничение блоков важной информации. Когда блок информации окаймлен замкнутой линией, это наделяет его границей, имеющей свою неповторимую форму.

Ясность рисунков . Ясная, понятная для читающего ментальная карта всегда более элегантна и эстетична.

Положение листа бумаги при создании ментальной карты. Горизонтальное (ландшафтное) расположение бумаги предоставляет вам больше свободы и пространства для создания карты, нежели при вертикальном (портретном) расположении листа бумаги.

Предпочтения к размещению слов. Горизонтальное расположение слов обеспечивает вашему мозгу скорейший доступ к информации, содержащейся в интеллект-карте, и это следует отнести как к углу, под которым наносятся линии, так и к написанию слов. Если вы будете проводить преимущественно горизонтальные линии, вашу карту будет гораздо легче прочесть. При проведении линий старайтесь, чтобы максимальный угол их отклонения от горизонтали не превышал 45°.

4. Собственный стиль. Для того чтобы выработать свой уникальный стиль, необходимо придерживаться правила «1+». Это значит, что каждая созданная вами интеллект-карта должна быть чуть более нарядной, чуть более объемной, содержать чуть более игры воображения, быть чуть более ассоциативно-логичной и чуть более красивой, чем предыдущая.

Законы структуры содержат в себе:

Соблюдение иерархии мыслей. Использование иерархий и категорий в форме базовых порядковых идей увеличивает потенциал создаваемых вами интеллект-карт.

Использование номерных последовательностей в изложении мыслей. Если вы создаете ментальную карту, работая над какой-то конкретной интеллектуальной задачей, например, подготовка плана работы, статьи или отчета по проекту, вы, скорее всего, пожелаете изложить свои мысли и донести их до слушателей в определенном порядке.

Чтобы этого добиться, достаточно пометить соответствующими порядковыми номерами ветви карты. Вместо номеров можно использовать буквы алфавита.

Ментальные карты в образовательной деятельности. Областей применения карт памяти великое множество. Их можно использовать для составления конспектов, планирования, организации информации, мозговых штурмов и т.д. Ключевые преимущества - простота, быстрота, наглядность представления.

Использование ментальных карт в работе педагогов нашего детского сада происходит в нескольких направлениях: в работе с детьми и в работе с родителями.

При планировании различных видов проектов воспитатель вместе с детьми (старший дошкольный возраст) рисуют или скорее разрабатывают и создают ментальную карту: в работе используются такие виды детской деятельности как рисование, аппликация (объёмная, из природных материалов), плоскостная лепка. Возможность вместе с воспитателем проектировать свою деятельность в детском саду делает ребёнка более активным участником образовательного процесса и приобретается навык субъектного мышления.

Размер ментальной карты увеличивается до листа А3 или ещё больше. Готовая ментальная карта занимает своё почётное место на стене группы, где дети каждый день могут отслеживать запланированную на ближайшее время деятельность и помочь воспитателю в организации своего рабочего места.

Создание ментальной карты будет интересно и при комплексно - тематическом планировании в соответствии с лексической темой, т.к. наш детский сад компенсирующего вида это взято за основу планирования образовательной деятельности педагогов.

Ментальная карта может создаваться воспитателем самостоятельно или вместе с детьми. Например, тема недели – овощи. В центре карты рисуется корзина с овощами. От неё отходят пять ветвей по дням недели каждая, из которой имеет ветви обозначающие вид деятельности, а те в свою очередь подразделяются на веточки обозначающие материалы необходимые для организации данного вида деятельности.

Приобретённые знания обучающихся при использовании ментальных карт сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала становиться значительно выше, кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Использование ментальных карт в работе с родителями структурирует всех участников образовательного процесса.

Интеллект-карт для родителей всего образовательного учреждения создаётся на основании годового плана по работе с родителями. На ней изображаются все мероприятия, которые запланированы на текущий учебный год в каждом месяце. В них входят: праздничные мероприятия, досуги, консультации специалистов, мастер-классы, родительские собрания и т.д. Эта карта вывешивается на доступном для всех родителей месте, и они сами могут для себя определить те мероприятия, в которых они хотели бы принять участие. На ветвях с мероприятиями есть веточки, которые показывают необходимые для мероприятия материалы. Например, консультация – блокнот с ручкой, мастер – класс по изготовлению костюмов для спектакля – ткань, бусинки, иголка с ниткой и т.д.

Для родителей каждой возрастной группы сделаны ментальные карты по реализуемым в них проектам, чтобы взрослые, как и дети, были в курсе запланированных мероприятий и планировали своё участие в них.

По проведённым мероприятиям делается фотоотчёт. Самое интересное фото прикрепляется на ментальную карту (оставленное для этого место). Полная реализация мероприятий отображённых на карте является в свою очередь творческим отчётом о проделанной работе.

Благодаря использованию ментальных карт в образовательном процессе жизнь детского сада стала более открытой, интересной и доступной для родителей.

Список литературы:

1. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление: ООО «Попурри», 2003

Елена Кудерова

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как

«карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.

Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Перед вами пример ментальной карты.

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберем понятие лес. Ребенку необходимо подумать, что находится в лесу: деревья -хвойные (сосна, ель) и лиственные (береза, тополь, дуб и др., животные - хищные (волк, лиса и др.); травоядные (заяц, белка, лось и др.); всеядные (медведь, птицы - перелетные (журавль, ласточка, грач и др.); зимующие (снегирь, синица, дятел и др., насекомые (бабочка, муравей, кузнечик и т. п., грибы съедобные (масленок. груздь, подберезовик, несъедобные (мухамор, поганка). Из понятий составляется ментальная карта - схема. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершении дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Итоги изучения дошкольной зрелости у наших воспитанников на начало учебного года показывали низкий уровень развития этих способностей.

Использование метода ментальных карт в моей работе позволило повысить уровень развития умения планировать свои действия на 6%.

Рассмотрим пример использования методики составления ментальных кар т.

Предположим, перед детьми поставлена задача - вырезать снежинку.

Прежде, чем приступить к работе, ребенку предлагается составить карту – схему (план) по которой он будет выполнять задание. Для этого ему необходимо выбрать материал, из которого можно вырезать снежинку, инструменты и способ вырезывания.

В начале знакомства с ментальной картой ребенок карту – схему может выполнить из заранее приготовленных педагогом картинок, стрелки можно нарисовать карандашом (фломастером).

В дальнейшем для составления карт ему потребуются только карандаши (фломастеры, ручки) и чистый лист бумаги.

Обратите внимание, при составлении карты - схемы ребенку предлагаются варианты используемых материалов, инструментов и ему необходимо сделать выбор.

Возможно, что выбор материала будет сделан не верно. Начав действовать по составленной карте – схеме ребенок поймет это, тогда ему придется корректировать свои действия.

Рассуждать будем так:

Нужно вырезать снежинку. Положу картинку снежинки по - середине листа.

Чтобы вырезать снежинку из материалов мне подойдет белая бумага, (белая - потому что снежинка белого цвета); из инструментов ножницы (ножницы – потому что бумагу удобней резать ножницами) и карандаш, чтобы нарисовать узор. Выберу способ вырезывания снежинки. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Имитационная игра.

В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Рефлексия.

В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: При формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер - класс Тема: «У игры свои секреты» Дата проведения: 13.04.2017 Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.