Существенно отличаться друг от. Основополагающие принципы ситуационного управления

Материнский капитал

Телевизионная речь

Лекция 7-8.

В телевидении (ТВ) наряду со словесным и звуковым рядами «присутствует» ряд изобразительный (или видеоряд).

Органическая спаянность и взаимодействие этих трех компонентов телевизионного «текста» (т.е. телевизионного «конечного про­дукта», включающего в себя вербальный текст, «шумы» изображаемой среды или музыкальное сопровождение телепередачи, «картинку» - изображение события, пейзажа, участников события и т.п.) создают своеобразие в организации речевых средств и композиции вербального текста (или композиционно-речевой структуры вербаль­ного текста).

При создании словесного текста в составе телепередачи (в дальнейшем такой текст обозначается «телевизионный текст») должно соблюдаться правило, обусловленное специфичностью телевидения: не «повторять» словами того, что изображается на экране , т.е. того, что зрителю понятно из виденной (увиденной) ситуации.

Известный телевизионный журналист 1970-1980-х гг. А. Каверзнев однажды рассказывал о том, как, готовя материал о главарях «красных кхмеров», он вместо подробной словесной характеристики каждого из них показал крупным планом фотографии. Зрители уви­дели физиономии властолюбивых, жестоких, злобных, мелких, интеллектуально ограниченных людей. Эти выразительные фотографии лучше всяких слов дали зрителям четкое представление о вершителях судьбы кампучийского народа во времена диктатуры Пол Пота.

Сопоставим газетный отчет и репортаж на телевидении об одном и том же событии (спортивное соревнование, заседание пар­ламента, митинг и т.п.) или путевой очерк - газетный и телевизионный.

Это объясняется тем, что в газете воспроизводится только словесный ряд (в крайнем случае даны 1-2 фотографии «с места события»); на экране же видим сиюминутное изображение «события» (как проходит футбольный или хоккейный матч, лыжная гонка или митинг и др.), слышим «шумы» (говор толпы, «звуки улицы», шум дождя, ветра и т. п. и речь - словесный ряд (выступление оратора, реплики участнике передачи, прохожих, которых опрашивает репортер, слова самого репортера и т.д.).

Все это делает зрителя очевидцем (и как бы участии, ком) того события, которое «разворачивается» перед ним на экрана телевизора.

В путевом газетном очерке лексика и фразеология, привлекае­мые при описании увиденного и услышанного журналистом, особенно картин природы, городского пейзажа, городской застройки, различных учреждений (отелей, банков, офисов), а также сцен диа­логов и т.п., составляют 60-75% текста. «Все, что подмечает глаз ре­портера, в газете... передается словами репортера» (Светана С. В. Телевизионная речь // Язык и стиль средств массовой формации и пропаганды. М., 1980. С. 194-196, с.194).



В телевизионном очерке только 15% текста дублируют изображение. Причем их функция обычно гораздо сложнее элементарного словесного «перевода» «картинки»: словесный ряд необходим тележурналисту, как правило, в качестве отправной точки «для выражения мысли, иногда даже противоположной той внешней картине, которую зафиксировала кинокамера» (там же, с.105).

Для современного этапа функционирования телевидения в сис­теме массовой коммуникации характерна тенденция к усилению оперативности обратной связи, активного включения телезрителей в коммуникационный процесс (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействи взаимодействию. М., 1999). Эта тенденция в техническом плане основывается на конвергенции (объединении, взаимодействии) с дру­гими техническими средствами связи (телефоном, пейджером. компьютером, модемом, а в последнее время с Интернетом) и выражается в усилении интерактивности телевизионных передач. Сейчас популярны телевизионные игры, «круглые столы», передачи по тематике, определяемой телезрителями, по актуальным проблемам, телеголосование, разнообраз­ные интеропросы и т.п.

«В результате применения новейших техни­ческих разработок, - пишет исследователь развития современной телекоммуникации, - в обиход прочно вошел термин «интерактив» -связь, при которой информация передается не только от донора к реципиенту (т.е. не только от отправителя информации - телеведущего, тележурналиста к зрителю, но и в обратном направлении (от зрителя к тележурналисту). Это закладывает основы для приближения коммуникационного процесса к реверсивному -при котором субъекты коммуникационного процесса становятся равноправными, а весь процесс связи - реверсивным, обратимым» (Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействи взаимодействию. М., 1999. С.17). Интерактивность телевизионных передач оказывает серьезное воздействие на речевую структуру телевизионных текстов :

ü значительно возрастает функциональная и композиционная роль диалогов в телетекстах;

ü тексты многих телепередач целиком строятся на диалоге ведущего, тележурналиста и участников передачи, между участ­никами передачи и телезрителями и т.п.

Это полностью соответству­ет тенденции к диалогичности современного телевидения.

Диалогичность как новая форма вещания на телевидении предполагает, что телезритель (коммуникант) из безмолвного объекта воздействия со стороны тележурналиста (коммуникатора) становится равноправным субъектом коммуникационного процесса, соучастником телевизионного общения, которое теперь (при интерактивности) основывается на деятельном взаимодействии «телевещателя» и телезрителя.

В функционально-стилистическом плане интерактивность влечет «собой усиление в телеречи, в ее речевой структуре роли элементов диалогической речи, а значит и разговорной речи. Итак, устным стилям массовой информации присущи такие качества, как:

ü универсальность, всеохватность тематики, широчайший обзор действительности;

ü реализуемая в текстах стилевая полифункциональность, суть ее - в принципиальной возможности использования в речевой структуре языка радио и телеречи элементов официально-делового, научного, публицистического стилей, т.е. «письменных» стилей и в особой конструктивной роли разговорной речи в текстах, «книжных» по своей функционально-коммуникативной природе, в устной массовой информации (в текстах радио и телевидения);

ü синкретический характер соотношения в радио- и телетекстах письменной и устной речи в силу устности массовой информации при ее принадлежности к книжной речи (Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. М., 2000. Гл.1.§ 3).

Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Носители экономических интересов могут выражать свои индивидуальные интересы в средствах массовой информации, на митингах и демонстрациях, обращаться с протестами, требованиями и петициями в центральные и местные органы государственного управления. Кроме официального обращения, они иногда лоббируют свои интересы в органах государственного управления. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны.

Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Выраженные экономические интересы по мере их поступления в государственные органы не всегда полностью или частично исполняются. Это связано со многими обстоятельствами: во-первых, выраженные интересы различных носителей чаще всего противоречивы; во-вторых, они могут противоречить целям экономической политики государства, обеспечивающей экономическое равновесие, социальную стабильность, сбалансированность бюджета и т.д.; в-третьих, возможности государства (в том числе и финансовые) имеют определенные границы. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура наводного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро- и микроэкономика.

В рамках макроэкономических процессов объектами регулирования могут выступать: экономический цикл, секториальная, отраслевая и региональная структуры хозяйства, условия накопления капитала, занятость, денежное обращение, платежный баланс, цены, НИОКР, условия конкуренции, социальные отношения, кадры (подготовка, переподготовка]), окружающая среда, внешнеэкономические связи. В рыночной экономике важнейшими объектами регулирования на макроуровне выступают тесно взаимосвязанные совокупный спрос, совокупное предложение и совокупное производство .

Микроэкономика может быть представлена отдельными экономическим агентами: фирмами, домохозяйствами. Фирма как юридическое лицо является хозяйственной организацией. Домохозяйство - это экономическая единица, состоящая из одной или более единиц. Следует отметить, что именно объект предопределяет содержание регулирования, его формы и методы. В условиях Республики Беларусь переходного к рынку периода в качестве важнейших объектов государственного регулирования следует выделить: качественное преобразование процесса воспроизводства; денежное обращение; условия и источники накопления капитала; структуру народного хозяйства; структуру форм собственности; процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации государственной собственности; формирование конкурентной среды; формирование и развитие системы предпринимательства; развитие социальной сферы; механизм социальной защиты населения; трудовые отношения; окружающую среду; внешнеэкономические связи.

Чистой конкуренции как таковой не существует, это скорее теория, нежели практика. В реальности многие рынки работают в условиях структуры, при которой достаточно много продавцов и не меньшее количество покупателей. Монополистическая конкуренция характеризуется меньшим числом продавцов, но при этом их достаточно, чтобы обеспечить требуемый уровень конкуренции.

Монополизация рынка

Даже если реализуемые продукты близки по значению, каждый продавец наделяет свой товар особыми характеристиками, чтобы сделать его отличным от других. Такой подход позволяет производителям аналогичного блага контролировать рыночную стоимость своего продукта. В таком случае каждая фирма выступает в качестве небольшой монополии, правда, власть предпринимателя очень ограничена.

В условиях такой рыночной структуры продвижение продукции с помощью рекламы имеет немаловажное значение. Приведем пример на свином окороке, который в принципе является однородным продуктом, но различные его виды могут существенно отличаться друг от друга. Отличие может быть как физическим (технология переработки), так и визуальным (представление покупателя о продукте). То есть если на рынке представлено два вида окорока примерно одного качества, но один из них эффективно рекламируется, то, скорее всего, покупатели предпочтут именно его, так как у них создается впечатление, что этот вид более высокого качества. Следовательно, спрос на продукцию возрастает по мере того, как до покупателя доходит информация о его достоинствах.

Несовершенная рыночная структура

Монополистическая конкуренция и олигополия - это две промежуточные модели рыночной структуры. В условиях таких рыночных моделей ситуация на рынке контролируется двумя и более продавцами. Олигополия - это структура, в которой функционирует несколько соперничающих фирм. При этом олигополисты могут выпускать как абсолютно идентичный стандартный продукт, так и дифференцированный, немного отличающийся от продукции конкурентов. Монополистическая конкуренция - более доступная структура, войти в отрасль рынка олигополии крайне сложно, так как информация о нем практически недоступна.

Основные черты несовершенной конкуренции

Монополистическая конкуренция отличается и тем, что продавцы не принимают во внимание реакцию конкурентов на их поведение. К примеру, если одна из фирм снижает стоимость своей продукции, то это позволяет расширить рынок сбыта и увеличить доход за счет множества других компаний, которые при этом немного теряют. По этой причине конкурентам нет необходимости менять свою ценовую политику в ответ на изменения в стоимости.

Отличие монополистической модели от совершенной конкуренции

При совершенной рыночной структуре долгосрочная цена равна средним суммарным затратам стандартной фирмы. Монополистическая конкуренция не имеет такой особенности. А значит, в длительном периоде совершенная модель обеспечивает больший объем производства и более действенное использование ресурсов. К преимуществам монополистической конкуренции можно отнести возможность покупателя получать более широкий выбор однородных товаров в соответствии со вкусами разных потребительских групп.

Основополагающие принципы ситуационного управления

Не существует какого-либо универсального подхода к управлению. Разные проблемные ситуации требуют различных подходов к их разрешению, а результаты одних и тех же управленческих решений могут существенно отличаться друг от друга. Существует более одного пути достижения цели. Управление - это прежде всего искусство менеджера правильно оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные для нее методы управления. Ситуационные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, благодаря чему достигается эффективное принятие решений.

Многообразие различных концепций ситуационного управления следует рассматривать не просто как обзор, а как структурирование некоторого многообразия, позволяющее выявить основной стержень, на который можно нанизать взаимодополняющие положения.

Ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению. В результате их развития возникла возможность сформулировать концепцию ситуационного управления , основные положения которой сводятся к следующему.

1. Не существует какого-либо универсального подхода к управлению. Разные проблемные ситуации требуют различных подходов к их разрешению.

2. Ситуационные вероятностные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, благодаря чему достигается эффективное принятие решений.

3. Существует более одного пути достижения цели.

4. Результаты одних и тех же управленческих решений могут существенно отличаться друг от друга.

5. Всякая управленческая проблема должна рассматриваться только в тесной связи с другими проблемами.

6. Менеджеры могут приспосабливать свои организации к ситуации или изменять ситуацию согласно требованию организации.

7. Управление - это прежде всего искусство менеджера правильно определить и оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные методы управления, наилучшим образом отвечающие возникшей ситуации.

Ситуационные теории управления дают рекомендации о том, как следует управлять в конкретных ситуациях . При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для достижения эффективного управления в каждой конкретной ситуации:

  • получение руководителем необходимых знаний;
  • идентификация и анализ ситуации;
  • выбор подхода и методов управления в сложившейся ситуации;
  • оценка вероятных последствий ситуационного управления;
  • создание необходимых условий для проведения изменений;
  • проведение изменений.

    Применение ситуационных теорий в управлении при выработке и принятии решений предполагает учет ограничивающих или сдерживающих факторов , существующих в самой организации. В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений :

  • технологические , которые определяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров и услуг;
  • человеческие , отражающие уровни компетентности персонала организации, факторы мотивации трудовой деятельности, степень восприятия работниками происходящих в организации изменений;
  • ограничения в постановке задачи , обусловленные фактическим характером выполняемых работ.

    Центральным моментом и объектом ситуационного управления является управленческая ситуация. Само слово «ситуация» часто используется в самых разнообразных аспектах и порой неотделимо от таких понятий как состояние, событие, процесс, положение и т.д. Многие специалисты в области менеджмента склонны рассматривать ситуацию как набор обстоятельств, приближаясь тем самым к позиции ранних работ Д. Поспелова. Например, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури под ситуацией понимают «конкретный набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на работу организации в данный момент». Такой подход является весьма спорным и противоречивым, однако выделяет основные элементы, которые могут быть использованы для определения ситуации.

    Позднее Д. Поспелов расширяет понятие ситуации, добавляя в него информацию о связях между объектами: «текущая ситуация - совокупность всех сведений о структуре объекта и его функционировании в данный момент времени». Все сведения подразумевают также причинно-следственные связи, которые могут выражаться множеством последовательных событий или процессов. В этом смысле ситуация кардинально отличается от состояния и события, которые могут соответствовать только одному моменту времени. Некоторые авторы, пытаясь отделить ситуацию от состояния, рассматривают ее как синоним слова взаимосвязь.

    Резюмируя вышесказанное и учитывая эволюцию развития методологии ситуационного управления, управленческую ситуацию можно определить как субъективную оценку конкретных характеристик предприятия и внешней среды (ситуационных переменных) и связей между ними, имеющих место в настоящее время, но зависящих от произошедших событий и развивающихся во времени и пространстве.

    Из приведенного определения следует, что правильное определение управленческой ситуации предполагает соблюдение следующих четырех необходимых условий :

    1. Управленческая ситуация должна содержать конечное количество факторов и описывать их состояние и взаимосвязь.

    2. Управленческая ситуация должна содержать только те факторы, которые существенным образом влияют на предприятие , поскольку учесть влияние абсолютно всех факторов при принятии решения невозможно.

    3. Управленческая ситуация должна включать в себя только те факторы, которые влияют на организацию в настоящий момент времени (а не в прошлом или будущем).

    4. При описании управленческой ситуации необходимо учитывать причины и последствия ее возникновения.

    Необходимость классификации управленческих ситуаций обусловлена тем, что их распознавание составляет первый этап процесса разрешения ситуационных задач управления . К настоящему времени наработано большое количество классификаций управленческих ситуаций, отличающихся классификационными признаками и глубиной декомпозиции. В качестве базовой для анализа и разрешения управленческих ситуаций может быть использована модель, основанная на учете ряда источников управленческих ситуаций во внешней и внутренней среде предприятия, рассмотрении их содержательных характеристик и использовании нескольких стратегий разрешения ситуаций.

    Многообразие классификаций управленческих ситуаций свидетельствует о том, что в зависимости от целей ситуационного анализа могут быть выделены различные классификационные признаки . При этом приведенный выше перечень возможных классификаций не может считаться исчерпывающим, поскольку каждая управленческая проблема вызывает необходимость создания самостоятельной классификации. Управление по ситуации основывается на учете и анализе множества факторов, так или иначе влияющих на организацию. Сложность ее внутренней и тем более внешней среды требует от руководства не только знания теории управления, но и наилучшего применения на практике собственного и прошлого опыта. Поэтому, чтобы принять максимально эффективное решение в данной конкретной ситуации и провести изменения в организации наилучшим образом, руководитель должен придерживаться определенных принципов или правил, основополагающих требований к эффективному управлению, важнейшими из которых являются следующие.

    1. Принцип компетентности руководства . Недостаточно иметь только хорошую теоретическую подготовку и владеть информацией о нынешнем состоянии организации - нужно еще обладать хорошей управленческой интуицией и способностью принимать нестандартные, а иногда и парадоксальные решения.

    2. Принцип отсутствия прецедентов . Ни одна управленческая ситуация, какой бы стандартной она ни казалась, не может быть абсолютно похожей ни на одну ситуацию, которая имела место в прошлом.

    3. Принцип взаимосвязи ситуационных переменных . Все факторы ситуации составляют единое целое, некую систему и поэтому так или иначе влияют друг на друга.

    4. Принцип двойственного влияния факторов . Ситуационные факторы обладают разными, порой даже противоречивыми характеристиками.

    5. Принцип непрерывности изменений . Изменения в организации и ее внешнем окружении, так или иначе, происходят постоянно.

    6. Принцип необратимости изменений . Всякое изменение ставит организацию на новую (более высокую или более низкую) ступень развития.

    7. Принцип быстрой реакции . Постоянное изменение ситуационных переменных требует непрерывной выработки управленческих решений, направленных на адаптацию организации к этим изменениям.

    8. Принцип наличия предпосылок к изменениям . Наряду с постоянным мониторингом происходящих изменений необходимо непрерывно контролировать наличие предпосылок и условий, необходимых для приведения параметров организации в соответствие с изменившейся ситуацией.

    9. Принцип приоритетности человеческого фактора . Принимая решение, руководитель прежде всего должен учитывать его влияние на трудовой коллектив.

    10. Принцип оптимального соотношения результатов и затрат . Критерием оптимальности в данном случае является наибольшее приближение организации к поставленным целям.

    11. Принцип априорного решения . Хороший руководитель должен уметь не только правильно оценивать ситуацию и своевременно реагировать на ее изменение, но и предвидеть возможные изменения этой ситуации.

    12. Принцип формирования изменений . Вершиной управленческого искусства можно считать принятие таких решений, которые не только позволяют организации приспособиться к изменениям ситуации, но и адаптировать сами изменения к организации.

    Все принципы ситуационного управления реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий деятельности организации, состояния внешней и внутренней среды, личных качеств руководителя и некоторых других факторов.

    Для реализации этих принципов выработаны определенные методы (инструментарий) ситуационного управления, то есть совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей организации.

    Чаще всего в ситуационном управлении применяют методы системного и ситуационного анализа, факторного и кросс-факторного анализа, генетического анализа, метод диагностики, экспертно-аналитический метод, методы аналогий, морфологического анализа и декомпозиции, методы имитационного моделирования, теории игр и т.д.

    Однако наибольший эффект и качество управления достигаются в том случае, когда применяется система методов в комплексе, что позволяет увидеть объект управления со всех сторон и избежать просчетов.

  • Структурно нормативные правовые акты могут существенно отличаться друг от друга в зависимости от их назначения, вида, объема и т.д. Однако есть общие правила, которые применимы ко всем документам такого рода (помимо реквизитов). Большое значение имеет точное название, заголовок . Во-первых, в заголовке должна отражаться суть документа, а, следовательно, в нем не должно быть неточности и двусмысленности. Во-вторых, заголовок обеспечивает быстрый поиск документа. В-третьих, правильно составленные заголовки способствуют более успешному осуществлению систематизации законодательства, а также создают удобство при ссылках на конкретный нормативный правовой акт. Заголовок должен быть но возможности кратким, но не в ущерб смыслу. Исключение составляют заголовки законопроектов, касающихся ратификации международных договоров, поскольку принятый порядок требует точного воспроизведения в названии нормативного акта названия договора, подлежащего ратификации, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в какой-либо конкретный нормативный акт. В этом случае изменения в названии не допускаются.

    Отдельные правовые акты могут иметь преамбулу . Традиция преамбулы восходит к римскому праву, где многие законы благословлялись формулой "Bonum factum" ("В добрый час"; "На благо"). Практически все конституции имеют преамбулы, которые носят помимо юридического еще и идейно-политический характер. В данном случае преамбула выглядит как декларация, провозглашающая в торжественной манере задачи и цели народа и государства, рассчитанные на историческую перспективу. В преамбуле закона содержится указание на обстоятельства, вызвавшие его к жизни, а также на цели, которые преследует законодатель, принимая данный нормативный правовой акт. Преамбулы не являются обязательными атрибутами нормативного правового акта и на сегодняшний день выглядят до известной степени анахронизмом. С формальной точки зрения их роль выполняют первые статьи, в которых наряду с понятийным аппаратом законопроекта (закона) кратко излагаются цели и задачи, которые преследует законодатель. Точка зрения субъекта права законодательной инициативы на необходимость и цель принятия данного нормативного правового акта излагается в пояснительной записке. Если же преамбула присутствует, то она не должна содержать норм, дефиниций, предписаний, т.е подменять собой содержание нормативного акта.

    Далее следуют структурные единицы . Самая крупная единица – часть . Например, ГК РФ имеет четыре части, отличающиеся самостоятельностью и внутренним единством. Эти части настолько автономны, что принимались поочередно, и их принятие растянулось на несколько лет. В данном случае нужно не путать часть как самостоятельную структурную единицу документа с частью статьи закона. УК РФ делится па части: общую и особенную. ТК РФ имеет шесть частей, которые в отличие от ГК РФ не столь самостоятельны, и их принятие по отдельности невозможно. Часть как структурная единица нормативного акта может иметь наименование (УПК РФ, Бюджетный кодекс РФ). Деление кодексов на части необязательно. Арбитражный процессуальный, Гражданский процессуальный, Жилищный и некоторые другие кодексы не имеют частей и делятся на разделы. Водный, Земельный, Воздушный, Лесной и целый ряд других кодексов не имеют частей и разделов и делятся только на главы с соответствующими названиями. Обозначение ("первая", "вторая") части и ее название печатаются по центру страницы прописными буквами, причем название части ("общие положения", "общая часть", "особенная часть") печатается полужирным шрифтом.

    Следующая крупная единица – раздел . Он может содержать в себе целую подотрасль, либо группу институтов. Часто разделы имеют сплошную нумерацию, обозначаемую римскими цифрами и независимую от глав. Так построен, например, ТК РФ. Многие разделы ГК РФ могут считаться подотраслями гражданского права. В СК РФ в разделы (их восемь) сгруппированы правовые институты: общие положения; заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства и др. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом, прописными буквами по центру страницы, как это предусмотрено компьютерной графикой. Разделы могут иметь подразделы с порядковыми номерами, обозначаемыми римскими цифрами, их наименование и название печатается с прописной буквы обычным шрифтом, причем название – полужирным шрифтом.

    Разделы делятся на главы, имеющие сплошную нумерацию (арабскими цифрами) и наименование. Главы, как правило, оформляют правовые институты или подинституты. Обозначение главы (ее номер) печатается с прописной буквы с отступом. Далее следует название главы, которое печатается с прописной буквы обычным полужирным шрифтом. Название может располагаться как в одну строку, так и по центру.

    Если есть параграфы, они оформляются аналогичным с главами образом, только вместо слова "параграф" ставится соответствующий значок с порядковым номером.

    Основной структурной единицей нормативного правового акта является статья – носитель правовой информации, формулирующая основное правило поведения. Статья в свою очередь делится на части, пункты, которые могут иметь нумерацию, но могут и не иметь. В большинстве случаев статья имеет название, ее порядковый номер обозначается арабскими цифрами. Статьи без наименования применяются, например, в конституциях, в законах о ратификации нескольких международных договоров, о внесении изменений в законодательные акты.

    Структурное построение статей многообразно, что, впрочем, не всегда оправдано. Статьи могут делиться на части, пункты, подпункты, абзацы. Структурные элементы статьи обозначаются различными способами – буквами и цифрами, со скобками и без скобок и т.д. Всякого рода рекомендации, даже принимаемые на высоком уровне, не могут быть гарантией против подобного разнобоя. Его можно было бы свести к минимуму при наличии специального федерального закона, о проекте которого речь уже шла выше.

    В нормотворчестве прочно укрепилась практика сквозной нумерации частей, разделов и других структурных единиц нормативного правового акта. При внесении изменений и дополнений в нормативный правовой акт должна быть сохранена нумерация частей, разделов, глав и статей. Нельзя нарушать нумерацию частей и других структурных элементов статьи при внесении в нее дополнений и изменений. В противном случае может возникнуть весьма опасная путаница. В целях корректности вносимого изменения следует указать, что данный пункт утратил силу, не нарушая, таким образом, структурную целостность и нумерацию. Если дополнения вносятся в конец документа или структурной его единицы, то можно продолжить нумерацию, если же изменения затрагивают другие части текста, то создаются новые пункты с индексом (5"или 51, 5.1, "а1" и др.).

    В некоторых случаях статья закона конкретизируется примечанием. Анализ их показывает, что многие из них могли бы быть самостоятельными статьями. Примером может служить примечание 1 к ст. 228 УК РФ: "Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, добровольно сдавшее прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также с незаконными приобретением, хранением, перевозкой таких растений либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за данное преступление. Не может признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных

    веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, изъятие их при задержании лица, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию". Данное примечание вполне может выступать в качестве статьи. Что касается второго и третьего примечаний к ст. 228, то здесь действительно содержится необходимое уточнение.

    Известное неудобство возникает в связи с тем, что отсутствует единая законодательно закрепленная формулировка времени вступления в силу законодательных актов: здесь большой разнобой. Имеют место различные формулировки: "через “х” дней со дня его официального опубликования"; "через “х” дней после его официального опубликования"; "по истечении “х” дней со дня его официального опубликования"; "по истечении “х” дней после дня его официального опубликования". Еще сложнее вести отсчет, если речь идет об истечении месяцев или даже лет. Бывают ситуации еще более неопределенные, когда вступление в силу одного нормативного акта ставится в зависимость от другого, еще не принятого. К тому же принятый в будущем нормативный акт может содержать положения об отсрочке вступления в силу отдельных его частей. Наиболее оптимальным было бы законодательное закрепление общего правила – точного указания даты вступления правового акта в законную силу. Естественно, исключения есть и будут, но в этом случае при проектировании нормативного правового акта следует продумать все детали, дабы избежать двусмысленности и неточности. В юридической технике нет мелочей. Поэтому далеко не безразлично употребление понятий "введение в действие" и "вступление в силу". Первое употребляется по отношению к кодексам, которые вводятся в действие специальным федеральным законом. Второе применимо ко всем иным нормативным актам, включая законы об изменениях и дополнениях кодексов.

    • Прекурсор – химическое вещество, являющееся исходным компонентом или участвующее в промежуточной реакции при синтезе какого-либо вещества.