Инструкции по ведению учета. Новые правила ведения бухгалтерского учета

Кредиты

Синтетические счета в Российской Федерации представлены официальным документом, который имеет название “План счетов бухгалтерского учета ” (далее План), где схематично зарегистрированы и сгруппированы все факты хозяйственной и финансовой деятельности организации (краткая характеристика синтетических счетов содержится в инструкции по ведению бухгалтерского учета). Здесь же указаны номера и наименования этих счетов. Основой для его разработки служит экономическая классификация счетов. План содержит несколько десятков счетов первого порядка, сгруппированных в разделы, и счетов второго порядка (субсчетов). В принципе План весьма емок и лаконичен.

Главное его назначение - четкая и правильная организация и построение бухгалтерского учета, а также возможность получения разной информации для осуществления функций нормирования и планирования, управления и контроля.

Традиционно план счетов снабжен инструкцией по его применению, выполненной по разделам плана именно в той последовательности, которая в нем предусмотрена. И такая инструкция была составлена и утверждена Минфином РФ в конце октября 2000 года за номером 94н, а позднее подвергалась редактированию.

Объем ее колеблется в пределах полутора сот страниц. Как уже было выше сказано, настоящая Инструкция по ведению бухгалтерского учета и применению Плана содержит краткую характеристику на основные синтетические счета и открываемые к ним субсчета, раскрывает их структуру. По поводу каждого счета она указывает, для учета каких объектов он (счет) предназначен и с какими другими счетами корреспондирует. Уделено внимание наиболее типичным и сложным хозяйственным операциям и процессам.

Ищите ответ? Задайте вопрос юристам!

9507 юристов ждут Вас Быстрый ответ!

Задать вопрос

По мере необходимости, когда хозяйственная операция фактически свершилась , а корреспонденция счетов типовой схемой на этот случай не предусмотрена, организация имеет полное право добавить в нее (схему) бухгалтерские проводки, соблюдая единый подход, инструкцией установленный.

Для всех хозяйствующих субъектов настоящая инструкция устанавливает единообразный подход к использованию Плана счетов их хозяйственной и финансовой деятельности, общие требования к учету ресурсов путем документального, непрерывного и постоянного учета операций и обязательств, рассматривает вопросы, затрагивающие основные методические принципы ведения бухучета.

К хозяйствующим субъектам инструкция по ведению бухгалтерского учета и применению Плана относит организации вне зависимости от того, какими видами деятельности они занимаются и к каким формам собственности относятся. Основной критерий - это постановка учета по принципу двойной записи. Правда, есть исключение: бюджетные и кредитные организации.

Кроме того, каждый такой субъект, взяв за основу инструкцию , формирует рабочий план счетов, включив в него синтетические и аналитические счета, не забыв о субсчетах. Перечень счетов может варьироваться в зависимости от потребности в них в дальнейшем.

Синтетическими называются счета , которые фиксируют данные об источниках, формирующие хозяйственные средства и их материальную стоимость. При составлении финансовой отчетности обойтись без них никак нельзя.

К аналитическим относятся счета, которые предназначены детализировать, конкретизировать информацию о средствах и их источниках, находящейся в счетах синтетических.

Субсчета , которые предусмотрены Планом, требуются, чтобы иметь возможность управлять организацией, а также использовать их, когда возникнет необходимость в анализе, контроле и отчетности.

Организация определяет необходимый для ведения аналитического учета порядок, используя для этого, в том числе, и положения из инструкции.

Таким образом, настоящую инструкцию можно считать неотъемлемой частью Плана и необходимым приложением, требующимся для ведения бухучета.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (с изменениями и дополнениями)

    Приложение N 1. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений Приложение N 2. Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2016 г., 27 сентября 2017 г., 31 марта, 28 декабря 2018 г.

б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств.

4. Признать утратившими силу:

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный номер 13309; Российская газета, 2009, 6 марта);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 3 июля 2009 г. N 69н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 августа 2009 г., регистрационный номер 14524; Российская газета, 2009, 2 сентября);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 152н "О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 148н" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 4 февраля 2010 г., регистрационный номер 16247; Российская газета, 2010, 19 февраля).

Регистрационный N 19452

Утвержден Единый план счетов бухучета для государственных и муниципальных органов и учреждений, государственных академий наук, органов управления государственными внебюджетными фондами. Он вводится вместо Плана счетов бюджетного учета.

Определено, как применяется Единый план. Инструкция по бюджетному учету утрачивает силу.

Ведение бухучета разрешается передать по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Первичные и сводные учетные документы можно составлять в электронном виде. При этом используется электронная цифровая подпись. В определенных случаях субъект учета должен за свой счет изготавливать бумажные копии таких документов.

Необходимо утвердить рабочий план счетов государственных (муниципальных) учреждений. В нем должны содержаться счета, применяемые для синтетического и аналитического учета.

К числу регистров бухучета отнесен Журнал по санкционированию. Их, а также бухотчетность нужно хранить не менее 5 лет.

Все счета - пятизначные. Появились новые графы (наименования группы и вида).

Дополнительно предусмотрены следующие забалансовые счета. N 24 - имущество, переданное в доверительное управление. N 25 - в аренду. N 26 - в безвозмездное пользование.

Приказ Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19452


Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.


Изменения вступают в силу с 8 мая 2018 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 г.


ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Настоящая Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

(см. текст в предыдущей редакции)

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и настоящей Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

Российская Федерация

"ИНСТРУКЦИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ" (утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 N 107н) (ред. от 09.06.2001)

Утверждена
Приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30 декабря 1999 г. N 107н

Закон прост: ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.99 N 107н включен в базу отдельным документом.

Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри них по материально ответственным лицам, а в централизованных бухгалтериях - и по обслуживаемым учреждениям.

Карточки учета материалов, малоценных предметов и т.п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами бухгалтерского учета и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета основных средств, выбывших в течение года.

Опись инвентарных карточек по учету основных средств ф. ОС-10. сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке ф. ф. ОС-6 бюдж., ОС-8 , ОС-9 . Сдача инвентарных карточек в архив без описи осуществляется по реестру сдачи документов ф. 442 , в котором указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемого учреждения.

В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге всего пронумеровано ____ страниц (листов)".

На каждой книге надписывается: наименование учреждения и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц.

Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в два года.

Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся чернилами, пастой шариковой ручки или при помощи пишущих машин и средств автоматизации с первичных учетных документов не позднее следующего дня после их получения.

По окончании каждого месяца в регистрах бухгалтерского учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам.

17. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета, производится в следующем порядке:

А) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, и надписывания над зачеркнутым исправленного текста и суммы. Одновременно здесь же, на полях, против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка "Исправлено";

Б) обнаруженная ошибочная запись до момента представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу "Красное сторно"; точно так же исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются бухгалтерской справкой ф. 433, в которой делается ссылка на номер и дату исправляемого мемориального ордера, документа, обоснование внесения исправления.

На основании бухгалтерской справки ф. 433, составляется мемориальный ордер ф. 274.

18. Регистры бухгалтерского учета по синтетическим и аналитическим счетам открываются записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом и регистрами бухгалтерского учета за истекший год.

Если вышестоящей организацией при утверждении годового отчета сделаны исправления в заключительном балансе, то на основании соответствующего письменного распоряжения эти исправления вносятся как в регистры бухгалтерского учета прошлого года (путем исправительной бухгалтерской записи), так и в регистры бухгалтерского учета текущего года (путем изменения входящих остатков).

19. Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости: ф. 285 (оборотная ведомость по счету ____), ф. М-44 (оборотная ведомость по материальным запасам) и ф. 326 (оборотная ведомость по основным средствам) по каждой группе аналитических счетов и материально ответственным лицам, объединяемым соответствующим синтетическим счетом. Оборотные ведомости составляются ежемесячно, кроме основных средств и малоценных предметов, по которым оборотные ведомости составляются ежеквартально. Итоги оборотов и остатки по каждому субсчету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги "Журнал - главная" ф. 308. Записи в оборотных ведомостях могут производиться при необходимости в течение нескольких лет.

20. Бухгалтерский учет в учреждениях осуществляется по мемориально - ордерной форме бухгалтерского учета в соответствии с настоящей Инструкцией.

В отдельных случаях Министерство финансов Российской Федерации может разрешать федеральным органам исполнительной власти вести в учреждениях, находящихся в их ведении, бухгалтерский учет по журнально - ордерной форме бухгалтерского учета при наличии разработанных методических документов.

Проверенные и принятые к учету первичные учетные документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются раздельными мемориальными ордерами - накопительными ведомостями по операциям за счет бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, которым присваиваются следующие постоянные номера:

мемориальный ордер 1 (накопительная ведомость по кассовым операциям) ф. 381 ;

мемориальный ордер 2 (накопительная ведомость по движению бюджетных средств на субсчетах 090, 091, 097, 100, 101, 102) ф. 381;

мемориальный ордер 3 (накопительная ведомость по движению средств, полученных за счет внебюджетных источников, на субсчетах 110, 111, 114, 115, 118) ф. 381;

Мемориальный ордер 4 (накопительная ведомость по расчетам чеками из лимитированных книжек) ф. 323 ;

Мемориальный ордер 5 (свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям) ф. 405;

мемориальный ордер 6 (накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами) ф. 408 ;

мемориальный ордер 8 (накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами) ф. 386;

мемориальный ордер 9 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению основных средств) ф. 438;

мемориальный ордер 10 (накопительная ведомость по выбытию и перемещению малоценных предметов) ф. 438;

Мемориальный ордер 11 (свод накопительных ведомостей по приходу продуктов питания) ф. 398;

Мемориальный ордер 12 (свод накопительных ведомостей по расходу продуктов питания) ф. 411;

мемориальный ордер 13 (накопительная ведомость по расходу материалов) ф. 396 ;

мемориальный ордер 14 (накопительная ведомость по доходам, прибылям (убыткам) ф. 409 ;

мемориальный ордер 15 (свод ведомостей по расчетам с родителями за содержание детей в детских учреждениях) ф. 406.

По остальным операциям и по операциям "сторно" составляются отдельные мемориальные ордера ф. 274, которые нумеруются начиная с номера 16 за каждый месяц.

Записи в мемориальные ордера осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного учетного документа) как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов (кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов).

Для отражения фактических расходов по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации применяется расшифровка к мемориальному ордеру ф. 803.

Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем, а при централизации учета - кроме того, и руководителем группы учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на соответствующих субсчетах, предусмотренных настоящей Инструкцией:

а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации и соответствующая сумма относится на увеличение: целевых средств на содержание учреждения и другие мероприятия (субсчет 270) - по бюджетной деятельности, а также целевым средствам и безвозмездным поступлениям; доходов отчетного периода (субсчет 400) - по предпринимательской деятельности.

Формирование текущей рыночной стоимости производится на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене имущества должны быть подтверждены документально или экспертным путем;

б) недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли относится по балансовой стоимости по дебету субсчетов 140, 141, 220, 241, 270 и кредиту субсчетов счетов 04, 05, 06, 08;

В) недостача имущества и его порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц по рыночной стоимости по дебету субсчета 170 и кредиту субсчетов: 040, 041, 043, 044, 050, 060 - 067, 069 (по материальным запасам), 120 (по денежным средствам), 173 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет бюджетных средств), 270 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет целевых средств и безвозмездных поступлений), 401 (по основным средствам, нематериальным активам и малоценным предметам, приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности).

В случае неустановления виновных лиц или отказа судом во взыскании убытка с виновных лиц производятся записи по кредиту субсчета 170 и дебету субсчетов 140, 141, 173, 270, 401.

27. Учреждения обязаны составлять и представлять бухгалтерскую периодическую и годовую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность учреждения должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений.

Учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность своей вышестоящей организации в установленные сроки. Учреждения, финансируемые из федерального бюджета, месячную отчетность представляют только органу федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Квартальные и годовые отчеты учреждений, финансируемых из федерального бюджета, перед представлением вышестоящей организации согласуются с органом федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, в котором открыты их лицевые счета, на соответствие объемов финансирования, остатков финансирования и кассовых расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов бюджетов бюджетной классификации Российской Федерации.

День представления учреждением бухгалтерской отчетности определяется по дате ее почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

Бухгалтерская отчетность, содержащая показатели, отнесенные к государственной тайне по действующему законодательству, представляется с учетом требований этого законодательства.

28. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, соответственно Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные ими сроки.

Сводная бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя.

Ответственность лиц, подписавших сводную бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с действующим законодательством.

29. Автоматизация бухгалтерского учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки документации по всем разделам учета с составлением баланса в соответствии с планом счетов, предусмотренным настоящей Инструкцией, и типовыми проектными решениями по комплексной автоматизации бухгалтерского учета.

В условиях комплексной автоматизации бухгалтерского учета исполнения сметы доходов и расходов учреждения данные синтетического и аналитического учета формируются в базах данных используемого программного комплекса и ежемесячно выводятся на бумажные носители - выходные формы документов (мемориальные ордера, карточки, ведомости, главная книга, отчет и т.п.). При этом содержание показателей в выходных неполучения материальных ценностей в период, достаточный для их транспортировки, об этом необходимо сообщить заказчику для принятия мер к розыску и доставке их адресату.

Если учет исполнения смет доходов и расходов учреждений ведется централизованной бухгалтерией, заказчик должен сообщить ей об отправке материальных ценностей в адрес учреждений - грузополучателей. Централизованная бухгалтерия устанавливает контроль за поступлением ценностей и сообщает заказчику о принятии их на учет.

---

Каждая организация сразу после создания обязана вести бухгалтерский учет. Согласно закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов организуется руководителем ООО. На директоре лежит ответственность за постановку учета в организации, и даже бухгалтерская отчетность признается составленной после подписи руководителя, а не главного бухгалтера. Предпринимателям в этом смысле повезло больше - законом не требуется.

Ведение бухгалтерского учета - это организация сбора информации о состоянии имущества и обязательствах компании, а также непрерывное отражение этой информации в специальных бухгалтерских документах. Но бухгалтерия ООО - это не только регистры, книги учета и бухгалтерская отчетность. Это еще и документы налогового учета, договоры, кадровая и первичная документация, документы по движению денежных средств (касса и банк). Весь обширный перечень документов, которые необходимо вести в ООО, мы собрали в статье " ".

Обратите внимание: за нарушение правил бухгалтерского учета. Услуги бухгалтерского сопровождения - это не то, на чем стоит экономить, тем более, что особых расходов они не потребуют.

Сложно ли вести бухгалтерию ООО? Ответ на этот вопрос будет зависеть от нескольких факторов:

  1. Выбранный налоговый режим. Достаточно просто вести учет на УСН Доходы и ЕНВД. Сложнее - на УСН Доходы минус расходы. Самым сложным будет учет на общей системе налогообложения.
  2. Наличие работников. Отчетность за работников сложная и объемная, кроме того, необходимо каждый месяц оформлять расчет зарплаты и уплату страховых взносов, а по необходимости, еще и отпускные, больничный, декретные выплаты. Но даже если работников нет, а единственный учредитель руководит организацией без трудового договора, необходимо сдавать нулевую отчетность. Кроме того, все органицации даже без работников должны ежегодно сдавать сведения о . А новые организации должны сдать не позже 20 числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
  3. Количество операций. Это любые хозяйственные действия, которые изменили соотношение доходов и расходов организации: поступление оплаты от покупателей, выплата зарплаты, закупка товара и т.д. Чем больше операций, там больше времени будет уходить на их оформление.
  4. Разнообразие направлений деятельности организации. Существует своя специфика учета в отдельных сферах бизнеса (торговля, производство, услуги, строительство и др.). Однотипные операции учитывать проще, чем совмещать учет разных направлений.
  5. Категория ваших партнеров. Если вы и ваш контрагент работаете на разных налоговых режимах, если вы планируете вести внешнеэкономические сделки или работать с бюджетными или государственными предприятиями, то в учете будут свои особенности.

Но даже в самом простом варианте - отсутствии работников, небольшом количестве операций, выборе режима УСН Доходы или ЕНВД - ведение бухгалтерии ООО потребует профессиональных знаний или использования специализированных программ. Бухгалтерское обслуживание ООО можно поручить штатному работнику или специализированной компании. - это полная или частичная передача обязанностей по ведению учета профессиональному независимому исполнителю.

Бухгалтерская отчетность ООО

Бухгалтерский учет в ООО должен обеспечивать полноту сбора и учета информации о финансовой деятельности организации. С чего начать ведение бухгалтерского учета ООО?

Шаг 1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета на предприятии. Часто после регистрации общества директор возлагает обязанности бухгалтера ООО на себя. На первое время это вполне допустимая ситуация, но как только подойдут сроки сдачи любой отчетности, необходимо либо самому разобраться в этом вопросе, либо передать обслуживание специалистам.

Шаг 2. Выберите, вы будете работать. Это необходимо сделать сразу после регистрации ООО, а лучше - еще до того, как вы подадите документы в ИФНС. Мы рекомендуем вам при выборе режима получить бесплатную консультацию по налогообложению, что поможет вам существенно сэкономить на платежах в бюджетах. На разных режимах налоговая нагрузка одного и того же предприятия может отличаться в разы!

Шаг 3. Изучите налоговую отчетность вашего режима. На УСН надо сдавать всего одну декларацию по итогам года, на ЕНВД декларации ежеквартальные, на ОСНО каждый квартал сдают декларации по прибыли и НДС и годовую по налогу на имущество.

Шаг 4. Разработайте и утвердите организации.

Шаг 5. Утвердите рабочий план счетов. За основу документа надо брать план счетов, разработанный приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N 94н.

Шаг 6. Организуйте учет первичных документов и отражение содержащихся в них сведений в регистрах бухгалтерского учета.

Шаг 7. Соблюдайте выбранной системы налогообложения и отчетов за работников.

Наши пользователи могут получить бесплатный месяц оказания бухгалтерских услуг специалистами 1С:БО с передачей бухгалтерской информационной базы 1С Бухгалтерия после окончания пробного периода.

К бухгалтерской отчетности ООО закон № 402-ФЗ относит бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним: отчеты об изменениях капитала; движении денежных средств; о целевом использовании полученных средств (если они были получены).

Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках предприятия

Формы бухгалтерского баланса предприятия и отчета о прибылях и убытках ООО утверждены Приказом Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Позднее, приказом Минфина России от 06.04.2015 № 57н отчет о прибылях и убытках был переименован в отчет о финансовых результатах. Организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность по итогам года, не позднее 31 марта следующего года. Но запросить отчет о финансовых результатах в течение года вправе инвесторы, кредиторы, банк, контрагенты, поэтому можно сделать срез финансового состояния ООО по итогам квартала или месяца.

Форму бухгалтерского баланса ООО можно найти в прил. № 1 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н. Это так называемый полный баланс на двух страницах.

Бухгалтерская отчетность ООО на УСН в 2019 году

Как вести бухгалтерию ООО при УСН Доходы 6% и при УСН Доходы минус расходы? Упрощенная система налогообложения предусматривает сдачу всего одной годовой налоговой декларации. Ее форма одинакова для обоих вариантов упрощенной системы.

Какую бухгалтерскую отчетность сдают ООО на УСН в 2019 году? Ведение бухгалтерского учета при упрощенной системе налогообложения позволяет сдавать бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме (прил. 5 к Приказу Минфина от 2 июля 2010 г. № 66н). В нее входит только баланс и отчет о финансовых результатах. Если организацией на УСН были получены целевые средства, то по ним тоже нужно отчитаться. Сдавать же отчеты об изменениях капитала и движении денежных средств необязательно.

Пример заполнения упрощенного бухгалтерского баланса ООО на УСН:



Услуги бухгалтера для ООО

Подведем итоги. Бухгалтерское обслуживание ООО обязательно на всех налоговых режимах и даже при отсутствии реальной деятельности компании. Вести бухгалтерию может сам руководитель, штатный специалист или специализированная аутсорсинговая компания. для ООО будет зависеть от объема работы: количества хозяйственных операций, сложности выбранного режима, численности работников, способа ведения учета.

Для наших пользователей, желающих самостоятельно вести бухгалтерию ООО, мы хотим предложить онлайн-программу 1С Предприниматель. Это абсолютно новый инструмент для повышения эффективности бизнеса, который позволяет:

  • вести полноценный бухгалтерский и налоговый учет;
  • проводить расчеты с контрагентами;
  • выставлять и оплачивать счета и платежные поручения;
  • рассчитывать любые выплаты работникам;
  • сохранять все документы ООО в единой базе;
  • анализировать продажи, доходы и расходы;
  • выбирать минимально возможную налоговую нагрузку и др.