Дотации регионам на душу населения. Дотационный уровень российских регионов на современном этапе

Исковое заявление

Доля отправляемых в Москву налогов ежегодно растет, как и объем средств, выделяемых дотационным территориям

В 2018 году федеральных налогов было собрано на треть больше, чем годом ранее, а нефтяные регионы, в том числе Татарстан, увеличили поступления в бюджет России в полтора раза. Большую часть собранных на своей территории налогов - 71% - РТ отправляет в Москву, и доля эта, видимо, в 2019 году еще вырастет. Расслоение регионов при этом растет на глазах. Число небогатых субъектов РФ, собравших меньше налогов, чем годом ранее, выросло в два раза (с 15 до 30). В итоге зависимость России от нефтяной иглы тоже выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают теперь 60% всех налогов страны. Возникла парадоксальная ситуация: если регион не подсел на нефтяную иглу, он, вероятнее всего, сядет на дотационную. Подробности - в аналитическом материале «Реального времени».

Налогов вновь собрали на треть больше

Второй год подряд собираемость федеральных налогов показывает рекордную динамику: в 2018 году со всех регионов их было собрано на сумму 11,6 трлн рублей, что на треть больше, чем годом ранее - 8,9 трлн (что, опять же, было больше на 32%, чем по итогам 2016 года).

Напомним, в прошлом году мы уже , что если на вопрос, пройден экономический кризис или нет, отвечать исходя из собираемости налогов, то ответ на него будет положительным. «Реальное время» о падении налоговых поступлений в федеральный бюджет во многих регионах РФ. По итогам 2013 года общий объем федеральных налогов и сборов в России составил 5,3 трлн рублей, в 2014 году в казну собрали на 14% больше - 6,1 трлн, в кризисном 2015 году цифра выросла всего на 10%, до 6,7 трлн. В 2016 году общий объем сборов вырос всего на полпроцента, до 6,8 трлн рублей. Дефицит бюджета в 2017 году составил 3,16% ВВП, или 2,745 трлн рублей. «Налоговый кризис» смогли преодолеть лишь благодаря успехам нефтегазовых компаний РФ, главных налогоплательщиков страны.

Если в среднем по стране объем налоговых сборов в федеральный бюджет вырос на 30%, то в большинстве нефтедобывающих регионов - сразу в 1,5 раза. Среди рекордсменов Ханты-Мансийский автономный округ, увеличивший сборы в 1,55 раза - с 2 до 3 трлн рублей, и Татарстан, собравший в 1,5 раза больше - с 328,5 млрд до 490,3 млрд рублей. Пропорционально увеличили сборы также в Красноярском крае, Оренбургской и Иркутской областях.

Очевидно, что рост сборов во многом связан с квотами на нефтедобычу и мировой рыночной конъюнктурой на «черное золото». Списывать такие сборы лишь на налоговый маневр, который разворачивается в нефтедобывающей отрасли с 2015 года и закончится в 2024 году, довольно сложно хотя бы потому, что в первые годы действия налогового маневра сборы даже падали. Напомним, Россия постепенно отказывается от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты. Размер пошлины к 2024 году должен уменьшится с 30% до нуля, а налог на добычу полезных ископаемых увеличиться.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет за 2018 год

Регион ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2019, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2018 год, тыс.руб. ПОСТУПЛЕНИЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 1.01.2018, тыс.руб. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на 2017 год, тыс.руб.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 11.638.081.710 8.979.183.094
Ханты-Мансийский АО - Югра 3.072.250.672 - 1.985.463.484 -
город Москва 1.428.030.549 - 1.265.525.556 -
Ямало-Hенецкий АО 1.220.680.319 - 943.921.479 -
город Санкт-Петербург 664.897.484 - 621.529.636 -
Республика Татарстан 490.322.755 - 328.566.826 -
Красноярский край 388.512.599 3.194.526 267.655.450 3.194.526
Московская область 357.793.433 - 325.487.387 -
Оренбургская область 300.831.894 3.974.113 194.447.903 3.974.113

Большую часть собранных налогов Татарстана отправляет в Москву, и доля эта в 2019 году, видимо, еще вырастет

Возможно, отчасти рост сборов связан с изменениями в пропорциях налоговых сборов. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин на сессии Госсовета РТ 19 декабря прошлого года заявил о том, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%, следовательно поступления в консолидированный бюджет самого Татарстана снизятся с 30 до 25%.

Любопытно, но на той же сессии прозвучала информация о том, что РТ увеличит отчисления в бюджет уже в 2018 году до 800 млрд рублей, во всяком случае, так об этом написало большинство СМИ: обмолвился министр, или его недопоняли журналисты, но, вероятнее всего, в 2018 году РТ не собрала (и не могла собрать) 800 млрд рублей налогов в федеральный бюджет, и цифра эта - прогноз как раз на 2019 год (в консолидированный бюджет РТ поступит 273 млрд рублей). По итогам же 2018 года Татарстан отправил в федеральный бюджет 490,3 из 689,2 млрд рублей всех налогов, или 71,1%. Только 28,8% осталось в республике.

Получается, что в этом году можно надеяться на рост налоговых сборов в бюджет РФ по Татарстану в 1,63 раза, благодаря, в том числе, изменившейся пропорции (75 к 25). Так или иначе, с прошлого года доля налогов, отправляемых в федеральный бюджет, в Татарстане действительно заметна выросла и перевалила отметку в 70% (об этом см. ниже).

Радик Гайзатуллин заявил, что Татарстан увеличит отчисления в федеральный бюджет с 70 до 75%. Фото gossov.tatarstan.ru

Основной рост налогов пришелся на три нефтедобывающих региона и два мегаполиса

Татарстан застолбил за собой место в топ-5 в 2017 году, после тяжелого 2016-го, когда объем поступлений федеральных налогов из республики в Москву впервые за годы упал (на 2%) с 233,7 млрд до 229,4 млрд рублей. В 2013-2014 годах РТ занимала шестое место по объему собираемых налогов, по итогам 2015 года сумела опередить Московскую область, переместившись на пятую строчку, но в 2016 году вновь сделала шаг назад. По итогам 2017 года РТ вернула себе пятое место, собрав на 43,2% больше, чем в 2016-м - 328,5 млрд рублей.

Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, - «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан, еще два - самые развитые мегаполисы страны, Москва и Санкт-Петербург. Столица РФ собрала налогов в федеральный бюджет на сумму 1,4 трлн рублей, Питер - 664,9 млрд рублей. Однако динамика сборов у них несравнима с нефтяными регионами - в Москве собрали на 13% больше, чем годом ранее, в Санкт-Петербурге - на 7% больше.

…при этом «расслоение» регионов растет

В 2016 году отрицательную динамику по налоговым сборам показали 32 региона, в 2017-м «неудачников» осталось 15. И если по итогам 2016 года среди них были и регионы-доноры (из-за ситуации с ценами на нефть на мировом рынке), то по итогам 2017-го их уже не было.

В 2018 году расслоение регионов выросло в два раза: уже 30 территорий показали снижение налоговых сборов в федеральный бюджет. То есть кризис, может быть, и пройден, но только в нефтяной отрасли. В среднем в этих регионах сборы упали на 20%.

В ПФО такую динамику продемонстрировали Мордовия (рекордсмен по госдолгу, напомним), сборы которой упали на 18% (с 14,2 до 11,6 млрд рублей), Нижегородская область - снижение на 15% (до 75,4 млрд рублей), Марий Эл - сборы снизились на 10%, до 7,4 млрд рублей, и Ульяновская область - сборы упали на 4%, до 20,3 млрд рублей. Отметим, что годом ранее в ПФО был только один регион, налоговые сборы которого в федеральный бюджет снизились - это Кировская область.


Три региона из пяти, показавшие наибольшие сборы в 2018 году, – «нефтяные»: ХМАО, ЯНАО и Татарстан. Фото oilcapital.ru

Показательно, что падение сборов в ПФО продемонстрировали и нефтяные регионы. Хуже всего идут дела в Чечне: собрав годом ранее 1 млрд рублей, в 2018 году здесь не собрали ничего, получив еще и 27 млрд рублей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В Липецкой области похожая ситуация. В шатком положении находятся Забайкальский край и Еврейская автономная область.

Зависимость России от нефтяной иглы выросла, а пять крупнейших регионов-сборщиков покрывают 60% всех налогов страны

Такая ситуация, разумеется делает экономику РФ еще более зависимой от нефтяной иглы. И действительно: если еще в 2017 году нефтедобыча позволила перечислить ХМАО (Югре) в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, или 22,1% налогов и сборов, что насобирали все регионы страны, то по итогам прошлого года Россия и ее бюджет зависят от одного этого региона уже на 26%.

Огромная разница как в объемах налоговых сборов, так и в динамике поступлений делает российскую экономику еще более деформированной: основной «кэш» в бюджет идет всего от нескольких регионов страны. На ХМАО, Москву и ЯНАО приходится уже не 46,7%, а 49% (половина!) всех налоговых сборов. На пятерку крупнейших сборщиков, включая Питер и Татарстан, приходится уже не 57,3% всех налогов, а 60%. Расслоение регионов заметно уже в первой десятке, так как субъекты РФ, занимающие 6-10-е места по объему налоговых сборов в федеральный бюджет, собрали в 2018 году 14% всех средств.

Как федералы сражаются за налоги отставками губернаторов и внешним управлением регионов

Что бывает с регионами, где туго с собираемостью налогов, мы писали еще в прошлом году. Напомним, по итогам 2016 года налоговый ручеек из Забайкальского края обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край уже тогда считался проблемным. По итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки – «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимало 15-е место в стране, сам уровень является критическим». В 2016 году бюджет края достиг предельного уровня государственного долга. Ситуация в крае по итогам 2017 года не улучшилась, он занимал третье место по отрицательной динамике.

Наталья Жданова не проработала и трех лет на посту губернатора, как и предыдущий глава региона. Фото губернатор.забайкальскийкрай.рф

В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктуризован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей. Итогом стала отставка губернатора Натальи Ждановой в октябре прошлого года, которая не проработала на посту и трех лет, как и предыдущий глава региона, уволившийся в 2016 году. Новым главой края, которому придется разгребать финансовые конюшни, стал Александр Осипов, ранее работавший первым заместителем главы Минвостокразвития РФ.

Еще ранее федеральные власти придумали другой прием, начав вводить внешнее управление Минфина РФ в регионах. В настоящее время три российских региона находятся под этим режимом. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении Хакасии (налоговые сборы в 2018 году упали в 2,6 раза, до 902 млн рублей, как итог - 3 млрд рублей дотаций), Мордовии, о которой мы уже писали (2,7 млрд рублей дотаций было выделено в прошлом году на выравнивание бюджетной обеспеченности), и Костромской области.

В последней, несмотря на госдолг, налоговые поступления в прошлом году выросли на 35%, до 9,8 млрд рублей (объем дотаций составил 3,7 млрд рублей). У Мордовии и Костромы, по данным на февраль 2019 года, госдолг превышает собственные доходы за год. В начале прошлого года критические долги были у семи регионов. При этом Мордовия по-прежнему в зоне риска: если Костромская область в 2018 году сократила госдолг на 7%, а рыночный на 10%, то Мордовия нарастила долги - на 12% и 45% соответственно. Госдолг регионов в прошлом году все-таки сократился на 4,7% или на 109 млрд руб., а долги перед банками - на 2,3%, или 28 млрд руб.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область (падение их составило тогда 5%), в этом году собрали на 1% больше, но отыграть падение, конечно, не удалось: собрано было 13 млрд рублей в федеральный бюджет. Как и в случае с Забайкальским краем в начале 2018 года было принято решение о реструктуризации долга области: Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение семи лет за счет программы реструктуризации.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область. Фото nesiditsa.ru

Если говорить о ПФО, то самый впечатляющий рост налоговых сборов, разумеется, у нефтяных регионов. Лучшие показатели, напомним, у Татарстана, а также у Оренбургской области (собрали в 1,5 раза больше - 300,8 млрд рублей), Самарской области (на треть больше, 291,7 млрд рублей), Пермском крае (на 40% больше, 261,3 млрд рублей) и Башкортостане (на треть больше, 221,8 млрд рублей). В топ-20 лучших регионов РФ вошла также Саратовская область, где налоговые сборы в федеральный бюджет выросли лишь на 10%, до 108 млрд рублей.

На дотационной и нефтяной игле: если регион не подсел на вторую, он сядет на первую

Но если говорить о дотациях, то среди рекордсменов ПФО только Татарстан и Самарская область не получили от федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Хотя объем дотаций у остальных, конечно, несопоставим с налоговыми сборами. Так, на 300,8 млрд рублей сборов Оренбургская область получила 4 млрд рублей дотаций, Пермский край - 2,2 млрд рублей, Удмуртия - 3,6 млрд, Саратовская область - 8,5 млрд. Больше всех снова получила Республика Башкортостан - 16,4 млрд рублей.

В России по-прежнему только 13 регионов остаются недотационными: это Калужская область, Свердловская область, Московская область, Москва, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Ненецкий АО, Татарстан, Самарская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО - Югра, Ямало-Hенецкий АО, Сахалинская область. Невооруженным глазом видно, что подавляющее большинство недотационных регионов либо фактически сидят на другой - нефтяной игле (обеспечивающей «дотационную наркоманию» остальным регионам), либо же отмечены высокой концентрацией и диверсификацией крупного бизнеса (Питер и Ленинградская область, Москва и Московская область).

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, на 1.01.2019

Регион Дотации на 2019 год, тыс.руб. Дотации на 2018 год, тыс.руб. Дотации на 2017 год, тыс.руб.
Республика Дагестан 66.265.836,80 59.065.832,50 52.419.887,90
Республика Саха (Якутия) 46.907.224,40 43.944.997,70 36.620.831,40
Камчатский край 37.389.812,30 39.357.697,20 37.155.412,50
Чеченская Республика 30.440.585,90 27.078.463,80 24.005.035,00
Алтайский край 26.837.816,60 27.129.122,50 22.607.602,10
Ставропольский край 22.083.116,20 19.202.709,70 17.377.603,00
Республика Крым 20.371.129,40 17.714.025,60 18.481.901,10
Республика Бурятия 19.874.889,00 18.298.640,30 17.904.494,70
Республика Тыва 16.932.597,80 15.732.671,20 14.544.398,30

Дотация ежегодно растет, но, благодаря нефтянке, доля, приходящаяся на нее, снижается

Благодаря хорошей динамике налоговых сборов в федеральный бюджет, доля средств, отправляемых обратно в регионы, в качестве, в том числе, дотаций, год от года снижается. В кризисный 2017 год из-за падения сборов в 2016-м на дотации было направлено 9% всех собранных средств (614,5 млрд рублей из 6,8 трлн рублей), годом позднее доля упала до 7,18%, а в 2019 году объем дотаций составит наименьшую за последнее время долю - 5,8%. Всего на дотации (мы тут имеем в виду только дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, не считая субвенций и проч.) в этом году федералы направят в регионы 675,26 млрд рублей.

Отметим, что, несмотря на снижение доли, направляемой на дотации, сам объем дотаций растет: с 2011 года он вырос в 1,7 раза (тогда в регионы направлялось 397 млрд рублей). Особенно существенный рост пришелся на 2017 год, он составил почти 20%, или 100 млрд рублей. Напомним, 100 млрд рублей забрали вовсе не из федерального бюджета, а изъяв у регионов (в т. ч., и Татарстана) части налога на прибыль: федеральная его доля выросла с 2 до 3% (из 20%).

Больше 50 регионов собирают налогов в бюджет РФ меньше, чем получает из него один Дагестан

В начале 2018 года стало известно, что условия дотаций регионам будут ужесточены. На дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018-2020 гг. придется более 40% трансферта из федерального бюджета (порядка 2 трлн руб). Половину помощи получат 13 регионов, больше всего - Дагестан. Он же и остается самым дотационным регионом, и получит в этом году из федерального бюджета уже 66,2 млрд рублей.

Отметим, что 57 регионов России собирают налогов в федеральный бюджет меньше, чем получит один Дагестан. Для сравнения, последний собрал в прошлом году на 14% больше, но всего 9,2 млрд рублей. То есть объем московского трансферта в Дагестан в 7,2 раза превышает его собственные федеральные налоги. Если говорить о всех налогах и сборах, то Дагестан в прошлом году собрал 32 млрд рублей, из них 22,7 млрд рублей осталось в республике, то есть 70%, тогда как в Татарстане эта пропорция обратная). Таким образом, объем федеральной помощи в два раза больше, чем все, что может собрать Дагестан.

Как Минфин ровно на 5% зарезал объем дотаций регионам

А ведь согласно новым правилам Минфина РФ, чтобы получить дотацию, регионы должны были до августа 2018 года «оценить эффективность налоговых льгот, отчитаться о них Минфину и до сентября включить неэффективные в план отмены». Власти РФ отныне стали обращать внимание и на увеличение налоговых и неналоговых доходов за год, инвестиций, числа работников в малом и среднем бизнесе. Безработица в регионах, претендующих на помощь, должна будет сокращаться. Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова и об исполнении бюджета, иначе помощь снизят на 5%. Если регион не подпишет соглашение, дотации на следующий год сократят на 10%.

Регионам, в доходах которых доля дотаций последние 3 года превышала 40%, придется отчитываться перед командой Антона Силуанова. Фото Максима Платонова

…пострадали, в том числе, Ульяновская область и Башкортостан

Несмотря на такие ежовые рукавицы, число регионов, которым объем дотаций сократили, составило всего 22 (из них, что показательно, 14 сократили аккурат на 5%). Годом ранее под ножницы попали дотации 26 регионам. И все-таки, кто среди первых пострадавших в результате новой методики Минфина РФ?

Интересно, но в число «пострадавших» попал, например, Башкортостан. И попал явно не потому, что доля дотаций у него превышает 40% (на 16,4 млрд рублей дотаций в 2018 году пришлось налоговых сборов на 392,6 млрд рублей, из которых 170,7 млрд рублей осталось в республике). Тем не менее объем дотаций на бюджетное выравнивание ему сократили на 5%, до 15,6 млрд рублей.

Ровно на 5% сократили дотации еще одному региону ПФО - Ульяновской области: с 3,3 до 3,18 млрд рублей. В прошлом году отношение дотаций к налоговым сборам составило всего 5,6% (у Башкортостана - 4,2%) - всего область собрала 60 млрд рублей, из них 40 млрд рублей осталось дома.

Помимо них, почти ровно на 5% с небольшими долями сократили дотации Еврейской автономной области, Орловской, Костромской, Курганской областям, Карелии, Хабаровскому и Камчатскому краям. А также Иркутской, Брянской, Тамбовской, Кемеровской и Магаданской областям. Сильнее всего урезаны дотации были Мурманской области (на 93,6% - с 473 млн рублей до 31,6 млн, а ведь с 2011 года регион почти каждый год получал более 1 млрд рублей.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю: с 3,2 млрд до 1,7 млрд рублей. Но это было связано, очевидно, с тем, что ранее для подготовки региона к Универсиаде-2019 ему и выделяли на это немалую часть средств (в 2017 году регион получил рекордные 5,5 млрд рублей).

На 40% сократили дотации Тульской области, на 13,5% - Вологодской. Отметим также, что в связи с проблемами Забайкальского края и сменой там губернатора, региону чуть-чуть тоже срезали, но в рамках статистической погрешности: в прошлом году он получил 12,1 млрд рублей, в этом году получит 11,9 млрд.

Почти наполовину сократили дотации Красноярскому краю, но это было связано, очевидно, с подготовкой к Универсиаде-2019. Фото trk7.ru

Зато еще двум регионам ПФО - тем, что получили новых губернаторов - объем дотаций подняли на 15%

Одновременно почти ровно на 15% выросли дотации 15 регионам, в том числе и двум регионам ПФО: Кировской области (дотации выросли с 10 до 11,5 млрд рублей) и Марий Эл (почти на 1 млрд рублей: с 6 до 6,9 млрд). Отметим, что как раз у этих регионов зависимость довольно высока. В прошлом году Кировская область собрала 38,2 млрд рублей налогов, оставив у себя 25 млрд рублей, и получила дотаций на сумму, составляющую 26% от всех сборов. Марий Эл собрала 19,3 млрд рублей (оставив 12 млрд рублей у себя), а получила дотаций на сумму, составляющую 31,17% от всех сборов. По-видимому, в их случае сыграла роль новой власти - и в Марий Эл, и в Кировской области в должность новые губернаторы вступили не так давно и не успели еще наломать дров (то есть понабрать кредитов), чтобы испортить отношения с Минфином РФ.

В списке самых дотируемых регионов каких-либо изменений не произошло. После Дагестана идет Якутия, она получит в этом году 47 млрд рублей (на 6,7% больше), затем Камчатка (ей урезали дотации на 5% - получит 37,4 млрд рублей), Чечня (получит на 12,4% больше - 30,4 млрд рублей) и Алтайский край (ему урезали дотации на 1% - получит 26,8 млрд рублей). В топ-10 можно найти как Башкортостан, так и Крым, которому объем дотаций повысили на 15% - он получит в этом году 20,3 млрд рублей.

Татарстан мог бы в одиночку дотировать треть регионов России

Отметим любопытный факт - Татарстан, судя по его налоговым сборам в федеральный бюджет в прошлом году (490 млрд), в одиночку мог бы «прокормить», точнее, продотировать, две трети регионов России, получающих небольшие дотации. А если брать только самые дотируемые регионы, то всю сумму налогов, которую федеральный центр получил в прошлом году от Татарстана, можно было бы в этом году распределить почти ровно между 28 субъектами РФ, включая таких «пожирателей дотаций», как Дагестан, Якутия, Камчатка, Чечня, Алтайский и Ставропольский края, Крым, Бурятия, Тува. То есть, получается, что Татарстан «дотационно» кормит больше трети всей России.

Татарстан в одиночку мог бы «прокормить» в этом году две трети регионов России

И таких «дотируемых Татарстаном регионов» будет все больше

Разумеется, это все потому, что в РТ, как и в ХМАО, Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО и прочих регионах есть нефть. И потому еще, что именно на нефтедобывающие регионы и регионы, где велика доля добычи полезных ископаемых. Вообще в деле пополнения бюджета, именно на эти регионы Минфин РФ «повесил» пропорции, в результате которых львиная доля собранных средств отправляется в федеральный кошелек.

В Татарстане по результатам прошлого года 71,1% собранных средств отправилось в федеральный бюджет, всего же было собрано 690 млрд рублей. Примерно так же обстоят дела у Пермского края (261,3 из 382,5 млрд рублей отправилось в Москву).

Но у десяти регионов пропорция еще более в пользу федералов, в том числе в двух регионах ПФО. Так, Удмуртия отправляет в федеральный бюджет 76,4% собранных средств (157,5 из 206 млрд), Оренбургская - 82,17% (300,8 из 366 млрд). Сильнее всего перекос у главных «доноров всея Руси»: Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО, где в федеральный бюджет отправляют от 88 до 92% всех собранных нефтяных средств.

И, судя по всему, доля налогов, отправляемая в федеральный кошелек, будет расти, если вспомнить слова министра финансов Татарстана об увеличении этой доли до 75%.

Вообще же, в ПФО в среднем доля налогов, отправляемая в Москву, выше остающейся в регионах: 63,6% против 36,3% (в 2017 году было 59% против 41%). Больше всего страдает Уральский федеральный округ, где, в среднем, 84,3% собранных средств не остается в регионах (годом ранее эта доля была на 1% меньше).

При этом в подавляющем большинстве регионов - в 64 субъектах РФ - ситуация обратно пропорциональная, в 30 регионах более 70-80% собранных налогов остается «дома». Что, в общем, и объясняется как нефтяным креном экономики РФ и федерального бюджета, так и вынужденными дотациями, на которые большинству регионов России приходится жить, верстая свои бюджеты с обязательной оглядкой на Москву.

Распределение налогов, сборов и иных обязательных платежей по бюджетам разных уровней на 1.01.2019, тыс. руб.

Регион Федеральные налоги и сборы Региональные налоги
Всего в
федеральный
бюджет
в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
из него -
в доходы
местных
бюджетов
Всего в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 19.082.928.842 11.638.081.710 7.444.847.132 809.430.903 1.148.420.187
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 4.898.721.585 2.100.429.402 2.798.292.183 174.969.427 332.703.361
Белгородская область 93.858.973 31.913.022 61.945.951 9.856.419 11.057.161
Брянская область 40.733.939 18.855.121 21.878.818 4.441.136 4.176.993
Владимирская область 67.279.604 29.900.739 37.378.865 6.780.075 5.721.485

Сергей Афанасьев

Сравнив собираемость налогов в регионах страны и размер федеральных дотаций, приходим к выводу: несмотря на то, что субъекты Федерации повышают отчисления в казну, все по-прежнему зависит от "нефтяной иглы".

Почти половину собираемых налогов обеспечивают всего 3 региона нашей страны, количество субъектов, "сидящих" на дотациях, - 72 (данные портала «Реальное время»)

При этом чиновники констатируют рост налоговых сборов: по итогам 2017 года в федеральный бюджет поступило почти 9 трлн рублей, что на 32% выше показателя 2016 года. Ухудшили показатели 17 субъектов, в то время как в позапрошлом году таких было 32.

По мнению аналитиков, в ситуацию вмешались растущие цены на нефть, которые позволили нарастить доходы крупнейшим налогоплательщикам России - нефтяным компаниям.

Регионы - "локомотивы"

В лидерах по сборам традиционно Ханты-Мансийский автономный округ (Югра), "вотчина" "Роснефти", "Лукойла" и "Сургугнефтегаза". По итогам 2017 года регион перечислил в федеральный бюджет почти 2 трлн рублей, что на 37,4% больше показателя 2016 года. Югра обеспечила более 22% поступлений от субъектов Федерации. Второе место по собираемости налогов занимает Москва с 1,26 трлн рублей, третье место у Ямало-Ненецкого АО (652 млрд). В совокупности эти три региона собрали в казну около 5 трлн, что составило 57,3% всех налогов и сборов.

Четвертую строчку занимает Санкт-Петербург с 492 млрд рублей, а на пятой разместился сделавший серьезный рывок Татарстан с 328,5 млрд. Республика увеличила налоговые сборы в 2017 году на 43,2%. При этом рост валового регионального продукта (ВРП) в республике составил 2,8%. Основной положительный вклад в развитие экономики региона внесли промышленность, сельское хозяйство и торговля.

Ханты-Мансийский автономный округ. Фото: www.globallookpress.com

Регионы-должники

Стоит отметить, что ситуация с субъектами, где социально-экономические условия далеки от идеальных, и не думает улучшаться. Более того, в январе в 2018 года впервые в России было введено внешнее финансовое управление в Республике Хакасии и Костромской области.

Долг этих двух субъектов по кредитам за счет федерального бюджета превысил 80% доходов, которые они собирают в собственную казну. Всего же, по данным Минфина, на начало 2018 года госдолг российских регионов достиг 2,5 трлн рублей.

В 2017 году объем федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности Хакасии составил почти 9 млрд рублей, а Костромской области - 9,2 млрд рублей.

В 2017 году сильнее всего снизились налоговые поступления в Республике Тыва (-42%), Сахалинской (-33,2%), Кемеровской областях (-40%). А Архангельская область сократила сборы на 65%. В "антилидерах" - Забайкалье:налоги "рухнули" на 96%. Край ждет реструктуризация долга и грозит внешнее управление.

Переливание из пустого в порожнее

Общий объем дотаций в регионы в 2017 году вырос на 100 млрд рублей, обеспеченных, в том числе… поступлениями налога на прибыль из субъектов Федерации.

Напомним, что с прошлого года этот налог передан на федеральный уровень и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

При этом в России всего 13 регионов, которые не получают федерального финансирования. Среди них излюбленные бизнесом субъекты, обладающие запасом природных ресурсов.

Можно сколь угодно нахваливать регионы-доноры, но это не меняет ситуации в субъектах с тяжелой экономической ситуацией. Топ-5 самых "дорогих" для бюджета регионов не меняется который год, и на них приходится более трети всех дотаций.

Среди "счастливчиков" нынешнего года - Республика Дагестан, получившая более 9% всех дотаций. На втором месте - Якутия, с 44 млрд рублей (рост на 20%). Третья по объему дотация - более 39,3 млрд руб. отправится на Камчатку.

В число регионов, получивших красивую цифру надбавки в 20%, вошли также Орловская, Ярославская, Брянская, Ивановская области, Алтайский край, Кабардино-Балкария и Севастополь",

Отмечают аналитики "Реального времени". Отметим и Чечню, которой в 2018 году выделят 27 млрд рублей, что на 12,8% больше, чем в 2017-м.

Республика Дагестан. Фото: www.globallookpress.com

Первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году, подсчитали в РБК. И как указывают аналитики, общий объем дотаций растет последние шесть лет.

На выравнивание бюджетной обеспеченности в 2018 году будет выделено 645,1 млрд рублей, что на 5% больше, чем годом ранее. Отметим, что при этом бюджетные кредиты для регионов вообще отменены.

Помимо роста дотаций, произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам",

Пояснил аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков.

Отмена кредитов и рост МРОТ

"Переливая" дотации из одной "кубышки" в другую, власть одновременно декларирует намерение и вовсе от них отказаться. Правда, экономисты не вполне понимают, как правительство собирается это сделать, учитывая последние действия Кабмина в этом направлении.

Член комитета Госдумы по экономической политике Владимир Сысоев в интервью Царьграду заявил, что "четверть регионов фактически является регионами-банкротами". "Понятно, что эта ситуация в какой-то степени создана искусственно, когда регионы просто загоняли в долги, вынуждали брать кредиты в коммерческих банках по очень высоким ставкам, которые доходили до 15-20% годовых", - пояснил депутат российского парламента.

Правительство пытается запустить новые стимулы развития. Например, с 1 мая 2018 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России сравнялся с прожиточным минимумом (11,16 тыс. рублей), и новость это, безусловно, хорошая. Проблема в том, какими средствами будет обеспечиваться рост этой величины? Царьград уже отмечал, что из бюджетов на эти цели потребуется дополнительно 39,3 млрд рублей. При этом федеральный бюджет обеспечит всего 7,5 млрд от этой суммы, а региональные и муниципальные бюджеты31,8 млрд.

В совокупности с отменой бюджетного кредитования с небольшой ставкой (0,1% годовых) и высоким уровнем госдолга регионов это звучит не слишком оптимистично.

Фото: www.globallookpress.com

В Минфине заявляют, что кредитовать субъекты Федерации смогут госбанки, но процентная ставка при этом составит 8,75%. Понятно, что "дотационные" регионы такую нагрузку не потянут, но это еще полбеды. Как отметили опрошенные ТАСС эксперты, повышение МРОТ может привести к пересмотру бизнесом планов по расходам и, может даже, вынудить пойти на сокращение сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. При этом растут налоговая нагрузка и амбициозность поставленных перед регионами задач.

Власти признают, что к основным угрозам экономической безопасности страны относятся неравномерность пространственного развития России, "усиление дифференциации регионов и муниципальных образований". Такие формулировки содержатся в Стратегии безопасности страны. Правда, пока неясно, на каком уровне и чьими руками планируется эту проблему решать.

Налог на прибыль 1% забрали. За хорошую работу немного денег дали. Спасибо, конечно. Но это только 30% от того, что забрали. Пять лет не трогайте ничего! Давайте, наконец, поработаем! Я хотя бы буду понимать, сколько доходов мы получим",

Заявил на одной из экономических конференций глава Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Кстати, именно экономический рост этого российского региона и отчисления налога на прибыль обеспечили увеличение дотаций в неразвитых регионах.

Доходы "сильных" уходят к "слабым" - и у тех и у других нет стимула развивать собственную экономику. Тупик? Нет, пора пересмотреть межбюджетные отношения федерального центра и субъектов. Иначе - стагнация, рост региональных и муниципальных долгов, дестимулирование развития регионов, а значит и страны в целом.

Дотационные регионы - это те субъекты РФ, которые получают денежные средства из федерального бюджета РФ без необходимости их возврата на безвозмездной основе. Цели расходования дотаций в законе РФ не указаны, поэтому регион может распоряжаться ими по своему усмотрению.

С другой стороны, государство направляет средства бюджета для поддержания местного производителя. Таковыми могут быть любые крупные предприятия, чья значимость для всей достаточно велика. Например, предприятия по в Республике Саха (это дотационные регионы). Список топ-20 регионов-лидеров России представлен ниже.

Регионы России, получающие дотационные трансферы

Наиболее удобно представить такого рода информацию в виде таблицы с указанием объема полученных безвозмездных трансферов из Бюджетного Центра.

В таблице указаны данные за 2013 год по объему полученных дотаций без разбивки на ее виды.

Список дотационных регионов России

Наименование субъекта РФ

Всего объем дотаций

Республика Саха (Якутия)

Тамбовская область

Ивановская область

Кабардино-Балкария

Республика Северная Осетия

Ростовская область

Магаданская область

Республика Ингушетия

Курганская область

Кировская область

Приморский край

Республика Алтай

Архангельская область

Пензенская область

Карачаево-Черкесская Республика

Воронежская область

Саратовская область

Республика Марий Эл

Брянская область

Данные за 2013 год неутешительны - 79 из 83 субъектов РФ попали в список дотационных регионов России. Они получили государственные дотации на выравнивание бюджета. Произошло так ввиду многих факторов, среди которых:

Снижение субсидирования региональных бюджетов.

Рост общей массы непрозрачных дотаций, направленных на корректировку бюджета субъекта РФ.

Из таблицы видно, что Якутия получила наибольший объем дотаций из федерального бюджета. Но можно ли вообще такую сумму назвать дотацией? Ответ на вопрос не так очевиден, как хотелось бы. Дело в том, что большая часть средств Федерального Центра направляется в Якутию для освоения новых месторождений полезных ископаемых, экономика России от которых до сих пор сильно зависит - это нефть и газ. И конечно, строительство магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" на сумму трансфера в республику повлияло в значительной степени.

Куда уходят деньги?

Правительство направляет дотации в те регионы, в которых те или иные государственные программы реализуются в соответствии с указами Президента РФ.

Они могут быть связаны с социальной сферой, например строительством спортивных объектов, как это было в Сочи, (данные по дотациям за 2014 год будут позже), либо программами по развитию медицины в регионе, например, строительством раковых центров в северных районах России.

Мысли вслух

Прослеживается и еще одна интересная особенность, связанная с получением дотаций регионами. Дотационные регионы - это территориально отдаленные области и округа. Чем больше расстояние от Москвы, тем больший объем средств они получают. Но эта информация ничем не может быть подтверждена. Дотационные регионы - это такие субъекты, которые получают безвозмездный трансфер и имееют на него данное право. Расчет производится при анализе более 200 показателей и сопоставления результатов нормативным показателям.

Распределение средств полученных трансферов в части выполнения указов Президента РФ контролируется Счетной палатой. При этом регионы, не исполнившие свои обязательства, с большой долей вероятности на следующий год могут не получить необходимую сумму.

Новые дотации в Крым и Севастополь. Ситуация нынешняя

Присоединении Севастополя и Крыма к РФ произошло более 2 мес. назад.

На данный момент составляет 85 единиц. Налоговое законодательство России и Украины построено по разному принципу. В России 90% налоговых отчислений организаций (т. е. налог на прибыль) остается в бюджете области, на территории которой происходит ее деятельность. На Украине такого рода налоговые отчисления направляются в государственную казну в полном объеме. При этом региону ничего не остается.

На тему Крыма

Всем известно, что Крым в первую очередь - курорт. Соответственно, и вся его инфраструктура устроена для отдыхающих. гостиницы и мини-пансионаты раньше отчисляли налоги в госбюджет Украины. Теперь России необходимо время для изменения законодательства и налаживания способов его следования для частных предпринимателей и юридических лиц.

Поэтому вопрос о том, Крым - дотационный регион или нет, у всех на устах. После присоединения была проведена оценка обеспеченности бюджета каждой автономной республики (Крым и Севастополь). Результатом стал вывод о том, что Крым нуждается в дотациях так же, как и Кавказский регион.

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы - это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым - дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения и привлечения инвесторов.

Список дотационных регионов Украины 2014

1. Черниговская область - 1 370 000 гривен.

2. Кировоградская область - 1 470 000 гривен.

3. Харьковская область - около 3 200 000 гривен.

4. Одесская область - около 3 200 000 гривен.

5. Львовская область - 3 920 000 гривен.

6. Днепропетровская область - 4 040 000 гривен.

7. Донецкая область - 5 090 000 гривен.

Конечно, список, в котором предствалены дотационные регионы Украины, не полный. По данным официальных источников, всего несколько областей выполняют свой бюджет в полном объеме и не нуждаются в дотациях из Киева.

Напоследок

Проблемы есть в каждом государстве. Последние мировые события, волнения и непризнание до сегодняшнего момента властями Украины примыкания Севастополя и к территории России - все эти факторы, хоть и косвенно, но все же усложняют жизнь обычным гражданам. Крымчане и Севастопольцы хотят работать и кормить своих детей, многие из них - простые пенсионеры, им хочется спокойствия на старости лет. Все эти люди, как и граждане России, во многом далеки от политики и склонны делать выводы только из общедоступной информации. Но, как известно, СМИ каждого государства трактует все события исключительно в своих интересах, поэтому обыватели могут только рассуждать, сидя за чашкой чая, о событиях мирового характера. Жить россияне после присоединения двух автономных областей хуже не стали.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Минфин России опубликовал перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 1032). Как и в 2019 году, дотационными признано 72 субъекта РФ. Такие регионы не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и муниципального бюджетов исполнительным органом власти региона.

К не получающим дотации регионам по-прежнему относятся Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Республика Татарстан, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Также в приказе приведены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 10% или 40% собственных доходов консолидированного бюджета. Список последних по сравнению с 2019 годом не изменился. А к десятипроцентным дотационным регионам добавились четыре области – Астраханская, Владимирская, Саратовская и Смоленская. В регионах с большой долей дотаций будут проводиться мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Еще один перечень регионов, представленный в бюджете – это те субъекты, в бюджетах которых доля трансфертов в течение этого же срока не превышала 20% собственных доходов. На 2020 год в него включено 48 регионов – на два региона меньше, чем на 2019 год (исключены Вологодская и Новгородская области). Указанные в этом списке регионы вправе размещать бюджетные средства на банковских депозитах.