И с никитин русь главная тема. И.С

Материнский капитал

Цели:

  • обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;
  • пополнение словарного запаса;
  • развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;
  • знакомство с понятием «риторический вопрос»;
  • воспитание любви к русской поэзии.

Оборудование: музыкальная запись романса Э.Ф. Направника «Русь», портрет И.С. Никитина, мультимедиа, слайды на тему «Родина», выставка книг, слайды на тему «Родина», карточки «Приемы художественной выразительности: былинный стих, эпитеты, инверсия, риторические вопросы, сравнение, олицетворение, метафора».

Подготовка к уроку учащихся:

  • 2 ученика получают задание растолковать по словарю слова «шатер, нива, мгла, державная»;
  • все учащиеся учат по самостоятельному выбору стихи на тему «Родина»;
  • 2-3 учащихся подготавливают сообщение о жизни поэта.

ХОД УРОКА

1. ОВУ

2. Проверка домашнего задания

– Вчера, на уроке рисования мы с вами начали разговор на тему «Родина», увидели, как художники с помощью красок выражают свои чувства к Родине. Сегодня на уроке мы продолжим работать над этой темой, увидим как художники слова, поэты, передают свои чувства…
На дом вам было задание: самостоятельно подобрать и выучить наизусть стихотворения, объединенные темой «Родина».

(В ходе чтения детьми стихотворений, на экране – необходимые фотографии, картины. См. Приложение .)

3. Актуализация знаний

«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар разливается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается….» («Утро»)
– Кто автор данных слов.

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек.
Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

4. Работа над новым материалом

5. Постановка цели урока

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?
– Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян, понять, почувствовать что вы сами….

6. Первичное восприятие

– Внимательно послушайте стихотворение. Подумайте, какие чувства владели поэтом, когда он писал свои стихи. Какие чувства возникли у вас?
Читает учитель.

7. Проверка первичного восприятия

– Подумайте, почему это стихотворение принесло славу Никитину? (Его восхищение богатством и простором Руси, гордость поэта за свою Родину, за ее героический народ.)

8. Лингвистическое комментирование .

На экране (анимацией):

Шатер – высокая крыша;
Державная – государственная;.
Нива – засеянное поле;
Брань – война, битва.;
Мгла – непрозрачный воздух.

9. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитаем по цепочке, подумаем сколько картин вы бы нарисовали?

10. Вторичное чтение и анализ

– По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (Народную песню, напевно)
– Как вам кажется, почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение, по звучанию своему похоже на протяжную песню? (Поэт писал его былинным стихом).
– Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Мурава лугов ковром сте лется.
Виноград в садах налива ется.

– На какой слог от начала строки падает ударение?
– На какой слог от конца строки падает ударение? (На третий слог от начала и на третий слог от конца).
– Приведите для примера какое-нибудь четверостишие.
– Есть ли в стихотворение рифма? (Нет. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворение ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке. Два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворение «Русь»)
– Почему, для того чтобы воспеть Русь поэт выбирает былинный стих? (Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии. На эти приемы мы обязательно обратим внимание.)

Начиная со четвертого четверостишия выделите устойчивые, характерные для фольклора, эпитеты вместе с определяемыми словами (снег, что белый пух; море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая…)

Обычно мы прилагательные ставим впереди определяемого слова, например: сильная рука, высокий человек, длинная дорога. Но в фольклорных произведениях чаще бывает наоборот. В былинах, например, говорится так: сила богатырская, поле чистое, … Такой прием называется ИНВЕРСИЕЙ – необычный порядок слов в строке, предложении для выделения наиболее важных слов. (на экране)Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет им удерживать заданный ритм.

– Итак, почему Никитин использует инверсию? (Чтобы стихотворение звучало, как былина)
– Стихотворение «Русь» длинное. Попробуем разбить его на 4 части. Первая часть – 10 строф – заканчивается словами: «Широка ты, Русь, по лицу земли /В красе царственной развернулася»
– Перечитаем по цепочке отрывок. Но помните, что ошибку в чтении допускает тот, кто интонационно присоединяет последнюю строку в четверостишии к предыдущей, третьей строке. Нельзя читать так: Вижу – даль степей зеленеется» или «Цепи гор стоят великанами». Необходима пауза после 3 строки. Этого хотел поэт, поэтому и выделил слова «зеленеется», «великанами» в отдельную строку.

1 часть

Работа над 1-й частью после прочтения ее учащимися.

– Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину? (Ее необъятность)
– Как удается Никитину описать бескрайние просторы Руси? Объясните.
– Расскажите о своем понимании этих строк: (7)

Подымается грудь/// Море синее /// И горами лед /// ходит по морю

– Где «горами лед ходит по морю»?
– Как мы называем эти ледяные горы? (Слайд – Айсберги)
Что видят люди, когда «подымается грудь море синее»? (Слайд – волны)
– Какие приемы использует поэт в этих строках? (Олицетворение. Сравнение)
– Расскажите о том, как вы понимает следующую строфу: «И пожар небес / ярким заревом. Освещает мглу /// непроглядную»
– О какой неприглядной тьме говорит поэт, и что он называет «пожаром небес»? (Непроглядная тьма бывает на севере полярной ночью, небо там иногда освещается северным сиянием- слайд)
– Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картин южной картины рисует картины суровой Арктики. Завершает эту часть стихотворения обращение поэта к Родине.

Анализ синтаксиса поэтической речи

– Двусоставные предложения придают речи развернутость описания, панорамность (Широта, объём).
– Обратите внимание, какие предложения в двух последних четверостишиях. (Восклицательные)
– Как надо читать эти строки, с какой интонацией? (Торжественно)
– Восклицательные интонации подчеркивает силу чувств поэта, его восхищение величием Руси.
– Прочитайте торжественно два четверостишия, которые завершают первую часть, в парах, передав восклицательную интонацию.
– Какими словами автор подчеркивает величие Руси? (Русь державная, в красе царственной)
– Как можно озаглавить 1 часть? ("Необъятная, царственная Русь")

2 часть

– Прочитайте про себя следующие 4 четверостишия.
– С какой интонацией следует читать каждое четверостишия? (Вопросительной)
– Прочитайте эти строфы, правильно передав интонацию.
– К кому обращены эти вопросы? (К Родине)
– По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.)
– Такие вопросы, ответ на которые заранее известен, называют РИТОРИЧЕСКИМИ.
– Что еще заметили читая эти строки? (Чтобы подчеркнуть близость стихотворения к фольклорным традициям, поэт трижды начинает одинаково «У тебя ли нет?» единоначатие)
– Прочитайте эти строфы так. чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что все, о чем спрашивает поэт, Родина имеет.
– Эту часть мы озаглавим – "Риторические вопросы".

3 часть

– После риторических вопросов начинается 3 часть, в которой поэт вспоминает героическое прошлое нашей Родины.

Чтение 3 части.

– Знаете ли вы о каких победах Руси напоминает поэт? Зачитайте и прокомментируйте. (Нашествие татаро-монгольского ига, война с Польшей, война с французами)
– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)
– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)
– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)
– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)
– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов
Поднялася Русь…На кровавый пир

– Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели армии Наполеона.

И в глухих степях …О них плакали!

– Этими словами заканчивается 3 часть. Как ее можно озаглавить? (Русь непобедимая).
– Какие слова выбирает поэт, рассказывая о том, что никто не мог завоевать русскую землю?

4 часть

– Прочитайте. Здесь поэт пишет о своей гордости настоящим, а не прошлым своей Родины и объясняется в любви к ней.
– Как можно ее озаглавить? (Объяснение в любви к Родине)
– Прочтайте эту часть про себя и подготовьтесь к чтению вслух двух последних четверостиший.
– Как следует читать последние 2 четверостишия? (Торжественно, взволнованно)

Учащиеся читают последние 2 четверостишия.

11. Обобщение

1. Необъятная, царственная Русь.
2. Риторические вопросы.
3. Русь непобедимая.
4. Объяснение в любви Родине.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)
– Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение?
– Почему вы так думаете?
– Соотнесение иллюстраций с текстом.
– На слова Никитина создано более 60 романсов и песен. Прослушивание музыкальной записи.

12. Итог урока

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня?
– Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения?
– Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Анализ своей работы учащимися (сигнальные карточки).

13. Домашнее задание

– Выразительное чтение стихотворения.
– По желанию проиллюстрировать данное стихотворение.
– Продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения на тему «Родина».

анализ стихотворения Никитина,Русь"

  1. Стихотворение "Русь" принесло славу Никитину. Поэт восхищается богатством и простором Руси.
    В стихотворении нет рифмы. В народных стихах ее часто не бывает. Но в стихотворении ритм важнее рифмы. В былинах три ударения в строке: два из них стоят на третьем от начала и на третьем от конца слогов, а третье ударение располагается свободно. Такой же ритм в стихотворении Русь. Чтобы воспеть Русь, поэт выбирает былинный стих. Былины воспевают богатырей защитников страны. Могучую, как богатырь, страну поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Стихотворение напоминает народную песню. Былинный стих звучит напевно, протяжно, как народная песня.
    Родина не только степи, горы, луга и поля. Родина это народ. И о народе поэт рассказывает, используя приемы, присущие народной поэзии. Необычный порядок слов в строке, в предложении служит для выделения наиболее важных слов. Сказителям так было удобнее, потому что они знали: в строке, которая заканчивается прилагательным, ударение обязательно будет на третьем слоге от конца. Это поможет удерживать заданный ритм. Никитин использует инверсию, чтобы стихотворение звучало, как былина. Критик Олег Лагунский так писал о стихотворении Русь:

    Когда читаешь Русь - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовтся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть ГИМН отчей земле! "

    Стихотворение делится на 3 смысловые части. Первая часть- описывается природа Руси. Вторая часть посвящена истории России. В третьей части описывается богатство родной земли, гостеприимство русского народа,
    открытость страны для тех, кто придт с добром. Стихотворение Русь - это гимн родной земле.

  2. капец
  3. Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  4. Пипец план составить трудно
  5. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России

    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную....
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
  6. План.
    1. Описание природы
    2. Посвящение истории России
    3. Описание богатств родной земли
    Текст
    1 часть
    Начало
    И поля цветут
    И леса шумят
    И лежат в земле
    Груды золота
    Конец части
    Освещаем мглу
    Непроглядную....
    2 часть
    Начало
    Это ты моя
    Русь державная
    Конец части
    Муравьм кишит
    Православный люд
    3 часть
    Начало
    По седым морям
    Конец
    Сложить голову
    Нравится Пожаловаться
    Яна Лисничук Ученик (125) 3 недели назад
    Под большим шатром
    Голубых небес
    Вижу даль степей
    Зеленеется.

    И на гранях их,
    Выше темных туч,
    Цепи гор стоят
    Великанами.

    По степям в моря
    Реки катятся,
    И лежат пути
    Во все стороны.

    Посмотрю на юг
    Нивы зрелые,
    Что камыш густой,
    Тихо движутся;

    Мурава лугов
    Ковром стелется,
    Виноград в садах
    Наливается.

    Гляну к северу
    Там, в глуши пустынь,
    Снег, что белый пух,
    Быстро кружится;

    Подымает грудь
    Море синее,
    И горами лед
    Ходит по морю;

    И пожар небес
    Ярким заревом
    Освещает мглу
    Непроглядную.. .

    Это ты, моя
    Русь державная,
    Моя родина
    Православная!

    Широко ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулася!

    У тебя ли нет
    Поля чистого,
    Где б разгул нашла
    Воля смелая?

    У тебя ли нет
    Про запас казны,
    Для друзей стола,
    Меча недругу?

    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов?

    Перед кем себя
    Ты унизила?
    Кому в черный день
    Низко кланялась?

    На полях своих,
    Под курганами,
    Положила ты
    Татар полчища.

    Ты на жизнь и смерть
    Вела спор с Литвой
    И дала урок
    Ляху гордому.

    И давно ль было,
    Когда с Запада
    Облегла тебя
    Туча темная?

    Под грозой ее
    Леса падали,
    Мать сыра-земля
    Колебалася,

    И зловещий дым
    От горевших сел
    Высоко вставал
    Черным облаком!

    Но лишь кликнул царь
    Свой народ на брань
    Вдруг со всех концов
    Поднялася Русь.

    Собрала детей,
    Стариков и жен,
    Приняла гостей
    На кровавый пир.

    И в глухих степях,
    Под сугробами,
    Улеглися спать
    Гости навеки.

    Хоронили их
    Вьюги снежные,
    Бури севера
    О них плакали!. .

    И теперь среди
    Городов твоих
    Муравьем кишит
    Православный люд.

    По седым морям
    Из далеких стран
    На поклон к тебе
    Корабли идут.

    И поля цветут,
    И леса шумят,
    И лежат в земле
    Груды золота.

    И во всех концах
    Света белого
    Про тебя идет
    Слава громкая.

    Уж и есть за что,
    Русь могучая,
    Полюбить тебя,
    Назвать матерью,

    Стать за честь твою
    Против недруга,
    За тебя в нужде
    Сложить голову!

  7. можно план составить плз

Тухтубаева Эльза Айнулловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 13 города Сургута

Тема: И. С. Никитин «Русь».

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»

Задачи:

Образовательные:

    Формировать у учащихся начальное представление о патриотической лирике

    Познакомить с понятием «Риторический вопрос» и ролью таких вопросов в произведении.

Воспитательные:

    Способствовать развитию у учащихся чувства патриотизма посредством знакомства с патриотической лирикой.

    Способствовать развитию у учащихся нравственных качества: чувства любви к Родине, гордости за Родину посредством осознания принадлежности к русскому народу и истории России.

Развивающие:

    Способствовать развитию у учащихся навык осознанного беглого чтения посредством работы над литературным произведением.

    Способствовать развитию у учащихся связной монологической речи путём вовлечения их в диалог, обсуждение.

    Способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков: умения общаться в группе, высказывать и отстаивать свою точку зрения посредством организации групповой работы при подготовке к уроку.

Здоровьесберегающие:

    Сохранять здоровье учащихся путём оптимального сочетания на уроке учебного труда и отдыха, смены видов деятельности, создания ситуации успеха и доверительной атмосферы на уроке.

Планируемый результат, УУД, формируемые на уроке:

Предметные:

Ученик получит возможность отработать навык осознанного беглого чтения, отработать навык деления текста на смысловые части, познакомиться с понятием «Риторический вопрос»

Личностные:

Ученик получит возможность

    проводить самооценку и оценку деятельности своих товарищей.

    формирования основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

Метапредметные:

Познавательные:

Ученик получит возможность

    научиться ориентироваться в своих знаниях,

    находить ответы на поставленные вопросы в изучаемом тексте,

    научится использовать жизненный опыт,

    извлекать информацию из дополнительных источников.

Регулятивные:

Ученик получит возможность:

    определять и формулировать тему и цель урока,

    планировать свою деятельность в соответствии с целью урока,

    вносить коррективы в план действий.

Коммуникативные:

Ученик получит возможность

    научиться оформлять свои мысли в устной форме,

    слушать и понимать речь других, договариваться о правилах работы в группе.

Основные понятия:

риторический вопрос.

Применяемые на уроке технологические приёмы и методы:

    Технология продуктивного чтения.

    Проблемно – диалогическая технология.

    ИКТ технологии

    Метод групповой работы.

Ресурсы:

Учебник «Литературное чтение» 4 класс часть 2 автор Климанова

Компьютер, проектор, экран.

Толковые словари для работы в группах.

Организация пространства:

групповая работа, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

1.Орг. момент

2.Актуализация знаний

(Звучит песня « Россия! Русь!»).

Какие чувства вы испытали, слушая эту песню. (Гордость, восхищение)

О чём и о ком эта песня? (О Родине, о защитниках нашей родины, об истории нашей Родины и т.д.)

Какие слова схожие по значению прозвучали в этой песне? (Слайд 1) Русь, Россия, Отечество, Отчизна, Держава) .

Как они называются ? (синонимы).

С чем ассоциируются у вас эти слова? (богатыри, Александр Невский, Дмитрий Донской, мать, отец, русский народ, берёзка, родной дом, голубое небо, защитники, патриоты, красивая природа …

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Сформулируйте тему урока (на уроке будем говорить о Родине)

3.Сообщение темы урока

Сегодня мы будем говорить о Родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь».

(Слайд 2) Тема нашего урока: Образ Родины в поэтическом стихотворении «Русь».

Чем же мы будем заниматься на уроке?

1. Знакомиться с биографией поэта.

2. Работать с текстом

3. Анализировать

4. Вести дискуссию

5. Рассуждать

6. Делать выводы

(Слайд 3) Тема Родины издавна волновала всех поэтов и писателей. Не исключением был и великий русский поэт Иван Саввич Никитин.

Сейчас вы будете работать в группах. Перед вами лежит текст с биографией поэта. Вам нужно прочитать его, затем, посоветовавшись в своих группах кратко и чётко ответить на поставленные вопросы словами текста.

Где?

Когда?

Чем?

Что?

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824г. в г. Воронеже. Отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в Воронежском духовном училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлеб. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, и показать другим. Первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность. Оно понравилось всем. Поэт - самоучка сразу стал знаменитым. Скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства открыл в своём городе книжный магазин и библиотеку, которые стали центром литературной и общественной жизни города. На слова Никитина написано более 60 романсов и песен. Его стихи переведены на языки разных народов мира.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Где родился поэт?

г. Воронеже

Когда родился?

Чем занимался?

Писал стихи, выпустил сборник стихотворений, открыл книжный магазин и библиотеку.

Что принесло известность поэту?

Стихотворение «Русь»

Сейчас мы перейдём на стихотворение.

Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении»?

(подготовить картинки)

    О красоте природе

    О защитниках

    О богатстве нашей Родины

    О подвигах

4. Первичное восприятие стихотворения.

1. Определить характер стихосложения

2. Оценить прогноз по содержанию стихотворения

5. Беседа после чтения

Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими впечатлениями.

Какие чувства вы испытали?

Ваш прогноз подтвердился?

По характеру стихосложения, что напоминает это стихотворение?

( Оно напоминает фольклорное произведение,

народную песню,

оно простое, но звучное, чёткое, строгое.

Это необыкновенное стихотворение очень легко читается)

6. Словарно-лексическая работа.

В стихотворении встретились такие слова. Всё ли вам понятно?

Значения, каких слов вам непонятны?

Нива - засеянное поле

Мурава - молодая трава

Зарево - отсвет пожара

Казна - деньги, имущество государства

Курган - холм

Полчище - огромное войско

Ляхи - польские воины

Кишит - шевелится

Православные - люди, христианской веры

Груда - большая куча

Держава – государство

Русь - Россия

Шатёр - большая палатка, крытая тканью, коврами.

Грань – плоская часть поверхности.

Нужда – недостаток в необходимом, бедность.

Брань – война, битва

Мгла - непрозрачный воздух

Группа ребят работала с толковыми словарями. О ни помогут вам объяснить значения непонятных слов.

7. Работа по содержанию текста (работа в группах)

А теперь я предлагаю поработать в группах и подумать над вопросом.

Сколько смысловых частей содержится в этом стихотворении?

Сначала каждый из вас прочитайте самостоятельно стихотворение, затем посоветуйтесь и обсудите в своей группе, сколько смысловых частей в тексте.

Давайте пообсуждаем.

Скажите, сколько смысловых частей вы выделили?

( фиксирую на доске)

1 гр. -

2 гр. -

3 гр. -

4 гр. -

Прочитаем 1 часть (читает представитель одной из групп).

Чему она посвящена?

(Описывается природа Руси)

Что вызывает восхищение поэта, когда он описывает Родину?

(ее необъятность, просторы Руси, природа )

Можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

( Одновременно это увидеть нельзя)

( Он строит так описание природы для того, чтобы показать, какую огромную территорию занимает Русь.

Какой образ пытается создать автор для своих читателей?

(Хочет создать образ необъятной Родины с красивой природой)

Расскажите о своём понимании этих строк:

Подымает грудь

Море синее,

И горами лед

ходит по морю

Где «горами лёд ходит по морю»?

Как мы называем эти ледяные горы? (Айсберги)

Что видят люди, когда «подымает грудь море синее»? (волны)

Найдите строки в стихотворении, которыми автор показывает необъятность нашей Родины.

Гляну к северу …

Посмотрю на юг …

(- Чтобы подчеркнуть необъятность страны, поэт после картины суровой Арктики, рисует картины южной стороны.)

Ещё раз прочитайте последние два четверостишия в этой части.

Что в них заключено? (восхищение автора величием Руси)

( Русь державная, в красе царственной)

Как можно озаглавить 1 часть

1.Описание природы Руси.

2часть .

О чём говорится во 2 части стихотворения?

(Об истории Руси . )

Обратите внимание на первые четыре четверостишия этой части.

Что заметили необычного?

(Это вопросительные предложения )

Прочитайте эти строки, правильно передав интонацию.

Подумайте, кому обращены эти вопросы? (К Родине)

А как вы думаете, а сам поэт знает ответы на эти вопросы?

( Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает и на все вопросы ответит утвердительно.)

Такие вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами .

Прочитайте эти строки ещё раз так, чтобы в них звучал не только вопрос, но и уверенность, что всё, о чём спрашивает поэт, Родина имеет.

(о героическом прошлом нашей Родины)

О каких победах Руси напоминает поэт?

1.Нашествие татаро-монгольского ига - 8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

2.Война с Польшей - В борьбе с иностранными захватчиками в 17 веке Россия отстояла свою независимость. Кузьма Минин и талантливый полководец князь Дмитрий Пожарский, собрали народное войско и прогнали поляков из Москвы. День 4 ноября, когда Москва была окончательно освобождена от врагов, мы отмечаем как День народного единства.

3. Война с западными захватчиками - В 1240 году на Русь напали с запада. Но князь Александр Невский со своей дружиной разбили шведов на реке Неве 15 июля 1240 года и немецких рыцарей – крестоносцев на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

4. Отечественная война с французами - В июне 1812 году французская армия во главе Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Но главнокомандующий войсками, талантливый полководец Михаил Илларионович Кутузов со своей армией, изгнали французское войско из России. Решительное сражение произошло на широком и просторном поле у села Бородина, 26 августа 1812 года.

Найдите и прочитайте в тексте

Где поэт стелет постель для незваных гостей (под сугробами)

Как в стихотворении называет битву? (кровавый пир)

В чем видит поэт силу России? (сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

Найдите и прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний:

Вдруг со всех концов

Поднялася Русь.

Собрала детей,

Стариков и жён,

Приняла гостей

На кровавый пир

Итак, мы с вами видим, что русский народ неоднократно поднимался на защиту своей Родины, поднимался и стар, и млад.

А какое ещё историческое событие 20 века мы можем увидеть за строками стихотворения?

(Великую Отечественную войну 1941 -1945 года с Гитлером )

Какую важную дату наша страна будет праздновать в этом году?

(70 - летие со дня великой победы над фашизмом.)

Прочитайте строки, в которых рассказывается о гибели врагов.

И в глухих степях …

Под сугробами,

Улеглися спать

Гости навеки.

Хоронили их

Вьюги снежные

Бури севера

О них плакали!

Что он выражает в этих строчках?

(Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость, если будет необходимо, русский народ встанет на защиту своей Родины)

Как назовём 2 часть?

2. Описание истории Руси.

3 часть .

О чём говорится в 3 части? (о богатстве родной земли, о гостеприимстве русского народа, об открытости сраны для добрых гостей, кто придёт с добром, славится Русь .)

( поэт прославляет богатство и величие Руси, гордится Родиной своей)

А в каком времени И.С. Никитин проявляет свою гордость? О каком времени идёт речь? (о настоящем своей страны)

В каких строчках заключается главная мысль стихотворения?

(в двух последних четверостишиях)

И уж есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью…

Прочитайте.

Как можно озаглавить эту часть.

3. Прославление богатства и величия Руси.

Что значит, для поэта любить Русь?

Любить природу Руси

Любить русский народ.

Знать и помнить историю своей Родины.

Какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свое произведение? (Гордость, восторг, любовь и уважение к своей стране, русскому народу.)

В начале урока вы говорили про свои чувства после того, как мы проанализировали стихотворение, поменялись ваши чувства?

Подумайте, что хотел передать поэт своим стихотворением нам – своим потомкам? (любить и защищать свою Родину, помнить историю своей страны, гордиться защитниками нашего Отечества …..

Вам понравилось стихотворение? Каким оно получилось?

(выразительным, ярким, образным, эмоциональным)

Как вы думаете благодаря чему?

(благодаря выразительным средствам языка )

Приведите примеры из текста?

- Итог урока

А на итог урока я предлагаю составить синквейн на тему Родину.

Вы можете работать в группе, в парах, индивидуально.

Родина!
Бескрайняя, великая!
Заботится, защищает, вдохновляет!
Где родился, там - пригодился!
Дом!

Россия.
Сильная, великая, огромная.
Любим и гордимся.
Земля отцов и дедов.
Отчизна.

(проверка)

А сейчас я предлагаю вам послушать песню в исполнении Кубанского хора на стихи И.С Никитина «Русь»

(Можно провести работу в группах, если останется время на уроке)

1 группа выписывает эпитеты : ( море синее, мгла непроглядная, поле чистое, старина святая, лях гордый, туча темная, мать сыра земля, свет белый, слава громкая, Русь Могучая, Русь державная, воля смелая, зловещий дым, чёрным облаком, глухие степи, седые моря.)

2 группа олицетворение: лёд ходит, нивы движутся, море подымает грудь, пожар освещает, воля нашла разгул, леса падали, дым вставал, поднялася Русь, собрала, приняла, вьюги хоронили, бури плакали, корабли идут на поклон

3 группа сравнение : нивы, что камыш, снег, что белый пух, цепи гор стоят великанами, мурава ковром стелется, муравьём кишит,

4 группа метафоры: шатёр небес, цепи гор, пожар небес, назвать матерью,

(Небеса как шатер, горы как цепи, небо как пожар, Русь, как мать)

И.С.НИКИТИН «РУСЬ»

* обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;

* пополнение словарного запаса;

* развитие навыков чтения: правильности, сознательности, выразительности;

* знакомство с понятием «риторический вопрос»;

* воспитание любви к Родине, русской поэзии.

ХОД УРОКА:

1.Оргмомент.

Звучит песня на слова И.С.Никитина. Слайд 1.

2. Постановка темы урока.

Сегодня мы познакомимся с литературным произведением нашего земляка, рассказывающим об истории нашей страны, её героическом прошлом, о людях, защищавших её.

3.Актуализация знаний.

Как вы понимаете слово «земляки»?

Заранее подготовленный ученик зачитывает выписку из толкового словаря о значении слова «земляк».

Отгадайте, о произведении какого всем вам известного нашего земляка пойдёт речь сегодня на уроке?

«Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, – Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай..» (Встреча зимы)

«Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнёзд понавьют, – посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари!» («Полно степь моя, спать беспробудно»)

«…Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар разливается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается….» («Утро»)

4. Работа по теме урока.

Что вы знаете о Никитине?

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом-владельцем свечного завода. Учился в училище, но не закончил его, т. к. отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах. Все тяготы взрослой жизни взял на себя маленький Иван Саввич. Ему пришлось очень много работать, чтобы заработать на хлебушек. Стихи он стал писать очень рано, но долго не решался их напечатать, показать их другим. И первое напечатанное стихотворение Никитина «Русь» принесло ему известность, скоро он выпустил целый сборник своих стихотворений, на вырученные средства впоследствии он открыл книжный магазин и библиотеку.

Похоронен Никитин в Воронеже, рядом со своим поэтом-земляком Кольцовым. В нашем городе есть памятник Никитину.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением, которое он впервые напечатал и, которое ему принесло известность. Кто запомнил, как оно называется?

Русским читателям 19 века имя поэта стало известно после стихотворения «Русь». Оно понравилось всем. Поэт-самоучка сразу стал знаменитым. Видимо Никитин сумел выразить в стихотворении то, что жило в сердце каждого русского человека. Наша задача сегодня на уроке: разобраться, понять, почему это стихотворение нашло отклик в душах многих россиян.

Один из литературных критиков писал:

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!"

Согласитесь вы или нет со словами критика о произведении И.С. Никитина, посмотрим. А пока давайте послушаем стихотворение.

Звучит аудиозапись, дети следят за текстом по учебнику.

Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

Какие чувства возникли у вас?

«Жужжащее» чтение стихотворения.

Подумайте, на сколько частей можно разделить это стихотворение? (3 части)

Чему посвящена первая часть?

1 часть: описание природы Руси.

Чему посвящена вторая часть?

2 часть: описание исторических событий.

Чему посвящена третья часть?

3 часть: прославление богатства и величия Руси.

Лингвистическая работа. Слайд 8

Как вы понимаете слова: шатёр, нива, мгла, брань, державная, православная.

(Если дети затрудняются с ответом, то заранее подготовленные дети поясняют.)

Работа над выразительностью чтения.

По характеру стихосложения, что напоминает это произведение? (народную песню или былину)

Верно, поэт писал это стихотворение былинным языком.

Чтобы убедится в том, что стихотворение написано былинным стихом, соединим в любой строфе 2 строки попарно и поставим ударение: на экране анимация

Н-р: Мурава лугов ковром стелется.

Виноград в садах наливается.

На какой слог от начала строки падает ударение?

На какой слог от конца строки падает ударение?

(на третий слог от начала и на третий слог от конца)

Есть ли в этом произведении рифма? Почему? (Нет.)

А есть ли ритм? (Да.)

Как выдумаете, почему, чтобы воспеть Русь автор выбирает былинный стих?

Былины воспевают богатырей – защитников страны. Могучую, как богатырь, страну Поэт хочет восславить стихами, подобными народным. Родина – не только степи, горы. Родина – это народ. И о народе Никитин хочет рассказать, используя приемы, присущие народной поэзии.

Работа над первой частью. Слайд 9

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

Какой образ Руси создаёт поэт?

Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.(" Широка ты, Русь...")

Каким чувством пронизаны эти строки? (Гордость, любовь, почитание.)

Прочитайте выразительно 1 часть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа над второй частью. Слайды 10-12

Чему она посвящена вторая часть? (Истории России.)

Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.

– К кому обращены эти вопросы? (К Родине) – По-вашему мнению, поэт задает эти вопросы, потому что не знает ответа? Или поэт знает ответ на свои вопросы? (Конечно, он знает ответ на задаваемые вопросы. Более того, он уверен, что и читатель тоже знает тоже и на все вопросы ответит утвердительно.) – Такие вопросы требуют ответа? (Нет.)

Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.

Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? Да потому, что утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым.

Найдите во 2 части исторические эпизоды, которые упоминает поэт.

(На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение "Исторические справки о татаро- монгольском иге".

(Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки о борьбе Руси с Литвой и Польшей".

(И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча тёмная?)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение " Исторические справки об Отечественной войне 1812 года".

Как вы думаете, единожды ли в истории России было, когда стар и млад поднимались на борьбу?

– Как он называет он врагов? (Гость незваный, туча чёрная, гроза, гости)

– Где поэт стелет постель для незваных гостей? (Под сугробами)

– Как в стихотворении называет битву? (Кровавый пир)

– В чем усматривает поэт силу России? Почему она победила Францию? (Сила в единстве, на борьбу поднялся весь народ)

– Прочитайте строки, в которых поэт рассказывает о единстве русского народа в дни суровых испытаний. (Вдруг со всех концов поднялася Русь…На кровавый пир.)

Какое ещё событие 20 века мы можем увидеть за этими строками?

Почему же поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

Этим поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.)

Выразительное чтение 2 части.

Работа над третьей частью. Слайд 13

Чему она посвящена? (В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей, её славы.)

Что значит для поэта любить Русь?

Выразительное чтение 3 части.

– Перечитайте стихотворение, найдите, какими словами-синонимами Никитин заменяет слово «Русь» (родина, мама, современное: отечество, Россия, отчизна)

5.Итог урока. Рефлексия.

Можно ли назвать это произведение гимном России?

Что хотел передать Никитин нам - своим потомкам этим стихотворением?

– С какими новыми понятиями познакомились сегодня? – Поделитесь своими впечатлениями от изучения данного стихотворения? – Какова основная мысль стихотворения? (2-е последние строфы)

Вспомните слова критика, согласны ли вы с ними? Почему?

Дополнительное задание.

1) Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2) Напишите мини - сочинение - рассуждение о том, как наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную…

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей - стола,
Меча - недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,

И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Анализ стихотворения «Русь» Никитина

Одно из ранних произведений И.Никитина — «Русь». Многие литературоведы считают это стихотворение центральным в творчестве поэта. Рожденный в Воронеже, И. Никитин отразил во многих произведениях отношение к русской земле, жизни, народу. Стихотворение «Русь» появилось в 1853 году, его опубликовали в местной газете.

Стиль произведения близок к древним народным сказаниям. Это проявляется в словах, характерных для народных песен: мурава, пир, брань; в эпитетах («море синее», «поле чистое», «мать сыра земля»). С народными былинами роднит стихотворение своеобразная композиция. В нем нет четкой рифмы, единство слов и строк поддерживается с помощью размера, за счет этого поддерживается четкий ритм.

Большое количество гласных придают мелодичность, напевность произведению.

Всего 29 четверостиший, стихотворный размер ямб. Применяются архаическая лексика, восторженные эпитеты, восклицания. Торжественные слова выделяют важные части произведения и создают определенное настроение.

По смыслу стихотворение делится на три части:

  • описание природы родной земли;
  • путешествие в историю народа;
  • воспевание Руси, любовь к ней.

Тема произведения — безграничная любовь и уважение к народу, его истории.

Описание просторов Руси подчеркивает ее необъятность. Возникает ощущение, что автор рассматривает страну с высоты птичьего полета. Яркие сравнения создают четкий визуальный образ. Автор говорит о бескрайних полях и равнинах, о степях и лугах, густых лесах. Не забыл и о снежных просторах Севера, морях и горах, цветущих садах Юга нашей страны.

Кроме богатства российских земель, используя метонимию, И. Никитин в понятие «Русь» вкладывает значение «русский народ».

Чтобы показать великие качества людей, населяющих Великую державу, — смелость, стойкость, любовь к своей Великой Родине, автор вспоминает важные для страны исторические сражения. Это татаро-монгольское нашествие, сражения с Литовским Царством и Отечественную войну 1812 года.

Народ стал победителем в этих испытаниях, благодаря своей вере, единству и мощи. И. Никитин вспоминает, как «со всех концов поднялася Русь», никто не остался в стороне, ни дети, ни женщины, ни старики. Неоднократно упоминается о православии, как огромной объединяющей российских людей силе.

Основной мыслью стихотворения звучит любовь народа к своей земле, за которую не жалко и жизнь отдать.

В финале произведения говорится о славе страны, которая идет «во всех концах света белого». Есть за что любить и «называть матерью» свою Великую державу русскому народу. Стихотворение «Русь», несмотря на внешнюю простоту, является одним из лучших патриотических произведений середины 19 века.