Построить главные трезвучия лада в ля миноре. Главные трезвучия в мажоре и миноре

Исковое заявление

Главные трезвучия лада – это те трезвучия, которые идентифицируют данный лад, его вид и его звучание. Как это понимать? У нас два основных лада – мажор и минор.

Так вот, именно по мажорному звучанию трезвучий мы понимаем, что имеем дело с мажором и по минорному звучанию трезвучий определяем на слух минор. Таким образом, главными трезвучиями в мажоре являются мажорные трезвучия, а в миноре – очевидно, минорные.

Трезвучия в ладу строятся на любой ступени – всего их семь штук (семь ступеней), но главными трезвучиями лада из них являются только три – те, которые построены на 1-й, 4-й и 5-й ступенях. Остальные четыре трезвучия называются побочными, они не идентифицируют данный лад.

Давайте проверим данные утверждения на практике. В тональностях до-мажор и до минор построим трезвучия на всех ступенях (читайте статью – «Как построить трезвучие?») и посмотрим, что получится.

Сначала в до мажоре:

Как видим, действительно – мажорные трезвучия образуются только на I, IV и V ступенях. На II, III и VI ступенях образуются трезвучия минорные. И единственное трезвучие на VII ступени – уменьшённое.

Теперь в до миноре:

Тут на I, IV и V ступенях – наоборот, минорные трезвучия. На III, VI и VII ступеньках – мажорные (они уже не являются показателем минорного лада), и на II ступени есть одно уменьшённое стрезвучие.

Как называются главные трезвучия лада?

Кстати, первая, четвёртая и пятая ступени имеют название «главные ступени лада» именно по той причине, что на них строятся главные трезвучия лада.

Как известно, все ступени лада имеют свои функциональные названия и 1-я, 4-я и 5-я здесь не исключение. Первая ступень лада называется , пятая и четвёртая – соответственно, «доминанта» и «субдоминанта». Трезвучия, которые строятся на этих ступенях, перенимают себе их имена: тоническое трезвучие (от 1-й ступеньки), субдоминантовое трезвучие (от 4-й ступеньки), доминантовое трезвучие (от 5-й ступеньки).

Как и любые другие трезвучия, трезвучия, которые строятся на главных ступенях, имеют по два обращения (секстаккорд и квартсекстаккорд). Для полного названия используются два элемента: первый – это определяющий функциональную принадлежность (тоническое или тонический, субдоминантовое или субдоминантовый, доминантовое или доминантовый ), и второй – тот, которым обозначается вид структуры аккорда (трезвучие это или одно из его обращений – секстаккорд, квартсекстаккорд ).

На каких ступенях строятся обращения главных трезвучий?

Тут всё довольно просто – даже нет нужды что-то дополнительно объяснять. Вы ведь помните, что любое обращение аккорда образуется тогда, когда мы перемещаем вверх на октаву его нижний звук, да? Так вот, это правило здесь тоже действует.

Чтобы каждый раз не вычислять, на какой ступени строится то или иное обращение, просто перерисуйте себе в рабочую тетрадочку представленную табличку, в которой всё это есть. Кстати, на сайте есть и другие – смотрите, может кое-что пригодится.

Главные трезвучия в гармонических ладах

В гармонических ладах с некоторыми ступеньками кое-что происходит. Что? Если не помните, напомню: в гармонических минорах происходит повышение последней, седьмой ступени, а в гармонических мажорах – понижение шестой ступени. Эти изменения отражаются и на главных трезвучиях.

Так, в из-за изменения VI ступени субдоминантовые аккорды приобретают минорную окраску, становятся прямо-таки минорными. В из-за изменения VII ступени, напротив, одно из трезвучий – доминантовое – становится мажорным по своему составу и звучанию. Пример в ре мажоре и ре миноре:

На этом всё, спасибо за внимание! Если у вас ещё остались вопросы, задавайте их в комментариях. Если вы хотите сохранить материал на своей страничке в контакте или в одноклассниках, воспользуйтесь блоком кнопок, который есть и под статьёй и в самом верху!

Трезвучием в музыке называется аккорд, составленный из трёх звуков, которые расположены по терциям. Для того чтоб получилось трезвучие, нужно соединить всего лишь две терции, но, так как интервал терция может быть , комбинации этих терций могут быть различными, и, соответственно, в зависимости от состава можно выделить различные виды трезвучий.

Всего применяется четыре вида трезвучий: мажорное (или большое), минорное (или малое), увеличенное и уменьшённое. Все трезвучия обозначаются с помощью двух чисел – 5 и 3, которые и передают суть структуры аккорда (трезвучие образуется при добавлении к основанию интервалов квинты и терции).

Мажорное трезвучие

В основе мажорного трезвучия лежит большая терция, над которой сверху надстраивается малая. Таким образом, интервальный состав этого трезвучия – большая терция + малая терция. Для обозначения мажорного (или по-другому большого) трезвучия используют заглавную букву Б, полное обозначение – Б53.

Например, если мы хотим построить большое трезвучие от «до», то отложим от этой ноты сначала большую терцию «до-ми», потом сверху прибавим ещё и малую от «ми» — «ми-соль». Трезвучие получилось из звуков ДО, МИ и СОЛЬ.

Или, если строить такое трезвучие от «ре», сначала пишем большую терцию «ре фа-диез», затем к «фа-диезу» прицепляем малую – «фа-диез ля». Таким образом, мажорное трезвучие от «ре» — это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте устно или письменно, либо сыграйте на своём инструменте мажорные трезвучия от остальных звуков, которые можно сыграть на белых , то есть от МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • От «ми» — мажорное трезвучие получилось из звуков МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. «Ми соль-диез» — это большая терция в его основе, а «соль-диез си» — малая терция, которая добавляется сверху.
  • От «фа» — большое трезвучие образуется из звуков ФА, ЛЯ, ДО. «Фа-ля» — это большая терция, а «ля-до» — малая.
  • От «соль» — большое трезвучие строим из звуков СОЛЬ, СИ и РЕ. Большая терция в основании – это «соль-си», а верхушка «си-ре» — это малая терция.
  • От «ля» — мажорное трезвучие собираем из звуков ЛЯ, ДО-ДИЕЗ и МИ. В основании, как всегда, поставлена большая терция «ля до-диез», а выше- малая терция «до-диез ми».
  • От «си» — звуки нужного нам трезвучия – это СИ, РЕ-ДИЕЗ и ФА-ДИЕЗ. Из всех трезвучий, которые мы сегодня разбирали, это – самое хитрое и сложное, здесь целых два диеза, которые, однако, возникли всё по той же причине: в основе должна быть большая терция, и это звуки «си ре-диез», а после должна идти малая терция, её звуки «ре-диез фа-диез».

[свернуть]

Мажорное трезвучие очень часто можно встретить в музыке – в мелодиях песен или инструментальных пьес, а также в фортепианных или гитарных аккомпанементах, или в оркестровых партитурах.

Яркий пример использования мажорного трезвучия в мелодии песни, всем знакомая «Песня про капитана» Исаака Дунаевского из кинофильма «Дети капитана Гранта». Помните знаменитый припев со словами: «Капитан, капитан, улыбнитесь…»? Так вот, в основе его мелодии как раз и лежит движение вниз по звукам мажорного трезвучия:

Минорное трезвучие

В основе минорного трезвучия лежит, соответственно, минорная малая терция, и над ней уже надстраивается большая. Таким образом, его интервальный состав будет таким: малая терция + большая терция. Для обозначения такого трезвучия используют заглавную букву М, и, как всегда, числа 5 и 3 – М53.

Если строить малое трезвучие от «до», сначала откладываем «до ми-бемоль» — малую терцию, затем к «ми-бемолю» добавляем большую – «ми-бемоль соль». В итоге у нас получается аккорд из звуков ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ.

Ещё один пример – построим минорное трезвучие от «ре». Малая терция от «ре» — это «ре-фа», плюс от «фа» большая терция – «фа-ля». Все звуки искомого трезвучия, таким образом, это РЕ, ФА и ЛЯ.

УПРАЖНЕНИЕ: постройте минорные трезвучия от звуков МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ и СИ.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

  • От звука «ми» минорное трезвучие образуется из нот МИ, СОЛЬ, СИ, так как между «ми» и «соль», как это и должно быть, малая терция, а между «соль2 и «си» — большая.
  • От «фа» малое трезвучие проходит по звукам ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и ДО. В основании лежит малая терция «фа ля-бемоль», и к ней присовокупляется сверху большая терция «ля-бемоль до».
  • От «соль» малое трезвучие можно получить из звуков СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и РЕ, потому что нижняя терция должна быть малой (ноты «соль» и «си-бемоль»), верхняя терция – большая (ноты «си-бемоль» и «ре»).
  • От «ля» минорное трезвучие складывается звуками ЛЯ, ДО и МИ. Малая терция «ля до» + большая терция «до ми».
  • От «си» такое трезвучие будет образовано звуками СИ, РЕ и ФА-ДИЕЗ. Базируется оно на малой терции «си ре», к которой сверху добавлена большая терция – «ре фа-диез».

[свернуть]

Минорное трезвучие тоже широко используется в музыке в самых разных композициях, иногда и с его звучания начинаются песни. Так, например, с малого трезвучия начинается мелодия известнейшего хита своего времени – песни «Подмосковные вечера» композитора Василия Соловьева-Седого. В самом начале на словах «Не слышны в саду…» мелодия как раз и проходит по звукам малого трезвучия:

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие получается в том случае, когда соединяются две большие терции. Для записи трезвучия используют сокращённое обозначение «Ув», к которому прибавляются числа 5 и 3, указывающие на то, что аккорд является именно трезвучием – Ув53.

Рассмотрим примеры. От звука «до» увеличенное трезвучие идёт по нотам ДО, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Обе терции – «до ми» и «ми соль-диез», как и должно быть, большие.

От остальных звуков вы, уже имея некоторый опыт, можете легко построить такие трезвучия самостоятельно, что мы и предлагаем вам сделать незамедлительно. Для того чтобы вы могли себя проверить, ответы мы пока спрячем в спойлер.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

[свернуть]

Увеличенное трезвучие, как и мажорное, и минорное, естественно, применяется в музыке во многих случаях. Но из-за того, что оно звучит неустойчиво, с него музыкальные произведения, как правило, не начинают. Увеличенное трезвучие можно встретить, главным образом, в середине песни или инструментальной пьесы.

Уменьшённое трезвучие

Уменьшённое трезвучие является полной противоположностью по отношению к увеличенному аккорду. Оно состоит из двух малых терций. Принцип обозначения – аналогичный: сокращённая запись «Ум» и числа трезвучия (5 и 3) – Ум53.

Если мы строим уменьшённое трезвучие от звука «до», то нужно построить и соединить две малых терции: первая – «до ми-бемоль», вторая – «ми-бемоль соль-бемоль». Итак, мы получили следующее: ДО, МИ-БЕМОЛЬ и СОЛЬ-БЕМОЛЬ – вот те звуки, которые образуют нужное нам трезвучие.

Уменьшённые трезвучия от остальных основных ступеней (РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ) постройте самостоятельно. Ответы для самопроверки вы можете посмотреть в спойлере ниже.

ПОКАЗАТЬ ОТВЕТЫ:

[свернуть]

Так же, как и увеличенное трезвучие, уменьшённое звучит напряженно и неустойчиво, поэтому его очень редко применяют вначале произведения, гораздо чаще можно встретить этот аккорд в середине или конце песни или пьесы для какого-нибудь инструмента.

Как научиться различать 4 вида трезвучий на слух?

На уроках сольфеджио в музыкальных школах или колледжах есть форма работы, как слуховой анализ, когда ученику предлагают угадать, какой аккорд или интервал звучит в данный момент на фортепиано или на другом инструменте. Как же запомнить звучание четырех видов трезвучий, как научиться различать их и не путать меж собой?

Возможно, вы слышали поговорку: «Всё познаётся в сравнении». Эта мысль из народной мудрости применима здесь как нельзя кстати. Нужно и петь, и играть все виды трезвучий, запоминать их звучание и выявлять их сходство и разность.

Попробуем охарактеризовать каждое из трезвучий:

  1. Мажорное трезвучие звучит уверенно, светло, ярко.
  2. Минорное трезвучие тоже звучит устойчиво, но с оттенком мрака, оно более темное.
  3. Увеличенное трезвучие звучит неустойчиво и ярко, как сирена, очень привлекает внимание.
  4. Уменьшённое трезвучие тоже звучит неустойчиво, но оно как бы более сжатое, блёклое.

Послушайте эти виды трезвучий, построенные от звука РЕ, несколько раз и постарайтесь запомнить особенности каждого из них.

Обращение трезвучий: секстаккорд и квартсекстаккорд

Любые созвучия, в том числе и трезвучия, можно обращать – то есть путём перестановки звуков получать новые . Все обращения выполняются по единому принципу: нижний звук исходного аккорда переносится на октаву выше, в результате получается другой аккорд.

Все трезвучия имеют по два обращения: первое называется секстаккордом, а второе – квартсекстаккордом. Секстаккорды обозначаются числом 6, квартсекстаккорды – с помощью двух чисел: 6 и 4.

Например, выполним обращение мажорного трезвучия «до-ми-соль». Нижний звук «до» переносим на октаву выше, остальные звуки просто переписываем, оставляя их на своих местах. У нас получился секстаккорд «ми-соль-до».

Теперь выполним следующее обращение, работать мы будем уже с полученным нами секстаккордом. Нижний звук «ми» переносим вверх на интервал чистой октавы, остальные звуки просто переписываем. Получаем, таким образом, квартсекстаккорд из звуков «соль-до-ми». Это обращение было второе и последнее.

Если же попытаться сделать ещё одно обращение, то мы вернёмся к тому, от чего изначально отталкивались. То есть если в квартсекстаккорде «соль-до-ми» перенести бас «соль» на октаву выше, то получится обыкновенное трезвучие «до-ми-соль». Таким образом, мы убеждаемся в том, что трезвучие действительно имеет только два обращения.

Как определить интервальные составы секстаккордов и квартсекстаккордов?

Так как трезвучие имеет всего четыре вида, значит, секстаккордов тоже и квартсекстаккордов также будет по четыре штуки – мажорные, минорные, увеличенные и уменьшённые. Чтобы определить интервальные составы новых аккордов, давайте их построим.

Для примера возьмём трезвучия от звука МИ и сразу же выполним их первое и второе обращения, чтобы получились секстаккорды и квартсекстаккорды. Затем мы проанализируем полученные аккорды и увидим, из каких они состоят.

Мажорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Мажорное трезвучие от МИ, это звуки МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ и СИ. Следовательно, мажорный секстаккорд (Б.6) будет образован звуками СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ и МИ – именно в таком порядке. А большой квартсекстаккорд (Б.64) будет сложен из нот СИ, МИ и СОЛЬ-ДИЕЗ.

Само по себе большое трезвучие состоит из двух терций – большой и малой, это мы уже знаем.

Мажорный секстаккорд складывается из малой терции (в нашем примере это «соль-диез си») и чистой кварты (ход «си-ми»).

Мажорный квартсекстаккорд начинается с чистой кварты (звуки «си-ми» в основании аккорда), к которой затем прибавляется большая терция (в примере – «ми соль-диез»).

Таким образом, мы получили следующее правило: Б.6 = малая терция + чистая кварта; Б.64 = чистая кварта + большая терция.

Минорный секстаккорд и квартсекстаккорд

Малое трезвучие от МИ строится по звукам МИ, СОЛЬ, СИ (без лишних ). Значит, минорный секстаккорд (М.6) – это ноты СОЛЬ, СИ, МИ, а минорный квартсекстаккорд (М.64) – СИ, МИ, СОЛЬ.

Минорное трезвучие образовано двумя терциями – малой «ми-соль» и большой «соль-си».

Малый секстаккорд состоит из большой терции (звуки «соль-си») и чистой кварты (звуки «си-ми»), а малый квартсекстаккорд, наоборот, начинается с кварты (в примере – «си-ми»), к которой добавлена малая терция (в примере это звуки «ми-соль»).

Таким образом, мы выяснили, что: М.6 = большая терция + чистая кварта; М.64 = чистая кварта + малая терция.

Увеличенный секстаккорд и квартсекстаккорд

Увеличенное трезвучие от МИ – это аккорд МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ. Секстаккорд этого трезвучия – СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ-ДИЕЗ, МИ, а квартсекстаккорд – СИ-ДИЕЗ, МИ, СОЛЬ-ДИЕЗ. Интересной особенностью всех трёх аккордов является то, что все они звучат как увеличенное трезвучие (только построенное от разных звуков).

Увеличенное трезвучие, как нам уже известно, состоит из двух больших терций (в примере это «ми соль-диез» и «соль-диез си-диез»).

Секстаккорд увеличенного трезвучия – это большая терция (в примере – «соль-диез си-диез»), к которой добавлена уменьшённая кварта (в примере – «си-диез ми»).

Квартсекстаккорд этого же трезвучия — а (ми соль-диез) и большая терция (от соль-диеза до си-диеза).

Вывод следующий: Ув.6 = большая терция + уменьшённая кварта; Ув.64 = уменьшённая кварта + большая терция.

Уменьшённый секстаккорд и квартсекстаккорд

Уменьшённое трезвучие от звука МИ представляет собой созвучие из нот МИ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ. Секстаккорд данного трезвучия – СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ и МИ, а его квартсекстаккорд – СИ-БЕМОЛЬ, МИ, СОЛЬ.

Само рассматриваемое трезвучие симметрично, состоит из двух малых терций (в нашем случае – это звуки «ми соль» и «соль си-бемоль»).

Уменьшённый секстаккорд получается при сцеплении малой терции (у нас – «соль си-бемоль») с увеличенной квартой (в примере – «си-бемоль ми»).

Уменьшённый квартсекстаккорд начинается с увеличенной кварты (по примеру – «си-бемоль ми»), к которой присоединяется малая терция («ми соль»).

Итак, в результате выясняется вот что: Ум.6 = малая терция + увеличенная кварта; Ум.64 = увеличенная кварта + малая терция.

Таблица интервальных составов трёхзвучных аккордов

Давайте обобщим все данные, которые мы получили об интервальных составах аккордов, в таблице. Эту же таблицу вы можете скачать для распечатки и пользоваться ей в качестве шпаргалки на уроках сольфеджио или в домашней работе до тех пор, пока она прочно не запомнится вами.

ТРЕЗВУЧИЯ

СЕКСТ-
АККОРДЫ

КВАРТСЕКСТ-
АККОРДЫ

МАЖОРНЫЕ

Б.53 = б.3 + м.3 Б.6 = м.3 + ч.4 Б.64 = ч.4 + б.3

МИНОРНЫЕ

М.53 = м.3 + б.3 М.6 = б.3 + ч.4 М.64 = ч.4 + м.3

УВЕЛИЧЕННЫЕ

Ув.53 = б.3 + б.3 Ув.6 = б.3 + ум.4 Ув.64 = ум.4 + б.3

УМЕНЬШЁННЫЕ

Ум.53 = м.3 + м.3 Ум.6 = м.3 + ув.4 Ум.64 = ув.4 + м.3

Зачем вообще нужно знать, из каких интервалов сложен тот или иной аккорд? Это нужно для того, чтобы легко строить нужное созвучие от любого музыкального звука.

Например, построим все рассмотренные сегодня нами аккорды от звука РЕ.

  • Большое трезвучие от РЕ мы уже строили, его комментировать дополнительно не будем. Это звуки РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ. Мажорный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА, СИ-БЕМОЛЬ («ре-фа» — малая терция, а «фа си-бемоль» — чистая кварта). Мажорный квартсекстаккорд от этой же ноты – РЕ, СОЛЬ, СИ (чистая кварта «ре-соль» и большая терция «соль-си»).
  • Малое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ. Минорный секстаккорд от данной ноты – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ (большая терция «ре фа-диез» + чистая кварта «фа-диез си»). Минорный квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (чистая кварта «ре-соль» + малая терция «соль си-бемоль»).
  • Увеличенное трезвучие от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, ЛЯ-ДИЕЗ. Увеличенный секстаккорд от РЕ – РЕ, ФА-ДИЕЗ, СИ-БЕМОЛЬ (сначала большая терция «ре фа-диез», затем уменьшённая кварта «фа-диез си-бемоль»). Увеличенный квартсекстаккорд от того же звука – РЕ, СОЛЬ-БЕМОЛЬ, СИ-БЕМОЛЬ (уменьшенная кварта в основании «ре соль-бемоль» и большая терция над ней «соль-бемоль си-бемоль»).
  • Уменьшённое трезвучие от РЕ – РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Уменьшённый секстаккорд от этого звука – РЕ, ФА, СИ («ре-фа» — малая терция, «фа-си» — увеличенная кварта). Уменьшённый квартсекстаккорд от РЕ – РЕ, СОЛЬ-ДИЕЗ, СИ (увеличенная кварта в основании «ре соль-диез», и малая терция над ней «соль-диез си»).

Все обращения трезвучий обладают собственной выразительной силой и широко используются в музыке в самых разных произведениях.

Дорогие друзья, на этом мы остановим наш большой урок. Если у вас появились вопросы по теме выпуска, пожалуйста, напишите их в комментариях к данной статье. Если что-то, вам кажется, разъяснено не очень понятно, также не стесняйтесь высказывать своё мнение на этот счёт. Мы постоянно трудимся над улучшением качества наших материалов.

В следующих выпусках мы вернёмся к изучению трезвучий ещё неоднократно. Очень скоро вы узнаете о том, что такое главные трезвучия лада, и о том, какие важные функции они выполняют в музыке.

На прощание подкинем вам немного замечательной музыки. Музыка эта, кстати, начинается с минорного квартсекстаккорда!

Л. ван Бетховен — Лунная соната (исп. Валентина Лисица)

Трезвучие – это аккорд из трёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Названия звуков трезвучия : нижний - основной тон (это звук, от которого все другие можно расположить по терциям), средний - терцовый тон (это звук, расположенный на расстоянии терции от главного), верхний - квинтовый тон (это звук, расположенный на расстоянии квинты от главного)

Виды трезвучий :

мажорное – до-ми-соль(обозначается Б5 3 , имеет формулу б.3+м.3),

минорное – ля-до-ми (М5 3, состоит из м.3+б.3),

увеличенное –до-ми-соль #(Ув.5 3 , состоит из б.3+б.3),

уменьшённое – ля-до-миb(Ум.5 3 , состоит из м.3+м.3). Сыграть примеры на все виды трезвучий

Обращение трезвучий

Обращение трезвучия – это такой вид трезвучия, у которого внизу находится не основной тон, а любой другой (терцовый или квинтовый).

Каждое трезвучие имеет два обращения секстаккорд и квартсекстаккорд .

Секстаккорд строится «со второго этажа»(т.е, с терцового тона).

Мажорный секстаккорд обозначается Б 6 . Состоит из м.3+ч.4 (ми-соль-до)

Минорный секстаккорд обозначается М 6 . Состоит из б.3+ч.4 (до-ми-ля)

Квартсекстаккорд с троится с 3-го этажа (т.е., с квинтового тона)

Мажорный квартсекстаккорд обозначается Б6 4 . Состоит из ч.4+б.3(соль-до-ми)

Минорный квартсекстаккорд обозначается М6 4 . Состоит из ч.4+м.3 (ми-ля-до)

Доминантовый септаккорд (D 7)

Доминантовый септаккорд D 7 - это аккорд из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Он строится на доминанте, поэтому называется доминантовым (соль-си-ре-фа) .

Между крайними звуками септаккорда образуется септима, поэтому он называется септаккордом (соль-фа)

Формула D 7 – б.3+м.3+м.3

Названия звуков септаккорда – основной тон, терцовый, квинтовый и септимовый.

Чтобы построить D 7 , нужно от тоники дойти до V ступени и на ней построить D 7

D 7 разрешается в неполное Т53, в котором тоника повторяется 3 раза (соль-си-ре-фа разрешается в до-до-до-ми)

Обращения доминантсептаккорда



Обращение септаккордов – это такой вид септаккорда, у которого внизу находится не главный звук, а любой другой. У септаккорда три обращения – квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд .

D 65 – квинтсекстаккорд – первое обращение доминантового септаккорда (си-ре-фа-соль). Он строится на седьмой ступени лада, состоит из м.3+м.3+б.2. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным главным звуком(до-до-ми-соль)

D 43 - терцквартаккорд.Cтроится на второй ступени (ре-фа-соль-си). Состоит из м.3+б.2+б.3. Разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие с удвоением главного звука в октаву(до-ми-соль-до)

D 2 - секундаккорд (фа-соль-си-ре). Строится на четвёртой ступени. Состоит из б.2+б.3+м.3. Разрешается в тонический секстаккорд с удвоенной тоникой (ми-соль-до-до).

Тритоны

Это интервалы, в которых три тона. К ним относятся ум.5 и ув.4.

В нат.виде их только 2 (одна ум.5 и одна ув.4) си-фа и фа-си

Для того, чтобы построить все 4 тритона, нужно сначала сделать мажор или минор гармоническим. Для этого в мажоре надо понизить 6 ступень , а в миноре – повысить 7 . Главный помощник в построении тритонов – тоническое трезвучие. Помни, что тритоны – рядом с трезвучием! Порядок действий:

1) Строим тоническое трезвучие (Т5/3), обозначаем его крайние звуки (до-соль)

2) Их сдвигаем на 1 ступень вниз →получаем первый тритон – ум.5 (си-фа), делаем его обращение (т.е.переворачиваем) →получаем второй тритон – ув.4 (фа-си)

3) Опять возвращаемся к Т 5/3, берём его крайние звуки, только сдвигаем их вверх – получаем ещё одну ум.5(ре-ляb), её переворачиваем – получаем ув.4 (ляb-ре).

4) При этом не забываем, что гармонический звук надо обязательно поставить!

Таким образом, ум.5 – это си-фа и ре-ляb - они строятся на VII и II ступенях.

УВ.4 – это фа-си и ляb-ре (они строятся на IV и Vib ступенях)

Если тритон необходимо разрешить, т.е перевести в устойчивые звуки, то надо помнить, что при разрешении ув.4 увеличивается (его звуки расходятся), а ум.5 – уменьшается (его звуки сближаются).

Виды мажора и минора

Натуральный мажор строится по формуле 1, 1, ½, 1, 1, 1, ½

Чтобы получить гармонический мажор, надо понизить VI ступень (ляb)

Натуральный минор строится по формуле 1, ½,1, 1, ½, 1, 1

Чтобы получить гармонический минор, надо повысить VII ступень (соль#)

Чтобы получить мелодический минор, надо при движении повысить VI и VII ступень (фа# и соль#), а вниз все повышения отменить(соль бекар и фа бекар)

Параллельные и одноимённые тональности

Параллельные тональности – это мажор и минор, у которых разные тоники, но общие звуки и знаки.

Одноимённые тональности– это мажор и минор, у которых общая тоника, но разные знаки (До мажор-до минор).

Главные ступени и главные трезвучия

Главные ступени имеют особые названия – тоника, доминанта и субдоминанта

(I, V, IV ступени).

Главные трезвучия – это трезвучия, которые строятся на главных ступенях – тоническое, доминантовое и субдоминантовое.

Тоническое трезвучие (Т53) – строится на I ступени

Там, где заканчивается тоника, начинается доминанта.

Доминантовое трезвучие (D53) – строится на V ступени (соль-си-ре)

Доминанту надо целиком понизить на 1 ступень – получим субдоминантовое трезвучие (фа-ля-до)– оно строится на IV ступени(S 53)

Вводные септаккорды

Вводные септаккорды строятся на вводном звуке (7 ступень ).В гамме есть вводные звуки . Они вводят в главный звук – тонику, т.е. окружают её снизу и сверх (си и ре).

Ниже тоники находится 7 ступень – это нижний вводный звук (си) .

На ней можно построить аккорд из 4 звуков, расположенных через одну ноту. Такой аккорд будет называться вводным септаккордом (си-ре-фа-ля).

Между его крайними звуками образуется интервал септима. Поэтому весть аккорд будет называться септаккордом.

Если по краям септима малая – это малый вводный септаккорд (обозн.М VII 7). Он строится в натуральном мажоре на 7 ступени (си-ре-фа-ля). Состоит из м.3+м.3+б.3

Если по краям септима уменьшённая – это уменьшённый вводный септаккорд (обозн.Ум VII 7). Он строится в гармоническом мажоре там же, на 7 ступени (си-ре-фа-ляb)

Ум VII 7 в натуральном миноре нет. Он строится в гармоническом миноре на VII# ступени. Состоит из м.3+м.3+м.3 (соль #-си-ре-фа)

Разрешаются в Т 5/3 оба аккорда одинаково: после них в Т 5/3 дважды повторяется средний звук (до-ми-ми-соль).

Характерные интервалы

Это интервалы, которые возможны только в гармоническом виде мажора и минора. К ним относятся ув.2, ум.7, ум.4 ув.5.

Чтобы их построить в мажоре , надо:

1. Написать гарм.мажор (в котором понизить 6 ступень – ляb)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (ля-ляb)

3. Под рукой находятся все уменьшённые интервалы, а над рукой – все увеличенные.

5. Итак, в мажоре ув.2 строится на 6 пониженной ступени (ляb-си), ум.7 – на 7 ступени (си-ляb), ум.4 – на третьей (ми-ляb), а ув.5 – на 6 пониженной ляb-ми. (всё сыграть в До мажоре с разрешением)

Чтобы построить характерные интервалы в миноре, надо

1. Написать гармонический минор (в котором повышается 7 ступень – соль#)

2. Показать рукой, как обычный звук становится гармоническим (соль-соль#)

3. Над рукой находятся все уменьшённые интервалы, а под рукой – все увеличенные.

5. Итак, в миноре ув.2 строится на 6 ступени (фа-соль#) , ум.7 – на 7 повышенной (соль#-фа),

ум.4 – на 7 повышенной (соль#-до), а ув.5 – на третьей ступени (до-соль#)

(Всё сыграть в ля миноре с разрешением)

Квинтовый круг

Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.

Звуки, из которых складывается трезвучие, имеют особые названия.

Нижний звук называется основным тоном, средний звук называется терцовым тоном,

верхний звук – квинтовым тоном.

Звуки трезвучия могут перемещаться. При этом образуются новые аккорды, состоящие из

тех же звуков, но расположенных в другом порядке. Они являются обращением трезвучия . Трезвучие имеет два обращения:

Первое обращение трезвучия называется секстаккордом , потому что его крайние звуки образуют сексту. Нижним звуком является III ступень.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом , потому что его крайние звуки образуют сексту, а нижний и средний – кварту. Нижним звуком является Y ступень.

Главными трезвучиями лада являются трезвучия, построенные от главных ступеней лада.

Главные ступени лада: I – тоника; IY – субдоминанта; Y – доминанта.

На I ступени - тоническое трезвучие (Т 5/3)

На IY ступени – субдоминантовое трезвучие (S 5/3)

На Y ступени – доминантовое трезвучие (D 5/3)

Трезвучия бывают консонирующие и диссонирующие. К консонирующим относятся мажорное и минорное трезвучия. К диссонирующим - уменьшенное и увеличенное.

Интервальный состав трезвучий:

Мажорное трезвучие: мж 5/3 = б3 + м3 Увеличенное трезвучие: ув 5/3 = б3 + б3

Минорное трезвучие: мн 5/3 = м3 + б3 Уменьшенное трезвучие: ум 5/3 = м3 + м3

Увеличенное трезвучие (ув5/3) - это трезвучие, которое состоит из двух больших терций. Крайние звуки образуют увеличенную квинту.

Ув5/3 строится в гармонических ладах. В мажоре - на YI Ь ступени, в миноре - на III ступени. Разрешается в мажоре - в Т6/4, в миноре - в t6.

До мажор ля минор

ув5/3 Т6/4 ув5/3 t6

Уменьшенное трезвучие – трезвучие, которое состоит из двух малых терций.

Крайние звуки образуют уменьшенную квинту. (ум.5/3)

Ум5/3 строится на YII и II ступенях натурального и гармонического мажора и минора.

Разрешается в неполное тоническое трезвучие.

До мажор ля минор г. До мажор г. ля минор

ум5/3 ум5/3 ум5/3 ум5/3

БИЛЕТ № 3.

1. Септаккорд. Доминантовый септаккорд. Его обращение и разрешение.

Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по

терциям. Нижние три звука называются так же, как у трезвучия, а верхний - септимовый тон, так как с нижним звуком образует интервал септиму.

Септаккорд можно построить на любой ступени мажора и минора. Но наиболее распространенным является доминантовый септаккорд.

Доминантсептаккорд – это септаккорд, построенный на Y ступени натурального мажора и гармонического минора. (Д 7)

Д7 = б3+м3+м3

Разрешается в неполное тоническое трезвучие (с пропущенным квинтовым тоном и

утроенным основным тоном).

Обращением септаккорда называется такой его вид, в котором нижним звуком

является терцовый, квинтовый или септимовый тон.

Д7 имеет три обращения:

YII ст. Квинтсекстаккорд: Д 6/5 = м3+м3+б2 разрешается в Т 5/3 с удвоенным

основным тоном.

II ст. Терцквартаккорд: Д 4/3 = м3+б2+б3 разрешается в развернутое Т 5/3.

IY ст. Секундаккорд: Д 2 = б2+б3+м3 разрешается в Т 6 с удвоенным

основным тоном.

Д7 Т Д6/5 Т 5/3 Д4/3 Т 5/3 Д2 Т 6

ля минор

Д7 tД6/5t5/3 Д4/3t5/3 Д2t6

: первой, четвертой и пятой.

Трезвучие на I ступени называется Тоническим и обозначается T53 .

Трезвучие на IV ступени называется Субдоминантовым и обозначается S53 .

Трезвучие на V ступени называется Доминантовым и обозначается D53 .

Главные ступени и главные трезвучия в тональности Ре мажор.

Для того, чтобы построить эти аккорды, достаточно написать рядом с ключом знаки в тональности, найти в этой тональности три главные ступени и вверх от них написать три трезвучия. Благодаря знакам при ключе, в натуральном мажоре эти трезвучия всегда будут мажорными, а в натуральном миноре – минорными. Однако, в музыкальной практике доминантовое трезвучие в натуральном миноре встречается редко. Гораздо чаще оно звучит в гармоническом миноре, в котором оно получается мажорным благодаря повышению VII ступени.


Главные ступени и главные трезвучия в тональности ми минор.

Каждое из главных трезвучий играет в музыке свою роль. Эти роли называются гармонические функции . Функция тоники – это покой и равновесие. Тоническое трезвучие объединяет в себе все три устойчивые ступени. Функция субдоминанты – легкая неустойчивость, она звучит как мягкий вопрос. Функция доминанты – острая неустойчивость, конфликтность. В музыкальной школе их часто сравнивают с главными лицами королевства. Тоника – король. Его слово – закон. Субдоминанта – королева. Она имеет свое мнение по многим вопросам, но на совете высказывает его по-женски мягко и аккуратно. Доминанта – королевский военачальник со вспыльчивым характером и сильной волей.

Три гармонические функции – это основа музыки. На их чередовании построено движение и развитие музыкальной мысли. Послушайте, как звучат в тональности До мажор главные ступени и аккорды, которые строятся на них.

Главные ступени и аккорды главных ступеней в тональности До мажор.

Для старшеклассников и родителей

Примечание 1

Аккордов в каждой тональности гораздо больше, чем три главных трезвучия. Тем не менее, гармонических функций только три. Функцию субдоминанты, помимо трезвучия четвертой ступени, могут выполнять аккорды второй ступени. Функцию доминанты иногда выполняют септаккорд седьмой ступени и его обращения. Трезвучие шестой ступени, как правило, совмещает в себе черты тоники и субдоминанты и т. д. Но тоническую функцию в полном смысле слова может выполнять только тоническое трезвучие.

Примечание 2

Существует немало примеров, когда в музыке не ощущаются и не должны ощущаться гармонические функции. К ним относятся европейская духовная музыка Средневековья и Возрождения, древнерусская церковная музыка, многие народные песни и наигрыши. В этих традициях – как правило, более древних – музыка строится на иных основах, нежели функциональные взаимоотношения аккордовых комплексов.