Защита проекта творчество г тукая. Педагогический проект «Знакомим детей с творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая

Для бизнеса

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 5»

г. Лениногорска муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Проект

« Эш беткәч уйнарга ярый »

Воспитатели: Гумарова В. М.,

Фаррахова Г.Х.

г. Лениногорск

2016 г.

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также много, как Пушкин для русской поэзии и культуры

Введение:

Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2016 года исполнилось 130 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».

Проект “ Эш беткәч уйнарга ярый ” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения. Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Участниками проекта являются дети дошкольного возраста (от 2 до 3 лет), родители, воспитатели.

Срок реализации – 1 месяц.

Место реализации проекта МБДОУ №5

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  2. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  3. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.

Значимость проекта: « Эш беткәч уйнарга ярый» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодействие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап
  • отбор наглядно и методического материала по теме проекта
  • подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
  • подбор материалов для творческих работ
  1. Основной этап

Основное содержание проекта

График проектных мероприятий для детей:

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

Организовать в группе библиотеку «Все о Тукае»

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

11-15. 04.16.

Гумарова В.М.

«Путешествие в мир книг Г. Тукая» чтение стихов

Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая.

11-22. 04.16.

Воспитатели

Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям»

Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению.

18-22. 04.16.

Фаррахова Г.Х.

Чтение произведений Габдуллы Тукая: «Эш беткәч уйнарга ярый» «Гали белән кәҗә»

«Бала белән күбәләк», «Шаян песи», «Кызыклы шәкерт

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

18-22. 04.16.

Воспитатели

Просмотр мультфильма «Эш беткәч уйнарга ярый»

обсуждение сюжетов и поступков персонажей мультфильмов;

13.04.16.

Воспитатели

(Кояшкай)

Формировать умение отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить- палочки, лучики для солнышка, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, и выкладывать «лучики» на бумаге

14. 04.16.

Гумарова В.М.

Рисование по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый» (Сандугачка бодай ясыйбыз)

учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать звукоподражательные слова, пользоваться изобразительным материалом (красками), применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу;

18.04.16.

Фаррахова Г.Х.

Лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый» (Алмалар)

закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки; продолжать учить различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием

20.04.16.

Фаррахова Г.Х.

График проектных мероприятий для воспитателей

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

1-2 недели

Воспитатели

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта

Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая

1-2 недели

Воспитатели

Подбор книг Г. Тукая в библиотеки группы

Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая.

1-я неделя

Воспитатели

Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая»

Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.

2-я неделя

Воспитатели

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом.

2-я неделя

Воспитатели

График проектных мероприятий для родителей:

Мероприятия

Цели

Сроки проведения

Ответственные

Конкурс поделок по произведениям Тукая

Передавать в поделках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

2-я неделя

Воспитатели, родители

Акция «Подари книгу Г. Тукая детскому саду»

Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая.

1-2 неделя

родители

Акция «Читаем книги Г. Тукая»

Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

1-2 неделя

Воспитатели, родители

Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая»

Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Г. Тукая.

1 неделя

Воспитатели, родители

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

2 неделя

Воспитатели, родители

Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте

2 неделя

Воспитатели, родители

  1. Заключительный этап
  • Конкурс поделок по произведениям Г.Тукая
  • Театрализованное представление «Эш беткәч уйнарга ярый»
  • Выпуск семейной газеты « Г. Тукаю посвящается»

Ожидаемые результаты проекта:

Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.

Понимание родителями важности семейного чтения.

Список использованной литературы

1. Багаутдинова Д. Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.

2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.

3. Тукай Г. Ребенку. Стихи, поэмы, басни. Казань,1982.

4. Исанбаев С. Г. Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.

5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.

Приложение

Коллективная лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

Тема: Кояшкай

Задачи:

  • Развивать интерес у детей к лепке;
  • Формировать умение отламывать комочки пластилина от большого куска, лепить- палочки, лучики для солнышка, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, и выкладывать «лучики» на бумаге;
  • Формировать элементарные представления о весенних изменениях в природе;
  • Продолжать знакомить с названиями предметов ближайшего окружения;
  • Формировать умение слушать и понимать содержание коротких стихотворений;
  • Формировать умение отвечать на вопросы, повторять не сложные фразы.

Материал: иллюстрации с произведению Г. Тукая « Эш беткәч уйнарга ярый», картинка с изображением солнца; пластилин, доски для лепки, лист бумаги с изображением солнца.

Ход занятия.

Беседа о весне. Педагог напоминает детям, что наступила весна, все чаще светит и пригревает солнышко. Затем педагог ставит на мольберт иллюстрации и рассматривает их вместе с детьми.

Педагог. Какие изменения происходят с наступлением весны?

Солнышко, солнышко

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Детки- малолетки.

Физкультминутка. Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет движения.

Смотрит солнышко в окошко, (Фонарики)

Светит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши, (хлопки в ладоши)

Очень рады солнышку.

А. Барто

Педагог. Давайте сделаем много лучиков солнышку, что бы оно лучше грело.

Педагог показывает образец, вместе рассматривают его.

Педагог. Вот какое солнышко лучистое! У солнышка есть головка и лучики. Посмотрите, какие личики у солнышка получились из пластилина. На что по форме похожи лучики?(ответы детей). Какого цвета лучики?(ответы детей). А еще они могут быть и красные. Сколько лучиков?(ответы детей). Как расположены лучики?(ответы детей). Лучики у солнышка расположены по кругу. Вот какие лучик мы будем лепить.

Педагог. Покажите, как будете раскатывать кусочек пластилина, чтобы получился лучик. Делайте много лучиков и складывайте их на доску.

Дети начинают выполнять действия, педагог напоминает, дает указания, как раскатывать из пластилина «лучик», складывать их на доску, оказывает помощь, хвалит, поощряет детей, по необходимости использует прием пассивных действий.

Когда все дети закончили работу, педагог хвалит малышей, вместе с детьми рассматривает получившиеся лучики.

Педагог. Найдите длинные (короткие) лучики. А мы сейчас подарим лучики солнышку.

Педагог берет лист с изображением солнышка и помогает детям расположить «лучи» по кругу.

Рисование по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

Тема: Сандугачка бодай ясыйбыз

Цели: познакомить с содержанием татарской народной сказкой, со свойствами красок; учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы воспитателя, проговаривать звукоподражательные слова, пользоваться изобразительным материалом (красками), применять способ рисования пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу; вызывать интерес к произведению, рисованию.

Материалы и оборудование: игрушка соловей; сюжетная картинка по теме или иллюстрация; краски в коробке; мольберт, листы белой бумаги, салфетки, зерно (пшено или др.); краски желтого цвета, баночки с водой.

Организационный момент.

Воспитатель. Отгадайте, кто пришел к нам на занятие?

Птичка, внешне неприметна,
Запоёт среди ветвей
Так, что ахнем мы: «Ведь это
Голосистый (соловей )» (Показывает игрушку.)

Основная часть.

Воспитатель показывает головку, туловище, крылья, хвост, лапки затем предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к произведению Г.Тукая и ответить на вопросы: что нарисовано на картинке? Как соловей поет?

Физминутка

Соловей летит, крылышками машет,

Прогнулся над водой, качают головой.

Рисование зернышек для соловья.

Воспитатель. Чем кормят птиц? Конечно, зерном. Где же нам его взять? Может, нарисуем? Ну что ж, тогда примемся за работу.

Посмотрите, у меня есть чудесные помощники. Они лежат в коробочке и ждут, когда я их открою. (Показывает коробку с красками.) Здесь есть и синяя, и красная, и зеленая краски. С такими помощниками мы сможем нарисовать все, что пожелаем. Какую краску нужно нам взять, чтобы нарисовать зернышки? У меня есть немного пшена. Оно желтого цвета. Есть ли у нас в коробочке такая краска? Покажите. (Дети выполняют задание; если затрудняются в выборе, можно предложить только два цвета, например желтый и красный.)

Воспитатель. У меня есть белый лист бумаги. Сейчас я рассыплю на нем зерно. Посмотрите, я окунаю пальчик в краску желтого цвета и делаю на бумаге отпечатки. Они получаются такими же круглыми, как и пшено. Вот одно зернышко, вот другое. (Показывает приемы рисования и приговаривает.) Соловья я накормлю, дам я зернышек ему. Посмотрите, сколько зерна я рассыпала для петушка. А вы хотите покормить его?

Дети начинают рисовать, воспитатель помогает делать аккуратные отпечатки. - Для чего на столах лежат салфетки? (Помогает вытереть пальчики.)

4. Рефлексия.

Воспитатель раскладывает рисунки детей на столе перед игрушечным соловьем. Воспитатель. Много зернышек мы насыпали соловью? Как соловей поблагодарит нас?

Лепка по произведению «Эш беткәч уйнарга ярый»

Тема: Алмалар

Цели: закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями и другие ранее приобретенные навыки; продолжать учить различать зеленый, красный, желтый цвета, любоваться готовым изделием.

Материалы и оборудование: сюжетная картинка, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (яблоки разного цвета), муляжи яблок, пластилин, салфетка, дощечка.

1. Организационный момент.

Воспитатель. Посмотрите на картинку (Ответы детей.) Послушайте стихотворение про девочку, которая тоже помогает маме и папе.

2. Основная часть. Чтение стихотворения.

Воспитатель читает стихотворение «Помощница» Н. Сынгаевского.

Рано-рано встану я, Солнце улыбается

В сад гулять пойду. Каждому кусту,

Яблоки румяные Маминой помощницей

Соберу в саду. Я в семье расту.

Воспитатель показывает детям сюжетную картинку по теме и просит рассказать, что на ней изображено, по вопросам:

  • Куда пошла гулять девочка?
  • На картинке идет дождь или светит солнце?
  • Что растет в саду?
  • Что стала делать девочка?
  • Кому помогает девочка?

Затем педагог читает стихотворение повторно, дети договаривают фразы.

Физкультминутка «Собираем яблоки»

Дети то тянут руки вверх, будто срывая яблоки, то наклоняются, будто собирая их с земли. При выполнении данных упражнений можно использовать небольшие мячи.

3. Лепка яблок.

Воспитатель. Яблоки девочка собирает не зря. Они очень полезны. В яблоках есть витамины, поэтому тот, кто их ест, меньше болеет. Давайте соберем урожай вкусных и очень полезных яблок. Вылепим яблоки из пластилина. Какого цвета пластилин нам нужен? Посмотрите, яблоки бывают разных цветов. (Прикрепляет к фланелеграфу фигурки яблок разного цвета (желтого, красного, зеленого) и просит детей назвать их цвет.) Какие яблоки нравятся вам? (Ответы детей.) Как мы будем лепить яблочки? Для этого нужно узнать, какую они имеют форму. (Предлагает детям обвести пальчиком контур яблока.) Какой формы яблоко? (Ответы

детей.) Яблоко круглое. Как мы лепим круглые предметы? (Показывает приемы скатывания из пластилина шариков. Дети выполняют вслед за воспитателем круговые движения ладонями.) Вот мое яблочко готово. А вы хотите слепить такие полезные яблочки?

Воспитатель предлагает выбрать пластилин по цвету и в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

4. Рефлексия.

Работы детей раскладываются на дощечке.

Воспитатель. Вот какой большой урожай яблок мы собрали! Дима, какого цвета у тебя яблоко? А у тебя, Галя? (Ответы детей.) Почему нужно есть яблочки? (Ответы детей.)

Как подружить малыша с книгой Габдуллы Тукая

Памятка

(советы родителя )

  • Чтение вслух – это загадка. Поэтому, чтобы ребенок прочно подружился

с книгой Г. Тукая, нужно как можно больше и дольше читать ему вслух.

  • Если систематически читать ребенку вслух, со временем он начнет усваивать структуру произведения: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у него развивается логическое мышление. К тому же вы формируете в малыше еще одну важную черту – умение слушать. Это умение пригодится и в школе, и в дальнейшей взрослой жизни.
  • Выбирая книгу Г. Тукая для своего малыша, сначала обращайте внимание

на то, как она иллюстрирована. Дети любят смотреть картинки не меньше,чем слушать.

  • А что делать, если ребенку вообще не нравятся книги и он не хочет

сидеть и слушать? Есть три подхода к решению этой проблемы:

  • Пробуждайте интерес ребенка к картинкам в книге, если ребенок достаточно ими заинтересуется, он, естественно, начнет и слушать.
  • Выберите книгу, которая может его заинтересовать, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Сесть надо в таком месте, чтобы ребенок мог легко к вам присоединиться.
  • Делайте в чтении паузу; рекомендуем прежде, чем перевернуть страницу, проделать следующее:

Попросить его догадаться о значении незнакомых слов.

«Воспитываем, советуясь с книгой»

  • ТУКАЙ Г. Сказка про Козу и Барана. - Казань: Мәгариф, 2005. – 47с.: ил.
  • ТУКАЙ Г Әкиятләр. - Казан: Татарстан китап нәшрияте, 2006. – 62 б.: рәс. б-н.
  • ТУКАЙ Г. Эш беткәч уйнарга ярый: Шигырьләр/ - Казан: Мәгариф, 2002. – 47 б.:

Рәс. б-н.

  • ТУКАЙ Г. Сагыныр вакытлар: Балалар өчен шигырьләр, шигъри әкиятләр, автобиографик повесть = Незабываемое время: стихотворения для детей, сказки в стихах, автобиографическая повесть / Г. Тукай. – Казан: Мәгариф, 2006. – 207 б.:

Рәс. б-н.

  • ТУКАЙ Г. Мәсәлләр. – Казан: Мәгариф, 2002. – 47 б.: рәс. б-н.
  • ТУКАЙ Г. Водяная: Сказка /в стихах: Для дошк. и мл. шк. возраста/ Г. Тукай; – Казань: Татар. кн. изд-во, 1985. – 12с.: цв. ил.
  • ТУКАЙ Г. Вступающим в жизнь: Стихи и сказки / Г.ТУКАЙ; Пер. с тат.; Послесл. А.Файзи; Примеч. С.Липкина; Рис. И.Купряшина. - 2-е изд. – М.: Дет. лит., 1966. – 142с.: ил.; 1л. портр.
  • ТУКАЙ Г. Кончил дело – гуляй смело: /Стихи: для мл. шк. возраста/ Г.ТУКАЙ. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1986. – 21с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Мальчик с дудочкой: Стихи /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай. – М.: Малыш, 1986. - 24 с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Шурале: Поэма – сказка /Для мл. шк. возраста/ Г.Тукай. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1989. - 29 с.: цв.ил.
  • ТУКАЙ Г. Шурале: Сказка / Г.Тукай. – М.: Сов. Россия, 1986. – 53 с.: ил.

Познакомиться с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая вы можете на сайтах:

  • Музей Г. Тукая в Казани http://tatar.museum.ru/tukay/ Ян тәрәзә каршысында иртәнге дәресен карый.

    Чын күңел белән укый ул, кат-кат әйтеп һәр сүзен;
    Бик озак шунда утырды, бер дә алмастан күзен.

    Шул чагында бу Сабыйны чакыра тышка Кояш:
    Кояш:«И Сабый, ди, әйдә тышка, ташла дәрсең, күңлең ач!

    Җитте бит, бик күп тырыштың, торма бер җирдә һаман;
    Чыкчы тышка, нинди якты, нинди шәп уйнар заман!»

    Көн озын ич, ул уенның мин һаман вакытын табам,
    Чыкмамын тышка уенга, булмыйча дәресем тәмам».

    Өй түрендә шул заман сайрый ботакта Сандугач,
    Ул да шул бер сүзне сайрый:

    Сандугач:«Әйдә тышка, күңлең ач!

    Җитте бит, бик күп тырыштың, торма бер җирдә һаман,
    Чыкчы тышка, нинди әйбәт, нинди шәп уйнар заман!»

    Туктале, бетсен дәресем, әйтмәсәң дә уйнарым,
    Син дә сайрарсың матурлап, мин авазың тыңларым!»

    Шул вакытта өй түрендә бакчада бер Алмагач
    Чакыра тышка Сабыйны:

    Алмагач:«Әйдә тышка, күңлең ач!

    Бик күңелсездер сиңа эштә утырмак һәрвакыт,
    Әйдә, чык син бакчага, җитте хәзер уйнар вакыт!»

    Тукта, сабрит аз гына, и кадерле Алмагач,
    Һич уенда юк кызык, дәрсем хәзерләп куймагач».

    Чыкты йөгреп бакчага:

    Бала:«Йә, кем чакырды, мине?
    Әйдә, кем уйный? Тәмам иттем хәзер мин дәрсемне!»

    Шунда аңар шатланып сайрап җибәрде Сандугач,
    Шунда аңар баш иделәр бакчада һәрбер агач.

Автор проекта

Хайруллина Танзиля Тагировна

Название проекта

"Габдулла Тукай - 125-летие великого татарского поэта"

Визитная карточка проекта

Краткая аннотация проекта

В целях увековечения памяти и творческого наследия, в честь 125-летия великого татарского поэта Габдуллы Тукая Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов 11 февраля подписал Указ об объявлении 2011 года Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия. 26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект. Цели и задачи проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания). Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Основополагающий вопрос, проблемные вопросы проекта

Как кто-то может жить вне времени (пережить свое время)? В каком виде до нас дошли произведения великого татарского поэта Г. Тукая? Как глубоко повлияло творчество поэта на современную татарскую литературу?

План проекта

Вводная презентация; Распределение учащихся на группы; Анкетирование; Презентация проекта; Выставка книг Г. Тукая; Коллективное чтение произведений поэта; Проведение теста.

Вводная презентация учителя

Творения Тукая вдохновили художников, музыкантов, поэтов, писателей на создание произведений искусства. Стихи его стали поистине народными, строки легли в основу крылатых фраз и афоризмов. Они, наряду с сурами Корана, несли своё Слово в шамаилях, превращались в музыку, олицетворяя "моң" - душу народа... Каждый народ в ту или иную эпоху рождает своего Поэта, миссия которого - стать олицетворением его гения, души. В Древней Греции им был Гомер, в средневековой Италии - Данте, в Англии -Шекспир, в Германии - Гёте, в России - Пушкин. Для татарского народа таким поэтом стал Тукай, поэзия которого зазвучала в унисон со струнами народной души. Тукай вошел в историю татарской литературы как великий поэт, заложивший основу новой национальной поэзии, как один из основоположников современного татарского языка. Творческая деятельность поэта продолжалась всего восемь лет. Он умер в возрасте 27 лет, оставив после себя свыше 10 тысяч стихотворных строк (более 400 стихов, 9 поэм), около 50 листов прозы (350 рассказов, очерков и воспоминаний). Тукай. Габдулла Тукаев. Кто же он для нас? Это народный поэт, который, кажется, вошел в наше сознание чуть ли не с молоком матери. Так рано его познают татары. Но не только татарам он близок: все тюркские народы. как России, так и всего мира почитают его как своего поэта. Стихи и поэмы Тукая опубликованы на десятках языков мира разных континентов.

Для татар творчество этого поэта – что для русских творчество А.С.Пушкина. Правда, в последние годы больше говорили и писали о творчестве героического Мусы Джалиля. Конечно, его творения очень ценны для нас. Но он поэт своей эпохи - советской, большевистской. Мы воспитывались на произведениях именно советских пролетарских писателей и поэтов: А.Твардовского, М.Шолохова, М.Джалиля и многих других. Наш менталитет сформировали именно они. Тукай же более многогранен, обширен. Он не только поэт и писатель, но и публицист. Его творчество проникнуто классикой средневековой татарской, и мировой поэзии 19-го века, политикой и философией эпохи начала 20 – го века.

Умер Тукай в 1913 году очень молодым, прожив всего 27 лет. Но каждый его год стоил бы 10 лет жизни иного поэта. Так трудолюбив и плодотворен он был. Сколько бы он ещё сотворил, если бы прожил дольше.!

А родился он в деревушке Кушлавыч Казанской губернии в 1886 году. Очень рано осиротел и воспитывался то у дальних родственников, а то и у совершенно чужих людей. Излишне будет напоминать, сколько жизненных тягот испытал мальчик, с раннего детства лишённый материнской любви и отцовской заботы и защиты. Не это ли явилось одной из причин его ранней кончины. Тем не менее, благодаря своему неуемному стремлению познать мир, он сумел закончить и медресе, приравненное к вузу, и получить образование в русской школе, что для того времени являлось редкостью для татарской молодёжи.

Читая его произведения, знакомясь с его творчеством, понимаешь, что жизнь обошлась с ним так круто, что он очень рано повзрослел, и к 17-18 годам уже стал не только поэтом, но и Гражданином с устоявшимся мировоззрением, со своими взглядами и мыслями об обществе. Притом гражданином, активно влияющим на умы и чувства людей через свои стихи, поэмы и публицистику.

О чем же писал Тукай? В его произведениях присутствует, конечно, и лирика, в том числе и любовная, и сатира на все происходящее в жизни России и города Казани того времени и многое другое. Смело разоблачал и высмеивал всех, кого он считал лицемерами, ловкачами за то, что свое призвание и деятельность по возрождению татарской нации они превращали в личный бизнес.

Удивляет то, что «господин Тукаев», как называли этого очень молодого поэта, обладал кругозором зрелого человека, политика, государственного деятеля. Он чутко реагировал на судьбоносные события бурного времени 1905 – 13 годов. Этой эпохи зарождения демократии в России и появления парламентаризма. А затем последовавшие за этим годы реакции. Все факты тех дней отражены в его стихах, проходя через призму тукаевского особого мировоззрения.

Касался Тукай в своих произведениях и национального вопроса, справедливо сетуя на горькую судьбу татарского народа. Горечь и боль за свой народ присутствуют в его стихах: «Шурале», «Пар ат», «Аллюки» и другие. Недаром на его стихи сложены народом многочисленные песни. А песня «Туган тел» фактически является национальным гимном татар. В целом национальная тематика заняла в творчестве Габдуллы Тукая значительное место.

Однако, глобализм менталитета не позволил Габдулле Тукаю «зациклиться» только на национализме, хотя и на добром и справедливом, он поднялся на высоту понимания общероссийских и мировых проблем. Вот, что об этом пишет он в стихотворении «Надежды народа в связи с Великим юбилеем», посвященном 300-летию династии Романовых: …Здесь в России мы заметны, Есть наш след.

Чисто наше зеркало судьбы,

Там пятен нет.

Спели с русскими

Свою жизнь соловьем,

Власть меняли и царей

С копьем, с дубьем…

(все приведённые отрывки стихов даны в переводе автора данного материала).

Его волнуют те же проблемы, что и всех россиян, все человечество: неустроенность жизни людей, бедность, забитость и так далее. Его слова о несправедливости и горестной судьбе людей не могут не потрясти:

…Осень. Ночь. Не спится. Ветер

Воет, плачет за окном.

Нет, не ветер: плачут люди,

Чуя голод, смерть кругом.

Там - богатые старухи

Тонут в злате,

Но в чужом.

Здесь - голодная девица

Плачет о куске ржаном…

(стих. “Весенние ветры»)

Политические события начала 20-го века отражены во многих его стихах. Для примера приводим фрагмент стихотворения «Государственной думе» (оно пелось в народе на мелодию одной шуточной песни). В нем передано чувство разочарования российского народа в работе первого парламента России, которая так и не поставила перед собой задачу улучшения жизни простого народа:

…Самый важный генерал

Показал тебе кукиш.

Ах, милашка, - Дума, Дума,

Ты, выходит, зря сидишь.

Обещала волю, землю,

Где свобода, где надел?!

Ах ты, думный депутат,

Отчего так оробел?...

Не правда ли, уважаемый Читатель, эти его слова очень актуальны и для сегодняшней действительности России.

Как и у большинства талантливых людей, судьба великого поэта сложилась предельно трагично. Он никогда не имел своего крова, а также семьи. Несколько предсмертных лет прожил один в крохотной неотапливаемой комнатушке номеров «Болгар» в Казани, фактически греясь возле «буржуйки». Тукай, скорее всего, редко, когда ел досыта. У него ничего в личной жизни не сложилось, даже горячая любовь его к девушке была безответна.

Впрочем, он, кажется, и не добивался ничего для себя лично. Но, наверное, он был счастлив тем, что служил своему народу до последней минуты своей жизни, пока не упал замертво в припадке чахоточного кашля в больнице Клячкина в городе Казани. Недаром на похороны «господина Тукаева» собрались татары со всего города.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Земляничка» Зеленодольского муниципального

района Республики Татарстан

Подготовила: Яковлева Назия Адыевна, воспитатель по обучению татарскому языку МБДОУ № 12

Актуальность проекта

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда» .

Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Неиссякаемый интерес к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект .

Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель проекта

Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания) .
  5. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  6. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.
  7. Ожидаемые результаты проекта:
  8. Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  9. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  10. Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
  11. Активное участие родителей в реализации проекта.
  12. Понимание родителями важности семейного чтения.
  13. Срок реализации – апрель месяц.

Стратегия достижения поставленных целей

  1. работа с детьми
  2. работа с воспитателями
  3. работа с родителями

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.

Участниками проекта являются воспитанники старшей и подготовительной групп детского сада, воспитатели, родители.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту появились новые направления в совместном сотрудничестве с педагогами ДОУ и семьей по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта

Габдулла Тукай – великий татарский поэт, и как сказал Минтимер Шаймиев: «Поистине, Габдулла Тукай – солнце татарской поэзии, которое, однажды взойдя над нашей великой землей, не зайдет уже никогда».

Введение

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.
26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая».
Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

  • работа с детьми
  • работа с воспитателями
  • работа с родителями

во взаимодействии с библиотекой и татарской гимназией.

Разработан перспективный план по этим направлениям. В графиках проектных мероприятий определены мероприятия, цели мероприятий, сроки проведения и ответственные.
На проект дана рецензия ведущего библиографа Елабужской центральной библиотеки Мухсиновой Валентины Александровны.

Я приняла участие в региональном конкурсе педагогического мастерства «Площадка успешности 2010», где представила проект «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» и получила диплом 1 степени.

В ходе реализации проекта используются разнообразные формы работы: книжные выставки, игровые викторины, занятия, поисковая деятельность, экскурсии, театрализованная деятельность, презентация книг, создание книжных закладок, буклетов с рекламой творчества Г. Тукая.
Участниками проекта являются дети дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), родители, воспитатели, библиотекари и учителя начальных классов.
Работа над проектом может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Срок реализации – апрель месяц.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  • Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
  • Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  • Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая.
  • Отношение 80% детей к произведениям Габдуллы Тукая не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Умение 25% детей высказывать идеи и предложения.
  • Создание системы работы по ознакомлению детей с произведениями Габдуллы Тукая.
  • Активное участие предположительно 80% родителей в реализации проекта.
  • Понимание родителями важности семейного чтения.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, татарской гимназией по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

Этапы реализации проекта

Этапы Содержание работы Срок Ответствен ный
I этап – подготовительный – Анкетирование родителей по проблеме
– Обсуждение целей и задач проекта с участниками
– «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области приобщения детей к творчеству Г. Тукая)
– Создание условий необходимых для реализации проекта
– Разработка образовательных маршрутов для участников проекта
– Подходы к взаимодействию с сотрудниками библиотеки, родителями, татарской гимназией
– Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя

1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя
1-я неделя

Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели

II этап – основной (практический) – Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по приобщению детей к творчеству Г. Тукая
– Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, создание библиотеки, информационные стенды)
– Проведение занятий с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Г. Тукая

– Родительский всеобуч (просвещение родителей по вопросам ознакомления с творчеством Г. Тукая)
– Создание необходимых условий в детском саду, группе, семье, библиотеке по приобщению детей к творчеству Г. Тукая
– Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

– Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая»

– Осуществление контроля за реализацией проекта

В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
В ходе реализации проекта
4-я неделя
В ходе реализации проекта
Воспитатели, библиотекари

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, родители, библиотекари
Воспитатели, библиотекари

Воспитатели, библиотекари

Воспитатели

Руководитель проекта

III этап – заключительный – Разработка результатов по реализации проекта
– Презентация проекта на семинаре-практикуме «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» в ДОУ
– Презентация проекта на зональном конкурсе профессионального мастерства «Площадка педагогической успешности 2010»
4-я неделя
4-я неделя
Руководитель проекта
Руководитель проекта

Руководитель проекта

График проектных мероприятий для детей

Мероприятия Цели Сроки Ответствен ные
1. Организовать в группе мобильную библиотеку «Все о Тукае» Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели
2 Вечерние громкие чтения «Путешествие в мир книг, полный чудес Г. Тукая» Приобщать детей к книгам Габдуллы Тукая. 1-4 недели Воспитатели
3 Книжная выставка для детей в библиотеке «Тукай – детям» Познакомить дошкольников с книгами Г. Тукая и о нем, побудить к чтению. 2-я неделя Воспитатели, библиотекарь
4 Встречи с библиотекарем в детском саду:
Средняя группа(от 4 до 5 лет)
– «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая»
Старшая группа(от 5 до 6 лет)
– «О чем нам рассказывают книги Габдуллы Тукая»
Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством татарского поэта Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели, библиотекарь
5 Целевая экскурсия в библиотеку:
«Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители)
Продолжить знакомить детей с творчеством Г.Тукая,с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. 2-я неделя
6 Составление карточек (пословицы, поговорки, народные приметы по произведениям Г. Тукая) Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей,
развитию познавательного интереса.
2-я неделя
7 Чтение произведенийГабдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц»,«Забавный ученик» Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев. 2-я неделя Воспитатели
8 Утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая» Развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном. 1-4 недели Воспитатели
9 Музыкальная деятельность: разучивание песен «Тукай абый», «Туган тел», слушание «Марш Тукая» Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится. 1-4 недели Музруководитель, воспитатель родного языка
10 Лепка по произведению «Забавный ученик» Закрепить произведение Габдуллы Тукая в лепке. Умение создавать у детей фигуры человека и собаки. 2-я неделя Воспитатели
11 Аппликация по произведению «Малыш и мотылек» (старшая группа) Закрепить произведение в аппликации. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной, колоритной работу; развивать умение работать дружно. 2-я неделя Воспитатели
12 Игра-драматизация«Кончил дело – гуляй смело» Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание произведения, передавать характерные особенности героев, воспитывать желание начатое дело доводить до конца. 3-я неделя Воспитатель родного языка, музыкальный руководитель
13 Литературная игра «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая» (старшая и подготовительная группы) Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая. 3-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка
14 Конкурс детских рисунков по произведениям Тукая «Что читал, что видал – на бумаге рисовал» Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. 3-я неделя Воспитатели, родители
15 Конкурс чтецов «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая» Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений. 3-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка
16 Выставка детских поделок по произведениям Тукая «Мой любимый герой» (совместно с родителями) Способствовать развитию навыков у детей творческого и ручного труда, развитию фантазии. Активизировать совместное творчество детей и родителей. 3-я неделя Воспитатели, родители
17 Презентация детских рассказов «Моя любимая книжка Габдуллы Тукая» Развивать творческую активность детей в процессе составления небольших рассказов по прочитанным книгам. 3-я неделя Воспитатели, родители
18 Рисование «Поиграем, Шурале!» (коллективная работа по произведению Г.Тукая) (подготовительная группа) Учить художественному восприятию, различать реальное и сказочное в иллюстрациях; учить выделять характерные признаки образов, их взаимоотношения; выбирать эпизод; развивать воображение, воспитывать интерес и уважение к татарскому народному искусству. 4-я неделя Воспитатели
19 Театрализованное представление «Театр одного стихотворения Тукая» Развивать театрально-художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию. 4-я неделя Воспитатели, музыкальный руководитель
20 Литературный калейдоскоп с вручением свидетельства «Лучший друг книг Габдуллы Тукая», использование мультимедийной презентации (совместно дети подготовительной группы, учащиеся 1 класса татарской гимназии и родители) Обобщить знания детей по творчеству Габдуллы Тукая. 4-я неделя Воспитатель родного языка, учитель начальных классов, родители

График проектных мероприятий для воспитателей

Мероприятия Цели Сроки Ответствен ные
1 «Круглый стол» с участием воспитателей и родителей. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели, родители
2 Методическая копилка Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая. 1-4 недели Воспитатели, воспитатель родного языка
3 Консультация «Как знакомить дошкольников с жизнью и творчеством Г. Тукая» Приобщение детей к творчеству татарского поэта Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатель родного языка
4 Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта Просвещение родителей по приобщению к творчеству Габдуллы Тукая 1-2 недели Воспитатели, воспитатель родного языка
5 Подбор книг Г. Тукая в библиотеки групп Развивать у детей интерес к произведениям Габдуллы Тукая. 1-я неделя Воспитатели, библиотекари
6 Привлечь внимание к книгам Габдуллы Тукая и к чтению. 2-я неделя Воспитатели
7 Семинар-практикум «Значение устного народного творчества в речевом развитии детей» Презентация проекта
«Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» (с приглашением работников библиотеки, учителей татарской гимназии)
4-янеделя Старший воспитатель, воспитатели, библиотекари, учителя
8 Выставка «Все о Габдулле Тукае» Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом. 4-я неделя Воспитатели

График проектных мероприятий для родителей:

Мероприятия Цели Сроки проведения Ответственные
1 Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети. 1-я неделя Воспитатели
2 «Круглый стол» с участием воспитателей, родителей и детей Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта 1-я неделя Воспитатели, родители
3 Акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду» Пополнить библиотеки в группах книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте 1-я неделя Родители
4 Консультации:
– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;
– «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая»
Просвещение родителей по вопросам ознакомления детей творчеством с Г. Тукая. 1-2 недели Воспитатели
5 Целевая экскурсия в библиотеку «Творил для всех, но больше для детей» (совместно дети подготовительной группы и родители) Продолжить знакомить детей с творчеством Габдуллы Тукая. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге. 2-я неделя Воспитатели, воспитатель родного языка, родители
6 Акция «Читаем книги Габдуллы Тукая» Привлечь внимание родителей к книгам Г. Тукая и к чтению. 2-я неделя Воспитатели, родители
7 Родительский клуб «Дружим с книгами Тукая всей семьей» Предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться семейным опытом по приобщению детей к творчеству Г. Тукая. 4-я неделя Библиотека ри, воспитатели
8 Памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая» Поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая. 4-я неделя Библиотекари

Очень важно, чтобы у детей с самого раннего возраста накапливались любовь и уважение к личности великого поэта. Габдулла Тукай - не просто великий поэт, а символ истории и судьбы всего татарского народа. Он и сегодня учит нас и наших детей понимать этот сложный мир со всеми его хлопотами и заботами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Творчество Г. Тукая»

Актуальность проекта: Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован.

Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

Неиссякаемый интерес детей, воспитателей и лично меня к его поэтическому и сказочному творчеству, побудил меня создать проект «Творчество Г. Тукая». Проект “Творчество Г. Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня.

Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой.

Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

1. работа с детьми,

2. работа с воспитателями,

3. работа с родителями.

Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), педагоги (воспитатели, музыкальные руководители, воспитатель по обучению детей татарскому языку), родители воспитанников.

Срок реализации: апрель месяц.

Вид проекта : познавательный, творческий.

Цель:

Задачи:

  • познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая;
  • формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость, любовь к Родине посредством произведений Габдуллы Тукая;
  • учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая;
  • расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Ожидаемые результаты:

  • создание необходимых условий в детском саду, группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями Габдуллы Тукая;
  • развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков;
  • активное участие родителей;
  • понимание родителей важности семейного чтения.

Этапы реализации проекта:

1 этап подготовительный

  • обсуждение целей, задач проекта; поиск литературы;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • подходы к взаимодействию с педагогами и родителями.

2 этап основной

  • совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ (книжные уголки, информационные стенды);
  • проведение с детьми образовательной деятельности с детьми по ознакомлению с жизнью и творчеством Тукая;
  • проводить работу с родителями;
  • создание условий для реализации;
  • накопление и разработка методических материалов.

3 этап заключительный

  • праздник, посвященный творчеству Г. Тукая.

План работы с детьми

Мероприятие

Цели

Сроки

Ответственные

Организовать в группе библиотеку «Г. Тукай, все о нем»

Развивать интерес к книгам Габдуллы Тукая.

1 неделя

воспитатели

Вечерние чтения «Путешествие по книгам Тукая»

Приобщать детей к книгам Г. Тукая

1-4 неделя

воспитатели

Чтение произведений Тукая

«Родной язык», «Малыш и мотылек», «Забавный ученик», «Бедняга заяц».

Побуждать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения.

2 неделя

воспитатели

Музыкальная деятельность: разучивание песен «Туган тел», «Карлыгач».

Развивать песенное творчество, слушать друг друга;

1-4 неделя

Муз. руководитель, воспитатель татарского языка

Художественное творчество (рисование) по произведениям Г. Тукая «Мой любимый сказочный герой»

Закрепить произведение Г. Тукая. Вызвать чувство радости и желания сделать композицию красочной. Развивать умение работать дружно.

3 неделя

Воспитатели, родители

Акция «Мы читаем стихи Габдуллы Тукая»- конкурс чтецов.

Воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение через познавательные стихи и сказки Г. Тукая.

3 неделя

Просмотр мультфильмов по произведениям Г. Тукая.

Побуждать интерес у детей к татарским мультфильмам.

1-4 неделя

Воспитатели

Прослушивание аудиозаписи сказок Г. Тукая.

Воспитывать у детей интерес к творчеству Г. Тукая. Учить воспринимать образное содержание произведений.

1-4 неделя

воспитатели

Праздник, посвященный к творчеству Г. Тукая

Обобщать знания детей по творчеству Габдуллы Тукая.

4 неделя

Воспитатели, муз. руководитель, воспитатель тат.языка

План работы с воспитателями.

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

Обсуждение с воспитателями

Обсудить цели и задачи проекта. Формировать интерес по созданию условий для реализации проекта.

1 неделя

Воспитатели, родители

Методическая копилка

Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по приобщению детей к творчеству Г. Тукая

1-4 неделя

Воспитатели, воспитатель тат.языка

Подбор книг по творчеству Тукая.

Развивать интерес детей к произведениям Тукая.

1 неделя

Воспитатели, библиотекари

Консультация для воспитателей « Как знакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая»

Приобщение детей к творчеству Тукая

1 неделя

Воспитатель тат.языка

Акция «Мы читаем книги

Тукая»

Привлечь внимание детей к книгам Габдуллы Тукая и к чтению.

2 неделя

воспитатели

Выставка «Все о Габдулле Тукае»

Обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе.

3 неделя

воспитатели

Работа с родителями

Мероприятия

Цели

Сроки

Ответственные

Анкетирование родителей по изучению чтения книг Габдуллы Тукая

Пояснить, читают ли родители книги детям книги. Что любят дети слушать.

1 неделя

воспитатели

Консультации: «Чему учат татарские мультфильмы?» «Советуем прочитать книги Г. Тукая»

Просвещение родителей.

3 неделя

Воспитатели

Акция «Читаем книги Тукая»

Привлечь родителей к книгам Г. Тукая и к чтению.

2 неделя

Воспитатели, родители

Памятка «Как мы дружим с книгами»

Поддерживать у родителей интерес.

4 неделя

Воспитатели, библиотекари

Итоговое мероприятие:

Праздник, посвященный творчеству Габдуллы Тукая.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи: Познакомить детей с жизнью и творчеством Г. Тукая. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Г. Тукая. Учить понимать и чувствовать образный язык стихотворений и сказок Г. Тукая. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Г. Тукая и способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи.

Оформление зала: портрет Г. Тукая, цветы.

Цитаты на татарском и русском языке:

«О, язык, родной, певучий! О родительская речь!»

Под музыку дети входят в зал.

Ведущий: Много-много лет назад, в один весенних солнечных дней, 26 апреля 1886 года родился великий татарский поэт Г. Тукай. Мы сегодня с вами собрались вспомнить и почтить память татарского поэта Г. Тукая.

1 ребенок: О, язык, родной, певучий! О, родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь.

2 ребенок: О, язык мой, мы навечно неразлучные друзья.

С детства стала мне понятна радость и печаль твоя!

Ведущий: Песня «Туган тел» - это народный гимн всего татарского народа.

Дети исполняют песню «Туган тел» на татарском языке.

Ведущий: Сложной была судьба Тукая. Он очень рано осиротел, скитался от родного человека к другому. Детство у него было очень трудным. Но Тукай рос смышленым старательным ребенком, рано научился писать, читать и сочинять стихи.

Ребенок исполняет песню «Элли-бэлли бэу» (на слова Г. Тукая)

Ведущий: Г. Тукай призывал нас любить Родину, родной язык, свой народ. Он говорил, что татарский народ найдет свое счастье только на земле своих отцов, в единстве с русским народом.

Ребенок: С народом мы песни певали

Есть общее в нашем быту и морали.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить

Нанизаны мы на единую быть.

Русский танец

Звучит музыка, в зал входит Шурале.

Шурале: Пальцам больно

Прищемил их год назад.

Ай, умру – беда такая

Жизни я своей не рад.

Ведущий: Шурале, ты хотел творить зло, поэтому был наказан.

Шурале: Никого теперь не трону - поклянусь тебе душой.

Ведущий: Поиграй с нами, и твоя боль пройдет.

Шурале: А вы, дети действительно со мной хотите играть?

Игра «Шурале» (пойманные дети рассказывают стихи: «Забавный ученик», «Гали и коза»)

Шурале: Спасибо вам! В моем лесу сказали, что помочь мне смогут только дети. И это оказалось правдой. Я больше никого никогда не буду обижать. А сейчас мне пора возвращаться в лес, там меня ждут мои друзья.

Ведущий: В одной деревне жила-была одна женщина. Было у нее большое хозяйство. Было в нем много кур и цыплят.

«Танец цыплят»

Ведущий: Был у этой женщины сын. Сын очень любил ходить на рыбалку. Однажды он взял удочку и отправился на рыбалку.

Мальчик: Будет ли улов, или нет?

Песня «Бала белэн кубэлэк»

Мальчик: Уф, жара! Надо искупаться.

Ведущий: Мальчик начинает раздеваться, в это время, на мостике появляется Водяная. Она сидит и расчесывает свои волосы золотым гребнем. Мальчик прячется за кусты, со страхом выглядывает оттуда. Водяная песню поет и запрыгнула в воду. Мальчик озираясь, подходит к мостику и хватает гребень и убегает.

Водяная: Стой, стой! Отдай мой золотой гребень. Зачем ты взял его? Ведь он же не твой!

Мальчик добегает до деревни, а водяная убегает.

Мальчик: Мама, мама! Смотри, я нашел золотой гребень, красивый.

Мама: Зачем ты взял? Он ведь не твой!

Ведущий: Солнце закатилось. Ладно, спать ложатся, день потух. Стук-стук!

Стучится кто-то к нам в окно.

Мама: Кто там? Кто ночью спать не дает?

Водяная: Это я! Днем твой сын-воришка украл мой золотой гребень.

Мама бросает гребень в окно.

Мама: Ох, сынок, что ты наделал?

Мальчик: Прости меня мама, я больше так не буду.

Водяная: Нельзя брать чужие вещи без разрешения. А как это в сказке звучит?

Мальчик: Есть хозяин или нет, век чужого не возьму.

Татарский танец.

Ведущий: На этом праздник посвященный Г. Тукаю подошел к концу. Любите свою Родину, читайте стихи и сказки Тукая.

Песня «Солнечный край»