Русские художники. Прянишников Илларион Михайлович

Для бизнеса

«Жестокие романсы» 1881 г.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В селе Тимашово жил-был купец. Звали его Михаил Прянишников. Небольшая лавка в родном селе - вот и все его имущество.

И был у него сынок любимый, Лариоша. За что ни возьмется Лариоша, все сделает красиво, с душой. Коньков из дерева вырезает, лодочки - кажется, сейчас поплывут, а кони топнут деревянными копытцами - и ищи ветра в поле.

«Я небогат, зато Лариоша богатым станет и именитым, - мечтал отец.- Прославит он наш род. "Глядите, - скажут люди, - вот идет богатейший из богатейших, почтеннейший из почтеннейших Илларион Прянишников" и будут кланяться ему в пояс».

А Лариоша ловил рыбку в пруду, играл с соседскими ребятишками в казаки-разбойники, салки, лапту. Еще в чижика играл, в кости, в бабки, на салазках с горы катался, на ледянке. Летом по грибы, по ягоды в лес бегал - в общем, хорошо жил.


«Дети на рыбалке» 1882
Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова

Скучать в селе было некогда. Иногда случался пожар, и всем миром спешили его тушить. А не успевали, так уходили погорельцы с малыми детишками бродить по свету, просить милостыню. Много таких погорельцев проходило через их село. Брели и брели старые солдаты-инвалиды на костылях, усталые коробейники с грошовым товаром, слепые певцы. Дети и сердобольные бабы слушали их заунывные песни, давали еды, и те шли себе дальше, бездомные, никому не нужные.

Жалко Лариоше этих горемык! Убегал он в бор и плакал, а сосны шумели над его головой, утешали.

Исполнилось Лариоше десять лет, и отец взял его помощником в свою лавку. Смышленый Лариоша уже давно заметил, что вырастает сын кузнеца и становится кузнецом, сын сапожника - сапожником, барина - барином, крестьянский сын - крестьянином. А значит, сын купца должен быть купцом. На роду ему так написано.

Живописец, график

Из купеческой семьи. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» - большой серебряной медалью. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. С 1893 - действительный член ИАХ.

Жил в Москве, в 1872–1873 - во Пскове. В 1880-х летние месяцы путешествовал по России: жил в Великом Устюге и Лальске Вологодской губернии. В 1891–1892 в связи с болезнью жил в имении мецената П. И. Губонина в Алупке.

Работал как жанрист, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, обращался к религиозным сюжетам, занимался книжной иллюстрацией, пробовал силы в техниках офорта и литографии.

Был дружен с В. Г. Перовым, в 1862 работал с ним на этюдах в Троице-Сергиевой лавре. Во время учебы в 1860-х занимался росписями в церквях Москвы. В 1867 вместе с В. Е. Маковским, В. В. Пукиревым, П. М. Шмельковым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (Автографы московских художников. М., 1867).

По заказу севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, П. А. Нисевиным, В. О. Шервудом участвовал в создании картин, посвященных обороне Севастополя и Крымской войне.

Вместе с В. Е. Маковским, И. Н. Крамским, М. Н. Чичаговым иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (М., 1874). В 1887 участвовал в издании «Сборника автографов русских писателей и рисунков Facsimile русских художников. В помощь бедным детям».

В 1875–1877 был привлечен к росписям Храма Христа Спасителя в Москве.

С 1859 - участник выставок (МУЖВ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1867–1891, с перерывами). Один из учредителей ТПХВ (1871–1893, с перерывами; в 1872–1875 и 1878 - член Правления московского отделения ТПХВ). Участвовал также в академических выставках (1864–1891, с перерывами), выставках Общества поощрения художников (1865), Всемирных выставках в Вене (1873), Лондоне (1873, бронзовая медаль), Париже (1878), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882) и других.

Преподавал в МУЖВЗ (1873–1894); среди его учеников - В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, М. В. Нестеров, С. И. Светославский и другие.

В 1895–1896 в Петербурге была проведена мемориальная выставка художника.

Прянишников - один из крупнейших мастеров жанровой живописи второй половины XIX столетия; его творчеству присущи обличительные тенденции, меткость социальных характеристик, повествовательность, внимание к передаче сугубо бытовых деталей: костюмов, увари,

Произведения Прянишникова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

    Илларион Михайлович Прянишников Работы на Викискладе «Крестный ход». 1893. Масло Илларион Михайлович Прянишников (1840 1894) русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действитель … Википедия

    Большая биографическая энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - , русский художник жанрист, действительный член петербургской АХ (1893). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К.… … Большая советская энциклопедия

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), русский живописец. Учился в МУЖВЗ (1856 66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко; преподавал там же (1873 94), среди учеников В. К. Бялыницкий Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин. Член учредитель ТПХВ (см. Передвижники).… … Художественная энциклопедия

    ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович - (1840 1894) российский живописец. Передвижник. Жанровые картины проникнуты сочувствием к страданиям бедняков (Шутники, 1865, Порожняки, 1872) … Большой Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - Прянишников (Илларион Михайлович, 1839 94) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 году был удостоен звания художника 1 й степени, жил и работал в Москве. Его картины,… … Биографический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894), живописец. Член Товарищества российских художников передвижников. Жанровые картины отличаются меткостью психологических и социальных характеристик («Шутники», 1865; «Порожняки», 1872). * * * ПРЯНИШНИКОВ Илларион Михайлович… … Энциклопедический словарь

    Прянишников Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… …

    Прянишников, Илларион Михайлович - (1839 1894) живописец жанрист, получил образование в 1850 х годах в московском училище живописи, ваяния и зодчества, в 1870 г. был удостоен звания художника 1 статьи, жил и работал в Москве. Его картины, несколько сухие по исполнению, но… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Прянишников Илларион Михайлович - (1840 1894) русский живописец передвижник, создатель жанровых картин, выпускник и преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества … Словарь литературных типов

Прянишников Илларион Михайлович

Цена по возрастанию Цена по убыванию

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.


Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи - создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.

Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели - служению народу.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова - истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873-1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество - пример верности установленному в молодости нравственному кредо.

Прянишников Илларион Михайлович

ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Прянишников Илларион Михайлович (1840-1894)

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры. Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Картины художника

В 1812 году


В мастерской художника


Возвращение с ярмарки


Воробьи


Жестокие романсы


Задворки


Крестный ход


Охота пуще неволи