Окружающий мир календарь. Календари природы серия «Окружающий мир

Для бизнеса

Вспомним

  1. Какими календарями пользуются в твоей семье?
  2. Как ты узнаёшь, какой сегодня месяц, число, день?
  3. Как ты узнаёшь о погоде на завтра?

Нам сейчас так просто узнать год, месяц, число и день недели. Стоит только заглянуть в календарь на стене, на столе, в дневник. По радио и телевизору тоже говорят об этом, пишут в газетах. Да ещё сообщают, какая погода нас ожидает в предстоящий день. Кроме того, рассказывают о будущих праздниках, о наступающих памятных датах. В дневнике мы записываем; что и когда именно нам надо сделать.

А теперь представь, что мы очутились в далёком прошлом любого из многих народов мира. Не было радио, телевидения, газет, телефонов... Но зато люди тогда гораздо внимательнее относились к природе. Они наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе. Умели по состоянию растений и поведению животных предсказывать погоду на следующий день, и надолго вперёд. Веками копились все эти знания и передавались устно из поколения в поколение каждого народа.

Вот некоторые народные приметы. Вы можете проверить их собственными наблюдениями.

  • Красное небо на закате - к ветру или дождю.
  • Если солнце садится в облака - жди дождя.
  • Ясная луна - к морозу.
  • Шишки хвойных деревьев раскрываются - к сухой погоде.
  • Ласточки низко летают - к дождю.
  • Зимой вороны и галки садятся на верхушки деревьев - к морозу, на нижние ветви - к ветру, на снег - к оттепели.

Дни народного календаря

Вместе с верой вошёл в народную жизнь православный календарь. Каждый день его посвящён памяти важного для верующих людей события или святого человека. Образы святых на иконах были в каждой крестьянской избе. А их имена отразились в названиях дней народного календаря. Эти дни, словно добрые друзья, напоминали земледельцу о делах в будни и о веселье в праздники. Например:

1 сентября - Фёкла-свекольница . В народе говорили про этот день так: «На Фёклу копай свёклу». С этого дня начинали убирать с огородов свёклу.

5 сентября - Луппа-брусничник . К этому времени поспевают клюква и брусника, пора за ними в лес идти. Овёс и лён тоже дозрели, спеши убирать. Отлёт журавлей с Фёклы-свекольницы до Луппы-брусничника предвещает раннюю зиму. Внимательно глядели люди в небо: «Если журавли летят низко, то зима тёплая, если высоко - холодная»; «Журавли летят низко, быстро, молчком - жди скорого ненастья».

Дни, по которым раньше угадывали погоду на будущее, называются погодоуказателями. Мы будем их отмечать и проверять народные наблюдения, сделанные в Подмосковье и близких к нему землях. Ребята нашей большой страны могут проверять приметы на погоду своего края.

  • Рассмотрите рисунки. К каким приметам они т* относятся? Какие органы чувств помогают наблюдать эти явления?

Подумаем!

  • Всегда ли в наше время бывают верны старинные народные приметы на погоду? Почему?

Проверим себя

  1. Почему в народе внимательно наблюдали за сменой времён года, за изменениями в живой и неживой природе?
  2. Какие народные приметы погоды ты знаешь?
  3. Как сложился народный календарь?
  4. Какие дни называются погодоуказателями?

Сделаем вывод

Народный календарь сохранил для нас старинные трудовые обычаи и праздники, богатый опыт общения с природой. Мы наследники этого богатства. Оно учит нас быть внимательными, чуткими, добрыми и мудрыми. Мы должны сберечь этот опыт, приумножить его и передать дальше, нашим детям.

БЛИЦ-ОПРОС ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА КАЖДЫЙ УРОК

(УМК «Перспектива» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Раздел «ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ»

Тема: «Мы – союз народов России»

1.Как называется наша страна?

2. Что обозначает слово «федерация»?

3. Самый многочисленный народ в РФ?

4. Какое количество народов живет в России?

5. Государственный язык в России?

ОТВЕТЫ: 1- Россия, Российская Федерация; 2 – «объединение», «союз»; 3 – русские; 4 – более 180; 5- русский

Тема: «Мы- жители вселенной»

1. Как называются огромные раскаленные небесные тела, излучающие свет?

2. Как называется самая близкая к Земле звезда?

3. Как называются холодные небесные тела, не излучающие собственного света?

4.Какой естественный спутник движется вокруг Земли?

5.Сколько планет вращается вокруг Солнца?

ОТВЕТЫ: 1 – звёзды; 2 – Солнце; 3 – планеты; 4 – Луна; 5 – 8 планет

Тема: «Наш «Космический корабль»- Земля»

1. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией. Как она называется?

2. Перечисли основные стороны горизонта.

3. Что такое глобус?

4. Как называются огромные водные пространства?

5. Огромные участки суши.

6. Прибор для определения сторон света.

ОТВЕТЫ: 1 – линия горизонта, горизонт; 2- север, юг, восток, запад; 3 – модель Земли; 4 – океаны; 5 – материки; 6 – компас.

Тема: «Время»

1. Что такое прошлое, настоящее, будущее?

2. Перечисли единицы измерения времени?

3. Что такое часы?

4. Приведи примеры старинных и современных часов.

5. Как называются главные часы нашей страны?

6. Сколько секунд содержится в минуте?

ОТВЕТЫ: 1 – то что было, сейчас, будет; 2- секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год; 3- прибор для измерения времени; 4 – солнечные, песочные, водяные; механические, электронные; 5 – Куранты; 6 – 60 секунд.

Тема: «Сутки и неделя»

1. Сколько часов в сутках?

2. Что такое сутки?

3. Сколько дней в неделе?

4. Перечисли все дни недели, начиная с понедельника.

5. Почему происходит смена дня и ночи?

ОТВЕТЫ: 1- 24 часа; 2- время полного оборота Земли вокруг своей оси; 3 – 7 дней; 4 – понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье; 5 – из-за вращения Земли вокруг своей оси.

Тема: «Месяц и год»

1. Какая единица времени появилась в результате наблюдений за Луной?

2. Что такое год?

3. Сколько месяцев в году?

4. Сколько дней в обычном году и високосном году?

5. Какой месяц в году самый короткий?

ОТВЕТЫ: 1 – месяц; 2- время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца; 3- 12 месяцев; 4 – 365 дней, 366 дней; 5 – февраль.

Тема: «Времена года»

1. Какие времена годы вы знаете?

2. Чем объясняется смена дня и ночи?

3. С чем связана смена времён года?

4. Как расположена земная ось?

5.Как называются изменения, происходящие в природе?

6. Приведи пример 1 сезонного явления.

ОТВЕТЫ: 1- весна, лето, осень, зима; 2 – вращением Земли вокруг своей оси; 3 – с движением Земли вокруг Солнца; 4 – наклонно; 5 – природные явления (явления природы); 6 - ответы детей (листопад, смена дня и ночи, гроза, снегопад, ледостав и др.)

Тема: «Погода»

1. Что такое погода?

2. Как называется наука о погоде?

3. Что относится к осадкам?

4.Как называется прибор для измерения температуры?

5. Какие приборы используют на метеостанциях для наблюдения за погодой?

ОТВЕТЫ: 1 – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; 2 – метеорология; 3 – дождь, снег, град; 4 – термометр; 5 – осадкомер, ветромер, флюгер.

Тема: «Календарь-хранитель времени, страж памяти»

1.Что создали давным-давно мудрые астрономы, наблюдая за движением Луны, Солнца и звезд?

2. Какие бывают календари?

3. Для чего служит календарь?

4. Когда начинался на Руси год в старину?

5.Когда мы отмечаем начало нового года?

ОТВЕТЫ: 1 – календари; 2 – настольные, настенные, карманные; 3 – хранитель времени, помогает планировать работу и отдых; 4 – 1 марта; 5 – 1 января.

Тема: «Праздники для всех»

1. Когда мы отмечаем День России?

2.В какой день мы отмечаем День народного единства?

3. Когда мы отмечаем День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.?

4.В какой день мы празднуем День государственного флага России?

5.Когда мы поздравляем наших любимых бабушек, мам и сестер?

ОТВЕТЫ: 1 – 12 июня; 2 – 4 ноября; 3 – 9 мая; 4 – 22 августа; 5 – 8 марта.

Тема: «Народный календарь»

1. Как а старину назывались дни, по которым угадывали погоду на будущее?

2. Если ласточки низко летаю, о чём это говорит?

4. Если зимой вороны и галки садятся на нижние ветви деревьев, о чем это говорит?

5. Какие народные приметы погоды ты знаешь? Приведи 1 пример.

ОТВЕТЫ: 1 – дни погодоуказатели; 2- скоро будет дождь; 3 – свёклу; 4 – к ветру; 5 – (примеры детей)

Тема: «Экологический календарь»

1. Что такое экология?

2. Какой любимы цвет у учёных- экологов?

3.Когда отмечается День Земли?

5. Когда мы отмечаем Всемирный день воды?

ОТВЕТЫ: 1 наука, которая изучает связи между неживой и живой природой, растениями и животными, природой и человеком; 2 –зелёный; 3 – 22 апреля; 4 – Международный день птиц; 5 – 22 марта.

Что такое календарь

Слово «календарь» пришло к нам из Древнего Рима. Кале́нды – это первые дни месяца. Их объявляли на центральной площади города. Это и означало наступление нового месяца. Разными народами было создано множество календарей.

Интересно выглядели первые календари – это были узелки на верёвке или зарубки на палке. Заранее завязав на верёвке определённое количество узелков, а затем ежедневно развязывая по одному, человек мог приблизительно указать, сколько времени прошло от одного события до другого.

Современные календари

В современном календаре каждый месяц разделён на недели. В неделе 7 дней. Каждый день недели имеет своё название. В нашей стране первый день недели – понедельник.

По назови все дни недели. Начни с понедельника.

В календаре особо отмечают дату – день, месяц и год. Красным цветом выделяют наиболее важные праздничные даты и выходные дни.

Посмотри на рисунок. Расскажи, что тебе известно об этих праздниках.

В году 365 дней, или 12 месяцев.

В месяце 30 или 31 день (в феврале 28 или 29 дней).

В неделе 7 дней.

Вопрос и задания

1. Зачем человеку нужен календарь?

2. Назови дату своего рождения.

Выбери правильный ответ.

1. Календы – это:

а) первые дни месяца;

б) последние дни месяца.

2. Зимние месяцы:

а) декабрь, январь, февраль;

б) январь, февраль, март.

Раньше многие народы по-своему определяли начало нового года, выбирая для этого наиболее важное, с их точки зрения, событие или природное явление.

В России долгое время начало нового года отмечалось 1 сентября, когда заканчивались все полевые работы. И только в 1699 году царь Пётр I ввёл в России новый календарь. Началом года стало считаться 1 января.

Тест по теме «Вселенная, время, календарь» составлен на основе материала учебника УМК "Перспектива" авторов А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой 2 класс. Материал теста позволяет проверить знания учащихся по данному разделу.

Просмотр содержимого документа
«Тест "Вселенная, время, календарь" по окружающему миру.»

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Тест по окружающему миру

по теме: « Вселенная, время, календарь »

Митина Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2018

Фамилия, имя__________________

Тест по разделу «Вселенная, время, календарь»

1. Слово «Федерация» обозначает _________________________________________

2.Огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет это - _______________

3. Холодные небесные тела, не излучающие собственного света это-_____________

4. Перечисли несколько планет_____________________________________________

5. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, ограничена линией это _____________________________________________________

6. Какой прибор служит для определения сторон горизонта______________________

7. Перечисли основные стороны горизонта____________________________________

8. Модель Земли называется ______________________________________________

9. Прибор для измерения времени___________________________________________

10. Какие ты знаешь единицы измерения времени_____________________________

________________________________________________________________________

11. Время полного оборота Земли вокруг своей оси _______________________

12. Время, за которое Земля совершает полный оборот вокруг Солнца ____________

13. Перечисли времена года_________________________________________________

14. Все изменения, происходящие в природе, называются _______________________

15.Что такое погода________________________________________________________

16.Какие праздники ты знаешь_______________________________________________

_________________________________________________________________________

17. Какая наука учит нас бережно относится к окружающему миру________________

18. Приведи примеры экологических дней_____________________________________

_________________________________________________________________________

19. Почему происходит смена времён года_____________________________________

_________________________________________________________________________

20. Приведи примеры природных явлений_____________________________________

1. Объединение, союз.

2. Звёзды.

3. Планеты.

4. Меркурий, Венера, Земля, Сатурн, Нептун, Юпитер.

5. Горизонт.

6. Компас.

7. Север, запад, юг, восток.

8. Глобус.

10. Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век.

13. Лето, зима, весна, осень.

14. Явления природы или природные явления.

15. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – погода.

16. День России, День знаний, День народного единства, День Конституции, День учителя.

17. Экология.

18. Всемирный день воды, День птиц, День Земли, День защиты животных.

19. Смена времён года объясняется движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси.

20. Смена времён года, смена дня и ночи, вращение Земли, её движение по орбите.

Литература:

    Окружающий мир. Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч 1/ А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 127 с.: ил.

    Рабочая тетрадь 1 к учебнику для 2 класса «Окружающий мир» / А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. – М.: Просвещение, 2014.

    Васильева Т.Ю. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 416с. – (В помощь школьному учителю).