Любовь Васильевна Горохова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Поликлиника»
Цель : развитие познавательных и творческих способностей детей в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника » .
Задачи :
1. Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы, и их заместители.
2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей.
3. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре) .
4. Расширять словарный запас детей.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Приёмы руководства : распределение ролей, общение.
Области :
Социально-коммуникативное развитие : усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; формирование положительных установок к различным видам труда;
Речевое развитие : Овладение речью как средством общения и культуры
Познавательное развитие : Развитие воображения
Физическое развитие : Способствовать приобретению детьми двигательного опыта в разных видах деятельности; становление ценностей ЗОЖ, овладение его элементарными нормами и правилами поведения;
Игровые действия : Больной идет в регистратуру, берет талон к врачу, идет на прием. Врач принимает больных, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, смотрит горло, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт, врач подписывает. Больной идет в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, прививки.
Предварительная работа : Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы) . Просмотр сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» .Чтение художественных произведений : И. Драч «Врач» , Г. Харенко, К. Ткаченко «Мамины и папины профессии» , Д. Радари «Чем пахнут ремесла?» , К. Чуковский «Айболит» .
Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т. д.)
Оборудование : столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, касса. Бытовые принадлежности для игры в «Дочки-матери» ; посуда, стульчики, столы и т. д., сумки для мам; справки – бумаги, карты – картон, ручки, деньги – бумаги, куклы.
Роли Ролевые действия
Работник регистратуры Заполняет, выдаёт медицинские карты. Выдаёт талончики к врачам.
Врач-терапевт Сообщает о своей специализации (Я – врач-терапевт) . Ведёт приём пациентов (Спрашивает, как зовут пациента, что у него болит) . Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте.
Медсестра Заполняет рецепты. Моет градусники, шпатели.
Врач-окулист Сообщает о своей специализации (Я – врач-окулист, лечу глаза) . Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение.
Медсестра Выписывает рецепты.
Медсестра процедурного кабинета Принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки
Работник аптеки Расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача. Продает
Воспитатель :- Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице, поликлинике . И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в поликлинику вместе со своими родителями. Не правда ли?
Дети : Да.
Воспитатель : - А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в поликлинике . Кто знает, поднимает руку.
Дима : Окулист.
Верно, молодец! Еще?
Ангелина : Хирург.
Умница. А еще? Ребята, ну давайте смелей!
Матвей : Педиатр.
Воспитатель : - Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в поликлинике работает хирург , окулист, дерматолог, кардиолог, стоматолог всех их и не перечислишь.
Вы молодцы, справились с заданием!
А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту проблему и выберем роли.
Воспитатель : - У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.
Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.
София : Можно буду я медицинской сестрой?
Воспитатель : - А почему София?
Дети : Она отзывчивая и вежливая. Софа справится с этой ролью.
Воспитатель : - А кто у нас будет врачом – педиатром?
Ангелина : Я хочу быть врачом.
Воспитатель : - Я думаю ребята это правильный выбор. Ангелина очень заботливая и внимательная. Она у нас будет врачом-педиатром.
Воспитатель : - А кто будет помогать врачу-педиатру и возьмет роль медицинской сестры?
Даша : Можно я буду медицинской сестрой.
Воспитатель : - Хорошо. А кто у нас будет врачом-окулистом?
Дима, согласен быть врачом – окулистом?
Дима : Да, а можно Агата будет работать у меня медицинской сестрой?
Воспитатель : - Конечно можно.
Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?
Матвей : А можно я буду работать в процедурном кабинете.
Воспитатель : - Хорошо.
Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.
Арина, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас девочка внимательная, ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.
Арина : Хорошо.
Воспитатель : - Ребята, а кто будет играть в «Дочки-матери» ? Кто у нас будет играть маму и папу?
Настя : можно я буду мамой?
Воспитатель : - Да конечно!
Настя у нас заботливая и хозяйственная, вы согласны со мной ребята?
Дети : - Да.
Воспитатель : А тогда кто у нас будет папой?
Захар : Можно я буду папой?
Воспитатель : - Хорошо, Захар.
Захар и Настя идут в игровой уголок. У вас роль папы и мамы, и у вас есть дочка кукла Маша.
Врачи и медицинские сестры одевают халаты.
Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Выберете себе куклы – это будут ваши дети.
Можете взять сумочки, кошельки.
Главным врачом поликлиники будет Захар Меркулов. Захар ты будешь следить за обстановкой в больнице.
Итак, все роли распределены. Теперь открываем нашу больницу.
Ребята, посмотрите, какие здесь кабинеты открылись : кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.
Все врачи разошлись по кабинетам и готовы принимать пациентов.
Воспитатель я тоже буду с вами играть : - Так, я соседка Юли.
Надо зайти к соседке в гости.
Здравствуй, Юля!
Юля : Здравствуйте.
Воспитатель : - А я вот решила к тебе зайти, можно?
Юля : Да, да конечно, проходи.
Воспитатель : - А что ты сейчас делаешь?
Юля : А мы вот с Пашей завтрак готовим.
Воспитатель : - А-а-а понятно. Юля, а ты слышала, что тут неподалеку, построили новую детскую поликлинику ?
Юля : Да я слышала. Сегодня мы как раз собираемся пойти вместе с дочкой на прием к окулисту.
Воспитатель : - Да! Какое совпадение, а мы тоже с дочкой собрались пойти на прием. Ну ладно, я пойду, а то надо еще занять очередь. До свидания.
Юля : До свидания.
Сюжет в «Регистратуре»
Артем и Эвелина : - А кто последний, в регистратуру?
Диана : «Я последняя» .
Хорошо, тогда мы будем за вами.
Воспитатель : - Ребята в регистратуре, мы получим направления и талоны на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо» , «пожалуйста» .
Артем и Эвелина : Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.
София : Сейчас подождите, я выпишу вам направление. Возьмите, пожалуйста.
Артем и Эвелина : Спасибо.
Захар и Настя : А нам дайте, пожалуйста, направление к окулисту.
София : Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.
Платон : - Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?
София : Да, конечно, сейчас напишу, возьмите.
Платон : Спасибо.
Сюжет «На приёме у педиатра»
Костя : - Кто последний на прием к педиатру?
Платон : Я последний.
Костя : - Хорошо тогда мы будем за вами.
Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?
Платон : Да, мы сейчас заходим
Платон : (заходит к врачу) - Можно?
Ангелина : Да, войдите.
Платон : Здравствуйте, доктор!
Ангелина : Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?
Платон : Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.
Ангелина : Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Напишите пациентке направление на прививку от гриппа (дает карточку Даше- медицинской сестре) .
Даша : Вот возьмите ваше направление.
Платон : - Спасибо большое. До свидания.
Ангелина : До свидания.
Костя :- Здравствуйте доктор.
Ангелина : Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?
Костя :- У моей дочки болит очень сильно горло и еще она кашляет.
Ангелина : Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное.
Ангелина : А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.
Ангелина : Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.
Костя :- Спасибо доктор. До свидания.
Сюжет в процедурном кабинете.
Платон : - Можно?
Арина : Да, да войдите.
Платон : Здравствуйте, мы пришли к вам на прививку от гриппа.
Арина : Здравствуйте, хорошо проходите, присаживайтесь. Сейчас мы сделаем вам прививку. Готовьте руку, пожалуйста.
Арина : (делает укол) Вот так. Держите вату.
Платон : - Спасибо. До свидания.
Арина : - До свидания.
Сюжет : «Прием у окулиста» .
Юля и Паша : Нам можно? Здравствуйте.
Дима : Да, конечно войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся? Есть жалобы на зрение?
Юля : Мы пришли к вам на обследование.
Дима : Хорошо. Тогда я сейчас проведу осмотр глаз вашего ребенка.
Дима : (проводит осмотр) Я осмотрел вашу дочку. Она здорова. Зрение у нее хорошее.
Дима (говорит Агате медицинской сестре) Напишите ей справку, о том, что ребенок здоров.
Агата : Хорошо. Возьмите вашу справку.
Юля и Паша : Спасибо. До свидания.
Дима : До свидания. Следующий проходите.
Захар и Настя : Здравствуйте, доктор!
Дима : Здравствуйте, присаживайтесь, что вас беспокоит?
Настя : У нашего сына болит один глазик. Доктор видите, даже немного покраснел.
Дима : Давайте мы сейчас осмотрим вашего ребенка.
Воспитатель :- Саша не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Посвети фонариком. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.
Дима (осматривает) : Глазик надо лечить, для этого вам необходимо купить капли для глаз. Сейчас я вам выпишу рецепт. Вот возьмите, можете прямо сейчас пойти в аптеку и купить эти капли.
Настя : Спасибо, доктор. До свидания.
Дима : До свидания.
Сюжет : «Аптека» .
Воспитатель : - Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.
Настя : - Здравствуйте! Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.
Лера : Держите. С вас 12 рублей 50 коп.
Захар : - Вот возьмите.
Лера : - Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.
Захар : - До свидания.
Воспитатель :- Девушка, здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне лекарство вот по этому рецепту.
Лера : - Да конечно, подождите секундочку. Вот ваше лекарство. С вас 76 рублей 34 копейки.
Воспитатель :- Возьмите, пожалуйста.
Лера : - Ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще.
- Воспитатель : Спасибо вам. До свидания.
Лера : - До свидания.
Данил : - Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, витамины.
Лера : - Здравствуйте, вам сколько упаковок?
Данил : - Мне две упаковки.
Лера : - Так с вас 35 рублей.
Данил : - Возьмите, пожалуйста.
Лера : - Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас.
Данил : - Спасибо, я обязательно к вам зайду. До свидания.
Лера : До свидания.
Воспитатель : - Ребята, ну вот и наступил конец рабочего дня, и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека будут работать снова, и рады будут, видеть вас у себя. Вы можете прийти на прием к врачу завтра. Игра окончена. Ребята вам понравилась игра? А теперь давайте все дружно наводить в групповой комнате порядок и расставим все игрушки на место.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» в группе 6-7 лет.
Предполагаемая игра: «Больница» Сопутствующая игра: «Дочки-матери», «Аптека»
Цели игры: пробуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о больнице, о работе врачей, об аптеке и работе продавца, о жизни семьи; развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться; продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, побуждать детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (инструменты, оборудование); воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Больница», «Аптека», знакомство с работой врача, беседа с медицинской сестрой из детского сада; беседа с детьми о том, как они ходили вместе со своими родителями в больницу, аптеку, рассказы детей о том, что нового они узнали о профессии врача.
Развивающая среда: вывески «Больница», «Аптека»; все атрибуты и оборудование заранее подготовлены, столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности, шприцы, градусник, таблица, фонарик, лекарства, касса; бытовые принадлежности для игры в «Дочки-матери»; посуда, стульчики, столы и т.д., сумки для мам; справки – бумаги, карты – картон, ручки, деньги – бумаги, куклы.
Ребята, недавно мы с вами беседовали о больнице. И вы все рассказывали, о том, как вы ходили в больницу вместе со своими родителями. Так ведь?
А давайте-ка ребята мы с вами еще раз вспомним о том, какие врачи работают в больнице. Кто знает, поднимает руку.
Саша: Окулист.
Верно, молодец! Еще?
Аня: Хирург.
Умница. А еще? Ребята, ну давайте смелей!
Юля: Педиатр.
Правильно, педиатр – это самый главный детский врач. А еще в больнице работает невропатолог, массажист, кардиолог, эндокринолог всех их и не перечислишь.
Но вы молодцы, справились с заданием!
А сегодня, ребята у нас с вами начнет работать новая больница. Но есть, проблема в новой больнице совсем нет врачей. Давайте, исправим эту ошибку и выберем играющих.
У нас есть регистратура, кабинет педиатра, кабинет окулиста, процедурный кабинет.
Кто будет работать у нас в регистратуре? Требуется медицинская сестра.
Дети: Пусть будет Аня. - А почему Аня?
Дети: Она отзывчивая и вежливая. Аня справится с этой ролью.
Да, ребята я согласна с вашим выбором. Юля очень заботливая и внимательная. Юля будет врачом-педиатром.
Хорошо. А кто у нас будет врачом-хирургом?
Саша, будешь врачом – хирургом?
Ребята, у нас с вами еще есть процедурный кабинет. Кто у нас будет делать прививки?
Настя: А можно я буду работать в процедурном кабинете.
Ребята у нас ведь с вами будет еще и аптека и туда требуется кассир.
Илья, эту ответственную роль, поручаю тебе. Ты у нас мальчик ответственная. Думаю, ты справишься с этой ролью.
Илья: Хорошо.
Ребята, а кто будет играть в «Дочки-матери»? Кто у нас будет играть маму и папу?
Дети: Пусть у нас мамой будет Вика.
А почему Вика?
Дети: Потому что она заботливая и хозяйственная.
Ладно. А тогда кто у нас будет папой?
Илюша: Можно я буду папой?
Хорошо, Илюша.
Илюша и Вика идут в игровой уголок. Вы папа и мама, и у вас есть дочка кукла Катя.
Готовьте там все.
Врачи и медицинские сестры одевают халаты.
Остальные дети, те которые остались без роли будут пациентами. Вы тоже берете себе куклы – это будут ваши дети.
Можете взять сумки.
Итак, все роли распределены. Теперь откроем нашу больницу.
Дети, посмотрите, какие кабинеты открылись: кабинет хирурга, кабинет педиатра, процедурный кабинет.
Все врачи распределились по кабинетам и готовы принимать пациентов.
Так, я соседка Вики.
Надо зайти к соседке в гости.
Здравствуй, Вика!
Вика: Здравствуйте.
А я вот решила к тебе заглянуть, можно?
Вика: Да, да конечно, проходи.
А что ты сейчас делаешь?
Вика: А мы вот с Илюшей завтрак готовим.
М-м, понятно. Вика, а ты слышала, что тут неподалеку, построили новую детскую больницу?
Вика: Да я слышала. Сегодня мы как раз собираемся пойти вместе с дочкой на прием к педиатру.
Да?! А мы тоже с дочкой собрались пойти на прием. Ну ладно, я пойду, а то надо еще занять очередь. До свидания.
Вика: До свидания. Регистратура.
Ребята встаем в очередь.
А кто последний, в регистратуру?
Ульяна: «Я последняя».
Хорошо, тогда я буду за вами.
Ребята в регистратуре, мы получим направления на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо», «пожалуйста».
Вика и Илюша: Дайте нам, пожалуйста, направление к педиатру.
Аня: Сейчас подождите я выпишу вам направление… Возьмите пожалуйста.
Вика и Илюша: Спасибо.
Ульяна и Даниил: А нам дайте, пожалуйста, направление к хирургу.
Аня: Сейчас напишу. Пожалуйста, возьмите.
Здравствуйте, не могли бы вам нам выписать направление к педиатру?
Аня: Да, конечно, сейчас напишу.
Кто последний на прием к педиатру?
Вика: Я последняя.
Хорошо тогда мы будем за вами.
Скажите, пожалуйста, а прием уже начался?
Вика: Да мы сейчас зайдем (заходит к врачу)
Ребята не забываем здороваться.
Вика: Можно?
Юля: Да, войдите.
Вика: Здравствуйте, доктор!
Юля: Здравствуйте. Садитесь, что у вашей дочки болит? На что жалуетесь?
Вика: Моей дочке надо сделать прививку от гриппа. Доктор, выпишите нам, пожалуйста, направление.
Юля, а ты будешь слушать пациентку через фонендоскоп?
Юля: Давайте я послушаю вашу дочку. Платье поднимите, пожалуйста. Дышите. Не дышите. Дышите. Все в порядке. Сейчас я вам напишу направление на прививку от гриппа.
Вика: Спасибо большое. До свидания.
Юля: До свидания.
Воспитатель заходит в кабинет врача.
Здравствуйте доктор.
Юля: Здравствуйте, садитесь, на что жалуетесь?
У моей дочки болит горло и еще она кашляет.
Юля: Давайте я осмотрю вашу дочку. Открой рот. Скажи а-а! Так горло очень красное. Юля: А теперь я вас послушаю. Дышите. Не дышите. Дышите. Так все понятно. Возьмите градусник и подержите 5 минут.
Юля: Ой, какая высокая температура у вашей дочки. Я вам сейчас выпишу рецепт, это лекарство вы сможете купить в аптеке. Принимайте его 3 раза в день. А еще каждый вечер пейте горячее молоко, с медом.
Спасибо доктор. До свидания.
Процедурный кабинет.
Вика: Можно?
Настя: Да, да войдите.
Вика: Здравствуйте, мы пришли на прививку от гриппа.
Настя: Здравствуйте, хорошо проходите, присаживайтесь. Сейчас мы сделаем вам прививку. Пока готовьте рукав.
Настя: (делает укол) Вот так. Держите вату.
Вика: Спасибо вам большое. До свидания.
Настя: До свидания.
Прием у хирурга.
Саша принимай пациентов, они ведь ждут.
Даниил и Ульяна: Нам можно? Здравствуйте.
Саша: Да, да войдите. Присаживайтесь. Здравствуйте! На что жалуемся?
Ульяна: Мы пришли на обычный прием, чтобы обследоваться.
Саша: Хорошо. Тогда я сейчас проведу осмотр вашего ребенка.
Ульяна, помоги доктору, посади свою дочку поудобнее, подготовь для осмотра.
Саша (проводит осмотр) Так я осмотрел вашу дочку. Она здорова. Сейчас я напишу ей справку, о том, что ребенок здоров. Возьмите вашу справку.
Ульяна: Спасибо. До свидания.
Саша: До свидания.
Сережа не забывай пользоваться медицинскими инструментами. Для того чтобы не ошибиться и правильно поставить диагноз.
Дети, посмотрите, как заработала наша больница, какие здесь хорошие врачи. Пойду, схожу в аптеку и куплю лекарство, которое мне выписал врач.
Ребята не забываем быть вежливыми друг с другом.
Вика: Дайте, пожалуйста, капли вот по этому рецепту.
Илья: Держите. С вас 12 рублей 50 коп.
Вика: Вот возьмите.
Илья: Ваша сдача, капли, рецепт возьмите, пожалуйста. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще. Всегда будем рады вас видеть у нас в аптеке. До свидания.
Вика: До свидания.
Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, дайте мне лекарство вот по этому рецепту.
Илья: Да конечно, подождите секундочку. Вот ваше лекарство. С вас 76 рублей 34 копейки.
Возьмите, пожалуйста.
Илья: Ваша сдача. Спасибо за покупку. Приходите к нам еще.
Спасибо вам. До свидания.
Илья: До свидания.
Даниил: Здравствуйте. Дайте, пожалуйста, витамины для детей.
Илья: Здравствуйте, вам сколько упаковок?
Даниил: Мне две упаковки.
Илья: Так с вас 35 рублей.
Даниил: Возьмите, пожалуйста.
Илья: Спасибо вам за покупку. Приходите к нам еще. Мы всегда рады видеть вас у нас в аптеке.
Даниил: Да, конечно обязательно приеду. До свидания.
Илья: До свидания.
Ребята сегодня уже поздно и наша больница закрывается, а вместе с ней и аптека. Но завтра больница и аптека рады будут видеть вас у себя. И вы можете прийти на прием к врачу завтра. Ребята вам понравилась игра? Ребята игра окончена. А теперь все дружно ставят игрушки на место, наводят порядок в групповой комнате.
Список используемой литературы
Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед уч-щ по спец. 2002 «Дошк. воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / В.И. Ядешко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – 2 –изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
С.А. Козлова, Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе ДОУ "Поликлиника".
Ситуация 2. На приёме у педиатра мама с ребёнком.
Ситуация 3. На приёме у стоматолога.
Пациент – здравствуйте.
Стоматолог – здравствуйте, садитесь, что вас беспокоит?
Пациент – очень сильно болит верхний зуб.
Стоматолог – сейчас посмотрим.
Стоматолог осматривает.
Ситуация 4. На приёме у лора.
Вариант 1.
Пациент –Здравствуйте.Я по направлению от педиатра.
Лор – Здравствуйте.
Лор осматривает карточку.
Ситуация 5. На приёме у окулиста.
Пациент – Здравствуйте!
Окулист – Здравствуйте! Присаживайтесь. Закройте правый глаз. Называйте, что я вам показываю.
Ситуация 6. Процедурный кабинет.
Пациент - Здравствуйте, я к вам по направлению от педиатра.
Медсестра – Проходите, присаживайтесь. Давайте руку. Не волнуйтесь, сейчас быстро поставим укольчик и вы будете здоровы.
Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи:
Предварительная работа:
Посещение детьми вместе с родителями поликлиники. Экскурсия в медицинский кабинет детского сада, демонстрация медсестрой различных медицинских инструментов, объяснение их назначений, показ способа действий с ними. Рассматривание иллюстративного материала по теме. Беседа о профессии врач (Кто такой врач? Какого врача можно назвать хорошим? Как должен вести себя пациент? Кто может работать врачом?) Чтение произведений художественной литературы: Ю.Яковлев “Больной”, Ю.Синицын “С человеком беда”, И.Туричин “Человек заболел”. Игровые диалоги: врач-пациент (с разным характером, например, капризный пациент). Изготовление атрибутов для игры (градусники из картона; медицинские карты из листов бумаги, сложенных пополам; таблицы с картинками для окулиста и др.). Беседа по картине. Сюжетно-ролевая игра “Поликлиника” (в “поликлинике” работает регистратура, кабинет врача-терапевта, окулиста, травматолога, процедурный кабинет). Распределение ролей для предстоящей игры: медицинские работники, работник аптеки, строители.
Оборудование:
Детские белые медицинские халаты, шапочки; самодельные медицинские карты, листочки для рецептов, направлений на уколы и прививки, таблетки; предметы из набора “Кукольный доктор” (фонендоскоп, пинцеты, шпатели, шприцы, бинты и др.); пустые флакончики, коробочки из-под лекарств, кусочки поролона и др.
Ход игры
Воспитатель : Внимание, внимание, жители города! В нашем районе, где работает много строителей, наконец-то, открывается поликлиника. Если вы заболели или решили проверить своё здоровье, вам помогут наши врачи: терапевт, окулист, травматолог. Если вам назначили какие-то процедуры, то можете посетить процедурный кабинет. А ещё в поликлинике работает аптека.
Воспитатель : Сегодня для всех строителей объявляется всеобщий медицинский осмотр. Строители – это опасная профессия, на стройке нужны здоровые работники. Кто из вас хотел бы сегодня работать строителем? Почему? Какие врачи будут принимать пациентов? Ребята, которые выбрали роль строителей, сядьте, пожалуйста, справа, а те, кто будет работать в поликлинике, - слева. Ты кем хочешь быть в поликлинике? Почему? А я сегодня буду вести приём пациентов в регистратуре.
Воспитатель : Через несколько минут в поликлинике начнётся приём посетителей. Медицинские работники начинают готовить свои рабочие места. А строители в это время продолжают работать на стройке.
Дети-сотрудники поликлиники расставляют таблички на свои столы, раскладывают оборудование, врачи надевают белые халаты, медсёстры – медицинские шапочки; дети – строители сооружают постройку из напольного конструктора. Когда “поликлиника” будет готова к открытию, об этом объявляется: “Приглашаем пациентов в поликлинику”.
Роли | Ролевые действия |
Работник регистратуры (воспитатель) | Заполняет, выдаёт медицинские карты. Выдаёт талончики к врачам. |
Врач-терапевт | Сообщает о своей специализации (Я – врач-терапевт). Ведёт приём пациентов (Спрашивает, как зовут пациента, что у него болит). Прослушивает, пальпирует, измеряет температуру, давление, осматривает горло. Назначает лечение. Направляет к врачам-специалистам. Делает записи в медкарте. |
Медсестра | Заполняет рецепты. Моет градусники, шпатели. |
Врач-окулист | Сообщает о своей специализации (Я – врач-окулист, лечу глаза). Проверяет зрение с помощью таблиц. Назначает лечение. |
Медсестра | Выписывает рецепты. |
Врач-травматолог | Сообщает о своей специализации. Принимает больных с ушибами, порезами, ожогами. Назначает лечение. |
Медсестра | Помогает врачу обрабатывать ранки, делать перевязки. |
Медсестра процедурного кабинета | Принимает пациентов с направлениями от врача-терапевта. Ставит уколы, делает прививки. |
Работник аптеки | Расставляет лекарства, отпускает лекарства по рецепту врача. Вырезает новые таблетки. |
Строители | Сооружают по договорённости постройку. Записываются в регистратуре на приём к врачу. Приходят на приём к врачу с талончиком и медкартой. Рассказывают, что их беспокоит. Выполняют рекомендации врача. |
Построение игровых диалогов воспитателем, как работником регистратуры:
Что болит? К какому врачу вас записать? (уточнить название специалиста, цель, содержание его работы).
У нас очень хорошие, заботливые врачи-специалисты. Они обязательно вам помогут. Не забудьте поздороваться, объяснить, что у вас болит.
Если врач будет занят, подождите, пожалуйста. У него очень ответственная работа.
Вы уже полечились? До свидания, приходите к нам ещё. Будьте здоровы.
Воспитатель : Наступает вечер, рабочий день у строителей и медицинских работников заканчивается. Врачи принимают последних пациентов и наводят порядок в своих кабинетах, а строители – на своей стройплощадке.
Дети наводят порядок и присаживаются полукругом на стульчики.
Вопросы для анализа:
К строителям:
К медработникам:
Организация: Детский сад № 80 г. Челябинска
Населенный пункт: г. Челябинск
Программное содержание
Цель: формирование у детей познавательного интереса к профессии врач (доктор), медсестра, пациент, интереса к игровой деятельности, коллективной, продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской.
Задачи:
Образовательные
1. Формировать представление о целостности картины мира и расширение кругозора;
2. Обогащать представление детей о медицинской профессии;
3. Продолжать формировать навыки самообслуживания.
Развивающие:
1. Развивать внимание и целостность восприятия детей обогащать представления детей о профессиях.
2. Формировать у детей умение принимать на себя игровую роль (доктор, пациент).
3. Побуждать детей обыгрывать сюжет знакомой игры «Больница», используя знакомые медицинские инструменты (игрушечные).
4. Способствовать возникновению ролевого диалога.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду взрослых.
2. Формировать бережное отношение к своему здоровью, умение проявлять чуткость, заботу к заболевшему человеку.
Направление: личностно-ориентированное.
Оборудование: костюм доктора, набор для игры в больницу, куклы.
Методы и приемы:
· экскурсия в медицинский кабинет;
· наблюдения;
· чтение сказки «Айболит» К. И. Чуковского;
· рассматривание медицинских игровых инструментов;
· познавательные беседы;
· продуктивная деятельность.
Ситуативный разговор,
Речевая ситуация,
Игра (сюжетные с правилами)
Актуальность: На вопрос: «Кто такой врач?, Что такое больница?» - дети односложно отвечают «делает больно». Малыши еще совсем практически не имеют представления «Что такое работа?» «Что делают на работе?», не говоря уже о понимании названия специальности и трудовых обязанностях. Поэтому очень важно познакомить детей с профессией врач, медсестра рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия, расширять кругозор детей о труде взрослых, применять полученные знания в сюжетно-ролевых играх, жизненных ситуациях, что способствует их связи с социумом.
Принципы деятельности : интеграция образовательных областей – социально-коммуникативная, речевая, двигательная, познавательная.
Практическая значимость: Для укрепления семейных связей провести разговор с ребенком дома о профессии врач, медсестра, пациент.
Планируемые результаты: имеют представление о профессии врач медсестра и своих родителей, знают предметы помощники, ориентируются в социальном мире. Проявляют больше самостоятельности в различных видах деятельности. Знают и понимают правила поведения в общественных местах.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кем работают ваши мама и папа?
Ответы детей.
У Таси мама работает врачем! (воспитатель поясняет, что врача называют еще доктором).
Воспитатель: А что делает врач?
Ответы детей.
Мы сегодня с вами поиграем в игру «Больница». Посмотрите к нам сегодня пришел в гости врач. Давайте вместе поздороваемся с ним, для этого нам нужно встать в круг. (Встаем все в круг, врач по очереди называет имя каждого ребенка и говорит «Здравствуй имя»)
Врач: Ребята, а вы знаете, что означает слово «Здравствуй»?
«Здравствуй» это когда мы желаем друг другу здоровья.
Как вы думаете, зачем нам здоровье?
Ответы детей.
Врач: Какие вы молодцы, без здоровья нам нельзя, мы будем болеть и не сможем играть, гулять, общаться с друзьями.
Как же можно сберечь свое здоровье?
Ответы детей.
Врач: И правда, нужно кушать здоровую пищу, заниматься спортом и т. д. А если все же заболел человек, что ему нужно сделать?
Ответы детей.
Врач: Конечно, ему необходимо обратиться в больницу к врачу.
Воспитатель:
Если кто-то не здоров,
Вызывают ….. (докторов).
Погоди, малыш, не плач!
Прописал лекарство… (врач).
Врач: А давай мы проведем с вами фикультминутку
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Воспитатель: Кто же у нас сегодня будет в роли врача? (выбрали мальчика) А помощника врачу, медицинскую сестру? (выбрали девочку) А остальные ребятки будут пациентами. Сегодня у нас медицинский осмотр в больнице.
Ребята занимают свои места. Врач и медсестра садятся за стол, пациенты на стульчики. Врач садится на стул.
Воспитатель: Не забывайте, в больнице должно быть тихо, не шумите, не мешайте доктору лечить больных детей. Диалог доктора и больного строится следующим образом:
Д.: Здравствуйте, как вас зовут?
Б.: Здоровается, называет свое имя.
Д.: Что у вас болит?
Б.: Говорит, что у него болит.
Медсестра записывает и помогает врачу.
Далее врач приступает к осмотру. Больной благодарит доктора, прощается, выходит. Заходит следующий пациент. Игра продолжается. После 2-3 пациентов, предлагается поменять роль доктора. (Воспитатель помогает и участвует в игре).
Заключение
Воспитатель: Молодцы, ребята, провели осмотр, все здоровы, медсестра прописала витамины! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли?
Дети: в больницу
Воспитатель: Правильно!
Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит вас, ребят.
Когда поправит вам здоровье -
Он больше всех бывает рад.
Ребята очень активно и дружно принимали участие в игре. После совместной игры с воспитателем дети проигрывают игру с куклами.
Литература:
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». М.: Педагогика, 2000
2. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии, 1961 -№ 2- с. 62-76
3. Зворыгина Е.В., Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988
4. Зворыгина Е.В., Комарова Н. «Педагогические условия формирования СЮРИ// дошкольное воспитание. 1989 № 5 с. 31-40
5. Эльконин Д.В. «Психология игры. 2-е издание. – М.: ВЛАДОС, 1999