Сроки постановки на государственный учет объектов нвос. Форма заявки о постановке на государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

Кредиты

Для того, чтобы определить необходима ли предприятию постановка на Государственный учет объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в первую очередь следует разобраться, какие из предприятий относятся к данной категории объектов. В Законе №7-ФЗ от 10.01.02 года приводится довольно размытое определение данному понятию. Объекты НВОС здесь – это предприятия, связанные общностью деятельности и территориального расположения.

Более точное определение объектам НВОС приводится в письме с разъяснениями Росприроднадзора от 13.12.2016 года № АС-03-04-36/25233. Если опираться на его содержание, то объектами НВОС выступают предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, чья сфера деятельности подпадает под критерии, установленные Правительством РФ в Приказе №1029 от 28.09.2015, и относящиеся по ним к объектам 1,2,3 или 4 категории опасности. При этом, предприятия могут выступать как в форме юридического лица, так индивидуальным предпринимателем.

Быстро и профессионально поставим на учет объекты НВОС. Стоимость – от 10 т.р. Сроки – от 1 дня.

Для таких предприятий постановка на госучет является обязательной. Требования об этом установлены Приказом № 572 от 23 июня 2016 года. Если же объект не соответствует критериям вышеуказанного Приказа №1029, то, соответственно, объектом НВОС он не является и на учет не ставится. Не ставятся на государственный учет и те объекты, которые находятся на стадии строительства и на настоящий момент не введены в эксплуатацию. Заявку для внесения в реестр они оформят уже после начала функционирования, но не позднее, чем в течение шести месяцев.

Конкретные примеры постановки на учет объектов НВОС.

Также постановка на учет требуется тем организациям, деятельность которых соответствует постановлению Правительства №903 от 28.08.2015 г., согласно которому они являются объектами, подлежащими государственному экологическому надзору.

Кроме того, ведение государственного реестра необходимо и для таких данных, как сведения о выбросах, сбросах и отходах, образующихся на производственных объектах.

Постановка предприятий на государственный учет производится контролирующими организациями бесплатно.

Не требуется постановка на учет и таким предприятиям, деятельность которых сопровождается только образованием, транспортировкой и накоплением отходов, при условии отсутствия прочих возможных сфер негативного влияния на окружающую среду.

Непосредственно требования к ведению госучета изложены в статье 69 Закона №7-ФЗ. Обязанности по его ведению возложены на территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти, территориально расположенные по месту нахождения подведомственных объектов НВОС. Ведение реестра осуществляется в электронном виде, что позволяет получать информацию прочим государственным службам и структурам.

Оформление заявки для постановки предприятия.

Основанием для включения предприятия в реестр НВОС является заявка, предоставляемая предприятием в контролирующие организации. Заявку подает непосредственный собственник производственного объекта. В случае, если объект эксплуатируется на основании договора аренды, то заявителем выступает арендатор.

Оформление заявки на бумажном носителе нежелательно, так как реестр ведется в электронном виде. Предпочтительнее всего заполнять заявки в программном комплексе «Модуль природопользователя».

Приказом Минприроды РФ № 554 устанавливается требуемая форма заявки. В обязательном порядке заявка заверяется электронной подписью представителя организации. Каждой заявке присваивается индивидуальный номер.

В заявке требуется указать такие сведения, как

  • наименование организации,
  • адрес места нахождения,
  • сведения о государственной регистрации,
  • данные руководителя.

Следующим разделом заявки выступают сведения об объекте. К ним относятся:

  • дата начала функционирования предприятия,
  • сфера деятельности,
  • данные о технологии производства,
  • сведения о продукции и производственной мощности объекта НВОС,
  • данные о категории опасности объекта по отношению к окружающей среде,
  • информация об уровне государственного эконадзора.

В каких случаях нужен проект ПДВ, НДС?

При заполнении заявки потребуется информация, характеризующая предприятие, как объект воздействия на окружающую среду. К подобным сведениям относятся данные

  • о стационарных источниках выбросов,
  • о выбрасываемых загрязняющих веществах,
  • об объеме сброса,
  • а также данные по образующимся отходам и способам обращения с ними.

Следующей графой заявки выступает перечень разрешительных документов предприятия, таких как разрешения на выбросы, сбросы или размещение отходов. Также здесь освящаются данные об экологической экспертизе предприятия.

Эти сведения, как правило, находятся в соответствующих экологических проектах: ПДВ (проект по выбросам), НДС (проект по сбросам), ПНООЛР (проект по отходам).

Зачастую у организации нет проекта ПДВ. Можно ли обойтись без него?

Ответ - ДА. Однако в этом случае потребуется его часть, а именно проект инвентаризации выбросов, откуда можно будет взять информацию о характере источников, загрязняющих веществах, географических координатах и т.п.

При этом на природопользователе все равно будет лежать обязанность разработки проекта ПДВ.

То же относится и к проекту НДС.

Последним разделом заявки выступают сведения о мероприятиях и средствах, разработанных и внедренных на предприятии непосредственно с целью охраны окружающей среды и уменьшения негативного влияния производственного процесса. Это утвержденная программа производственного контроля или мониторинга предприятия, перечень природоохранных мероприятий, а также технические средства и оборудование. Все это призвано уменьшать вредное воздействие от сбросов, выбросов или размещения отходов, или направленное на их полное обезвреживание.

Заполнение заявки о постановке на учет объектов НВОС.

Требуемые сведения собираются непосредственно на предприятии силами его структур и подразделений. Ответственность за предоставленную информацию несет руководитель предприятия с объектом НВОС.

При заполнении заявки не стоит забывать, что умышленное сокрытие информации или искажение реальных данных может обернуться для предприятия значительными штрафами согласно Кодексу об административных правонарушениях (ст. 8.5 – до 80 тысяч рублей для орлица). Также предоставление некорректных сведений со стороны предприятия может послужить причиной отказа в постановке предприятия на государственный учет. Отказ может аргументироваться и неполнотой информации, представленной производственным объектом.

После получения заявки территориальными уполномоченными органами Росприроднадзора предоставленная информация проверяется. Самопостановка объекта на учет производится в течение 10 дней. Результатом постановки выступает получение предприятием электронного свидетельства о постановке его на учет объектов НВОС.

В случае, если в предоставленных предприятием сведениях для него неверно определена категория опасности, она может быть изменена. В дальнейшем категория, соответствующая направлению деятельности предприятия, вносится в реестр и в получаемое им свидетельство о постановке на госучет.

Изменение предоставленных ранее сведений и снятие предприятия с госучета.

Правила об изменениях предоставленных сведений или снятии предприятия с госучета регламентируются Законом №219- ФЗ.

В случае изменения сведений производственного объекта, ранее поставленного на учет, информацию о них требуется предоставлять в контролирующую организацию не позднее, чем через 30 дней с момента вступления изменений в силу. К таким изменениям можно отнести:

  • смену юридического лица, адреса местонахождения, формы собственности, а также изменения в технологическом процессе или в процессах и технических средствах по обеспечению снижения влияния на окружающую природную среду.
  • для индивидуальных предпринимателей изменения также затрагивают и данные документа, удостоверяющего личность.

После изменения предоставленных ранее сведений в данных реестра, предприятию выдается соответствующее удостоверение об актуализации данных объекта НВОС.

При предоставлении собственником производственного объекта документов о консервации или ликвидации производства производится снятие объекта НВОС с государственного учета. При этом собственник получает свидетельство установленного образца. Эти функции осуществляет подведомственная государственная организация, располагающаяся по месту нахождения предприятия,

Ответственность за невыполнение требований по обязательной постановке на учет объектов НВОС.

Кодексом об административных правонарушениях также предусмотрена статья, за невыполнение требований по постановке предприятий на государственный учет. Это статья 8.46, размер штрафных санкций по которой для юридического лица составляет до 100 тысяч рублей. Должностному лицу данное нарушение может обойтись в сумму до 20 тысяч.

Предпринимательские объекты при налаживании своего функционирования обязательно проходят различные типы регистрации, кроме основного – налогового. Это связано с тем, что предпринимательская деятельность касается не только наполнения государственного бюджета посредством налогов, но и еще и общего экономического значения, а также имеет связь с другими сферами государственной организации. Объекты, которые относятся к предпринимательским, проходят регистрацию в Росприроднадзоре.

Зачем необходима регистрация

Процесс регистрации всего предпринимательства является значимым в анализе и составлении общей экономической картины государства. Кроме статистических данных, регистрация помогает государственным контролирующим органам вести учет предпринимательских объектов, включая и такие, которые негативно влияют на экологическую картину.

Процесс регистрации сопровождается , оказывающим негативное воздействие,что обусловливает уровень выплачиваемых этими объектами компенсаций государству. Именно регистрация позволяет собрать все необходимые данные для ведения учета и контроля предпринимательства, а в случае с экологическими проблемами – выявлять их причину и возлагать на виновного ответственность.

Кроме того, процесс компенсирования убытка, нанесенного природе, сопровождается обязательной отчетностью и уплатой денежных сумм, для контроля которых, собственно, и необходимо ведение учета предпринимательских объектов.

Как проходит регистрация

Регистрация объектов негативного воздействия на окружающую среду сопровождается подачей от этого объекта заявки установленной формы. Она заполняется на основании компьютерного обеспечения, такого как модуль природопользователя, например. Содержит в себе полные сведения как по самому объекту, так и по выбросам, которые он осуществляет, описании природной сферы этих выбросов, а также отображает получение всех необходимых для действий предпринимательского объекта документальных разрешений.

Постановка на гос. учет объектов, оказывающих негативное воздействие, может сопровождаться внесением данных в федеральный и региональный реестр в зависимости от масштабов деятельности. Производится это в течение десяти дней после положительного решения о регистрации. В том случае, если заявка подана в объект региональной местной власти и принято решение перенаправить ее в федеральный реестр, предприниматель получит уведомление в письменной форме.

Постановка на государственный учет объектов негативного воздействия может и не состояться. Например, по причине не полностью отображенных в заявительных документах данных. Тогда предприниматель через пять дней после подачи заявки может получить уведомление об отказе с указанием причины.

Постановка объектов НВОС на государственный учет считается успешной, если через десять дней после подачи заявительных документов предприниматель получил свидетельство о постановке на учет.

Пример оформления регистрации смотрите в видео:

Суть категорий

В процессе подачи заявки о постановке на учет объектов НВОС в ней отображаются все необходимые сведения, которые нужны Росприроднадзору для осуществления категорирования предпринимательского объекта.

Этот процесс имеет своим результатом присвоение определенной категории опасности, которая будет влиять на размер материальных компенсаций, уплачиваемых предпринимательским объектом в счет государства. Всего существует четыре категории, подразделяющиеся в зависимости от того, насколько предпринимательская деятельность угрожает окружающей среде:

  • Первой категорией объединяются те предпринимательские объекты, которые наносят существенный вред окружающей природной среде, а значит, требуют применения в этой сфере наилучших доступных защитных технологий.
  • Вторая категория предназначена для предпринимательских объектов, негативное воздействие которых можно отнести к умеренным.
  • Третья категория объединяет те предпринимательства, негативное действие которых можно признать незначительным.
  • Четвертая категория применяется относительного того предпринимательства, которое в минимальной мере негативно воздействует на экологию.

Постановка на учет НВОС не просто сделает известной категорию, но и определит размер взносов, которые будут применяться для данного предпринимательского объекта, а оплачивать необходимо на регулярной основе авансовым методом.

Итак, постановка на учет объектов НВОС Росприроднадзором осуществляется на базе заявительных документов, которые содержат подробную информацию о предпринимательской деятельности, определяющую категорию, к которой контролирующие органы данную деятельность отнесут. Стоит отметить, что осуществление выплат может производиться не только на базе категории, но и на основании типа выбросов, которые производятся объектом.

Если вы как физическое или юридическое лицо ведете хозяйственную деятельность и имеете на балансе своего предприятия объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), то до 1-го января 2017 года вам нужно кое о чем позаботиться. Дело в том, что, согласно приказу Министерства Природных Ресурсов и Экологии от 1 января 2015 года, все объекты, оказывающие НВОС, в течение двух лет должны быть поставлены на государственный учет.

Для того чтобы это сделать, нужно правильно заполнить и подать заявку в уполномоченный орган исполнительной власти. Конечно, это немаленькая головная боль для того, кто этим занимается. В этой статье мы детально рассмотрим инструкцию по заполнению заявки на постановку объекта, оказывающего НВОС. Для начала разберемся с основными понятиями.

Объект, оказывающий НВОС. Что это?

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - «объект капитального строительства и/или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и/или неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков» (ст.1 ФЗ №7)

Это значит, что, несколько отдельно стоящих зданий могут быть оформлены как один объект при условии, что они выполняют одно назначение. Необязательно, чтобы они находились на одной территории. Пример: разные цеха одного предприятия. При этом, если на участке кроме цехов находится еще и офисное здание, то его можно либо оформить как самостоятельный объект, либо не оформлять, если оно не подходит под критерии НВОС.

Что подразумевается под негативным воздействием на окружающую среду? Согласно ФЗ №7 ст.16, НВОС бывает нескольких видов:

  • Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ
  • Сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов в наземные или подземные воды, а также на водосборные площади
  • Размещение отходов производства и потребления
  • Загрязнение недр и почв
  • Другие виды физических воздействий на окружающую среду: шумовое, тепловое загрязнение, электромагнитное излучение и так далее
  • Другие виды негативного воздействия на окружающую среду

В отношении последних четырех пунктов государство пока не решило, как определять такие загрязнения и как взимать плату за них. По остальным видам НВОС существуют нормативы, по которым и рассчитывается оплата в зависимости от объемов загрязнения.

Вот как это выглядит на практике. Вы владеете автомойкой. Ваша автомойка имеет стационарный источник загрязнения - вы используете воду для производственных нужд и производите ее сброс вместе с другими химическими веществами. Это значит, что вам в любом случае придется оформлять автомойку как объект, оказывающий НВОС. Если объем сбрасываемых веществ составляет более 10 тонн в год, вы будете платить за НВОС по нормативу.

В 2014 году государство переработало главный закон ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Одно главных нововведений: теперь все объекты НВОС делятся на 4 категории.

  1. Объекты, оказывающие значительное НВОС. Таких объектов по всей стране всего около пятисот. К ним относятся предприятия, которые производят выбросы веществ первого и второго класса опасности, то есть веществ, представляющих наибольшую угрозу для здоровья населения и состояния окружающей среды. Обычно они занимаются металлургической и химической промышленностью, добычей и переработкой полезных ископаемых, производством энергии, захоронением и обезвреживанием отходов и так далее.
  2. Объекты, оказывающие умеренное НВОС. Объекты II категории подают декларацию о воздействии на окружающую среду в качестве отчетности. По сути, ко второй категории относятся объекты, занимающиеся теми же видами деятельности, что и в первой, но с меньшими объемами выбросов: добыча и переработка нефти, производство кокса и нефтепродуктов, производство бумаги, картона, целлюлозы, продуктов питания и другими. Отдельно выделяются объекты транспортной инфраструктуры: крупные речные и морские порты, аэропорты, железнодорожные вокзалы. Они тоже относятся ко II категории.
  3. Объекты, оказывающие незначительное НВОС. К III категории причисляются объекты, которые имеют стационарный источник загрязнения. Объем выбросов в атмосферу превышает 10 тонн в год, выбросы химических веществ 1-го и 2-го классов опасности отсутствуют. Если предприятие использует воду для промышленных нужд, то ему тоже присваивается III категория. Бытовые нужды не считаются. Объекты I, II и III категорий обязательно должны иметь на предприятии программу производственного экологического контроля (ПЭК), то есть вести строгий учет всех сбросов и выбросов и предоставлять отчетность.
  4. Объекты, оказывающие минимальное НВОС. К ним относятся школы, больницы, офисные помещения. Такие объекты могут иметь стационарный источник загрязнения, но объем выбросов не должен превышать 10 тонн в год. Вода используется только для бытовых нужд и сбрасывается в городскую канализацию. Объекты IV категории не платят за НВОС и освобождаются от всех плановых проверок.

Подведем итог. Для того чтобы определить, к какой категории относится ваше предприятие, нужно учесть несколько моментов:

  1. Вещества 1-го и 2-го классов опасности. Если вы выбрасываете в атмосферу такие вещества, ваш объект автоматически причисляется к I или II категории. Далее все зависит от объемов.
  2. Вода для производственных нужд. Если ваше предприятие сбрасывает сточные воды, образовавшиеся в процессе производства, а не только в качестве бытовых отходов, то оно относится к III категории.
  3. Стационарный источник выбросов. Не более 10 тонн в год. При условии, что ваш объект соответствует этому требованию, и не использует воду в производстве, он будет относиться к IV категории. Вам остается только производить учет выбросов, чтобы предоставить точные цифры.

Инструкция по заполнению заявки на постановку на учет объектов, оказывающих НВОС

Имея четкое представление об основных понятиях, касающихся постановки на учет объектов НВОС, заполнить заявку не так уж и сложно. Если вы не заполняете заявку в электронном виде на сайте госуслуг, то вы легко можете скачать актуальную форму заявки в интернете. После того как вы зарегистрируете свой объект, он будет включен в Федеральный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Этот реестр будет содержать в себе ровно те сведения о вашем объекте, которые вы укажете в заявке.

В самом начале указываются общие сведения: название, организационно-правовая форма и адрес места нахождения (для юридического лица) или места жительства (для физического лица). Указывается также дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговых органах.

Затем информация, которая указывается в заявке, разделяется на четыре раздела.

  1. Сведения об объекте. В этом разделе нужно указать:
    • Адрес объекта и его географические координаты четырех угловых точек. Обычно они указываются в кадастровом паспорте, их также легко можно найти, например, с помощью Гугл-карт. Также вместе с наименованием указывается код по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований.
    • Вид деятельности, объем производимых товаров, оказываемых услуг и коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
    • Сведения для объектов I категории
  2. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду. В этом разделе нужно указать, какие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу присутствуют на вашем объекте. Для каждого стационарного источника указывается объем или масса выбросов.

    Далее - сведения об источниках сброса сточных вод по той же схеме: источник и объемы сброса в расчете за год. Также указываются сведения о размещении отходов производства для каждого объекта. Эти сведения включают в себя типы отходов, их массу, координаты места размещения отходов и номер объекта размещения отходов в государственном реестре (если он есть).

  3. Сведения о разрешительных документах в области охраны окружающей среды. Здесь указываются реквизиты документов, разрешающих оказывать воздействие на окружающую среду.
  4. Сведения о принимаемых мерах по обеспечению охраны окружающей среды. Директор предприятия должен подтвердить, что на объекте выполняется программа производственного экологического контроля. Можно указать дату утверждения ПЭК. Далее размещается следующая информация.
    • Сведения о мероприятиях по снижению вредных выбросов. Нужно указать, какие мероприятия проводятся и, согласованы ли они с региональными органами контроля.
    • Сведения о технических средствах по обезвреживанию вредных химических веществ. Наименование, технические характеристики, эффективность работы.
    • Сведения о технических средствах по очистке сбросов загрязняющих веществ. Также, наименование, характеристики, эффективность.
    • Сведения о технологиях безопасного размещения отходов 1-5 классов опасности (если такие отходы имеются). Также нужно описать, как проводится мониторинг состояния окружающей среды в местах размещения отходов.

Вся эта информация касается трех основных видов загрязнения окружающей среды, по которым на сегодняшний день ведется учет НВОС.

Сейчас мы вступили в самую горячую пору для экологов — на носу отчетная кампания. И именно сейчас, когда экологи и так по горло в делах, выясняется, что есть еще одно дело, самой высокой важности, которое мы надеялись отсрочить, но надежды не оправдались, — постановка объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), на государственный учет.

Все мы ждали и надеялись, что сроки постановки на учет перенесут, т.к. согласно требованиям законодательства постановка может быть осуществлена только с использованием государственной информационной системы (далее — ГИС), а этой самой системы до конца ноября не было. Готовились поправки к перенесению сроков постановки объектов, оказывающих НВОС, на учет в виде лаконичного проекта Федерального закона :

В части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» […] слова «в течение двух лет» заменить словами «в течение трех лет».

Срок постановки подходил к концу, а проект закона так и «висел» на стадии «общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза». Единственным якорем, удерживающим предприятия от паники, было отсутствие ГИС как инструмента постановки на учет.

При этом движение по заполнению заявок и попытки постановки на учет предпринимались отдельными энтузиастами среди природопользователей уже с сентября. Однако территориальные органы Росприроднадзора и органы исполнительной власти во многих субъектах Российской Федерации отказывали в приеме заявок, присылаемых различными способами — в бумажном виде, через Модуль природопользователя и т.д.

При этом о начале работы ГИС мы узнали неделей ранее, когда вышел Приказ Росприроднадзора от 24.11.2016 № 756 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572» (вместе с Методическими рекомендациями по заполнению формы заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554, с использованием программно-технического обеспечения учета данных объектов) (далее — Приказ № 756).

Итак, постановка на учет производится в следующем порядке:

1. Заявитель подает заявку на регистрацию объекта, оказывающего НВОС, с помощью Модуля природопользователя либо Личного кабинета природопользователя .

2. Если у заявителя есть электронная подпись (далее — ЭП), он выгружает заявку в формате XML, подписывает ее ЭП и отправляет через веб-портал приема отчетности в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта. Заявке присваивается уникальный номер и дата подачи (загрузки).

3. Если ЭП нет, заявка, заполненная в Модуле природопользователя, выгружается в формате XML и отправляется туда же. Заявитель распечатывает заявку с уникальным номером и отправляет ее с сопроводительным письмом в территориальный орган Росприроднадзора либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации почтой или лично . При этом дата приема заявки — дата ее представления в орган.

4. Сотрудник отделения Росприроднадзора или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет заявку и высылает заявителю свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего НВОС, в электронном виде через веб-портал приема отчетности либо Личный кабинет (или уведомление об отказе в постановке на учет).

На сайте Росприроднадзора появилась инструкция по постановке на учет, которая предусматривает подачу заявки через Модуль природопользователя с (без) ЭП у предприятия, через Личный кабинет природопользователя с ЭП (в этом случае необходимо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации и подтвердить учетную запись несколькими способами, включая ЭП). Инструкция подробно рассказывает о регистрации на портале, заполнении и отправке заявки, получении результата.

Для сотрудников Росприроднадзора 25 ноября вышло письмо № 176-08-04-41/24183 «О вводе в эксплуатацию ГИС», где напоминалось, что учет ведется сотрудниками Росприроднадзора и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (федеральный и региональный экологический надзор). Для регионального надзора необходимо назначить ответственных сотрудников органов исполнительной власти, обеспечить им допуск в ГИС и провести их инструктаж по использованию ГИС. В письме отдельно подчеркивалось, что срок постановки объектов на учет — 31.12.2016.

На первый взгляд, все ясно. Устанавливаем Модуль природопользователя или регистрируемся в Личном кабинете, отправляем заявку и получаем свидетельство. Однако при заполнении заявки сразу возникали вопросы: нужно ли вносить в заявку данные о полигоне твердых коммунальных отходов (далее — ТКО), на котором захораниваются по договору отходы предприятия? Как вносить данные об объектах, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, но принадлежащих одному юридическому лицу?

В результате заваленный вопросами Росприроднадзор ожидаемо начал отвечать на них в любимом формате — разъяснительными письмами.

Росприроднадзор разъясняет

Наиболее информативное — письмо от 31.10.2016 № АС-09-00-36/22354 «О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» (далее — письмо № АС-09-00-36/22354).

Строящиеся объекты и необходимость постановки их на учет. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 такой необходимости нет, т.к. по закону на учет ставятся только те объекты, что уже введены в эксплуатацию, причем их нужно поставить на учет не позднее чем в течение 6 месяцев после начала эксплуатации.

Постановка на учет объектов, расположенных на территории нескольких субъектов. Ответ на этот вопрос был дан еще в п. 19 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 № 572 (далее — Правила ведения реестра). Объект ставится на учет по месту нахождения, и заявка подается в соответствующий территориальный орган.

Отнесение объекта к III или IV категории. Если согласно критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее — Критерии), отнесение к I или II категории проводится на основании сведений о сфере и объемах хозяйственной деятельности, осуществляемой на объекте, то для III и IV категорий критерии не так однозначны:

Извлечение
из Критериев

III. Критерии отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.
5. Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в IV разделе настоящего документа .

IV. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории

6. Наличие одновременно следующих критериев:
а) наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год , при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности , радиоактивных веществ;
б) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд , а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
7. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом "б" пункта 6 настоящего документа.
8. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.

В письме № АС-09-00-36/22354 поясняется отнесение объектов к III категории, которые не соответствуют ни одному из условий пп. 1-3, 7 и 8 Критериев. К III категории относятся только те объекты, на которых превышены уровни воздействия, указанные в п. 6 Критериев, т.е. обязательно должны быть либо выбросы свыше 10 т/год, либо радиоактивные выбросы, либо сбросы не бытовых сточных вод в канализацию, а также любые сбросы не в канализацию. Все остальные объекты относятся к IV категории либо вообще не являются объектами, оказывающими НВОС.

«Неужели даже школы, офисы и детские сады будут иметь объекты, оказывающие НВОС?» — этот вопрос сразу пришел на ум, когда только появился законопроект о категоризации объектов, оказывающих НВОС.

В письме № АС-09-00-36/22354 напоминается, что для отнесения объекта к IV категории необходимо иметь стационарные источники выбросов, выбросы более 10 т/год либо выбросы радиоактивных веществ, сбросы сточных вод, образующихся при использовании воды не для бытовых нужд.

При этом подробно рассмотрено законодательство в области водоснабжения и водоотведения, на основе чего сделан следующий вывод. Если предприятие использует воду не для производственных процессов , указанных в приложении № 4 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 14.10.2015) , и не обязано иметь локальные очистные сооружения и нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов»), то оно использует воду для бытовых нужд . Соответственно, такой объект относится к III категории при соблюдении прочих условий.

Объекты, которые не подлежат постановке на учет. Если на объекте нет «не бытовых» стоков, нет стационарных источников и нет признаков из пп. 1-3, 7 и 8 Критериев, то такой объект не осуществляет НВОС и не подлежит постановке на учет.

То же касается объектов, на которых единственным воздействием на окружающую среду является образование, накопление и даже транспортирование отходов, — такие объекты не относятся к объектам, оказывающим НВОС. Критерием отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I и II категорий является деятельность по обезвреживанию или размещению (хранению и захоронению) отходов (подп. «п» п. 1, подп. «р» п. 2 Критериев).

Сбор, обработка и утилизация отходов сами по себе также не являются критериями отнесения к объектам, оказывающим НВОС. Следовательно, если предприятие, например, имеет только транспорт для перевозки отходов от места накопления к месту размещения (и не имеет больше никаких признаков отнесения к объектам, оказывающим НВОС), то такие «перевозчики» могут избежать постановки на учет.

Если у лица нет объектов, оказывающих НВОС, то оно может подать заявку о постановке на учет, но получит уведомление об отказе на основании отсутствия признаков отнесения объекта к объектам, оказывающим НВОС. Такое лицо не оказывает НВОС и в соответствии с законодательством освобождается от экологической отчетности и платы за НВОС, так же как и лица, эксплуатирующие объекты IV категории. Обратите внимание на это пояснение, т.к. впоследствии выйдет новое разъяснение, в котором позиция Минприроды России несколько изменится.

Ошибки и недостоверные сведения в заявке. Если вы предоставили недостоверные сведения , то, хотя проверка достоверности не предусмотрена Правилами ведения реестра, тем не менее при выявлении такого факта заявитель получает отказ в постановке на учет, а также привлекается к ответственности по ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. от 05.12.2016; далее — КоАП РФ). Если же это мелкие ошибки (опечатки, технические неточности), то заявку можно доработать и подать вновь в рабочем порядке.

Присвоение категории объекту. Правила ведения реестра не указывают, как поступить, если объект не соответствует заявленной категории, но согласно письму № АС-09-00-36/22354 в данном случае Росприроднадзор присваивает объекту ту категорию, которая обусловлена Критериями. Кроме того, если объект соответствует критериям сразу нескольких категорий, ему присваивается наивысшая из возможных.

Аренда объектов, оказывающих НВОС. Согласно письму № АС-09-00-36/22354 заявку подает арендатор, т.е. тот, кто непосредственно эксплуатирует объект. Если договор аренды впоследствии расторгается, нужно не забыть подать заявку об актуализации сведений об объекте в установленном порядке, иначе грозит ответственность по ст. 8.46 КоАП РФ.

Росприроднадзор уведомляет

25 ноября вышло Уведомление Росприроднадзора «О порядке и особенностях постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет» (далее — Уведомление).

Нормативные акты, регулирующие постановку на учет. В пункте 1 Уведомления приводится полный (и довольно обширный) список нормативных актов, регламентирующих постановку на учет объектов, оказывающих НВОС.

Также в Уведомлении вновь подчеркивается, что объекты, оказывающие НВОС, ставятся на учет по заявке, которую подают лица, непосредственно эксплуатирующие данный объект.

Федеральный и региональный надзор. Согласно критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903, объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на объекты, подлежащие федеральному и региональному надзору. Объекты, подлежащие федеральному надзору, должны направлять заявки в территориальный орган Росприроднадзора, региональному — в местный орган исполнительной власти. Если заявка отправлена не туда, куда нужно, она переадресуется по подведомственности в течение 5 дней со дня регистрации, о чем заявитель будет уведомлен.

Определение границ объекта. Неоднократно звучал вопрос, как правильно идентифицировать объект, если он связан с другими объектами? Доходило до того, что каждый отдельный станок — это объект, оказывающий НВОС.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 7-ФЗ) объектом, оказывающим НВОС, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Соответственно, речь не о станках и также не об отдельных земельных участках.

Фрагмент Уведомления

[…]
1.5. […]
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, может включать несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности . В случае, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более производственных территориях, удаленных друг от друга на значительное расстояние и не связанных трубопроводами, железными дорогами или иначе (технически), необходимо ставить на государственный учет два и более производственных объектов с соответствующим представлением заявки на каждый объект.
Согласно п. 19 Правил, в случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению.
Вместе с тем, при постановке на учет линейных объектов НВОС Росприроднадзор рекомендует определять границы объекта НВОС в рамках муниципальных образований , а не субъектов Российской Федерации в целом.
[…]

Говоря про линейные объекты, Росприроднадзор, видимо, в первую очередь имеет в виду трубопроводы. Правда, не совсем ясно, каким образом определять границы в рамках муниципальных образований и, главное, зачем?

Например, газовый трубопровод проходит через всю область, по территории десятков муниципальных образований, значит, его необходимо разделить на десятки отрезков — объектов, оказывающих НВОС? А заявки по объектам так или иначе подавать в орган Росприроднадзора по субъекту, т.к. такой объект будет подлежать федеральному надзору? Вопрос остается открытым.

Сведения о выбросах, сбросах, об отходах. Для представления в заявке достоверных данных Росприроднадзор рекомендует пользоваться статистической отчетностью предприятия за 2016 г. (формы № 2-ТП (воздух), № 2-ТП (водхоз) и № 2-ТП (отходы)), а также данными производственного экологического контроля и отчетностью по плате за НВОС.

Размещение отходов предприятия. Данный вопрос уже освещался в письме № АС-09-00-36/22354. С введением в Модуле природопользователя постановки на учет вопрос возник вновь, т.к. в программе есть вкладка «Объект размещения отходов» и поначалу многие пытались заполнить именно ее, выбирая объектом тот полигон, куда они по договору передают свои отходы для захоронения.

Согласно Уведомлению этой вкладкой надо пользоваться только в том случае, если у предприятия есть собственный объект размещения отходов (внесенный в ГРОРО), т.е. если на балансе числится полигон отходов, шламохранилище и т.д. Если вы просто образуете и накапливаете отходы, как мы уже говорили ранее, не нужно указывать это в заявке. Если же у вас есть такой объект, то необходимо представить в заявке сведения о проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Мониторинг не проводится только в том случае, если объект: выведен из эксплуатации; расположен на территории, где размещение таких объектов запрещено; является спецобъектом для радиоактивных отходов; является скотомогильником; используется для размещения медицинских отходов.

Координаты местонахождения объекта. В соответствии с п. 2.6 Указаний координаты угловых точек объекта приводятся в формате десятичных градусов, в проекции WGS 84 , точность — 6 знаков после запятой. Рекомендуется для получения координат пользоваться либо имеющейся документацией на объект , либо, в случае ее отсутствия или использования в ней местной системы координат, — публичной кадастровой картой .

Для точечных объектов указывается одна точка; для площадных — не менее трех точек, при этом должны указываться поворотные точки в порядке их следования по периметру объекта; для линейных — не менее трех точек, при этом точки должны указываться в порядке их следования. Линейными объектами являются трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Имеющаяся документация на объект — это правоустанавливающая документация (свидетельство о праве собственности и пр.), кадастровая выписка или иная справка из Росреестра. Как правило, у крупных предприятий такие сведения есть в наличии, для небольших же предприятий, особенно у тех, кто арендует объекты, оказывающие НВОС, таких данных может не быть, в этом случае придется пользоваться публичной кадастровой картой. В некоторых регионах прямо советуют пользоваться картами Google, Яндекс и т.п.

Наилучшие доступные технологии. Разъяснения по этому вопросу актуальны для предприятий, у которых есть объекты I и II категорий.

СЛОВАРЬ

Наилучшая доступная технология (далее — НДТ) — это технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения.

Сведения о НДТ нужно брать из специальных справочников, которые можно найти в свободном доступе на сайте Росстандарта. Если для вашей технологии справочник еще не разработан, сведения о НДТ в заявке не указываются.

Росприроднадзор информирует

В начале декабря появилась информация Росприроднадзора «Кто не должен подавать заявку о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия».

Помимо уже известной информации о земельных участках и отдельном оборудовании, которое не может быть признано отдельным объектом, оказывающим НВОС, в письме дается перечень условий, при которых у предприятия не определяется объект, оказывающий НВОС: предприятие образует и накапливает отходы, но не осуществляет деятельность по размещению отходов самостоятельно и не оказывает иных видов воздействий на окружающую среду, указанных в Критериях (наличие стационарных источников выбросов, выбросы свыше 10 т/год, выбросы радиоактивных веществ, не бытовые сбросы и все виды воздействия, указанные в пп. 1-3, 7 и 8 Критериев). Постановка объектов, не отнесенных Критериями к какой-либо категории, не предусмотрена.

Однако как быть предприятиям, у которых нет объектов, оказывающих НВОС? В письме Росприроднадзор уточняет, что вопросы исчисления и взимания платы за НВОС не связаны напрямую с определением объекта, оказывающего НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Извлечение
из Федерального закона № 7-ФЗ

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории .
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
[…]

Таким образом, от платы освобождены лишь те предприятия, у которых есть объекты IV категории. Однако получается, что предприятия, которые не оказывают НВОС, обязаны за него платить? А IV категория, воздействие от которой хоть и минимальное, но есть, ничего не будет платить и не будет составлять экологическую отчетность. Кстати, похоже, что отчетность на таких «безобъектных» предприятиях тоже остается. Однако, если все, за что предприятие может заплатить, — это размещение ТКО, то от этого платежа по закону предприятие тоже избавится: за ТКО теперь платит региональный оператор по обращению с ТКО. Это не касается других видов отходов, которые не относятся к ТКО, правда, на сегодняшний день четкого перечня, какие отходы относятся к ТКО, а какие — к промышленным, не существует.

СЛОВАРЬ

Твердые коммунальные отходы — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В итоге мы имеем немного иную точку зрения. IV категория однозначно освобождается от платы за НВОС, а вот предприятия без определенных объектов, оказывающих НВОС, в случае, если у них будут образовываться и накапливаться отходы, не являющиеся ТКО, будет платить за НВОС и, скорее всего, представлять экологическую отчетность.

Мы рассмотрели последние новости, рекомендации и разъяснения в глобальной кампании постановки на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, которая, надеемся, исполнит свою функцию по упорядочиванию и структуризации данных о природопользователях.

Кому необходимо подать заявку о постановке объекта НВОС на государственный учет

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее – Закон № 7-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС).

Объекты НВОС делятся по степени негативного воздействия на окружающую среду на I-IV категории, критерии определения категорий объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

Дополнительные разъяснения по постановке объектов НВОС на учет

Исходя из установленной объекту НВОС категории негативного воздействия определяются:

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16 Закона № 7-ФЗ);