Что необходимо для оборудования кабинета биологии. Требования к кабинету биологии

Кредитные карты

Требования к учебному кабинету биологии:

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии:

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Приведем примерные названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя .

Общие требования к учебному кабинету.

В учебном кабинете должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:

* Закон РБ «Об образовании»;

* Типовое положение об общеобразовательном учреждении (при необходимости -- Типовое положение об учреждении соответствующего типа);

* Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

* Государственный образовательный стандарт по предметам по профилю кабинета;

* Устав образовательного учреждения;

* Правила поведения для учащихся;

* Положение о поощрениях и взысканиях для учащихся;

* Паспорт кабинета, содержащий:

Договор о полной материальной ответственности (при необходимости);

Перечень мебели;

Перечень технических средств обучения;

Перечень оборудования, приспособлений и инструментов;

Перечень дидактических материалов;

Каталог библиотеки кабинета;

Акт-разрешение на проведение занятий;

Инструкции по охране труда;

Инструкции по технике безопасности;

График работы кабинета (на триместр, четверть);

Ведомость приемки кабинета.

Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 (к отделочным материалам; составу, размерам и раз­мещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режиму естественного и искусственного освещения) и требованиям пожарной безопасности ППБ 01-03.

Учебный кабинет должен быть обеспечен первичными средствами пожаротушения и аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Оформление учебного кабинета должно быть осуществлено в едином стиле с учетом эстетических принципов.

Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у учащихся:

* современной картины мира;

* общеучебных умений и навыков;

* обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

* потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями;

* ключевых компетенций -- готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач;

* теоретического мышления, памяти, воображения;

* воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствии с местными нормативами.

Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых школой.

В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования);

образцы контрольно-измерительных материалов (КИМ) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.

На стендах в учебном кабинете должны быть размещены:

* требования образовательного стандарта по профилю кабинета;

* требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

* варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

* требования техники безопасности.

Санитарно-гигиенические требования к кабинету биологии.

Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение",

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола

Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Не следует размещать на окнах крупные растения или полочки с растениями. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль лаборатории параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122Ц25) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.

Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола - 0,3-0, 5.

Лаборатория и лаборантское помещение должно быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

В кабинете должно быть установлено не менее двух раковин с подводкой воды: одна - в лаборатории, другая - в лаборантском помещении.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

Демонстрационный стол учителя должен быть оснащен розеткой на 220В переменного тока. Подводка электрического тока к столу должна быть стационарной и скрытой.

Требования к комплекту мебели в учебном кабинете.

В кабинете используют специализированную мебель:

Для организации рабочих мест обучающихся и учителя;

Для правильного и рационального хранения и размещения учебного оборудования;

Для размещения живых объектов (растений и животных), используемых в демонстрационном эксперименте, наблюдениях на уроках и во внеурочное время;

Приспособления для оформления интерьера кабинета;

Для размещения аппаратуры.

Мебель для организации рабочего места учителя:

Одна секция стола демонстрационного (ГОСТ 18607-93) и стол для учителя со стулом.

Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные лабораторные ученические столы разных ростовых групп (N4,5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп (по ГОСТ 18314-93).

Для рационального размещения и правильного хранения учебного оборудования необходим набор секций различного назначения, из которых можно компоновать варианты комбинированных лабораторных шкафов.

Шкаф комбинированный лабораторный размещается по задней стене лаборатории и состоит из следующих секций (по ГОСТ 18666-95).

Мебель для размещения живых объектов располагается в лаборантском помещении - препараторский стол (или стеллажи).

В лаборантском помещении устанавливается шкаф, состоящий из следующих секций:

Нижняя (с цоколем) с глухими дверками - 2 шт.;

Нижняя (с цоколем) с лотками - 2 шт.;

Верхняя с глухими дверками - 8 шт.

Требования к помещениям кабинета.

Для кабинета биологии необходимы две смежные комнаты: лаборатория площадью 66- 70 кв. м (при длине 10-11 м, ширине 6-7 м) и лаборантская - 15- 18 кв. м. Целесообразнее всего разместить кабинет на первом этаже с ориентировкой окон на юг или восток.

Кабинет биологии может быть объединен с кабинетом для преподавания интегрированного курса естествознания. В малочисленных школах могут быть организованы объединенные кабинеты: биолого-химический, биолого-географический, кабинет естествознания с преподаванием биологии, химии, физики. В объединенном кабинете необходимы: одно помещение лаборатории и 1-2 лаборантских помещения.

Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы должны быть установлены как правило в три ряда. Допускается двухрядная или однорядная установка столов.

Расстояние между столами в ряду 0,6 м, между рядами столов не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6-2,7 м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски - 8,6 м.

По задней стене лаборатории устанавливают секционные шкафы для учебного оборудования и аппаратура (диапроектор, эпипроектор) на подставках.

На передней стене размещают доску и часть постоянной экспозиции.

На боковой стене, противоположной окнам, устанавливают витрины или стенды для постоянной и временной экспозиции.

В лаборантском помещении размещают шкаф-стенку для хранения учебного оборудования, препараторский стол для некоторых живых объектов и подготовки простейших опытов. Кроме того, в лаборантской оборудуют рабочий стол для учителя, устанавливают раковину-мойку с доской для сушки химической посуды.

Требования к оснащению кабинета учебным оборудованием.

Учебное оборудование по биологии делится на группы:

Натуральные объекты (живые растения и животные, коллекции, влажные и остеологические препараты, гербарии и пр.);

Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстраций и лабораторных работ;

Муляжи, модели, рельефные таблицы;

Пособия на печатной основе (таблицы, карты, учебники, дидактический материал и т.д.);

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО) (видеофильмы, кинофильмы);

Проекционная аппаратура для предъявления информации, заложенной в ЭЗСО;

Литература для учителя и обучающихся (учебники, справочники, методическая литература и пр.).

Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся.

В состав рабочего места для учителя биологии входят: демонстрационный стол (одна секция), стол для учителя со стулом, классная доска, экран.

К секции демонстрационного стола должен быть подведен электрический ток напряжением 220В, вода.

Для кабинета, как правило, используют классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита 1500x1000 мм, откидных щитов - 750x1000 мм. Эти доски имеют магнитную поверхность для использования моделей-аппликаций. На верхней кромке классной доски должны быть размещены 6-7 держателей для таблиц эпизодического использования.

Рациональная организация рабочего места для обучающегося требует соблюдения следующих условий:

Достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, проведения наблюдений и т. д.

Удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

Соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

Необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

Ученическая мебель должна быть промаркирована. Снизу на крышке стола следует написать группу стола (в числителе) и рост учащихся (в знаменателе). Например, марка 4/140-160 означает, что мебель группы 4 предназначается для обучающихся ростом 140-160 см. С внешней стороны, сбоку на стол наносят цветную маркировку (круг диаметром 25 мм или горизонтальная полоса шириной 20 мм). Каждая группа мебели маркируется своим цветом.

Требования к размещению и хранению оборудования.

Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

Его сохранность;

Постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия, закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

Быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по предметам, видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования. В лаборатории размещают оборудование для лабораторных работ (оптические приборы, лотки для раздаточного материала, препаровальные инструменты) .

Учебное оборудование должно быть размещено так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений были максимально использованы при соблюдении перечисленных выше требований.

Для организации самостоятельных лабораторных работ следует использовать лоточную систему подачи раздаточного материала. В укладках хранят посуду, препаровальные инструменты, лоток для микропрепаратов и т.д.

Натуральные объекты (гербарии, чучела, энтомологические коллекции) необходимо хранить в шкафах с глухими дверками вдали от прямых солнечных лучей. Энтомологические и другие коллекции хранят в специальных коробках, гербарии - в коробках или папках.

Скелеты позвоночных животных хранят в закрытых шкафах.

Микропрепараты хранят в фабричной упаковке так, чтобы микропрепарат располагался горизонтально, что предохраняет его от оплывания. Наборы микропрепаратов располагают по классам и темам. На столы учащихся микропрепараты раздают в специальных лотках с 4-5 гнездами.

Влажные препараты должны храниться в шкафу с глухими дверками.

Муляжи, модели сохраняют в шкафах вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов. Муляжи хранят в коробках, в специальных углублениях из мягкой бумаги. Крупные анатомические модели - под чехлами из плотной материи или синтетической пленки.

Таблицы хранят в рулонах или наклеивают (по выбору учителя) на картон или ткань и расставляют их по предметам в шкафах-табличниках по порядку нумерации каждой серии.

Для оптических приборов - микроскопов, препаровальных инструментов и ручных луп желательно отвести специальный шкаф. Микроскопы должны храниться под чехлом из синтетической пленки в закрывающихся секциях шкафа. Ручные лупы в специальных укладках.

Препаровальные инструменты (препаровальные ножи, иглы, ножницы, пинцеты) размещают также в укладках.

Размещение посуды в кабинете биологии зависит от частоты ее использования. Наиболее часто применяются посуда небольшой емкости, предметные и покровные стекла, поэтому их располагают в средней части шкафа в лотках. В этом же шкафу на верхней полке хранят приборы, используемые при изучении биологии. В нижнем отделении помещают мелкие лабораторные принадлежности: штативы, стеклянные и резиновые трубки, корковые и резиновые пробки. На торцовой части укладок наклеивают этикетки с названием имеющегося оборудования.

К хранению реактивов в кабинете предъявляют общие требования к хранению химических реактивов в школе. Наиболее употребительными реактивами являются следующие: раствор йода в йодистом кажи, крахмал, глюкоза, натрий бикарбонат, калий перманганат, известковая вода, спирт этиловый, формалин(40%), натрий хлорид (физиологический раствор, гипертонический раствор).

Растворы и сухие вещества хранят в стеклянных банках с притертыми крышками. Каждую балку снабжают этикеткой с названием, формулой вещества и его концентрацией. Хранить вещества без этикеток в кабинете запрещается. Органические вещества (спирт, формалин) должны храниться в кабинете химии.

Для борьбы с вредителями на пришкольном участке, в уголке живой природы, для борьбы с музейными вредителями в кабинет биологии приобретают ядовитые вещества. Многие из них являются ядовитыми и для человека. На этикетке сосудов, где хранятся эти вещества, необходимо указать "яд". Ядовитые вещества необходимо хранить в запирающемся шкафу или сейфе.

Экскурсионное оборудование - папки для сбора растений, прессы для сушки, расправилки, совки, банки для сбора живого материала - складывают в особом отделении шкафа или препараторского стола в лаборантской.

Требования к оформлению интерьера кабинета.

Интерьер кабинета должен оказывать положительное эмоциональное воздействие на учителя и обучающихся. Интерьер кабинета должен быть функционально значимым: для оформления используют те материалы, которые постоянно или наиболее часто используются на уроках биологии. Предметы постоянной экспозиции кабинета должны способствовать развитию основных биологических понятий (таких, как уровни организации живого, развитие органического мира, охрана окружающей среды).

При размещении предметов постоянной и временной экспозиции следует учитывать, что весь этот материал предназначен для использования на уроках, а значит текст, рисунки должны быть видны обучающимся с любого рабочего места.

Для иллюстрации понятия развития органического мира целесообразно использовать печатную таблицу. Другим элементом постоянной экспозиции является стенд "Фенологические наблюдения", используемый при изучении всех разделов курса биологии. Для оформления боковой стены используют материалы серии "Уровни организации живой природы", портреты ученых-биологов.

Вдоль задней стены должны быть размещены шкафы (двухсекционные, верхняя секция остекленная), или витрины, в которых располагают представителей (в виде гербарного материала, чучел и т.п.) основных систематических групп растительного и животного мира, а также экспозиции "Типичные биоценозы".

Основную часть материалов эпизодического использования размещают вне кабинета, где учащиеся могут ознакомиться с ними на переменах. В коридорах и рекреациях, примыкающих к биологическому кабинету, рекомендуется размещать стенды по профориентации школьников, стенд с литературой для внеклассного чтения, а также фотомонтажи, стенгазеты биологических кружков и т.п.

При подборе растений в кабинете биологии прежде всего следует исходить из того, несколько эти объекты могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. Кроме того, необходимо учитывать роль растений в оформлении интерьера кабинета и их неприхотливость к условиям содержания. Растения целесообразно размещать на стойках, которые крепятся в простенках у края окон или на подставках.

Все растения снабжают этикетками, где пишут видовое название, семейство, происхождение растения. Этикетки крепят к цветочному вазону .

ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ БИОЛОГИИ

1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.

2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.

3. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных (периодическая таблица д. И. Менделеева, таблица растворимости, ряд напряжений металлов, окраска индикаторов в разных средах) и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).

5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.

6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям стандарта образования и образовательных программ.

7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).

8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.

9 Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.

11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.

12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).

13. Наличие экрана результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

14. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультаций и др.

Для реализации данных требований необходимо руководствоваться определенной нормативной базой, иметь в кабинете соответствующую документацию.

Необходимая документация учебного кабинета биологии

1. Паспорт учебного кабинета.

2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

3. Журнал или картотека наглядных пособий, раздаточного материала.

4. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.

5. Журнал инструктажа учащихся при проведении внеклассных и

мероприятий, а также инструктажа лаборанта и студентов практикантов.

6. Правила поведения учащихся в учебном кабинете.

7. График работы учебного кабинета.

8. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.

9. План работы кабинета на учебный год.

10. Перспективный план работы кабинета (план дооборудования).

Вся документация кабинета биологии ведется учителем (лаборантом) регулярно и в соответствии с установленными методическими требованиями и сроками. Она должна быть упорядочена, храниться в пронумерованных папках с соответствующими названиями.

В папках (коробках, ящиках) накапливается и другой материал, имеющий отношение к преподаванию данного предмета.

Названия папок, которые можно иметь в кабинете биологии:

1. Кабинет биологии.

2. Охрана труда.

3. Нормативные документы.

4. Планирование учебной работы.

5. Работа по самообразованию учителя.

6. Современные образовательные технологии.

8. Нетрадиционные формы занятий по биологии.

9. Неделя биологии в школе.

10. Внеклассная работа по биологии.

11. Работа с одаренными детьми.

12. Биология и здоровье.

13. Экология.

14. Новости науки.

15. Проблемы современной биологии.

И др. по усмотрению учителя.

Дидактический материал

Наглядные пособия способствуют успешному усвоению школьниками учебного материала, значительно расширяют информационное поле изучаемых тем, облегчают понимание и дают возможность достигнуть лучших результатов в процессе работы. Наглядные пособия могут быть постоянными, как, например, «Периодическая таблица Д. И. Менделеева», таблица растворимости, электрохимический ряд активности металлов, окраска индикаторов в различных средах, а также использоваться для временного, краткосрочного показа.

1. Природные (натуральные) объекты: коллекции минералов, полезных ископаемых и руд, металлов, стекла, минеральных удобрений и т.д.

2. Статичные и динамичные модели (модели строения атома, молекул, кристаллические решетки и др.).

З. Таблицы (согласно Типового перечня).

4. Экранные наглядные пособия: диафильмы, диапозитивы, учебные кинофильмы и видеофильмы.

5. Раздаточный материал (инструктивные карточки к практическим работам и т.д.). Раздаточные материалы могут применяться как для фронтальной, так и для индивидуальной и дифференцированной работы учителя с учащимися.

Требования к оснащению образовательного процесса.

При организации кабинета биологии в общеобразовательной школе сначала выбирают помещение и составляют проект его рациональной планировки соответственно Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. N 178-02). В соответствии с настоящими требованиями осуществляют комплектование кабинета средствами обучения, приобретают специализированную мебель, оснащают техническими средствами и создают условия для их эффективного использования; а также создают систему хранения и размещения учебного оборудования и функционально-значимый интерьер учебного кабинета. В требованиях отмечены предметы постоянной экспозиции для кабинета биологии.

Инструкция для учащихся по уходу за растениями: хлорофитум, зефирантус, пеларгония, фуксия, нефролепес.

Общие правила ухода за растениями
1. Растения необходимо поливать водой, отстоявшейся не менее суток и нагретой до комнатной температуры.
2. Полив в зимнее время всегда менее обильный, чем в летнее.
3. Удобрение почвы органоминеральными препаратами производится только в период с марта по сентябрь включительно.
4. Следует избегать сквозняков в помещении, где размещены растения.
5. Пожелтевшие и засохшие листья, увядшие цветоносы необходимо своевременно удалять острыми ножницами.
6. Дважды в год (весной и осенью) рекомендуется профилактическая обработка растений фунгицидами и инсектицидами.

Уход за нефролеписом в домашних условиях

Оптимальная температура: зимой содержите при 18 0 С, летом наилучшая температура 20 0 С, если условия отличаются от оптимальных в большую сторону позаботьтесь о более частом опрыскивании.
Освещение: естественным для нефролеписаявляется непрямой рассеянный свет, тень или полутень.
Влажность воздуха: используйте для опрыскивания мягкую теплую воду ежедневно или через день, сухая атмосфера оказывает плохое влияние.
Полив: нужен обильный полив теплой водой каждые 2-3 дня летом и раз в неделю зимой, следите за тем, чтобы почва была влажной, но не переувлажненной.
Состав почвы: лучше всего подойдёт дерновая почва или листовая земля.
Удобрения: хорошо стимулируют рост подкормки производимые каждые 20 дней.

Продолжительность жизни: может жить очень долго.
Сложность освоения: выращивать очень легко.

Характеристики пеларгонии.


Пеларгония – неприхотлива в уходе, быстро растёт, хорошо и обильно цветёт (при хорошем уходе может цвести круглый год), обладает приятным пряным ароматом, который, кстати, источают не цветы, а листья.
Пеларгонии для успешного её развития нужны:
1. хороший и грамотный полив. Но слишком заливать её не стоит, может загнить и погибнуть.
Признаки чрезмерного полива – вялые и загнивающие листья, или на листьях серая плесень, или чернеет основание стебля (в этом случае для пеларгонии это смертельно).
Для пеларгонии засуха не будет столь губительна, как чрезмерный полив, от которого у пеларгонии начинает гнить корневая шейка (место перехода стебля в корни) и гнить сам корень. Если гниль началась, то бороться с этим уже невозможно и растение погибает.
2. опрыскивать пеларгонию не надо. И это прекрасно, потому что сэкономит наше время при уходе за растением.
3. хорошее освещение. Пеларгония по природе своей светолюбивое растение. Она любит солнечные подоконники (с южной стороны). Если её выращивать в саду летом, то место для неё нужно найти исключительно солнечное, защищённое от ветров. Лёгкую полутень она перенесёт тоже спокойно.
При недостаточном освещении у пеларгонии оголяется стебель.
4. температура не ниже +12 градусов. При более низкой температуре она прекращает цвести.
5. обрезка и прищипывание. Как и все растения комнатную пеларгонию обрезать лучше осенью, например, после того, как выкопали из земли (если она росла в саду). Также возможна весенняя обрезка в том случае, если пересаживаете растения из горшка в горшок или из горшка в сад весной.

Коллекция комнатных растений школы. При формировании каких биологических понятий можно использовать данные растения?

Название растений и их систематическая принадлежность

При формировании каких биологических понятий можно использовать

Семейство Агавовые Драцена деремская Сансевиерия трёхполосая

Семейство Амариллисовые Гиппеаструм гибридный Зефирантес розовый Кливия сурикоцветковая

Семейство Араливые Шефлера древовидная Плющ обыкновенный

Семейство Ароидные Монстера деликатесная Сингониум ушковидный Филодендрон лазящий Спатифиллюм обильноцветущий

Семейство Бальзаминовые Бальзамин султанский

Семейство Бегониевые Бегония борщевиколистная Бегония вечноцветущая Бегония королевская

Семейство Виноградовые
Роициссус капский
Циссус ромболистный
Тетрастигма Вуанье

Семейство Водокрасовые
Валлиснерия спиральная
Элодея

Однодольные растения. Видоизмененный побег – корневище. Вегетативное размножение корневыми отпрысками, делением куста, листовыми черенками. Соцветие кисть.

Однодольные растения. Видоизмененный побег – луковица. Вегетативное размножение материнскими и дочерними луковицами, корневыми отпрысками (кливия). Цветок. Плод. Жилкование листа.

Двудольные растения. Пальчато-сложные листья. Вегетативное размножение стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей, видоизменение корней (корни-щетки).

Однодольные растения. Соцветие початок. Кроющий лист. Лианы. Воздушные корни. Приспособление к испарению воды листьями, гуттация. Вегетативное размножение стеблевыми черенками, отводками.

Двудольные растения. Вегетативные органы растения. Цветок. Корневое давление.

Двудольные растения. Видоизменения побегов. Листовая мозаика. Пестролистность. Вегетативное размножение корневищами, листовыми пластинками, листовыми черешками, стеблевыми черенками. Разнообразие стеблей.

Двудольные растения. Лианы. Простые и сложные листья.
Вегетативное размножение стебельками. Листовая мозаика.

Однодольные растения. Водное цветковое растение. Мочковатая корневая система. Вегетативное размножение делением растения. Строение растительной клетки. Движение цитоплазмы. Мутовчатое листорасположение. Двудомное растение. Интенсивное вегетативное размножение («водяная чума»).

Цель: знакомство с профессиями, связанными с биологией; углубление знаний о значении биологии в жизни людей.

Задачи:

– изучение материалов о профессиях, связанных с биологией;
составление папки и презентации – “Биология и профессия” для выступления перед аудиторией;
– овладение навыками работы с первоисточниками, компьютерными технологиями;
– овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность;
– освоение техники ведения дискуссии, выступления перед аудиторией.

Форма проведения мероприятия: круглый стол (Приложение 1 )

Организаторы и участники: члены кружка “Юный исследователь”, руководитель Маркова Е.А.; обучающиеся 8-х классов.

Гости: обучающиеся 10 “В” класса химико-биологического направления; учителя биологии и экологии лицея.

Сроки проведения:

В рамках декадника по предметам естественнонаучного цикла.

Подготовительный период:

  1. Изучение научно-популярной литературы, знакомство с материалом о профессиях, связанных с биологией;
  2. Проведение и анализ анкетирования (Приложение 2 );
  3. Создание презентационных слайдов о выбранной профессии.

Оборудование: ноутбук или компьютер, мультимедийный проектор, экран, листы бумаги, карандаши, минеральная вода, одноразовые стаканчики.

Ожидаемый результат

  • Создание папки и презентации:

В папку с файлами собирается весь материал, подготовленный обучающимися, создается единая презентация из всех слайдов.

  • Выступление перед аудиторией:

Выступление перед аудиторией – обучающимися 7-х и 8-х классов и их родителями.

Ход заседания круглого стола “Биология и профессия”

(cопровождается электронной презентацией: Приложение 3 )

Вступление ведущего: “Круглый стол” – цивилизованный способ обмена мнениями. Форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально - сидя за столом, имеющим круглую форму. Представление о К. С. как символе равенства и благородства восходит к Артуровским легендам о рыцарях Круглого стола. Именно Артур, согласно легенде, придумал использовать круглый стол , чтобы пирующие не спорили о лучшем месте, а были равны. Гораздо позже выражение “круглый стол ” стало привычным в словаре политиков и бизнесменов. Конференции в форме круглого стола по международным вопросам проводились в 30-40-х гг. в Лондоне и Гааге.

Тема нашего круглого стола “Биология и профессия”. Сегодня мы поговорим о профессиях, связанных с биологией, выясним роль биологии в жизни каждого человека, определим значение биологии для будущего.

Сегодня у нас в гостях ученики 10 “В” химико-биологического класса, которые изучают биологию углубленно, а для чего, вы можете их об этом спросить. В качестве гостей и экспертов мы пригласили учителей биологии и экологии нашего лицея.

Правила участия:

Очень важно установить правила для участников, которые должны соблюдаться всеми участниками круглого стола:

  1. Давать конкретный ответ на вопрос.
  2. Исключить детали, которые не являются необходимыми.
  3. Не уклоняться от темы.
  4. Уважать выступающего.
  5. Соблюдать регламент. Основной доклад 5 минут, дополнительные по 3-4 минуты, ответ на вопрос1-2 минуты.

Основной доклад (краткая история науки биологии, значение биологии, результаты анкетирования)

Дополнительные сообщения о профессиях, связанных с биологией (ученики 8-х классов):

1. Врач.
2. Селекционер.
3. Психолог.
4. Ветеринар.
5. Эколог.
6. Провизор.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие профессии, кроме названных, связаны с биологией?
  2. Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
  3. Почему важно изучать биологию в школе на базовом уровне всем?
  4. Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
  5. Какую роль, и в каких отраслях в будущем будет играть биология?

Вопросы для учеников 10 “В” класса:

  1. Почему выбрали для дальнейшего обучения химико-биологическое направление?
  2. Для поступления в какие ВУЗы необходимо сдавать биологию?
  3. Кем вы хотите стать? Почему? Что Вас привлекает в этой профессии?
  4. Трудно ли учить биологию?
  5. Что вы можете посоветовать восьмиклассникам?

Ведущий: (вывод о значении биологии в жизни всех людей, о связи биологии с различными областями человеческой деятельности, о важности изучения основ биологической науки в школе, благодарность за сотрудничество и пожелание правильного выбора).




Личностно-ориентированное обучение Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической.Теория и практика, обозначенные названием личностно- ориентированное обучение, имеют давнюю историю и несколько других названий, за каждым из которых стоит определенный взгляд на обучение и воспитание, - гуманистическая педагогика, неопрагматизм, свободное воспитание (США и Европа 70-ых годов), педагогика сотрудничества (80-ые годы, СССР). Все эти близкие во многом друг другу концепции можно объединить названием либеральная педагогика, противостоящая педагогике авторитарной и технократической. Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Ш.А.Амонашвили писал: Цель личностно-ориентированного образования не сформировать и даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.





Школьные факторы риска Стрессовая педагогическая тактика.Стрессовая педагогическая тактика. Интенсификация учебного процесса.Интенсификация учебного процесса. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников. Нерациональная организация учебной деятельности.Нерациональная организация учебной деятельности. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья. Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т. п.).


Здоровьесберегающие образовательные технологии. Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.Цель школы: создание такой среды обучающей, воспитывающей, развивающей, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.


Здоровьесберегающие технологии В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».В.А.Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».


Направления использования ЗСТ: Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д.Правильная организация познавательных процессов: грамотное расписание, оптимизация учебной нагрузки, активный отдых и т. д. Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе.Обеспечение оптимальных гигиенических условий: чистота, уровень шума, контроль за освещенностью, температурой, влажностью воздуха в классе. Индивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучениюИндивидуализация образовательных технологий: в частности обращение к личностно- ориентированному обучению


Природный интеллектуальный потенциал ученика сенсорик или интуатив;сенсорик или интуатив; экстраверт или интроверт;экстраверт или интроверт; левополушарный или правополушарный тип;левополушарный или правополушарный тип; сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик;сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик; каков уровень его познавательной потребности (УПП);каков уровень его познавательной потребности (УПП); какая степень мотивации к обучению вашему предметукакая степень мотивации к обучению вашему предмету


Гигиенические критерии рациональной организации урока (по Н. К. Смирнову): Факторы урока Гигиенически рациональный урок Плотность урока Не менее 60% и не более 80% Число видов учебной деятельности 4-7 Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут Частота чередования различных видов деятельности Смена не позже чем через 7-10 минут Наличие эмоциональных разрядок 2-3 Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся Физкультминутки Две за урок (из трех упражнений по 3-5 повторений). Психологический климат Преобладают положительные эмоции Момент наступления утомления учащихся Не ранее чем через 40 минут


Задания я дифференцирую по трем уровням: Задания я дифференцирую по трем уровням: I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно;I. базовый, нормативный, соответствует оценке удовлетворительно; II. компетентный – соответствует оценке хорошо;II. компетентный – соответствует оценке хорошо; III. творческий – соответствует оценке отлично.III. творческий – соответствует оценке отлично. Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала. Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму. Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.


Создание ситуации успеха В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика.В образовании, как нигде, необходима постоянно ситуация успеха. Она и будет двигателем развития интеллекта школьника. Но очень важно сравнивать успехи ученика с его прежними достижениями, а не с достижениями одноклассников. Так формируется объективная самооценка, а она подвигает ребенка самосовершенствоваться. Ведь каждый человек по-разному может делать одну и ту же работу. Кому-то легко изложить письменно, кому-то нарисовать, составить таблицу, схему, а кому-то просто рассказать. Надо дать каждому выразить себя полностью, и так как это для него приемлемо. Это будет развивать таланты детей. Если ученик видит свое продвижение, это его стимулирует. Одним словом, необходим мониторинг за развитием познавательных способностей учащегося. И это нужно не только для учителя, но и для самого ученика. Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.Тогда школьнику не будет предложено непосильное, неинтересное, по форме задание. Он будет работать с интересом на доступном для него уровне. Нельзя принуждать к тому, что человек не может.


Дифференцированные задания Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для слабых ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы.


Самостоятельная работа по сворачиванию известной информации в схемы, таблицы, опоры, кроссворды Например:Например: 11 класс. Тема Основы генетики11 класс. Тема Основы генетики Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.Задание:«3» Запиши признаки модификационной и мутационной изменчивости. «4», «5» Сравни и сделай вывод об их отличии и сходстве.


Заполни сравнительную таблицу Вопросы для сравнения Модификационная изменчивость Мутационная изменчивость Под влиянием каких факторов происходит? 2. Какое влияние оказывает на фенотип? 3. Какое влияние оказывает на генотип? 4. Наследуется или нет? 5. Какое значение имеет для организма? 6. Какое значение имеет для эволюции?


Заполнение «пустых опор». Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления.Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры могут быть использованы при устном ответе, это помогает развитию логического мышления. Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида:Например, при изучении темы «Слуховой анализатор» в 8 классе, предлагаются опоры следующего вида: Части слухового анализатира:Части слухового анализатира: Части органа слуха: – – – Наружное ухо: (строение и функции)Наружное ухо: (строение и функции) Среднее ухо: (строение и функции)Среднее ухо: (строение и функции) Внутреннее ухо: (строение и функции)Внутреннее ухо: (строение и функции)


Самостоятельная работа с понятиями. Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.Она может быть организована в форме игры Лото, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти. Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ.Нахождение зашифрованного биологического термина или понятия в бессмысленном сочетании букв, написанных на доске. Например, РФООАРМОЗ – АРОМОРФОЗ. В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.В 5-7-ых классах приемлемо подобное задание: из букв составить слово, найти его объяснение в тексте параграфа. Работа может быть организована как в парах, группах, так и индивидуально.


Самостоятельная работа по развитию логического мышления. 7 класс. Тема: Грибы7 класс. Тема: Грибы Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни.Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни. масленокпенициллинголовня мукорсыроежкашампиньон трутовик серая плесень черная ножка


Учебная мастерская Ход мастерской может быть следующим:Ход мастерской может быть следующим: сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.; групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;групповая или индивидуальная работа с информационным материалом; групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками; социоконструкция – конструирование групповой модели;социоконструкция – конструирование групповой модели; межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации; самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.); афиширование работ (на стенде, доске и др.);афиширование работ (на стенде, доске и др.); рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).




Творческие задачи Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»:Общая биология 11 класс тема «Основы цитологии»: Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему?Предположим, что у клетки появился поверхностный аппарат, полностью изолирующий ее содержимое от внешней среды. Какие преимущества и какие трудности при этом возникли бы? К каким последствиям для самой клетки привело бы это событие? Почему? Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют?Как можно объяснить тот факт, что митохондрии и пластиды обладают собственной ДНК, а другие органоиды клетки ее не имеют? Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»:Ботаника 6 класс тема: «Дыхание корней»: Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло?Комнатное растение пеларгонию (герань) поливали обильно в течение 10 дней. Растение замедлило рост и погибло. Объясните, почему это произошло? Анатомия 9 класс тема «Строение костей»:Анатомия 9 класс тема «Строение костей»: Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?Большая берцовая кость человека выдерживает в вертикальном положении нагрузку 1500 кг. Какие особенности в строении и составе костей обеспечивают такую прочность?




«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». (Пабло Пикассо) Как совершенство неба и землиКак совершенство неба и земли Весенние танцуют журавли,Весенние танцуют журавли, Блистательный балет среди болот,Блистательный балет среди болот, Гармонии и грации полет.Гармонии и грации полет. Тот, кто увидеть это чудо смог,Тот, кто увидеть это чудо смог, Уже не просто человек, а бог,Уже не просто человек, а бог, Случайно в руки получивший нитьСлучайно в руки получивший нить Умения гармонию хранить. Умения гармонию хранить.


Применение видеофильмов на уроках биологии. Физиологи утверждают, что:Физиологи утверждают, что: в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга;в основе наших знаний лежат временные связи, возникающие в коре головного мозга; прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга;прочность этих связей в значительной степени зависит от силы процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний;в свою очередь (применительно к обучению), процессы возбуждения и торможения связаны с опытом учащихся, с их активностью в момент получения знаний; однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.однако полученные связи быстро угаснут, если их не закреплять и не усилить.


Основные обучающие функции видеофильмов на уроках: Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя.Сообщение учащимся новых знаний для последующего осмысления и закрепления их на уроке, а также зрительное подкрепление слов учителя. Обобщение изученного по теме.Обобщение изученного по теме. Комплексный подход к изучаемым объектам природы.Комплексный подход к изучаемым объектам природы. Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры.Звено, которое помогает перейти от обычного познания внешнего мира к восприятию процессов, скрытых от обычного взгляда, с помощью телекамеры. Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию.Возможность проследить за постановкой и ходом биологического эксперимента, совершить телеэкскурсию. Показ практического значения изучаемого явления.Показ практического значения изучаемого явления. Ознакомление с современными достижениями и открытиями.Ознакомление с современными достижениями и открытиями.


Основные обучающие функции видеофильмов на уроках биологии. Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке.Обогащение учащихся конкретными знаниями среды обитания, наблюдение за растениями и животными в природе, в их естественной обстановке. Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали.Знакомство с многообразием органического мира, в том числе тех районов, где они никогда не бывали. Повышение познавательной активности, качества усвоения материала.Повышение познавательной активности, качества усвоения материала. Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.Знакомство с содержанием, выходящим за рамки учебника.


Реализация педагогического принципа: «Учить – значит делать». Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра.Написать на доске вопросы, на которые школьники получат ответы во время просмотра. Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы.Активно поработать с планом, написанным на левой стороне доски и в тетради. В ходе просмотра на правой стороне делать записи, составлять схемы. Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма.Решать проблемные задачи, поставленные перед просмотром фильма. Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.Анализировать видеофрагмент, готовить конференцию по его материалу, отчеты о просмотренном материале, выполнять творческие задания.







9 класс урок «Основы селекции». Вопросы к видеофильму: В чем практическое значение генетики?В чем практическое значение генетики? Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы.Назовите ученого, который впервые разработал научные основы селекционной работы. Какие методы используют селекционеры?Какие методы используют селекционеры?


7 класс урок «Насекомые» Многообразие насекомых, среды их обитания.Многообразие насекомых, среды их обитания. Общие признаки насекомых.Общие признаки насекомых. Происхождение насекомых.Происхождение насекомых. Размножение стрекоз.Размножение стрекоз. Как видят насекомые.Как видят насекомые. Как издают звуки и слышат.Как издают звуки и слышат. Способы общения насекомых.Способы общения насекомых. Способы защиты.Способы защиты. Жизнь общественных насекомых.Жизнь общественных насекомых. Виды ротовых аппаратов.Виды ротовых аппаратов. Роль насекомых в природе, значение в жизни человекаРоль насекомых в природе, значение в жизни человека


Выводы: Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей.Применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям ЗСП, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические) мы не только сохраняем здоровье наших учеников, но и способствуем развитию их интеллектуальных возможностей. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний. Такой подход к обучению способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Дата проведения: 24.08.2011

Время: 11.00.

Место проведения: ОУ № 000

Адрес: ул. Амурская, дом 6

Ответственный методист:

1. Выступления участников:

ОКРУЖНАЯ АВГУСТОВСКАЯ СЕКЦИЯ

УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ВАО

Тема: «Особенности преподавания биологии в условиях комплексной модернизации системы образования города Москвы»

Дата проведения: 26.08.2011

Время: 10.3– регистрация


11.00. – начало работы секции

Место проведения: Государственный Дарвиновский музей

Адрес: ул. Вавилова, дом 57

Проезд: метро «Академическая»

Ответственный методист: .

Участники: учителя биологии и экологии: 175 человек

Программа работы секции:

1. Вступительное слово:

Заместитель директора по научно-просветительской работе Государственного Дарвиновского музея.

2. Выступления участников:

· Анализ совместной работы ОМЦ и окружного методического объединения учителей биологии и экологии в учебном году и задачи на новый учебный год. Особенности преподавания биологии и экологии в условиях комплексной модернизации системы образования города Москвы в уч. г.

, методист ОМЦ

· Фенологические наблюдения в обучении биологии

· Презентация нового проекта издательства «Национальное образование»- Модульный актив-курс как инструмент для реализации комплексной подготовки учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации»

, к. п.н., доцент кафедры методики преподавания биологии МИОО

· Использование видеоматериалов на уроках биологии для формирования методологических знаний учащихся

, учитель биологии ОУ № 000, Почетный работник общего образования

· Роль биологического музея в преподавании биологии .

, заместитель директора по научно - просветительской работе Государственного Дарвиновского музея

· Презентация научно – методического журнала «Биология. Все для учителя» (новинка)

, руководитель отдела методического обеспечения издательства «Основа»

· Подведение итогов.

, методист ОМЦ

Примечание.

На первом этаже музея организованы:

Выставка - продажа учебно-методической литературы по биологии и экологии;

Презентация материалов о Государственном Дарвиновском музее, Биологическом музее им. , Зоологическом музее МГУ.