Человеческие потери сша во вьетнаме и потери авиации. Людские потери во вьетнамской войне Число погибших во вьетнамской войне

Кредитные карты

Почему в Афганистане погибли не 5 тысяч американцев?
В афганистане погибли порядка тысячи американских военных с момента входа войск в октябре 2001 года. Часто сравнимаемый со Вьетнамом, Афганистан - гораздо менее крупная операция, при том что количество войск превышает в десть раз количество войск во Вьетнаме. Однако во Вьетнаме погибло 58 тысяч человек. Это означает, что во Вьетнаме у военного была в шесть раз больше вероятность быть убитым.
Десятки тысяч американских солдат были убиты. Огромные потери понёс вьетнамский народ, где счёт безвозвратных потерь пошёл на миллионы. Большинство погибших вьетнамцев были мирными людьми: старики, женщины, дети…
Любая война - дело страшное, противоестественное, ведущее к ожесточению и омертвлению человеческой души.
Но то, что творили во Вьетнаме граждане страны, более всех других ратующей за свободу и демократию, выходит за рамки человеческих представлений. Убитым отрезали головы, снимали скальпы, отрезали уши и делали из них ожерелья… Варварские массовые убийства более 500 мирных жителей (стариков, женщин, детей), совершённые с особой жестокостью в деревне Сонгми 16 марта 1968 года, вызвали возмущения и протесты мировой общественности, в том числе и в США. Но американские солдаты продолжали убивать…
Зачастую, живых вьетнамцев привязывали за ноги к боевой технике и волокли по земле до тех пор, пока тела несчастных не превращались в бесформенные куски ободранного мяса.
7 февраля 1965 г. американская авиация начинает осуществление операции Flaming Dart (Пылающее копье) - первой среди операций по уничтожению военных и промышленных объектов на территории Северного Вьетнама.
На этом этапе боевых действий самолеты США наносили систематические массированные бомбовые удары, используя наиболее простые тактические приемы. Ударные самолеты, количество которых в одном налете порой достигало 80, выполняли полет к цели на наиболее благоприятных высотах (порядка 2500-4000 м) использовали простейшие способы бомбометания и пуска ракет. Сравнительно невысокая точность попадания с лихвой компенсировалась количеством сбрасываемых боеприпасов. Во избежание поражения огнем зенитной артиллерии экипажи просто не снижались в опасную зону. Классический вариант прикрытия - перехват на дальних подступах к охраняемым объектам - в условиях полного превосходства противника не давал должного эффекта, и вьетнамские МиГ-17 применяли единственно верную тактику: они барражировали на малых высотах и ближних подступах к охраняемым объектам и, маскируясь на фоне земли, ожидали подхода основной ударной группы. При се обнаружении МиГи выходили из засады и, используя небольшое преимущество в скорости (на 200-300 км/ч на высоте 3000 м) и маневренности перед инертными ударными самолетами с полной боевой нагрузкой на внешней подвеске, расстреливали их в упор. Именно так 4 апреля 1965 г. действовала четверка МиГ-17Ф против восьми F-105D неподалеку от Тхаиь Хоа. При этом капитан Трап Хань и его ведомый сбили два F-105D (пилоты: капитан Джеймс Мэгнессон, майор Фрэнк Бэннэт). Это были первые из 320 американских самолетов, уничтоженных в воздухе северовьетнамскими ВВС.
Через пять дней и американская авиация одержала свою первую победу, хотя и дорогой ценой. 9 апреля в 8 часов 40 минут самолет F-4B Phantom II (сср.номер 151403, экипаж: лейтенант Т.Мэрфи и флагофицер Р.Фэган) из ставшей спустя семь лет знаменитой 96-й истребительной эскадрильи (VF-96) с авианосца "Рэнжер", вступил в воздушный бой с четырьмя МиГ-17. После того, как ракетой средней дальности AIM-7 Sparrow удалось сбить один МиГ-17, Phantom II сам попал под губительный огонь пушек МиГов и упал в море. Экипаж погиб. 3 мая лейтенант Фом Нгок Зан на МиГ-17Ф уничтожил А-4 Skyhawk. 20 июня 1965 г. в 18 часов 25 минут два МиГ-17Ф атаковали четверку палубных поршневых штурмовиков А-1Н Skyraider из 25-й штурмовой эскадрильи (VA-25) с авианосца "Мидуэй". Один из МиГов после неудачного маневра попал под мощный огонь 20-мм пушек двух А-1Н (пилоты Ч.Хартман и К.Джоисон), был сбит и упал в морс.
Всего в период с февраля по июль 1965 г. по американским данным северовьетнамские ВВС потеряли в воздушных боях четыре МиГ-17 (все на счету флота, три из них сбиты F-4B). Американские потери составили четыре или пять F-105D, два палубных штурмовика и один F-4.
Северный Вьетнам. Июль - декабрь 1965 г.
Благодаря все более увеличивающейся помощи Китая и Советского Союза, противодействие северовьетнамской системы ПВО постоянно росло. В июле 1965 г. впервые был применен новый вид оружия, внесший существенные коррективы в ход воздушной войны - советский зенитно-ракетный комплекс С-75. 24 июля 1965 г. дивизион под командованием майора Ф.Ильиных (офицер наведения - старший лейтенант В. Константинов) ракетным залпом сбил в 30-40 км к юго-востоку от Ханоя три истребителя-бомбардировщика F-4C Phantom И. Самолеты шли с бомбовой нагрузкой в плотном строю на высоте 2-х тысяч метров. Американцы признали сбитым только один F-4, а два других - поврежденными. Три дня спустя сорок шесть F-105 нанесли удар по этой батарее. Итоги налета автору неизвестны.
До 27 ноября американская авиация уничтожила восемь вьетнамских ЗРК, потеряв при этом (по американским данным) три F-105 Thunderchief, два F-8 Crusaider, два F-4 Phantom II и один А-4 Skyhawk. Многие самолеты были повреждены. По вьетнамским данным, за этот период огнем ЗРК было сбито более 30 истребителей-бомбардировщиков. Отражая налеты, советский персонал ЗРК понес значительные потери и, по мере обучения вьетнамцев, постепенно заменялся. Для этого при каждом советском расчете существовал параллельный - вьетнамский. Однако в течение всей войны в большинстве частей ПВО (впрочем, как и в других родах войск ВНА) имелись советские военные специалисты.
Резко возросшее число боевых потерь и прежде всего психологический эффект, который произвело применение во Вьетнаме мощных зенитных ракет средней дальности, заставили американское авиационное командование отказаться от ранее выработанной тактики. Поскольку С-75 уверенно поражал цели на средних и больших высотах, то американской авиации пришлось перейти к полетам на малых и предельно малых высотах. При умелом использовании самолетами рельефа местности обнаружение и сопровождение их радиолокационными станциями становилось затруднительным. Эта переориентация сразу же отразилась на условиях ведения воздушной борьбы: северовьетнамские истребители теперь намного реже получали от РЛС наведения достоверную информацию о летевших у земли самолетах противника. Засады МиГ-17-х постоянно срывались, значительно снизилась эффективность атак по свободно маневрирующим целям.
Но в то же время полеты американских самолетов у земли увеличивали вероятность поражения их огнем ствольной артиллерии и стрелкового оружия. Поэтому к концу 1965 г. число зенитных орудий в ПВО ВНА было удвоено и превысило 2000. Значительное количество из них имело радиолокационное управление огнем, например, советский 57-мм зенитно-артиллерийский комплекс С-60. Впоследствии, анализируя итоги войны, американские специалисты пришли к выводу, что более половины из общего количества сбитых истребителей-бомбардировщиков было поражено огнем малокалиберной зенитной артиллерии, которая считалась давно исчерпавшей свои возможности. Еще одним минусом тактики "малых высот" было резкое ослабление мощи ударов, наносимых вынужденно небольшими по составу группами самолетов.
Учитывая большие потери, понесенные при попытках уничтожить ЗРК, американское командование сделало ставку на качественно новые средства борьбы с ними - специально оборудованные самолеты эскадрилий Wild Weasel. Эти самолеты (первоначально F-100F, несколько позднее F-105F, еще позднее - с 1972 г. - F-4C и F-105G) оснащались аппаратурой обнаружения и подавления работающих на излучение РЛС и вооружались противорадиолокационными ракетами AGM-45 Shrike, a позднее и более совершенными AGM-78 Standard-ARM. Одержав первую победу 20 декабря 1965 г. за период до 11 июля 1966 г. семь F-100F Wild Weasel уничтожили девять ЗРК, потеряв при этом три самолета. Только один из них был сбит, два других столкнулись в воздухе.
Северный Вьетнам. Январь - декабрь 1966 г.
Начало нового 1966 г. ознаменовано качественным скачком в применении авиации обеими сторонами, которому во многом способствовали переход американцев к новым тактическим приемам и появление на вооружении ВВС ВНА новых типов истребителей. Благодаря активному использованию средств РЭБ американцы получили возможность комбинировать действия маловысотных групп самолетов, прорывавших ПВО, с массированными ударами со средних высот.
Наряду с продолжающимися поставками МиГ-17 советского и китайского производства, с 1966 г. отмечается применение новых модификаций этого Сколько американцев погибло во вьетнаме, правда, не получивших широкого распространения. Это были МиГ-17ПФ (J-5A) с РЛС "Изумруд" и тремя пушками НР-23. В ходе исследований возможностей усиления вооружения МиГ-15 и МиГ-17, по заказу вьетнамского правительства в Чехословакии был изготовлен опытный образец МиГ-15, вооруженный помимо двух 23-мм пушек двумя ракетами Р-Зс(7)- на месте демонтируемой 37-мм пушки устанавливался теплопеленгатор. Позднее, примерно с 1968 г. во Вьетнаме применяли и МиГ-17Ф со стандартным пушечным вооружением и двумя ракетами Р-Зс.
По некоторым данным в феврале 1966 г. северовьетнамские ВВС получили сверхзвуковой истребитель F-6(8), имевший большую скорость и более мощное вооружение, чем МиГ-17. Но широкого применения самолет не получил, его активное участие в воздушных боях отмечается лишь с весны 1972 г.
Настоящий шок у американцев вызвало применение во Вьетнаме самолета МиГ-21. Первый бой с его участием состоялся 23 апреля 1966 г(9). После чего американцы стали применять усиленное прикрытие ударных групп истребителями Phantom II, возможности ведения воздушного боя которых примерно соответствовали МиГ-21. Три дня спустя - 26 апреля 1966 г. F-4C сбил первый МиГ-21. Наибольшее распространение во Вьетнаме получил МиГ-21ПФ-В (изд. 76 - специальный вариант МиГ-21ПФ для климатических условий Вьетнама с антикоррозионными покрытиями агрегатов) и появившийся позже МиГ-21ПФМ (изд. 94 с креслом КМ-1). Отмечалось и применение более ранней модификации МиГ-21Ф-13 (изд. 74, вероятно, чехословацкого производства).
Первые же воздушные бои показали, что благодаря меньшей, чем у F-4, удельной нагрузке на крыло, МиГ-21 имеет лучшую горизонтальную маневренность, особенно на больших высотах и малых скоростях. Исходя из этого, северовьетнамские летчики безо всякой опаски стали ввязываться в ближний бой. Но большинство МиГ-21 были вооружены всего двумя ракетами Р-Зс, которые имели низкую величину допустимой перегрузки в момент пуска (всего в 1,4 единицы!). В противном случае ракета не сходила с направляющих - срабатывала система блокировки. Из-за этого при умелом маневрировании противника применение ракет Р-Зс становилось затруднительным. Отсутствие пушечного вооружения и малый запас ракет стали причинами потерь многих МиГ-21 - ведь после пуска обоих УР самолет становился безоружным! Хотя к тому времени в Советском Союзе специально для МиГ-21ПФ/ПФМ был разработан "подвесной пушечный контейнер ГП-9 с 23-мм пушкой ГШ-23, автор не располагает свидетельствами о применении его во Вьетнаме. Вместе с тем достоверно известно о широком применении ГП-9 в Индо-Пакистанском вооруженном конфликте 1971 г. Кстати, столкнувшись с аналогичной проблемой на беспушечном "Фантоме" модификаций F-4B/C/D/J в боях с МиГ-17, американцы немедленно стали оснащать свои самолеты подвесными пушечными установками. Позже встроенное артиллерийское вооружение как на "Фантоме" (F-4E), так и на последних сериях МиГ-21 (МиГ-21М и т.д.) стало стандартным. Другим недостатком МиГ-21 была слабая бортовая РЛС, что пивязывало его к системе уязвимых наземных станций целеуказания и наведения. В то же время отсутствие тяжелой РЛС делало его легким и маневренным.
Указанные недостатки МиГ-21 вьетнамцы компенсировали тактикой "серии ракетных атак", особенно эффективной при численном перевесе противника. Атакующие МиГи осуществляли пуски управляемых ракет вдогонку противнику на скорости 1,2М. Этот прием, требовавший высокого мастерства пилота и грамотного наведения с командного пункта, обеспечивал неожиданность атаки, достаточную результативность и практическую неуязвимость атакующего. Довольно широко практиковалось совместное использование разных типов истребителей (МиГ-17, -19, -21): дозвуковые МиГ-17, обладавшие преимуществами на малых высотах, вытесняли американские истребители-бомбардировщики наверх, где их встречали ракетными атаками МиГ-21 Известны случаи использования МиГ-17 в качестве своеобразной приманки, атакуя которую американские F-4 сами попадали под удар.
В 1965 г. на авиабазу Дананг (Южный Вьетнам) специально для борьбы с МиГами было переброшено авиакрыло известных американских истребителей F-104C Starfighter. Однако даже не вступая в воздушные бои, они быстро доказали свою неэффективность использовались исключительно для нанесения ударов по наземным целям, и только в Южном Вьетнаме.
Если за первые четыре месяца 1966 г. в воздушных боях было сбито одиннадцать американских самолетов различных типов и девять северовьетнамских (по американским данным только шесть) - соотношение 1,2:1, то с вводом в бой МиГ-21 картина резко изменилась: с мая по декабрь США потеряли сорок семь, а ДРВ - только двенадцать самолетов - соотношение 4:1 (по американским данным потери ДРВ - двадцать самолетов: пять МиГ-21, два Ан-2, остальные - МиГ-17)
Северный Вьетнам. Январь 1967 г. - март 1968 г.
Рост боевых потерь вынудил американцев принять срочные меры: летчики - истребители, чей налет составлял менее 1500-2000 часов, были отправлены на специальные авиабазы в США для переподготовки. Плотная и насыщенная программа включала полузабытый ими пилотаж в ближнем маневренном воздушном бою, комплексное применение артиллерийского и ракетного вооружения, отработку как индивидуальных, так и групповых тактических приемов. Возросший профессионализм американских пилотов не мог не отразиться на содержании и результатах воздушных боев.
2 января 1967 г. летчики 555-й тактической истребительной эскадрильи 8-го тактического истребительного авиакрыла под командованием полковника Р.Олдса на F-4 сбили за один день семь МиГ-21, не потеряв при этом ни одного своего самолета (по американским данным). Другим способом борьбы с нараставшей угрозой со стороны северовьетнамских истребителей стали массированные удары по аэродромам базирования МиГов. Главной задачей этих налетов, начавшихся в мае 1967 г. стало систематическое выведение из строя ВПП и рулежных дорожек.
Несмотря на предпринятые меры потери американской авиации над Северным Вьетнамом продолжали расти. Если в последнюю неделю июля было сбито 11 само. юв, то в первую августа - 13, а в дальнейшем две потерянные машины в день стати обычным явлением в информационных сводках. По данным северовьетнамского командования, в 1967 г в воздушных боях уничтожено 124 американских самолета и потеряно 60 своих (соотношение 2:1). По американским источникам потери авиации ДРВ составили 76 истребителей, в том вчисле от ВВС США 59 самолетов(10), от авиации флота - 17(11).
Таким образом, соотношение потерь 2:1, зафиксированное еще в начале войны в воздухе, было восстановлено, чему способствовали постоянные изменения в тактике действий противоборствующих сторон: на новые варианты воздушного нападения всегда изыскивались эффективные меры защиты. Основные причины, приведшие к снижению эффективности действий американской авиации, по мнению зарубежных специалистов, заключались в следующем:
Во-первых, если пилотов и удалось обучить ведению маневренного воздушного боя, то подогнать под него "неманевренный" самолет оказалось довольно сложно: экипаж тяжелого "Фантома" мог лишь уклоняться от атак противника, не имея при этом возможности из-за больших, чем у МиГ-21, радиуса и времени разворота занять тактически выгодное положение для ответной атаки.
Во-вторых, условия сопровождения бомбардировщиков к объекту удара сковывали действия пилотов F-4. Они не могли себе позволить бросить прикрываемую ударную группу и ввязаться в продолжительный бой с истребителями противника, а были обречены только на отражение их атак.
В-третьих, вьетнамским летчикам уалось навязать противнику свою схему боя, строившегося по плану перехвата, что вынуждало американцев действовать в оборонительном ключе и при переходе в атаку прибегать к выполнению сложных и недостаточно эффективных маневров.
31 марта 1968 г. американские бомбардировки севернее 19-й параллели были прекращены, в Париже начались мирные переговоры. Более трех лет воздушной войны, стоившей Америке 3495 потерянных самолетов, не дали ожидаемого эффекта, о чем красноречиво свидетельствовали события тех лет в Южном Вьетнаме
__________________
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное

Просто короткая сводка по потерям американской авиации в ходе вьетнамской войны.
Всего американцы потеряли во Вьетнаме 4.100 самолетов и 5.100 вертолетов (их данные), с августа 1964 года по январь 1973 года, т.е. примерно по 3 ЛА в день! Примерно 3/4 этого числа - боевые потери, остальное - ЛП. Большая часть уничтожена ЗА, чуть больше 200 - ЗРК (в основном С-75, с 1972 появились С-125 и ПЗРК "Стрела"), еще около 100 - истребительной авиацией + нек-рые уничтожены на земле. Американцы "радуются", что относительные потери небольшие - примерно 0,5 ЛА на 1.000 вылетов, но забывают, что при налетах на ДРВ (Северный Вьетнам), где ПВО была неизмеримо более сильной (вопроса об эффективности ПВО коснулся ниже), чем у партизан на юге цифра на порядок выше.
Отмечу потери нек-рых типов:
- 31 Б-52 (у нас считают 34)
- 765 Ф-4 "Фантом"
- 243 Ф-100 "Супер Сейбр"
- 382 Ф-105 "Тандерчиф" (около половины всех выпущенных самолетов этого типа)
- 373 А-4 "Скайхок"
- 106 А-7 "Корсар"
- 140 Ф-8 "Крусейдер"
- 256 А-1 "Скайрейдер"
- 84 OV-10 "Бронко"
- 3.197 UH-1 "Хьюи"
- 277 АН-1 "Кобра"
- 842 ОН-6 "Кейюс"
- 132 СН-47 "Чинук"
Кроме того надо учитывать потери союзников США (они за пределами американского континента НИКОГДА в одиночку не воюют!) и потери южновьетнамской авиации - в 1973 году она была, по численности, 4-й в мире (! - после США, СССР и Китая) и насчитывала 2.000 ЛА - это на пике, а поставки шли и до и после, восполняя потери. И почти все они были потеряны (за исключением успевших перелететь в Таиланд перед падением). Поэтому общая цифра потерь авиации варварского Запада во Вьетнаме в 1964-75 гг - ок. 13.000 самолетов и вертолетов .

Т.о. подавляющее большинство самолетов и вертолетов противника были сбиты зенитной артиллерией, практически при полном отсутствии современных средств СУО и вообще развитых группировок ПВО, в основном в ходе непосредственной авиационной поддержки и аэромобильных операций.
В то же время, при проведении стратегических авиационных наступательных операций против ДРВ (Северный Вьетнам) НИ ОДНУ из них не удалось сорвать силами ПВО или нанести противнику неприемлемый ущерб в ходе их проведения, как раз наоборот - потери ВС ДРВ (включая и войска ПВО), мирных жителей и материальный ущерб были очень высоки. Особенно это касалось операций с привлечением стратегических бомбардировщиков В-52 (понятен наш интерес и аналогии с возможной эффективностью Войск ПВО страны при массированных налетах). Конечно реальные цифры далеки от декламируемых американцами - 42 ЗУР ЗРК С-75 на одну сбитую цель, но и реальные недопустимо высоки (ясно с чем связаны недостатки американского "учета" - работа станций наведения без реального пуска).
В дальнейшем Запад (и, особенно, Израиль) совершенствовали тактику и технику подавления наземных ПВО на ТВД и, надо сказать, достигли в этом большого успеха - соотношение сил в этом противоборстве сейчас на стороне авиации.
И тут главное, помимо воздушного компонента ПВО (причем не обязательно в привычном для всех виде!) - возможность нанесения ответного удара по агрессору и его территории!

Потери во Вьетнамской войне 1965-1975 годов

Война во Вьетнаме 1965-1975 годов одна из крупнейших эпохи Холодной войны, где в гражданскую войну между Южным и Северным Вьетнамом вмешались Великие державы. Особенностью Вьетнамской войны стало прямое военное вмешательство вооруженных сил США на стороне республики Вьетнам. Социалистическая республика Вьетнам большую часть времени войны действовала не напрямую, а поддерживая Фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконга) на территории юга. Хотя де-факто сражались в том числе и армейские подразделения коммунистов. Север поддерживали СССР и КНР, но и их участие свело к минимуму прямые военные действия между советскими и американскими гражданами. Кроме того в войне приняло участие некоторое количество "второстепенных" союзников того и другого Вьетнама. Длительность и масштабность Вьетнамской войны с неизбежностью вызвали огромные жертвы среди мирного населения Вьетнама, а так же колоссальные потери среди военных, в том числе и американских. Потери США во Вьетнаме превысили потери в Корейской войне. СССР же, чью роль в победе Севера трудно переоценить понес мизерные потери, меньше, чем в Корее.

Официальные потери США во Вьетнамской войне: 211 501 человек, из которых 47 413 человек погибло в бою, 10 785 человек умерло от иных причин, 153 303 человека было ранено. По видам вооруженных сил погибшие распределяются так: 65% - армия, 25% - морская пехота, по 4,4% - флот и ВВС, и 0,01% - береговая охрана.

Среди союзников США во Вьетнаме погибло 4407 корейцев (южных), 423 австралийца, 351 таец и 83 новозеландца, итого 5 264 человека.

Наибольшие потери, ясно, понесли вьетнамцы. Южновьетнамская армия потеряла 110 тысяч человек убитыми и 500 тысяч человек ранеными. Коммунистические потери оцениваются в 660 тысяч человек погибшими, включая, видимо, 300 тысяч человек пропавших без вести. Общие потери Вьетконга и Северного Вьетнама оцениваются в более чем миллион человек. Оценки погибших среди гражданского населения Вьетнама варьируются от 415 тысяч человек до двух миллионов человек за период 1954-1975 годов. В число погибших гражданских лиц включены не только жертвы боевых действий, но и жертвы голода и болезней, ими вызванные. Американская оценка погибших жителей Северного Вьетнама в результате бомбардировок этой страны авиацией США достигает 30 тысячи человек.

Кроме того, погибшие были в побочных к Вьетнамской войне конфликтах в Лаосе - десятки тысяч человек, и Камбодже - два миллиона человек. Множество людей погибло на минах после войны.

Советские потери от всех причин во Вьетнаме составили от 13 до 16 человек. Есть другие данные о потерях сторон во Вьетнамской войне.

Потери в некоторых операциях Вьетнамской войны

Источники:

Encyclopedia of the Vietnam War / by Jeff T. Hay. - (Greenhaven encyclopedia of series) - Greenhaven Press, 2004

На Вьетнамской войне погибли семь генералов Армии США, два генерала ВВС, один генерал Корпуса морской пехоты и один адмирал ВМС - итого 11 человек. В исторической перспективе эти потери можно считать значительными. Так, за время Второй мировой войны погибло и умерло около 20 американских генералов и несколько адмиралов. Корейская война унесла жизни двух - генерал-лейтенант Уолтон Уокер погиб в дорожно-транспортном происшествии, генерал-майор Брайант Мур скончался от сердечного приступа после вертолетной аварии (в списке погибших числится также бригадный генерал Лоуренс Ладью, однако на момент своей смерти он был полковником). В конфликтах после Вьетнама американские генералы не погибали.

Наибольшее число потерь произошло в результате авиационных катастроф - семь погибших. Два генерала убиты противником на земле, еще два умерли от естественных причин. Шесть потерь были боевыми, пять - небоевыми. По стечению обстоятельств, больше всего генералов погибло в 1970 году, когда уже полным ходом шла деэскалация участия США в войне.

Бригадный генерал Альфред Муди, заместитель командира 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии Армии США. Скончался 19 марта 1967 года от сердечного приступа.

Генерал-майор Уильям Крамм, командир 3-й авиационной дивизии Стратегического авиационного командования ВВС США. Он руководил всеми операциями САК в Юго-Восточной Азии, включая применение стратегических бомбардировщиков B-52 и самолетов-заправщиков. 7 июля 1967 года Крамм находился на борту B-52 (серийный номер 56-0595), выполнявшего боевой вылет с авиабазы Андерсон (Гуам). Целью налета была долина Ашау в северных районах Южного Вьетнама. Самолет Крамма столкнулся с другим B-52 над Южно-Китайским морем возле устья Меконга. Крамм и еще пять членов экипажей погибли в этой катастрофе, семь человек успели катапультироваться. Останки генерала не были найдены.

Генерал-майор Бруно Хохмут, командир 3-й дивизии морской пехоты. Около полудня 14 ноября 1967 года вертолет UH-1 (серийный номер 153757, 3-я эскадрилья наблюдения морской пехоты), на борту которого он летел из Хюэ в Донгха, взорвался в воздухе. Вместе с Хохмутом погибли еще пять человек, включая одного южновьетнамского офицера. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама заявил о сбитии вертолета. Пилот другого вертолета, сопровождавшего UH-1 Хохмута, не наблюдал вражеского огня ни в момент взрыва, ни впоследствии. Проводившая расследование комиссия пришла к выводу, что катастрофа произошла из-за отказа рулевого винта, хотя трудно понять, каким образом эта неполадка могла привести к взрыву машины. Все погибшие официально учтены как боевые потери.

Бруно Хохмут является единственным в истории КМП США командиром дивизии, погибшим в ходе боевых действий.

Генерал-майор Роберт Уорли, вице-командир 7-й воздушной армии ВВС США. 23 июля 1968 года он совершал разведывательный вылет на самолете RF-4C (серийный номер 65-0895, 460-е тактическое разведывательное крыло) в тактической зоне I корпуса Южного Вьетнама. Самолет был поврежден зенитным огнем, и произошло это, по-видимому, в районе демилитаризованной зоны. Когда "Фантом" был над морем, Уорли приказал своему второму пилоту майору Роберту Бродмэну катапультироваться, сам же от катапультирования отказался. Затем в кабине начался пожар, и самолет упал на побережье, предположительно в провинции Тхыатхиен (эта провинция официально указана местом гибели Уорли).
После этого случая генерал Уильям Момьер, чьим заместителем был Уорли, издал распоряжение о запрете на участие высших офицеров ВВС США в боевых вылетах.

Генерал-майор Кит Уэйр, командир 1-й пехотной дивизии Армии США. Погиб в пятницу, 13-го сентября 1968 года, примерно в 13 часов 13 минут. Он находился на борту вертолета UH-1 (серийный номер 67-17552, 1-й авиационный полк), сбитого огнем противника возле Локниня. Накануне подразделения 1-й пехотной дивизии, участвующие в операции Toan Thang, столкнулись в этом районе с крупными силами противника. В ходе сражения Уэйр лично руководил своими войсками. Кроме него в катастрофе погибли еще семь военнослужащих и немецкая овчарка, подаренная Уэйру солдатами.
Во время Второй мировой войны Кит Уэйр был награжден Медалью Почета (высшей американской военной наградой) за героизм, проявленный в декабре 1944 во Франции. Будучи командиром батальона, он повел группу из 11 человек в атаку на вражеские позиции и захватил их, лично уничтожив пять немецких солдат и получив ранение.

Бригадный генерал Чарльз Жирар, глава Столичного командования по оказанию военной помощи. Скоропостижно скончался в Сайгоне 17 января 1970 года.

Бригадный генерал Уильям Бонд, командир 199-й легкой пехотной бригады Армии США. 1 апреля 1970 года в провинции Биньтуй подразделение роты D 17-го кавалерийского полка, приданной 199-й бригаде, вступило в бой с противником и потеряло четырех солдат убитыми. Генерал Бонд прибыл на место боя, чтобы проинспектировать понесшее потери подразделение. Когда он вышел из вертолета, в грудь ему попала пуля, выпущенная вражеским снайпером. Бонд умер после того, как его доставили в госпиталь.

Генерал-майор Джон Диллард-младший, глава Инженерного командования Армии США во Вьетнаме. 12 мая 1970 года он вместе с командиром 937-й инженерной группы полковником Кэрроллом Адамсом находился на борту вертолета UH-1 (серийный номер 68-16342), который был сбит зенитным огнем в 14 км юго-западнее Плейку. Помимо Дилларда и Адамса в катастрофе погибли еще восемь человек. Один из пассажиров выжил. Полковнику Адамсу было посмертно присвоено звание бригадного генерала.

Генерал-майор Джордж Кейси, командир 1-й кавалерийской (аэромобильной) дивизии Армии США. Кейси принял дивизию в мае 1970 года, во время операции в Камбодже, и командовал ею всего два месяца. 7 июля он направлялся в Камрань, чтобы посетить раненых солдат в госпитале. Его вертолет UH-1 (серийный номер 69-15138) попал в густую облачность и столкнулся со склоном горы в провинции Туендык. Все семь человек, находившиеся на борту, погибли.
Один из двух его сыновей, Джордж Кейси-младший, тоже стал армейским генералом, командовал коалиционными войсками в Ираке и занимал пост начальника штаба Армии США.

Контр-адмирал Рембрандт Робинсон, командир 11-й флотилии крейсеров и эсминцев ВМС США. Погиб 8 мая 1972 года в катастрофе вертолета SH-3 (серийный номер 149699) в Тонкинском заливе, возвращаясь на свой флагманский корабль, легкий крейсер УРО "Провиденс" (CLG-6), после совещания на борту авианосца "Корал Си". Вместе с ним погибли еще два человека.

Бригадный генерал Ричард Толлмэн, заместитель командира 3-го Регионального командования по оказанию помощи. Умер 9 июля 1972 года в сайгонском госпитале от ран, полученных в тот же день, когда он попал под артиллерийский обстрел в Анлоке, возле которого шли интенсивные бои. В этом же инциденте погибли еще трое американских и один южновьетнамский военнослужащие. У всех погибших американцев, включая генерала Толлмэна, официальной причиной смерти указывается "misadventure" - термин, обычно использовавшийся по отношению к жертвам "дружественного огня". Согласно подполковнику Джеймсу Уиллбэнксу, являвшемуся непосредственным участником этого события, артиллерийский огонь велся противником.

Следует также упомянуть полковника ВВС США Эдварда Бардетта, чей истребитель-бомбардировщик F-105 был сбит над Северным Вьетнамом 18 ноября 1967 года. В течение нескольких лет Бардетт числился пропавшим без вести, и за это время ему было присвоено звание бригадного генерала. Позднее северовьетнамская сторона сообщила, что Бардетт умер от ранений в день пленения. Его останки были возвращены на родину в 1974 году. Бардетт не входит в число американских генералов, погибших в Юго-Восточной Азии, так как генеральское звание он получил фактически посмертно.

Потери США во Вьетнаме были больше, чем во Второй мировой войне. Эта кампания оказалось самой кровавой для американцев. Ни до, ни после нее США столько не теряли людей и техники. Вспомним причины этого конфликта, а также ход боевых действий. Озвучим не только потери США во Вьетнаме, но и утраты другой стороны, а также местных жителей, которые оказались жертвами этого конфликта.

Причины войны

Война была связана с разделением мира после Второй мировой войны на две системы: капиталистическую и социалистическую. Закончилась война в Корее, разделившая некогда единую страну на два лагеря. Наступила очередь и Вьетнама. К 1954 году он уже был разделен по 17-й параллели на Северный (социалистический) и Южный (капиталистический под управлением Франции). Север активно наступал при поддержке КНР и СССР, пытаясь создать единое государство под своим флагом. Вопрос объединения было лишь делом времени. Юг, конечно, не хотел мириться с таким положением дел, а капиталистические государства во главе с США не собирались отдавать еще один плацдарм под знамена социалистического лагеря.

Повод

Американское общество болезненно реагирует на потерю своих солдат в любых войнах. Поэтому перед началом какого-либо конфликта ведется серьезная информационная пропаганда. Для начала операций нужен вооруженный инцидент, который можно было бы использовать в качестве оправдания для развязывания боевых действий. Им стало событие в Токийском заливе 2 августа 1964 года. Эсминец ВМС США «Мэддокс» подошел к границам Северного Вьетнама и был атакован. А уже 5 августа 1964 года американцы начинают бомбардировки. Это событие до сих пор порождает массу вопросов:

  1. Зачем эсминцу подходить к берегу враждебного государства? До этого события американцы высадили десант инструкторов на Юге. Север уже рассматривался как враг.
  2. Окончательно не выяснены обстоятельства гибели корабля. Есть версия, что вьетконговцы физически не могли уничтожить этот корабль.
  3. Быстрое принятие решения. Между уничтожением эсминца и началом атаки прошло всего три дня. Следовательно, военные уже были в курсе, чем закончится провокация.

Начало

Все силы Севера были объединены в организацию "Вьетконг". Отсюда название «вьетконговцы», которое было синонимом слова «коммунисты» для западных стран.

В 1961 году США направляет в регион своих инструкторов и военных. Появились первые потери США во Вьетнаме. Однако полномасштабных боевых действий Америка не вела. Ее участие заключалось в тренировке южан. Однако руководство Штатов понимало, что силы Вьетконга при поддержке соцлагеря несопоставимы.

В 1963 году Север в битве при Апбаке уничтожили почти всю армию юга. Партизан-вьетконговцев уже насчитывалось около 8 тыс. человек на территории врага. К 1964 году США перебрасывает сюда большой контингент в 25 тыс. человек. До этого здесь было всего 800 специалистов и бойцов. Военный конфликт был неизбежен.

«Пылающее копье»

В 1965 году были атакованы позиции Появились потери США во Вьетнаме в людях и технике. Президент Джонсон объявил о начале операции «Пылающее копье». Ее смысл заключался в нанесении авиаударов по позициям вьетконговцев. Однако это не возымело особого результата.

Полномасштабное вмешательство, операция «Раскаты грома». Обычные авиаудары не возымели эффекта. В условиях густых джунглей найти объекты для уничтожения очень сложно. Тогда США разрабатывает операцию «Раскаты грома». Ее суть - ковровые бомбардировки огромных территорий с применением сухопутных войск. Численность личного состава довели до 180 тыс. человек. В следующие три года группировка американцев увеличилась до полумиллиона.

Приводят к большим потерям среди мирного населения. Хочется отметить, что доктрина бомбометания, принятая на вооружение Англией еще в 1920 году, и была перенята США. Активно ее использовали в Дрездене во время Второй мировой войны. Ее цель - навести ужас на все населения. При этом убийство мирных жителей считается частью общего плана.

Наступление Северного Вьетнама

Сразу хочется развеять миф о том, что вьетконговцы вели оборонительную войну, а американы - наступательную. На самом деле это не так. Все основные действия вначале велись партизанскими отрядами именно на территории Фактическим агрессором выступали вьетконговцы.

В "день Тета", 30 января, Север начал крупномасштабное наступление в 1968 году. Это было неожиданно, так как по договору в эти дни не должны вестись никакие боевые действия. Потери США во Вьетнаме в эти дни серьезно возросли.

Все атаки были успешно отбиты, однако город Хюэ был потерян для американцев. Только в марте наступление окончательно захлебнулось. После этого южане и американцы переходят в контрнаступление с целью вернуть Хюэ. Развернулась самая кровопролитная битва в истории всей войны.

Город имел стратегическое значение. Это один из трех крупных центров Южного Вьетнама наряду с Сайгоном и Данангом. Через него проходило главное шоссе, соединяющее северные территории со столицей. Армия севернее Хюэ была сухопутно отрезана от снабжения. В XIX веке этот город являлся столицей единого государства. Поэтому имел и символическое значение.

Потери американцев в битве за Хюэ насчитывают около 200 человек убитыми. Южан - около 400. Однако потери вьетконговцев были намного серьезнее - около 5 тыс. человек. Считается, что именно это поражение окончательно подорвало их военный потенциал.

Битва при Хюэ - воинская слава США

Победа при Хюэ считается одной из памятных битв в истории США наряду с битвами на Гуадалканале (Соломоновы острова), Вторая мировая война, при Чосине (Корея). Военное руководство получило огромный опыт ведения боевых действий в городе. Раньше морская пехота не вела их в крупных населенных пунктах. Считается, что американцы именно здесь разработали тактику ведения боя в городских условиях, которую затем успешно применили при штурме Фаллуджи в 2004 году (Ирак). В боях при Хюэ приняли участие 3 батальона морской пехоты и 11 батальонов южновьетнамских сил.

Потери США во Вьетнаме: авиация

Помощь СССР и Китая была неоценима для Северного Вьетнама. Только от Союза ДРВ получила 340 миллионов рублей, что по тем временам - очень существенная сумма. Советские инструкторы помогали осваивать сложную технику. Поставляли союзники и вооружение, включая новейшие средства ПВО. Технические потери США во Вьетнаме (самолетов, не считая другой техники) - более 4 тыс. единиц. Американцы рапортовали, что это примерно 0,5 на 1000 вылетов. В условиях войны эта цифра невелика. Однако при пересечении границы Северного Вьетнама потери возрастали сразу. Советские ситемы ПВО надежным щитом охраняли небо. Не стоит забывать про потери самолетов До войны их авиация по численности занимала четвертое место в мире после США, СССР и Китая. И здесь потери огромны - около 10 тыс. летательных аппаратов.

Потери США во Вьетнаме: вертолеты

Что касается вертолетов, то здесь американцы потеряли более 5 тыс. единиц. То есть 3 машины в день.

Вертолет - главная техника морской пехоты во время вьетнамской войны. В условиях труднопроходимых джунглей и бездорожья это единственный транспорт, который к тому же способен прикрыть огнем пехоту.

Однако вертолет - легкая мишень по сравнению с самолетами. Не обязательно иметь ПВО, чтобы его сбить. С 1972 года у вьетконговцев на вооружении появились советские ПЗРК «Стрела». Овладеть ими мог любой крестьянин. Именно в 1972 году США поняли, что эту войну им не выиграть.

«Рождественские бомбардировки» и окончание войны

В 1972 году Север предпринял еще одну попытку крупного наступления, используя танковые силы. Однако при помощи южане отбили эту атаку.

После этого США осуществили серьезные ковровые бомбардировки по крупным городам Севера: Ханою и Хайфону. Операция получила название «Рождественские бомбардировки». Северному Вьетнаму пришлось сесть за стол переговоров, после которых американцы быстро вывели свои войска. Потери США во Вьетнаме по годам посчитать сложно. Эта война является рекордной по количеству убитых американских солдат. Дезертирство в армии процветало, все города были напуганы проезжающими военными, которые раздавали флаги. Это означало смерть в бою близкого родственника. Потери США во Вьетнаме (фото приводятся в статье) колеблются в пределах 40-60 тыс. человек. Это не считая пуэрториканцев, которые нанимались в армию для получения гражданства, а также раненых и изувеченных. Они не вошли в эту цифру, но для общества они также были потеряны.

Знаменитый боксер Мухаммед Али именно тогда стал мусульманином и принял новое имя, так как это давало бронь от призыва. Многие эмигрировали из страны. Вьетнамцев же на этой войне погибло более 1 млн. человек, включая женщин и детей.