О знаках препинания. Расставьте знаки препинания в нижеприведенных периодах Знаки препинания в периоде

Кредиты 

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка . Она встречается в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Кроме того, напомню, что в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.


Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Даль дает такое объяснение слову точка:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Не случайно корень -точ- вошел в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие . А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная , восклицательный – точка удивления . В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Запятая считается наиболее распространенным знаком препинания.

По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“ . В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, а также в первой русской грамматике 18 века.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого.

Вопросительный знак для выражения вопроса закрепляется лишь в XVIII веке.


К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Изначально тире называли „молчанкой“.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки . Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире ) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“ . Таким образом, кавычки – „ следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся в ходе коллективной исследовательской работы с предложением-периодом как особым видом сложного предложения, его строением, интонационным и пунктуационным оформлением.
  2. Показать стилистические возможности предложения-периода.
  3. Повышать общий уровень развития и культуры учеников, воспитывать любовь к русскому слову.

Ход урока

1.Сообщение темы и целей урока.

2. Коллективная исследовательская работа.

1) На экран проецируется предложение:

Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов)

2) Выполнить задания:

  1. Записать предложение, объяснить пропущенные буквы.
  2. Как поняли выражение “на вершине Ивана Великого”?
  3. Подберите синоним к слову панорама.
  4. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части предложения в составе сложного.
  5. Каков интонационный рисунок этого предложения?
  6. Постановку какого знака вы пока не можете объяснить? (Тире)

3. Обобщение по результатам исследовательской работы.

Предложение, подобное тому, что мы записали, называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением.

Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения.

Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной.

Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире.

4. Закрепление материала.

1) Работа над стихотворением М. Ю. Лермонтова “Когда волнуется желтеющая нива…”

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,-

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

а). Прочитайте стихотворение М. Ю. Лермонтова выразительно вслух, предварительно оформив его интонационный рисунок.

б). Как называется такая синтаксическая конструкция? Докажите.

в). Укажите части предложения в составе сложного. Выделите знаки препинания, объясните постановку тире.

2) Найдите период в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин” (глава 4, строфа 13), спишите его, найдите части периода. Объясните стилистическую функцию этого периода. Произведите пунктуационный разбор предложения.

Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел;
Когда б мне быть отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, -
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Скажу без блесток мадригальных:
Нашед мой прежний идеал,
Я, верно б, вас одну избрал
В подруги дней моих печальных,
Всего прекрасного в залог,
И был бы счастлив…сколько мог!

3. Конструирование предложения. Завершите предложение так, чтобы первая часть периода состояла из 3 частей. Учтите, что лексическое наполнение предложения-периода должно гармонировать с этим средством эмоциональной речи.

Если мы стали грамотными и воспитанными, если мы научились дружить и дорожить…, если мы поняли, что от нас зависит…,- то всем этим мы обязаны … .

4. “Проба пера”

Периодическая речь часто используется в стихах для детей. Она может быть очень простой, ясной:

Если мороз надышал на стекло,
Если от снега кустам тяжело,
Если на маме пуховая шаль, -
Значит, на улице месяц февраль.
(Е. Трутнева)

Попробуйте сочинить стихотворение-период на тему “Весна”.

Если солнце светит ярко,
Если в шубе уже жарко,
Если людям не до сна, -
Значит, к нам пришла весна.

5. Итоги урока.

6. Задание на дом:

Написать в прозе или в стихах предложение-период с временными или условными придаточными, передав в нем свои чувства – радости, восхищения и т. п. Сделать интонационный, синтаксический и пунктуационный разборы предложения.

Использованная литература.

  1. Н. Кожина. Стилистика русского языка. М. Просвещение. 1993
  2. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб. Секреты стилистики. М. Айрис. 1996
  3. С. Н. Иконников. Стилистика в курсе русского языка. М. Просвещение. 1979

Упражнение №1. Изъяснительные периоды :

1. «Они такую массу городов разных музеев выставок галерей видели они так много исходили пешком они получили такое изобилие впечатлений ǀǀ что в конце месячного путешествия они решили вернуться к себе на родину и отдохнуть от всего виденного и слышанного».

2. «На этот пожар происшедший ночью прибежало столько народу что немудрено было если вследствие давки многие из любопытных так пострадали что их пришлось отвезти в больницу для подачи медицинской помощи».

Упражнение №2. Относительные периоды :

1. «Когда Владимир Святой познакомился со всеми религиями и сам принял христианство когда он сознал необходимость распространения христианства среди своих подданных ǀǀ тогда он решил крестить население и довел задуманное дело до желательного конца».

2. «Когда шумит свежий лес при звуке ветерка когда ручеек приятно катится по дну оврага когда слышатся трели соловья и кругом никого нет ǀǀ тогда на душе под влиянием такой чарующей обстановки становится легко и свободно».

Упражнение №3. Противительные периоды :

1. «Юноша волнуемый темными желаниями беспокойный от самого избытка сил своих небрежно ступает на цветы которыми природа и судьба украшают стезю его в мире ǀǀ напротив человек искушенный опытами в самых горестях любит благодарить небо со слезами за малейшую отраду» (из Карамзина).

Упражнение №4. Уступительный период :

«Несмотря на то что это яблоко на вид было красиво что оно дорого стоило ǀǀ однако когда его разрезали оно оказалось гнилым».

9. Соединительный период . Один пример возьмем из произведений Карамзина, который славится тем, что излагал свои мысли длинными периодами. Мы часто можем услышать такую фразу: «Он говорит или пишет Карамзинскими периодами». Другой период возьмем у Грота о Карамзине.

«1) Карамзин не только усиливал в современниках любовь к чтению; 2) не только распространял литературное и историческое образование; ǀǀ 3) но также возбуждал в массе читателей религиозное и нравственное чувство; 4) утверждал в них благородный и честный образ мыслей; 5) воспламенял патриотизм» (Грот). №17.

«Есть два рода людей у нас и везде : ǀǀ одни верят силе и легким успехам добра, радуются намерением его, как делом, и, мимо всех возможных и необходимых препятствий, летят мыслию к счастливому исполнению плана; другие трясут головою при всякой новой идее человеколюбия, тотчас находят невозможности, с удивительною методою разделяют их на классы и статьи, улыбаются и заключают обыкновенным припевом ленивого ума: «Как ни мудри, а все будет по-старому!» (Карамзин). №18.

Разберем эти периоды. Возьмем №17. Как и ко всякому периоду, так и к этому мы должны подойти с двух сторон: со стороны логической (содержания) и со стороны синтаксической (связи между повышением и понижением). Какая особенность этого периода в сравнении с другими, которые мы выше разбирали? Особенность та, что и в повышении, и в понижении заключены главные предложения, в которых высказываются мысли, сходные по содержанию.

В каком отношении находятся между собой эти мысли? Они не находятся в отношении подчинения (как главная мысль и второстепенные), а равносильны и только взаимно усиливают, и дополняют одна другую. И, действительно, какие мысли мы имеем в повышении и понижении?

1) Карамзин усиливал в современниках любовь к чтению;

2) Карамзин распространял образование (но этого еще мало);

3) Он возбуждал религиозное и нравственное чувство;

4) Он утверждал в массе благородный и честный образ мыслей;

5) Он воспламенял патриотизм.

Как мы видим из этого перечисления, все мысли дополняют и усиливают друг друга. И вот, логическая сторона этого периода и состоит в том, что период указывает совокупность явлений .

Какова же синтаксическая связь? Что служит синтаксической формой для связи повышения с понижением? Соединительные союзы и речения: и , не только – но и , даже , мало , то , что , кроме того , что и т.д.

Перейдем теперь к периоду №18. Что мы о нем скажем? Отличается ли он чем-нибудь от предыдущего? Да, отличается. Чем же? Тем, что в первом периоде мы имели в повышении и понижении ряд равносильных мыслей, усиливающих друг друга, а во втором периоде мы имеем в повышении определенную, кратко высказанную, мысль, которая в понижении поясняется и развивается подробнее, полнее. Поясним это на нашем периоде.

В повышении высказана такая мысль: «Есть два рода людей у нас и везде». Эта мысль – общая, краткая и мало развитая.

В понижении же – эта общая мысль уже поясняется подробнее; в нем уже детально говорится о каждом роде людей, а именно:

1) «одни верят…, радуются…, летят… к исполнению плана»;

2) «другие трясут…, находят…, разделяют…, улыбаются…, заключают… все будет по-старому».

Итак, логическая сторона этого периода состоит в том, что в понижении подробнее поясняется мысль , высказанная в повышении .

Что мы скажем о другой стороне, т.е. о синтаксической? Какова синтаксическая связь? Синтаксической связью служат пояснительные союзные речения: то есть , именно , как-то . Они обыкновенно подразумеваются.

Когда употребляется соединительный период?

I. Когда хотят указать совокупность явлений .

II. Когда хотят в понижении пояснить подробнее мысль, высказанную в повышении.

Упражнение №1. Составьте по два соединительных периода на оба случая его употребления.

10. Последовательный период . Примером такого могут быть следующие периоды:

«1) Ход следствия у следователя был таков: сначала преступник, арестованный в день совершения им преступления, отрицал свою вину; 2) затем он начал доказывать, что в момент совершения преступления он находился на работе и что только из любопытства он зашел после посмотреть на труп убитого; 3) наконец он под давлением неопровержимых улик принужден был сознаться, что он из корыстных побуждений совершил преступление, убив незнакомого ему человека». №19.

«Не вдаваясь в подробности спорных вопросов, остановлюсь только на двух главных обвинительных пунктах против Петра Великого: а) во-первых , говорят, что он вытеснял русские обычаи иностранными, предпочитая иноземцев русским людям; б) во-вторых , что он в своих преобразованиях употреблял насилие, принуждение и слишком крутые меры» (Грот). №20.

Разберем эти периоды. Возьмем №19. Что он представляет собой со стороны логической (т.е. содержания) и что со стороны синтаксической (т.е. связи между повышением и понижением)? Сначала остановимся на логической стороне этого периода. Как в соединительном, так и в этом периоде мы видим перед собой соединение главных предложений; в них излагаются явления, события, связанные между собой во времени (т.е. следующие друг за другом по времени: сначала – одно, затем – другое, и, наконец, − третье и т.д.). В самом деле, что говорится в данном периоде о преступнике? Он: а) сначала отрицал, b) затем доказывал свою невиновность и с) наконец сознался. Здесь одно событие следует за другим.

Какова же синтаксическая связь между этими предложениями, входящими в последовательный период? Синтаксическая связь выражена наречиями: сначала , затем , наконец и т.д.

Возьмем другой пример. Отличается ли он чем-нибудь от первого? Нет. В каком отношении находятся между собой мысли, высказанные в главных предложениях (а и б)? Они находятся в отношении подчинения, а будучи равносильными, только взаимно усиливают и дополняют друг друга.

Что мы скажем о синтаксической стороне этого периода? Синтаксическая связь здесь выражена наречиями: во-первых , во-вторых и т.д.

Итак, когда употребляется последовательный период?

I. Когда хотят указать на последовательность некоторых явлений и событий.

II. Когда хотят сообщить несколько однородных мыслей по поводу какого-либо явления или события.

Упражнение №2 . Составьте два примера на последовательный период.

11. Разделительный период . Примером такого может быть следующий период:

«Все движения лебедя исполнены прелести : начнет ли он пить и, зачерпнув носом воды, поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять и плескаться своими могучими крыльями, далеко разбрасывая брызги воды, скатывающейся с его пушистого тела; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет носом перебирать в нем каждое перо, проветривая и суша его на солнце, − все живописно великолепно в нем» (Аксаков). №21.

Как только мы прочтем этот период, нам сейчас же бросится в глаза союз «ли », повторяющийся несколько раз. Этим разделительным союзом выражена грамматическая связь между предложениями, входящими в данный период. Кроме союза ли , грамматическая связь может быть выражена еще и другими союзами, а именно: или , либо , то .

Что представляет вообще разделительный период со стороны логической? В нем обыкновенно предположительно указывается или на несколько (одинаково вероятных) причин , или на несколько (одинаково важных) обстоятельств .

Так, например, в данном периоде указывается на несколько одинаково важных, равно значительных обстоятельств (о лебеде: а) пьет ли воду, b) купается ли он, с) распускает ли крылья и т.д. – все это великолепно в нем).

Упражнение №3 . Напишите два примера на разделительный период.

Период простой и сложный

До сих пор мы рассматривали виды периодов, не делая подразделения их на простые и сложные. Теперь нам надо указать и на это подразделение.

Возьмем два периода и разберем их.

«Москва , − сердце России, первопрестольный русский город с заветным Кремлем и священными достопримечательностями (повышение ), всегда будет драгоценна для каждого русского человека , который любит свое отечество (понижение )». №1.

«Несмотря на благоразумные меры, взятые Иоанном III для избавления от злобы Ахматовой; несмотря на бегство неприятеля, на целость войска и державы, − москвитяне , веселясь и торжествуя, не были совершенно довольны государем (повышение ): ибо думали, что он не явил в сем случае свойственного великим душам мужества и пламенной ревности жертвовать собою за честь, за славу отечества (понижение )» (Карамзин). №2.

Первый период – это простой период, а второй – сложный . Почему?

Возьмем №1. В нем ни в повышении, ни в понижении нет периода. Главное предложение в нем одно: «Москва драгоценна для русского человека», при чем в повышении находится подлежащее, а в понижении – сказуемое.

И вот такой период , в котором ни повышение, ни понижение не представляют собой в свою очередь периода , называется простым .

Возьмем №2. В нем повышение в свою очередь заключает в себе период.

И вот такой период , в котором или повышение, или понижение (или, наконец, оба) представляют сами по себе период , называется сложным .

Упражнение №4. Напишите по два примера на простой и сложный периоды.


Похожая информация.


Справочник по русскому языку. Пунктуация Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 13 Знаки препинания в периоде

Знаки препинания в периоде

В периоде (как правило, многочленном сложном предложении, в интонационном отношении распадающемся на две части - повышение и понижение) обычно ставятся запятая и тире между частями и запятая или точка с запятой внутри частей (членов) периода. Возможны следующие случаи:

1. запятая и тире, а между его членами - точка с запятой:

Как ни тяжело было княжне Марье выйти из этого мира уединённого созерцания, в котором она жила до сих пор, как ни жалко и как будто совестно было покинуть Наташу одну, - заботы жизни требовали её участия, и она невольно отдалась им (Л.Т.);

Степи, которым нет конца, где всё раздалось в ширину и беспредельную равнину, где человек встречается как будто для того, чтобы собою увеличить ещё более окружающее пространство; степи, шумящие травою, почти равняющеюся ростом с деревьями; степи, где пасутся табуны и стада, которых от века никто не считал и владельцы не знают настоящего количества, - эти степи увидели среди себя Чингис-хана, давшего обет перед толпами узкоглазых, плосколицых, широкоплечих, малорослых монголов завоевать мир (Г.).

2. Период, в котором между повышением и понижением стоят запятая и тире, а между его членами - запятые:

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе (Л.Т.).

3. Период, в котором как между повышением и понижением, так и между его членами стоят запятые:

Я был так весел и горд весь этот день, я так живо сохранял на моём лице ощущение Зинаидиных поцелуев, я с таким содроганием восторга вспоминал каждое её слово, я так лелеял своё неожиданное счастье, что мне становилось даже страшно, не хотелось даже увидеть её, виновницу этих новых ощущений (Т.);

Как ни хотелось моему отцу исполнить обещание, данное матери, горячо им любимой, как ни хотелось ему в Багрово, в свой дом, в своё хозяйство, в свой деревенский образ жизни, к деревенским своим занятиям и удовольствиям, но мысль ослушаться Прасковьи Ивановны не входила ему в голову (Акс.).

Как показывают последние два примера, на стыке повышения и понижения ставится запятая в том случае, когда понижение начинается союзом (подчинительным или сочинительным).

Перед второй частью сложного союза если…то могут ставиться запятая и тире: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись <…>, - то, значит, есть в берёзах движение, и нечего портить берёзу (Пришв.).

Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

РАЗДЕЛ 1 Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 1. Точка 1. Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения: Навстречу солнцу ползёт тёмная свинцовая громада. На ней то там, то сям красными зигзагами мелькает молния. Слышны далёкие

Из книги автора

РАЗДЕЛ 3 Знаки препинания в предложениях с однородными членами В предложениях с однородными членами используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, тире,

Из книги автора

РАЗДЕЛ 4 Знаки препинания при повторяющихся словах § 16. Запятая при повторяющихся словах 1. Запятая ставится между повторяющимися словами, произносимыми с интонацией перечисления и обозначающими:1) длительность действия: Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать (П.);

Из книги автора

РАЗДЕЛ 5 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами В предложениях с обособленными членами используются следующие знаки препинания: запятая,

Из книги автора

РАЗДЕЛ 6 Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами В предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами используются следующие знаки препинания: запятая,

Из книги автора

РАЗДЕЛ 7 Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами

Из книги автора

РАЗДЕЛ 8 Знаки препинания при междометиях, частицах, утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах § 28. Междометия и частицы 1. Междометие отделяется или выделяется запятыми, если произносится без восклицательной интонации: Ахти, ребята, вор!

Из книги автора

РАЗДЕЛ 9 Знаки препинания в сложносочиненном

Из книги автора

РАЗДЕЛ 10 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 33. Запятая между главной и придаточной частями сложноподчиненного предложения 1. Придаточная часть сложноподчиненного предложения отделяется или выделяется запятыми: Пока жена готовила завтрак, Данилов

Из книги автора

РАЗДЕЛ 11 Знаки препинания при оборотах, не являющихся придаточной частью сложноподчиненного

Из книги автора

РАЗДЕЛ 12 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении В бессоюзном сложном предложении используются следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие,

Из книги автора

РАЗДЕЛ 14 Знаки препинания при прямой речи § 47. Прямая речь после авторских слов 1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор): Владимир Сергеевич… с недоумением посмотрел на своего человека и торопливым шёпотом проговорил: «Поди узнай, кто это»

Из книги автора

РАЗДЕЛ 15 Знаки препинания при цитатах § 54. Кавычки при цитатах 1. Цитаты заключаются в кавычки. Если цитата оформляется как прямая речь, т. е. сопровождается словами автора, приводящего ее, то применяются соответствующие правила пунктуации (см. § 47 - 50):Белинский писал:

Из книги автора

Из книги автора

РАЗДЕЛ 19 Факультативные знаки препинания Особенностью русской пунктуации является то, что один и тот же знак может быть использован с различным назначением (многофункциональность знаков препинания), однако разные знаки могут быть использованы для одной и той же цели

Из книги автора

РАЗДЕЛ 21 Знаки препинания в текстах, разговорной речи Различные трудности возникают при пунктуационном оформлении текстов разговорной речи. В некоторых случаях представляется возможным находить какие-то соотношения между конструкциями разговорной речи и