Логопедическая работа с детьми с овз. Методы и приемы в работе учителя логопеда с детьми ОВЗ Особенности логопедической работы с детьми овз

Зарплатная карта

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ № 35 г.ТОМСКА Презентация создана учителем-логопедом С.М.Черявко


  • В МАОУ СОШ № 35 – 101 учащийся с ОВЗ,(16,8%) от общего числа.

  • В 1-4х классах 37 учеников(11,49%).
  • В 5-11х классах 64 ученика (19,87%) .
  • 1кл.-14 детей группы риска.

ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ с ЗПР

  • Дислалия.
  • Дизартрия.
  • Ринолалия.
  • Дисфония.
  • Дислексия.
  • Дисграфия.
  • Заикание.
  • Слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, нарушение смыслового программирования речевой деятельности.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ

О.Б.Иншакова

С.Е.Большакова

Н.Н.Семаго

С.Д.Забрамная


  • Групповое
  • Индивидуальное

  • Наблюдаются у невролога (44.4%-44.7%).
  • Посещали логопедические группы(24.4%-25.5%).
  • Нарушение ЗМК (71.1%-72.3%).
  • Нарушение звукопроизношения (17.7%-19.1%).
  • Нарушение фонематического слуха (33.3%-38.3%).
  • Бедность словарного запаса (51.1%-57.4%).
  • Несформированность временных и пространственных представлений (42.2%-46.8%).
  • Не сформирован звуковой анализ и синтез (33.3%-34.1%).
  • Перекрестная доминанта (62.2%-62.4%).

СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  • Формирование мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
  • Проведение работы над речевой системой в целом(коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи).
  • Принцип поэтапного формирования умственных действий.

  • Максимальное включение анализаторов.
  • Формирование речевых действий.
  • Закрепление речевых навыков в различных ситуациях.
  • Методики: Н.Н.Садовникова
  • Л.Н.Ефименкова

Включение анализаторов

зрительного анализатора:

  • использование схем,

таблиц, картинок

выделение цветом

различных учебных заданий;


  • вариации голоса(громкость, паузы, высота);
  • отражение телом ритма метронома.

Кинестетического анализатора:

  • использование жестов,

прикосновений;

  • инсценировка и

проигрывание

учебного

материала;

  • развитие тонкой и
  • общей моторики

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Материализация действий с опорой на вспомогательные средства
  • Выполнение действий в речевом плане
  • Выполнение действий во внутреннем плане

ИГРЫ

  • Сюжетно-ролевые.
  • Дидактические.
  • Подвижные.

«Играть с детьми –

значит учить их жить!»

М.Монтессори


  • Беседы.
  • Разговор по телефону.
  • Пересказ прочитанного.
  • Экскурсии.
  • Театрализованные представления.
  • Методы театральной педагогики
  • при изучении различных дисциплин.

ДИНАМИКА

  • Речевые карты.
  • Контрольные срезы.
  • Дневники динамического наблюдения.
  • Индивидуальные

карты коррекции

и развития.


  • Логопеда.
  • Психолога.
  • Учителя.
  • Медицинского персонала.
  • Родителей.

  • Общее кол-во детей на логопункте.
  • С ОНР (ФФН).
  • С дисграфией и дислексией.
  • С НСЯС (ЗПР).
  • С ТНР.
  • Предствлено на ГПМПК.
  • Выпущено с логопункта.

  • Учитель-логопед МАОУ СОШ № 35 г.Томска С.М.Черявко

Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.

Работа учителя-логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.

  • I этап - диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
  • II этап - составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка;
  • III этап - обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
  • IV этап - организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
  • V этап - мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
  • VI этап - индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;

Основная цель учителя-логопеда - исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

Главные задачи:

  1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи школьников;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с ГОС. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.

Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.

Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.

Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:

  • Комплектование групп.
  • Комплектование групп учащихся для фронтальных занятий:
  1. ОНР (III, IV уровень) - 1 класс;
  2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 2 класс;
  3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР - 3 класс;
  4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия - 4 класс;
  5. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы: профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма; развитие графо-моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений; отработка артикуляционно-фонетической стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков и букв в письменной речи; закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы; расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением; работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания; работа над связной устной и письменной речью; автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов ориентирована, в первую очередь, на:

  • упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении; знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания; дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда.
  • Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда; формирование действий изменения слов.
  • Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов; формирование грамматически правильной связной речи.
  • Развитие словаря; обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями; работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи; развитие обобщающих понятий, классификация предметов; работа над формированием связной речи; словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне; предупреждение и исправление акустических дисграфий; фонематический анализ слов; формирование фонематического восприятия; дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство; коррекционную работу на лексическом уровне; выявление активного словарного запаса учащихся; слоговой анализ и синтез слов.
  • Типы слогов. Ударение в слове; безударные гласные; состав слова (морфемный анализ и синтез слов); словосочетание и предложение. согласование различных частей речи в числе, в роде.
  • Управление; закрепление падежных форм; связь слов в предложении и словосочетании; пропедевтику нарушения письменной речи; работу над связной речью; предупреждение и коррекцию оптической дисграфии; дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей недостаточности или нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями. Сотрудничество логопеда с семьей является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребенка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьей ребенка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребенка и перспективы их исправления. Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе. Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого и общего развития каждого ребёнка, рассказать об успехах детей и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Как показывает опыт, родители отмечают, что приемы повышения уровня их педагогических знаний, совместная деятельность со специалистом способствует качественной и эффективной организации работы с детьми.

Методы и приемы в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ.

Инклюзивное образование в России занимает ведущие позиции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования. Во всем мире идет включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (обычно развивающихся учеников и детей с ОВЗ), признание ценности их различий и способности к обучению, индивидуальный и дифференцированный подход, который ведется наиболее подходящим для каждого ребенка способом.

Включение в учебно – воспитательный процесс дошкольного инклюзивного образования напрямую затрагивает не только психологов, но и учителей логопедов. Специфика работы учителя логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе, учитель - логопед путем тщательного, специального обследования выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка.

    На основе диагностики логопеда и других специалистов, с учетом особенностей ребенка составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению и предотвращению причин неуспеваемости детей с ОВЗ

    Специфика работы учителя – логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка, как ее отрицательных сторон, так и положительных, которые используются в процессе компенсации, т.е используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных.

    Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту ребенка. С дошкольником используются в основном игровые формы работы, но работа все равно строится в виде организованных и плановых занятий.

    Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать детей, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы и инновационные технологии.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень речевой активности, незрелость мотивации к образовательному процессу, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, поэтому поиск и использование форм, методов и приемов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно – развивающего процесса в работе учителя – логопеда.

При подборе содержания логопедических занятий для детей с нарушениями речи необходимо учитывать с одной стороны принцип доступности. Но не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации коррекционной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям.

Так как группа детей с ОВЗ неоднородна, то задачей учителя логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.

Существует несколько классификаций методов, различающихся в зависимости от того критерия, который положен в основу. Наиболее интересными в данном случае, представляются классификации М.Н. Скаткина, И.Я Лернера и Ю.К. Бабанского.

Согласно классификации М.Н.Скаткина и И.Я Лернера методы выделяются в зависимости от характера познавательной деятельности, и уровня активности детей. В ней выделяются следующие методы: -объяснительно – иллюстративный;

репродуктивный;

частично – поисковый;

проблемное изложение;

исследовательский.

Классификация методов по организации и осуществлению учебно - познавательной деятельности предложенная Ю.К. Бабанским представлена тремя группами методов:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:

1группа : Словесные методы (рассказ, лекция, семинар,беседа);

Наглядные (иллюстрация, демонстрация и др);

Практические (упражнения, опыты, трудовые действия);

Репродуктивные и проблемно поисковые;

Методы самостоятельной работы.

2. группа : Методы стимулирования и мотивации интереса к обучению;

Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении.

3 группа: Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно – познавательной деятельности.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя логопеда с детьми, и меющими, ОВЗ считается:

Объяснительно – иллюстративный;

Наглядный;

Репродуктивный;

Частично – поисковый;

Информационно – коммуникационный;

Контроль;

Самоконтроль.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно воспитательный процесс, точнее применив игровую форму организации деятельности для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение дошкольниками образовательной программы, что важно не только для дошкольников с нарушениями речи, но и особенно важно для дошкольников с ОВЗ.

Кроме методов, в качестве средства активации дошкольного образования могут выступать формы организации обучения.

Основной формой организации совместной деятельности учителя логопеда является логопедическое занятие. В ходе занятия учитель логопед может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям дошкольников, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности. Наиболее эффективными формами организации логопедических занятий являются:

Игра;

Сказка;

Путешествие;

Соревнование;

Фантазирование и другие.

Для активизации деятельности дошкольников с ОВЗ на логопедических занятиях можно использовать следующие методы и приемы обучения:

1.Использование вставок на доску (букв, слов), при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т.д;

2. Узелки на память (составление, запись, вывешивание на доску основных моментов изучения тема, выводов);

3.Восприятие материала на определенном этапе с закрытыми глазами;

4. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях;

5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу логопедического занятия;

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия;

7. Активные методы рефлексии;

Все выше перечисленные методы и приемы организации дошкольного образования в той или иной степени стимулируют познавательную активность детей с ОВЗ.

Таким образом, применение методов и приемов обучения повышает познавательную активность детей, развивает их творческие способности, активно вовлекает дошкольников в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ.

Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю логопеду чередовать различные виды работы, что так же является эффективным средством активизации обучения. Переключение с одного вида деятельности на другой предохраняет от переутомления и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а так же обеспечивает его восприятие с различных сторон.

В процессе работы с детьми, обучающимися на дому и детьми с ОВЗ важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий. Это необходимо для того, чтобы от наглядно-действенного и наглядно- образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане. Формирование и совершенствование речевых действий должно осуществляться систематически, по следующим этапам:

Устная речь

1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей теме, в процессе всех режимных моментов.

2. Постоянное совершенствование артикуляции, дикции, мелкой и общей моторики.

3. Систематический контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи в процессе всех режимных моментов.

4. Совершенствование связной речи (разучивание стихотворений, отрывков из текстов, параграфов, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания).

5. Развитие понимания речи, контроль над ответами, на поставленные вопросы.

Письменная речь

1. На всем протяжении занятий ребенку необходим щадящий режим.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые замечания у психологов и дефектологов.

3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками.

4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет, лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

5. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком активно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать устойчивым, хорошим результатам.

Диктанты надо писать медленно!

На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии должно затрачиваться не менее часа времени.

1. Текст обязательно прочитывается целиком, не менее двух раз. Можно спросить, на какие орфограммы этот текст. Ученик вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «очень трудно», тогда укажите на них сами, выясните, известны ли ему понятия «безударные гласные» и другие правила русского языка.

2. Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех, четырехкратного прочтения) продолжайте писать.

3. Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.

Желаем Вам успеха!

Фотьянова Анна Григорьевна,
учитель-логопед,
МОУ «Никольская средняя школа»
Белгородского района,
Белгородской области

анонимно , Женщина, 5 лет

Добрый вечер! Дочке 5 лет. Родилась недоношенная, но все этапы лепетания, первых слов, фраз, вставания на ножки, ходьбы начали по стандартным для возраста срокам, т.е. задержек не было и не ставили. У невролога наблюдались (после рождения были немного увеличены желудочковые роги. После лечения наблюдалась положительная динамика - их уменьшение) - и к моменту получения путевки в сад - диагноз: здорова. Пошла в сад в 3 года. За два года хождения в сад - с больничных не вылазили. Очень частые простуды с осложнением на уши. К концу младшей группы предстояла комиссия для перевода ребенка либо в обычную, либо в логопедическую группы. В итоге ребенок попал в логопедическую группу с ОНР и там же ей присваивают статус ОВЗ. Как мне обьяснил логопед, статус присвоен из-за дефекта речи (тяжелые нарушения речи). Ребенок на самом деле не выговаривает несколько букв (ш, р, л), может переворачивать слово (петерь - теперь), медленно проговаривает фразу(но говорит ее осмысленно), сама речь не богата прилагательными. Мы в семье понимаем речь ребенка, и те ошибки, которые она допускает - проговариваем как правильно и она повторяет. У меня такой вопрос: что это за статус такой - ОВЗ? снимается ли он? что нас ждет после сада - т.е. обычная общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.п. или специализированная? Сказали, что комиссия будет теперь через 2 года перед школой. Могу ли я опротестовать решение уже прошедшей комиссии? Заранее спасибо за ответ!

Здравствуйте. Давайте разбираться. Дети с ОВЗ-дети с ограниченными возможностями здоровья. Это очень большая группа детей с различными отклонениями в развитии. В Вашем случае, нарушения речи. Теперь вот о речи. ОНР-общее недоразвитие речи. Оно бывает 3 уровней. Какой поставили Вашей девочке? Теперь второе-ТНР.Это тяжелые нарушения речи. Само название говорит о себе. Просто нарушение звукопроизношения, небольшие перестановки-это не ТНР. И третье-самое главное-какая комиссия дала это заключение? В детском саду работает ПМПК, но диагноз члены комиссии не ставят, только описывают состояние ребенка, делают предположения и направляют на центральную комиссию (или приглашают это комиссию в сад). Но Вы должны дать на это согласие, пройти многих врачей, в том числе или психоневролога.И присутствовать на заседании и консультации. Как проходило это у Вас?Я не поняла. В школу Вы идете в любую, согласно Конституции, Правам о защите ребенка (где учиться-выбирает родитель). Если перед школой не пойдете на комиссию-автоматически бесплатная помощь логопеда, дефектолога, ребенку не положена. Если Вы проходите комиссию и статус ОВЗ сохраняется-в школе логопед и др.специалисты помогают ребенку учиться бесплатно. В обычной школе, в обычном классе. Могут (по решению комиссии) предложить адаптированную программу-т.е. упрощенный вариант обычной программы. Я по таким программам (у нас разные дети с разными диагнозами) работаю 10 лет. Дети учатся в классе со всеми, но после уроков я помогаю понять непонятное и научить детей самостоятельно справляться с заданиями. Ничего страшного в этом нет. Если Вы откажетесь-придется самой искать специалистов для устранения нарушений, подготавливать к школе и потом уже помогать в освоении русского языка. Иначе проблемы будут очень серьезными. И процесс этот не быстрый. Программа по развитию речи для детей с ОНР рассчитана на 2-3 года при занятиях 2-3 раза в неделю. Может, лучше в саду постараться устранить нарушения, а при прохождении комиссии перед школой реально оценить возможности ребенка? В любом случае, школ коррекции уже нет, пойдет девочка в обычную. Но учиться будет непросто. Я не нагнетаю, а предупреждаю, что помощь ребенку очень нужна и сейчас и потом. Но решать, конечно, Вам.

анонимно

Спасибо огромное за развернутый ответ! Да,комиссия была ПМПК в саду. Перед комиссией проходили врачей в поликлинике. (Лор (аденоиды 1-2 степени), окулист(здорова),невролог (стертая дизартрия), психиатр (соответствует возрасту). Затем заключение педиатра. С этим заключением на комиссию в сад. Сейчас осенью, выйдя в сад после каникул, мне и сообщили, что у ребенка ОНР 2-3 уровня и присвоен комиссией статус ОВЗ. Больше никуда не отправляли... Но, зная своего ребенка - ее упертости и способности все дела доводить до конца - уверена,что она справиться и с этими задачами. Мы ей в этом поможем! Просто меня,как маму,смущал момент - а что же нас ждет после сада,имея этот статус...спасибо за Ваш ответ еше раз.