Речевая карта
(образец)
1. Фамилия, имя
2. Возраст
АНАМНЕЗ.
1. От какой беременности ребенок
2. Характер беременности(токсикоз, падения, хронические заболевания, инфекционные заболевания…)
3. Роды (досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные…)
4. Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция…)
5. Когда закричал
6. Асфиксия (белая, синяя)
7. Резус-фактор (совместимость)
8. Вес при рождении
9. Вскармливание:
а) когда принесли кормить
б) как взял грудь
в) как сосал
г) наблюдались ли срыгивания, поперхивания
10. На какой день выписался из роддома, если задержался, почему
РАННЕЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
1. Голову держит с /1,5 мес/
2. Сидит с / 6 мес/
3. Стоит с /10 мес/
4.Ходит с /11-12 мес/
5. Первые зубы/6-8 мес/
6. Перенесенные заболевания:
До года…
После года….
Инфекции…
Ушибы, травмы головы…
Судороги при высокой температуре….
7. речевой анамнез:
Гуление……../2 мес./
Лепет…../6 мес./
Первые слова…./к 12 мес./
Первые фразы…./к 1,5-2 года/
Прерывалось ли речевое развитие…..
Речевая среда………
Занимался ли с логопедом ребенок раньше……
Отношение к своей речи…..
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1. Наблюдение за поведением в процессе обследования…
2. Состояние слухового внимания:
*покажи, какая игрушка звучала
*выполнение 2-3-х ступенчатых инструкций (откройрот и закрой глаза,…..)
3. Зрительное восприятие
* основные цвета (количество)
* оттеночные цвета
* подбор картинок к цветовому фону…
4. Ориентация в пространстве:
а) в собственном теле – правая, левая сторона
б) в пространстве – правая левая сторона
в) вверху, внизу, спереди, сзади
5. Ориентация во времени:
*Утро, день вечер, ночь
*Вчера, сегодня, завтра, послезавтра
*Сначала, потом, сейчас
6. Различение геометрических форм:
а) в активе
б) в пассиве
7. Счет: прямой
обратный
счетные операции
8. Логическое мышление
а) выделение 4-го лишнего :
кошка, собака, утка, мышка
кошка, волк, собака, корова.
б) классификация предметов : назови одним словом:
Свитер, платье, шорты, юбка, сарафан.
Сапоги, туфли, тапочки, валенки.
Блюдце, сковородка, ложка, тарелка.
Шкаф, стол, кресло, тумбочка.
Синица, ворона, утка, воробей.
Автобус, электричка, трамвай, самолет.
9. Общая моторика:
Ловкий, неуклюжий…
Прыжки на одной, двух ногах, поочередно, с поддержкой…
ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.
1. Губы:
Тонкие, толстые, короткие, расщелина.
Подвижность губ (улыбка, трубочка, плотность смыкания, симметричность).
2. Зубы:
Редкие, мелкие, вне челюстного ряда, крупные резцы, отсутствуют резцы.
3. Твердое нёбо:
Высокое, узкое, плоское, укороченное, готическое.
4. Мягкое нёбо:
Укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сокращается недостаточно, не сокращается.
Прикус:
Прогнатия, прогения, прямой прикус, передний открытый прикус, боковой открытый прикус, косой.
6. Язык:
а) размер: массивный, маленький, короткая подъязычная связка.
б) подвижность: высунуть вперед, втянуть в полость рта, облизать губы…
в) переключаемость: улыбка-трубочка, маятник, лошадка…
г) удержание позы, симметричность.
д) наличие синкинезий.
е) тремор.
ж) саливация.
7. Состояние мимической мускулатуры:
* изолированно закрыть один глаз (наличие синкинезий)
* равномерно поднять брови
* нахмурить брови
* сглаженность носогубных складок.
8. Общее звучание речи:
* выразительность (невыразительная, маловыразительная..)
* дыхание (верхнегрудное, диафрагмальное, короткий выдох…)
* темп и ритм (замедленный, быстрый, неровный…)
*дикция (нечеткая, смазанная…)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
1. Разговорно-описательная беседа:
Как твоя фамилия?
Сколько тебе лет?
Где ты живёшь?
Как зовут твою маму?
Как зовут твоего папу?
Есть ли брат, сестра?
Кто старше, младше?
Кем работает мама, папа?
Есть ли у тебя друзья?
2. Составление рассказа по картинке: ….
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок…
4. Пересказ…
5. Рассказ по представлению…
СОСТОЯНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРПЗОВАНИЯ,
1. Состояние словаря:
а) название различных предметов, профессий, транспорта, обобщающие слова, детеныши животных…
б) объяснение значений слов :
холодильник…
пылесос…
самолет…
в)название частей предметов :
Чайник
Донышко
Носик
Крышка
Ручка.
Часы
Циферблат
Цифры
Стрелки
Ремешок
Стул
Сидение
Спинка
Ножки.
г) Глагольный словарь:
Что делает:
Повар
Учитель
Врач
Почтальон?
Кошка _______, собака ________, утка _________, лягушка __________,
Свинья _______, корова ________, ворона ________, воробей __________.
д) словарь признаков:
--подбор прилагательных к имени существительному :
Лимон (какой?)
Платье (какое?)
Лиса (какая?)
-- подбор антонимов :
широкий - …
прямой - …
сухой - …
высокий - …
длинный - …
больной - …
веселый - …
светлый - …
холодный - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
А). Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Стол –
Дом –
Ковер –
Топор –
Гриб –
Книга –
Рука –
Тетрадь –
Кошка –
Ведро –
Гнездо –
Окно –
Облако –
Воробей –
Хлеб –
Перо –
Б) Образование глаголов префиксальным способом:
Шел (пришел, ушел, подошел, дошел…)
Ходит (уходит, подходит, заходит, переходит…)
Наливает (поливает, выливает, переливает, доливает…)
В) Образование прилагательных от существительных (относительных):
Скамейка из дерева (какая?)
Сумка из кожи
Ручка из пластмассы
Стакан из стекла
Сок из вишни, яблок, груши, сливы, помидоров
Гвоздь из железа
Г) Образование притяжательных прилагательных:
У зайца хвост заячий, а у волка?
Голова чья?
Дом чей?
Сумка чья?
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ.
1. Обследование понимания грамматических конструкций:
а) выполнение инструкций , типа: покажи тетрадку ручкой; покажи тетрадкой ручку.
б) понимание числа :
покажи, где карандаш, а где карандаши;
дети рисуют карандашом или карандашами?
покажи, где машина, а где машины?
в) понимание рода :
Где Саша упал? Где Саша упала?
Где Женя заплакал? Где Женя заплакала?
г) понимание падежа :
покажи, где мама одевает девочку? Где девочка одевает маму?
д) понимание предлогов :
на, в, с, из-под, из, за, из-за, под, к.
2. Наличие аграмматизмов:
Словоизменение:
А) изменение имен существительных по падежам:
У меня есть карандаш.
У меня нет…
Я рисую …
У меня есть бабушка.
Дома нет …
Подарю цветок …
Пойду гулять с …
Вспоминаю о …
Б) предложно-падежные формы:
(по картинке – мячик на шкафу, под шкафом, за шкафом,перед…, достану мячик из-под…, из-за…,)
В) преобразование существительных из ед. числа во множ.:
Стол – столы
Окно - …
Глаз - …
Дерево - …
Пень -…
Стул - …
Рот - …
Рукав - …
Воробей - …
Ухо - …
Г) согласование числительных 2 и 5 с существительными:
Одна корова – две … - пять …
Один дом – два … - пять …
Одно кресло – два … - пять …
Д) образование форм существительных Род. и Тв. и Предл. падежа мн. числа:
Столы – столов – столами – о столах,
Окна - …
Стулья - …
Ведра - …
Рыбки - …
Куклы - …
Уши - …
Е) согласование имен прилагательных с именами существительными:
Синий шар – синего шара – синим шаром – о синем шаре.
Синяя машина - …
Синее платье - …
Красный флажок - …
Красное солнышко - …
Красная звезда - …
Ж) согласование имен прилагательных с именами существительными в числе:
Синий шар – синие шары,(см. выше).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.
1. Гласные:
2. Звонкие и глухие согласные:
Б-П
В-Ф
Д-Т
К-Г
3. мягкие и твердые согласные:
Н-Нь
М-Мь
Т-Ть
К-Кь
Г-Гь
Х-Хь.
4. Свистящие:
ССь
ЗЗь
Ц
5. Шипящие:
ШЖ
ЩЧ
6. Сонорные:
ЛЛь
РРь
Й
7. Дифференциация звуков в спонтанной речи:
С-Ш, С-З, С-Сь, С-Ц.
Ш-С, Ш-Ж, Ш-Щ.
Ч-Ц, Ч-Щ, Ч-Ть.
Л-Р, Ль-Рь, Л-Й, Ль-Й...
ОБСЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗВУКОВ И ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.
1. Повторение 3-х и 4-х гласных звуков:
Аоэ, уио, иэу.
Аэоу, уиоэ, уаэу.
2. Повторение слогов с оппозиционными звуками:
Па-ба, го-ко, ха-ка, тэ-дэ.
Та-та-да, па-ба-па, га-га-ка, тя-ча-тя.
Кот-кот-год, том-дом-том.
3. Выделение на слух первого ударного гласного звука в слове:
Алик, эхо, окна, утка, Ира, астра, Оля, Анна, уши.
4. Выделение на слух последнего звука в слове:
Пух, кот, сом, суп, окно, кошка, шары.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ:
1. Воспроизведение слоговой структуры слова:
Называние по картинке – сковорода, аквариум, скатерть милиционер, велосипед, лекарство, мотоцикл, литература, экскаватор.
2. Отраженное проговаривание:
Строительство, серпантин, репетиция, часовщик.
3. Воспроизведение предложений (2-3 раза подряд)
Дети из снега слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Часовщик чинит часики.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Милиционер едет на мотоцикле.
Регулировщик регулирует движение.
Логопедическое заключение:______________________________________
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________
2. Школа__________________________________ класс___________________________________
3. Национальность__________________________________________________________________
4. Домашний адрес__________________________________________________________________
5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________
6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________
7. Заключение психоневролога________________________________________________________
8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________
__________________________________________________________________________________
9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________
10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________
__________________________________________________________________________________
11.Общая характеристика речи_______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
а) словарный запас__________________________________________________________________
Б) грамматический строй____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) состояние звукопроизношения______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) фонематическое восприятие________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) слоговая структура слова__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
е) темп и внятность речи_____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14.Чтение:
а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) ошибки при чтении_______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) понимание прочитанного__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Прявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Заключение учителя-логопеда______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________
2. Школа – ____________________ класс ___
3. Домашний адрес
4. Дата зачисления на логопедический пункт – 15.09.2014 г.
5. Успеваемость по родному языку – начало учебного года
6. Заключение психоневролога – на учёте не состоит/_____________________________________
Данные о ходе развития речи. Анамнез
А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________
Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________
8. Состояние слуха, зрения - соответствуют норме/не соответствуют норме ______________________________________
9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):
А)Строение:
Б) Подвижность:
сохранность функции;
10. Словарный запас:
11. Грамматический строй:
Состояние звукопроизношения
фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
Слоговая структура слова
14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова
15. Письмо. Наличие и характер специфических ошибок .____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Чтение:
а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________
в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Прявление заикания:
а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений
Внимание:
Мышление:
Память:
19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевая карта
Фамилия, имя _________________________________________________
Возраст _______________________________________________________
Дата обследования _____________________________________________
Анамнез
Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________
Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________
Беременность по счету ____________________________________________________________
Как протекала ___________________________________________________________________
Роды ___________________________________________________________________________
Когда закричал __________________________________________________________________
Физическое развитие:
Стал держать головку ____________________________________________________________
Сидеть _________________________________________________________________________
Вставать _______________________________________________________________________
Ходить _________________________________________________________________________
Раннее речевое развитие:
Гуление ________________________________________________________________________
Лепет __________________________________________________________________________
Первые слова ___________________________________________________________________
Фраза __________________________________________________________________________
Не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________
Перенесенные заболевания:
до 1 года
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________
Внимание:
внимание устойчивое (неустойчивое)
взгляд фиксирует (не фиксирует);
переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);
общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);
слабая концентрация внимания;
общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).
Мышление:
познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;
сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);
преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.
Память:
запоминание произвольное /непроизвольное;
быстрое запоминание /медленное, с трудом;
снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);
непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).
Произвольная мимическая моторика:
отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;
лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.
состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);
сглаженность носогубных складок;
оральные синкинезии; асимметрия лица;
гиперкинезы лица;
сохранность функции.
Артикуляционная моторика:
сохранность функции;
состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);
подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);
неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);
состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);
наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);
подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении
движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка
тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.
16. Общая произвольная моторика:
объем движений (полный /неполный);
точность выполнения (неточные /точные);
самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);
координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);
темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);
активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);
качество движений (моторная напряженность, скованность);
переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).
особенности общей произвольной моторики: навязчивые движения (персеверации - стереотипное повторение действий); неловкость; моторная неуклюжесть; плохая ориентировка; наличие лишних движений; застревания; соскальзывания.
Ручная моторика:
объем движений (полный, неполный),
координация (нормальная, некоординированность),
наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,
темп (медленный, быстрый, нормальный),
переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),
активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),
персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,
ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).
Анатомическое строение органов артикуляции:
Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,
Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,
Зубов: особенности строения, формы, размера и местоположения зубов в зубных рядах, при этом отмечается их наклон и поворот вокруг своей оси: например, двойной ряд зубов; редкие, очень мелкие зубы – макрогнатия; неправильные форма и расположение зубов, зубы вне зубной дуги; сверхкомплектные зубы, отсутствие зубов в соответствии с возрастной нормой – адентия; диастемы, тремы и т.д. ,
Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;
Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,
Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,
Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,
Носоглотки, ротовой полости и глотки: носовые полипы; аденоиды; опухоли носовой полости; искривление носовой перегородки; гипертрофия носовых раковин; увеличение парной небной миндалины, непарной язычной миндалины, непарной глоточной миндалины и т.д. ,
Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.
Звукопроизношение:
Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.
Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.
Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.
Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.
Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.
Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).
Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).
Фонематические процессы:
Фонематическое восприятие: способность различать и опознавать на слух фонемы - сохранена /нарушена; слухопроизносительная дифференциация звуков речи: несмешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении – сохранена /нарушена; слуховая дифференциация правильно и искаженно произнесенных звуков – сохранена / нарушена.
Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).
Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы
Состояние слоговой структуры слова
Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).
Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.
Словарный запас:
объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);
резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;
неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
несформированность семантических полей;
трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);
трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).
Грамматический строй речи:
морфологические и синтаксические аграмматизмы;
владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;
ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;
нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);
своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).
Импрессивная речь:
умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;
легко входит в контакт /контакт затруднен;
участвует в общении по инициативе других;
активность в общении /активен; малоактивен.
логопедическое заключение
фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
Примерные формулировки логопедических характеристик
Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10- 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.
Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1-2 предложения вместо пересказа).
Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.
Речевая карта обследования
неговорящего ребенка
1.Фамилия, имя ребёнка_____________________________
2. Дата рождения, возраст ___________________________________________________________________
3. Национальность (двуязычие) _____________________________________________________________ _
4. Домашний адрес ________________________________________________________________________
5. Откуда поступил ________________________________________________________________________
6. Дата поступления в логопедическую группу _______________
7. Заключение ПМПК от ______________
8. Психоневрологический статус _______________________________________________________________
9. Состояние слуха _________________________________________________________________________
10. Состояние зрения _______________________________________________________________________
11. Дата заполнения речевой карты ____________________________________________________________
Логопед ___________________________________
I . Изучение невербальных компонентов коммуникации
Установление контакта с ребёнком (продуктивен, малопродуктивен) __________________________________
Проявление двигательного и речевого негативизма _____________________________________________
Проявление способности к подражанию:
- «Делай, как я» (указ., отриц. жест и др.) _________________________________________________________
- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка» ___________________________
Проявление фиксации взгляда ребёнка (глаза говорящего, органы артикуляции, картинка) ______________________
________________________________________________________________________________________________
II . Изучение слухового восприятия
Опреде ление количества неречевых звуков ___________________________________________________
Различение и воспроизведение на слух 2-сложного ритма ______________________________________
Определение направления неречевого звука __________________________________________________
Различение на слух звукоподражаний ____________________________________________________________
III . Изучение моторного развития
1. Состояние общей моторики:
(походка - уверенная, неуверенная, с развалкой; хождение на носочках по прямой линий; прыжки на одной, двух ногах)
координация ____________________________________________________________________________
2. Состояние тонкой моторики:
(пробы: повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки»; чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак; выполнение шнуровки)
точность движений _______________________________________________________________________
переключение ___________________________________________________________________________
темп ___________________________________________________________________________________
3. Состояние мимической мускулатуры:
Лицо (осмысленное, наличие мимики, безучастное, асимметричное, носогубнаяскладка) ___________
_______________________________________________________________________________________
Возможность выполнения мимических движений по подражанию (пробы: поднять брови вверх («удивиться»),
нахмурить брови («рассердиться»), прищурить глаза, надуть щёки («толстячок»)) ____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________
(проявляет негативизм; зрительно воспринимает, пытается повторить, но безуспешно; пытается повторить, но позу
не удерживает; выполняет движения самостоятельно)
IV . Обследование артикуляционного аппарата
1. Строение артикуляционного аппарата:
губы ____________________________ мышечный тонус губ _______________________________
зубы ____________________________________________________________________________________
прикус _________________________________________________________________________________
язык (форма; положение, мышечный тонус в покое, состояние подъязычной связки) _________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
твёрдое нёбо ___________________________________________________________________________
2. Состояние моторики артикуляционного аппарата:
губы ______________________________________________________________________________
нижняя челюсть __________________________________________________________________________
язык ____________________________________________________________________________________
мягкое нёбо _____________________________________________________________________________
V . Изучение импрессивной речи:
1. Состояние номинативного словаря
Соотнесение собственного имени с личностью
(знает своё имя, отзывается на него)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их названием
Покажи, где кукла, мяч, часы, книга, стол
________________________________________________________________________________________
Покажи части тела (руку, нос, колено, локоть, лоб, пальцы, шею)
________________________________________________________________________________________
Покажи части предметов (дома, машины, самолета, куклы, часов)
________________________________________________________________________________________
Покажи животных (кошку, собаку, зайца, волка, лису, лошадь, козу)
________________________________________________________________________________________
Соотнесение предметов с их назначением (предметы, картинки)
Покажи: чем ты играешь, чем чистишь зубы, что ешь, т.д.
________________________________________________________________________________________
Понимание слов обобщающего характера
Покажи (возьми, дай) посуду (одежду, др.)
________________________________________________________________________________________
2. Состояние предикативного словаря
(сюжетные картинки, на которых один объект совершает различные действия )
Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)
________________________________________________________________________________________
(сюжетные картинки, на которых разные объекты совершают различные действия)
Покажи, кто умывается (стоит, бежит, т.д.)
_______________________________________________________________________________________________
3. Состояние атрибутивного словаря
Понимание названий признаков предметов
Покажи где большой стол? где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом) ____________________________________________________________________
Покажи какой кубик больше? какой кубик меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже) _____________________________________________________________________________
Покажи где красный (желтый, синий) мячик?_______________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Состояние грамматического строя речи:
Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного
Где кукла? где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)
________________________________________________________________________________________
Понимание значений предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения
Положи игрушку в коробку (на коробку, за коробку, под коробку, перед коробкой)
________________________________________________________________________________________
Понимание существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Покажи, где стол? где столик? (книга / книжечка, кукла/куколка, коробка/коробочка) ________________________________________________________________________________________
Понимание предложно-падежной конструкции (2-сложная инструкция)
Возьми мишку и посади его на стул; подойди к столу и возьми карандаш; возьми кубики со стола и отнеси их в коробку
________________________________________________________________________________________
Понимание содержания текста, рассказанного по серии сюжетных картинок
________________________________________________________________________________________
VI . Изучение экспрессивной речи
1. Общее звучание речи
Дыхание (объем, продолжительность выдоха, плавность) _____________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Темп (брадилалия, тахилалия, умеренный) ___________________________________________________
Разборчивость (указать причину) __________________________________________________________
2. Состояние речевой деятельности
Звуковые безусловно-рефлекторные реакции ( кряхтение, причмокивание, повизгивание, хныканье,
радостные возгласы, смех, плач, крик) _______________________________________________
______________________________
Возможности произнесения слов (лепет, звукоподражания, аморфные слова, отдельные слова, сохранность слоговой структуры)__________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения фраз (характер произнесения: сопряжённый, отражённый, произвольный; структура фразы, наличие аграмматизмов) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Возможности произнесения и дифференцирования отдельных звуков
(звукопроизношение)
(дифференциация звуков)
VII . Исследование неречевых психических функций
1. Мышление:
Владение доской Сегена __________________________________________________________________
Складывание пирамидки _________________________________________________________________
Классификация _________________________________________________________________________
Выделение 4-лишнего ____________________________________________________________________
2. Счёт:
Прямой механический счёт: ______________________________________________________________
Соотнесение числа с количеством предметов («дай 2 карандаша, 3 кубика, 5 картинок»)_________
_______________________________________________________________________________________ _
Называние цифр ____________________________________________________________
3. Оптико-пространственный гнозис :
Различение понятий верх/низ, справа/слева , впереди/сзади ___________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Оптико-пространственный праксис:
Складывание разрезных картинок из 2 - З - 4-х частей _______________________________________
________________________________________________________________________________________
Складывание фигур из палочек по образцу (3-6 палочек) ______________________________________
________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение: _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Приложение 2
Форма 2
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Крепыш» общеразвивающего вида городского округа город Волгореченск Костромской области
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1.Ф.И.О. ребенка_____________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Дата рождения___________________3. Домашний адрес_________________________________________________________
4 .Родители мать:__________________________________________ отец______________________________________________
5.Анамнез:
протекание беременности и родов______________________________________________________________________________
Конфликт по резус-фактору____________
6.Данные о ходе речевого развития : гуление______________лепет________________1-е слова_____________фразовая речь___________другие особенности развития речи_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________
7.Слух ___________________________зрение________________________интеллект____________________________________
8.Общее звучание речи: темп_______________голос___________________интонация___________________________________
разборчивость________________________________________дыхание________________________________________________
9.Строение и подвижность артикуляционного аппарата: губы__________________________зубы________________________________небо_____________________________________язык______________________________________________________прикус___________________________________________
Другие особенности строения арт. аппарата______________________________________________________________
10.Состояние общей моторики_______________________________________________________________________
11.Состояние мелкой моторики __________________________________________________________
_______________________________
12.Звукоприозношение:
год | СЬ | ЗЬ | ЛЬ | РЬ | |||||||||||||
13. Фонематический слух: а)дифференциация звуков С-З____С-Ш____С-Т_____С-Ц____Ц-ТЬ____Ч-Ц____Ч-С_____
Ч-Ш____Щ-Ш_____Щ-СЬ_____ Щ –Ч_____Л-Р_______Л-В_____П-Б____Д-Т______Ш-Ж____________Б-БЬ______
П-ПЬ______Д-ДЬ_______Л-ЛЬ_______Т-К________Д-Г_______
б) повторение слоговых рядов: та-да-та_____________да-та-та____________ка-га-ка_____________ка-га-га________________
в) повторение слов: кот-год-кот__________________том-дом-том_______________том-дом-ком__________________________
Анализ звукового состава слова.
а) выделение первого звука в слове: Алик________утка________город________Оля_______эхо_________волк________
Ира_____________окна________________банки________________
б) выделение последнего звука в слове: пух_____луна____кот_____шары________сок______мука____руки_____нос_____
14. Произношение слов сложного слогового состав а: строительство_____________________велосипед__________________
Милиционер______________________аквариум___________________библиотека______________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию.___________________________________________________________Милиционер стоит на перекрестке. ________________________________________________________________________________________________
15. Лексика:
Из предложенных картинок назвал______________________________________________________________________________
Не назвал__________________________________________________________________
16.Объяснить значение слов: пылесос________________________________________________ холодильник________________
Мясорубка_______________________________листопад___________________________________________
17.Показ и назначение частей предметов:
Чайник:______________________________________________ | Стул:_______________________________________________ |
Донышко_____________________________________________ | Сиденье_____________________________________________ |
Носик________________________________________________ | Спинка______________________________________________ |
Крышка______________________________________________ | Ножки______________________________________________ |
18.Назвать предмет по описанию действия:
Режем чем?_________________________________________ | Шьем чем?_______________________________________ |
Смотрим чем?______________________________________ | Нюхаем чем?_____________________________________ |
Рисуем чем?________________________________________ | Копаем чем?______________________________________ |
19.Назвать действия предмета:
Лошадь(что делает?)___________________собака_________________рыба___________________змея__________________
курица__________________птица_______________________тигр__________________заяц____________________________
20.Обощающие понятия:
21. Подобрать прилагательные к существительным:
Лимон(какой?)_____________________платье________________________лиса____________________нож________________
дерево_______________________кукла________________________
22.Подбор антонимов: теплый_______________,веселый______________,широкий______________,длинный_____________,
прямой_______________, больной__________________, светлый__________________.
23.Описание предмета:_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
24. Описание картины:______________________________________________________________________________________
25. Составление рассказа по серии картинок___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
26. Форма предмета: круг_________квадрат___________прямоугольник______овал____________трапеция_______________
другие формы______ _________________________________________________________________________________________
27. Знание цветов: красный___, оранжевый___,желтый___,зеленый____,голубой___,синий___,фиолетовый___, черный____
Коричневый____,розовый____, белый____.
Грамматический строй речи.
28.Составить предложения по опорным сло вам: Лампа над стол висеть_____________________________________________
Книга на стол лежать_____________________________Растут под грибы дерево_______________________________________
29.Употребление существительных в различных падежах: Чем кормят лошадь? ____________________ Чем играют?_____
Где купаются дети?__________________Чего много в лесу?___________________,О чем ты бы хотел рассказать?_________________________К кому пойдем в гости?____________________________________________________
30.Согласование существительных с числительными: 1шар, 5_________,1 елка, 5___________, 1 яблоко, 5 _____________, 1 картина,5 ____________, 1 ружье, 5 ____________, 1 заяц, 5____________, 1 дерево,5_______________.
31. Образование родительного падежа множ. числа существительных.1 колесо, много________, 1 охотник, много__________,
1 кукла, много_________,1 машина, много _________, 1 якорь, много__________, 1 карандаш, много______________.
32.Образование существительных множественного числа: стол-____________, стул______________, кровать_____________,
лопата____________, полотенце________________,окно_________________,ведро_______________
33.Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов: дом______________, стол____________, ложка________________, платье_____________,шапка___________,кровать_________________________
34.Образование прилагательных от существительных: дом из дерева __________________, сумка из кожи_____________,
гвоздь из железа_____________________, мяч из резины__________________, сок из клюквы_______________________, шуба из меха__________________, дом из кирпича_____________________, сок из моркови________________________
35.Образование притяжательных прилагательных от существительных.(лиса, лошадь) чье ухо?__________________________
Чей хвост?_______________________________________________, чья голова?__________________
_____________________________________
Понимание речи:
36. Понимание женского, среднего и мужского рода существительных. белый ?_____, Покажи, про что мы можем сказать белое ?____, Покажи, про что мы можем сказать белая ?___(желтый____,желтая____ , желтое___)
37.Выполнить словесные 1, 2,3-х ступенчатые инструкции. Встань со стула_____, возьми линейку, положи ее на тетрадь_______, подойди к полке с игрушками, возьми машинку, принеси ее мне___________
38.Понимание единственного и множественного числа имен существительных . Покажи где? Синий шар.___ Синие шары.___Белое облако.____ Белые облака.____ Красное яблоко.___ Красные яблоки.____
39. Понимание ед. и мн. числа глаголов. Покажи где? Мальчик покупает. Мальчики покупают. Девочка играет. Девочки играют.
40. Понимание предлогов. Положи руки на стол.(под стол, на колени, за спину). Положи карандаш в коробку, за коробку, под коробку, на коробку, около коробки.
41. Падежные окончания имен существительных при демонстрации действий. Покажи ручкой линейку.__ Покажи линейкой ручку.___ Покажи карандашом фломастер.___ Покажи фломастером карандаш.____
Логопедическое заключение:__________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________