Как определить 3 лицо. Уроки русского: как определить лицо у глагола

Исковое заявление

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Морфология русского литературного языка*

ГЛАГОЛ

Спряжение глаголов

Будущее время, простое и сложное

Формы будущего времени у глаголов соверш. и несоверш. видов, различаясь по значению, различаются также и по своему образованию. У глаголов соверш. вида форма будущего времени соответствует по образованию форме настоящего времени у глаголов несоверш. вида, т.е. форме, соотносительной с ней и по значению. Обе эти формы являются синтетическими формами, в которых совокупность реального и формальных значений выражается в одном и том же слове, ср. настоящее время у глаголов несоверш. вида пишу, читаю и будущее время у глаголов соверш. вида напишу, прочитаю .

У глаголов несоверш. вида форма будущего времени образуется аналитически, путем сочетания формы будущего времени вспомогательного глагола быть с инфинитивом спрягаемого глагола, т.е. того глагола, от которого надо образовать будущее время, например: буду читать, будешь писать, будут решать и т.д. В образованной таким способом форме будущего времени инфинитив спрягаемого глагола выражает реальное и несинтаксические формальные значения (вид, возвратность или невозвратность, переходность или непереходность), тогда как вспомогательный глагол выражает синтаксические формальные значения (наклонение, время, лицо, число).

По принятой в русской грамматике терминологии, синтетическое будущее время у глаголов соверш. вида называется будущим простым (напишу, прочитаю) , а аналитическое будущее время у глаголов несоверш. вида – будущим сложным (буду писать, буду читать) .

Формы лица у глагола

В настоящем и будущем времени глаголы образуют формы, называемые личными, или лицами . Эти формы обозначают лицо, к которому говорящий относит процесс, выраженный глаголом, причем обозначаемое глаголом лицо определяется через отношение его к говорящему. Таких личных форм три: 1-е, 2-е и 3-е лицо. Каждое из них представлено в ед. и во множ. числе.

Лица глагола, противопоставляясь друг другу по значению, образуют две пары соотносительных форм. Одну из них образуют формы 1-го и 2-го лица. Этим формам, как собственно личным, противостоит форма 3-го лица, которая по своему значению может быть определена как неличная и которая только по соотношению с 1-м и 2-м лицом обозначается как форма 3-го лица.

Личное значение собственно личных форм, т.е. форм 1-го и 2-го лица, в основном соответствует значению личных местоимений-существительных. Форма 1-го лица ед. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к самому себе: пишу, читаю . Иначе говоря, лицом, к которому относится процесс, является «я». 1-е лицо множ. числа употребляется в том случае, когда говорящий относит выражаемый глаголом процесс к группе лиц, в состав которых входит он сам, т.е. относит его к «мы»: пишем, читаем .

Форма 2-го лица ед. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к своему собеседнику, т.е. к тому, к кому обращена речь, к «ты»: пишешь, читаешь . Соответствующая же ей форма множ. числа обозначает, что говорящий относит процесс, выраженный глаголом, к группе лиц (больше одного), к которым он обращается с речью, или к группе лиц, в которую входит собеседник говорящего, т.е. относит процесс вообще к «вы»: пишете, читаете . Кроме того, 2-е лицо множ. числа употребляется как форма вежливого или официального обращения к одному лицу (к «ты»): Послушайте, Горский... Вы сами знаете, что я теперь не капризничаю. (И.Тургенев), Я желаю знать: как вы это объясните? – А я желаю знать, какое вы имеете право меня расспрашивать, – ответил я . (И.Тургенев)

Форма 2-го лица ед. числа употребляется еще в так называемом обобщенно-личном значении. Это бывает в том случае, когда говорящий посредством нее обозначает, что выраженный глаголом процесс относится не к какому-либо определенному собеседнику, а к любому возможному лицу, в том числе и к самому говорящему, например: Сгубила совсем человека... Что ты будешь делать! (А.Писемский), Пока не знаешь его, не войдешь к нему – боишься, точно робеешь; а войдешь – точно солнышко тебя пригреет, и весь повеселеешь . (И.Тургенев) В таком значении форма 2-го лица ед. числа широко используется в пословицах: От умного научишься, от глупого разучишься, Слезами горю не поможешь, Посадишь семя – вырастишь яблоню и т.д. Обобщенно-личное значение может иметь 2-е лицо не только в форме ед. числа, но и в форме множ. числа: За четверть часа до захождения солнца, весной, вы выходите в рощу с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки, оглядываетесь, осматриваете пистон, перемигиваетесь с товарищем... Птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда... вы ждете. (И.Тургенев)

Противопоставляясь по значению 1-му и 2-му лицам в их совокупности, форма 3-го лица обозначает, что говорящий не относит выраженного глаголом процесса ни к самому себе, ни к своему собеседнику. В ед. числе форма 3-го лица при отсутствии подлежащего имеет безличное значение, т.е. она указывает на невозможность отнести процесс к какому-либо предмету: В голове до сих пор стучит. (Н.Гоголь), Жаром от нее так и пышет . (И.Тургенев), Парным молоком в воздухе пахнет. (Н.Некрасов), На лесопильном заводе горит . (А.Чехов) Только в том случае, если при глаголе стоит подлежащее или оно выступает из контекста, «подразумевается», эта форма обозначает, что процесс относится говорящим к какому-либо предмету, но не к лицу в узком смысле этого слова, т.е. говорящему и его собеседнику: он пишет, читает . Такое же значение при наличии подлежащего имеет и форма 3-го лица множ. числа с указанием лишь на множественность предметов, к которым относится процесс: они пишут, читают . При отсутствии подлежащего форма 3-го лица множ. числа имеет неопределенно-личное значение, т.е. она обозначает, что процесс относится говорящим к каким-то предметам, но неопределенным и неопределяемым, так как говорящему безразлично, кем совершается процесс, выраженный глаголом: Несут! несут! несут! (Н.Гоголь), Как зовут этот мост? (А.Пушкин), После драки кулаками не машут . (Пословица), Просят не курить . Таким образом, употреблению формы 3-го лица ед. числа в безличном значении соответствует употребление формы 3-го лица множ. числа в неопределенно-личном значении. Последняя не может иметь безличного значения, так как этому препятствует выражаемое ею множ. число. Значение множественности указывает, что процесс производится какими-то предметами (более одного) и, следовательно, он не может быть представлен в полном отвлечении от производящего его предмета.

решу
решишь
решит

решим
решите
решат

буду
будешь
будет

}

решать

будем
будете
будут

}

решать

Личные формы, как уже говорилось, имеются у форм настоящего и будущего времени. При этом, поскольку настоящее время у глаголов несоверш. вида и будущее простое у глаголов соверш. вида представляют собой синтетические формы, личные формы у них образуются посредством изменения самого спрягаемого глагола. В сложном же будущем времени у глаголов несоверш. вида, являющемся аналитической формой, личные формы обозначаются путем изменения вспомогательного глагола быть , т.е. обозначаются его личными формами.

Безличные глаголы

Некоторые глаголы из личных и родовых форм образуют только 3-е лицо ед. числа в настоящем и будущем времени и средн. род в прошедшем времени. Формы 3-го лица и средн. рода у этих глаголов не указывают ни на какое лицо и обозначают процесс, совершающийся как бы сам собой, без чьего бы то ни было активного участия: Мне не спится, Нет огня. (А.Пушкин), Ему не гулялось, не ходилось, не хотелось даже подняться вверх . (Н.Гоголь), Туда, сюда, а дома не сидится . (А.Пушкин), Уже завечерело, когда мы возвращались домой . (И.Тургенев) Такие глаголы называются безличными. Они обычно являются названиями или каких-нибудь явлений природы: светает, смеркается, морозит, вечереет, парит (перед дождем) и др., или различных переживаний и состояний человека: дремлется, думается, спится, нездоровится, тошнит, лихорадит .

Образование личных форм глагола

Личные формы образуются путем присоединения к основе наст. вр. особых окончаний, которые одновременно обозначают не только лицо, но также и число глагола. Поэтому у глаголов имеется шесть личных окончаний по три для каждого числа. По различиям в звуковом выражении этих окончаний большая часть глаголов делится на два спряжения: первое и второе . Первое спряжение характеризуется окончаниями: -у, -ошь (-ешь), -от (-ет), -ом (-ем), -оте (-ете), -ут ; второе: -у, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат .

В устной речи окончания первого и второго спряжений у многих лиц различаются только при ударении на окончании. В том же случае, когда ударение падает на основу, произносятся одинаковые для всех глаголов безударные окончания: -иш (кол’иш, л’уб’иш), -ит (кол’ит, л’уб’ит), -им (кол’им, л’уб’им), -ит’ (колит’, л’уб’ит’), -ут (кол’-ут, л’уб’ут) . Следовательно, и у глаголов первого, и у глаголов второго спряжений без ударения произносятся во 2-м и 3-м лицах ед. числа и 1-м и 2-м лицах множ. числа окончания второго спряжения (так как и – вариант фонемы <и >, а не <о> ), в 3-м же лице множ. числа – окончание первого спряжения. Такое произношение безударных личных окончаний свойственно, например, языку многих москвичей.

Известного рода различия существуют у глаголов первого и второго спряжений в характере той основы, от которой образуются личные формы, т.е. основы наст. вр. У глаголов первого спряжения основа наст. вр. в том виде, как она обнаруживается в форме 3-го лица множ. числа, может оканчиваться на задненёбные согласные (пек-ут, берег-ут) , на твердые согласные, парные с мягкими (толкн-ут, мет-ут, вед-ут, нес-ут, вез-ут, греб-ут, плыв-ут, жм-ут, ор-ут) , на шипящие и j (паш-ут, вяж-ут, плач-ут, блещ-ут, брызж-ут, играj-ут, рисуj-ут) и на мягкие р’, л’ (пор-ют, кол-ют) , тогда как глаголы второго спряжения имеют основу наст. вр. на мягкие согласные, парные с твердыми (лет-ят, сид-ят, вис-ят, воз-ят, воп-ят, люб-ят, лов-ят, шум-ят, звен-ят, гор-ят, вел-ят) , а также на шипящие и j (киш-ат, дрож-ат, крич-ат, трещ-ат, визж-ат, поj-ат) . Таким образом, основу наст. вр. на задненёбные согласные и твердые согласные, парные с мягкими, имеют только глаголы первого спряжения, а основу на мягкие согласные, парные с твердыми (кроме р’, л’ ), – только глаголы второго спряжения. Основы не различаются по спряжениям лишь в том случае, когда они имеют на конце согласные шипящие, j и мягкие р’, л’ .

Образование личных форм путем присоединения окончаний сопровождается изменением основы, выражающимся в чередовании по определенным нормам согласных фонем на ее конце. Эти чередования представлены у глаголов только с определенными конечными согласными в основе и происходят в определенных для каждого спряжения формах.

У глаголов первого спряжения чередование фонем на конце основы происходит при образовании форм 2-го и 3-го лица ед. числа и 1-го и 2-го лица множ. числа. В этих формах задненёбные согласные меняются на шипящие: пек-ут, печ-ёшь (печ-ёт, печ-ём, печ-ёте), берег-ут – береж-ёшь, а твердые согласные, парные с мягкими, – на соответствующие мягкие: толкн-ут – толкн’-ёшь (толкн’-ёт, толкн’-ём, толкн’-ёте), мет-ут – мет’-ёшь, вед-ут – вед’-ёшь, нес-ут – нес’-ёшь, вез-ут – вез’-ёшь, греб-ут – греб’-ёшь, плыв-ут – плыв’-ёшь, жм-ут – жм’-ёшь, ор-ут – ор’-ёшь и т.д. Совершенно единичное исключение представляет лишь один глагол ткать , у которого задненёбная к заменяется в порядке чередования не на шипящую ч , как у других глаголов, а на мягкую к’ , ср.: тк-ут – тк’-ёшь, тк’-ёт и пр. Интересно отметить, что личные формы глагола ткать с к’ в основе представляют собой, если не считать немногих заимствованных слов, единственный в русском языке случай, где к’ выступает в фонетически независимом положении, т.е. как отдельная фонема, а не вариация задненёбной фонемы <к >.

У глаголов второго спряжения чередование конечных согласных основы происходит при образовании формы 1-го лица ед. числа. Здесь мягкие зубные меняются на шипящие: лет’-ат – леч-у, сид’-ат – сиж-у, прос’-ат – прош-у, воз’-ат – вож-у, груст’-ат – грущ-у, езд’-ат – езж-у ; а мягкие губные – на сочетания губных с мягким л’ : воп’-ат – вопл’-у, люб’-ат – любл’-у, граф’-ат – графл’-у, лов’-ат – ловл’-у, шум’-ат – шумл’-у и т.д.

Распределяются глаголы по спряжениям следующим образом: ко второму спряжению относятся глаголы, у которых основа наст. вр. непроизводная на мягкую согласную или шипящую, а основа прош. вр. производная с суффиксами -и- (бел-и-л – бел-ят, реш-и-л – реш-ат, люб-и-л – люб-ят и др.), -е- (гор-е-л – гор-ят, лет-е-л – лет-ят, сид-е-л – сид-ят и др.), -а- (крич-а-л – крич-ат, стоj-а-л – стоj-ат, сп-а-л – сп’-ят и др.). Следовательно, ко второму спряжению принадлежат, во-первых, глаголы IV продуктивного класса (бел-и-л – бел-ят) и, во-вторых, глаголы второй группы I непродуктивного класса (гор-е-л – гор-ят, крич-а-л – крич-ат) . Все остальные глаголы, за исключением нескольких, которые отличаются особенностями в образовании личных форм, относятся к первому спряжению.

Три глагола хотеть, бежать и чтить образуют одни личные формы по первому спряжению, а другие – по второму. Из них глагол хотеть имеет во множ. числе окончания второго спряжения, которые присоединяются к обычной для этого спряжения основе на мягкую согласную т’ : хот-им, хот-ите, хот-ят . Личные же формы ед. числа этого глагола образуются посредством окончаний первого спряжения, причем они присоединяются к основе, в которой согласная т’ заменяется на ч : хоч-у, хоч-ешь, хоч-ет . Два других глагола – бежать и чтить , имея характерные для глаголов первого спряжения основы наст. вр. на задненёбную г (ср. бег-ут и берег-ут ) и твердое т (ср. чт-ут и мет-ут ), которые при образовании 2-го и 3-го лица ед. числа и 1-го и 2-го лица множ. числа заменяются на ж (ср. беж-ишь и береж-ешь ) и т’ (ср. чт’-ишь и мет’-ёшь ), из личных форм по первому спряжению образуют лишь 3-е лицо множ. числа: бег-ут, чт-ут , в остальных же формах у них окончания второго спряжения: беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите и чт-ить, чт-ит, чт-им, чт-ите .

Совершенно особняком по образованию личных форм стоят глаголы есть, надоесть, дать, создать . Они отличаются от других глаголов прежде всего тем, что имеют особые личные окончания в ед. числе: 1-е лицо , 2-е лицо -шь , 3-е лицо -ст , причем эти окончания присоединяются к основе, отличной от основы личных форм множ. числа, т.е. к основе на гласную, а не согласную, как во множ. числе.

Множ. число

Основа множ. числа у этих глаголов оканчивается на согласную д : мягкую у глаголов есть, надоесть (ср. ед-ят, надоед-ят ) и твердую в чередовании с мягкой у глаголов дать, создать (ср. дад-ут – дад’-им, создад-ут – создад’им ). Первые имеют во всех личных формах множ. числа окончания второго спряжения, вторые в 1-м и 2-м лицах – окончания второго спряжения, а в 3-м лице – первого. Так же как есть, надоесть, дать, создать , образуют личные формы и производные от них глаголы с приставками.

Прошедшее время

Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе изменяются, кроме того, по родам. Род и число в прошедшем времени обозначаются посредством окончаний. А именно, мужск. род характеризуется отсутствием окончания (нулевое окончание), женск. род имеет окончание -а, средн. род , множ. число – окончание . Помимо окончаний, родовые формы ед. числа отличаются от формы множ. числа тем, что у первых суффикс прошедшего времени – твердое л , а у второй – л мягкое.

Множ. число

Глаголы, у которых форма прошедшего времени образуется от основы, оканчивающейся на согласные: б, п, г, к, х, з, с, р, в мужск. роде не имеют суффикса , ср.: погиб-ли – погиб, ослеп-ли – ослеп, берег-ли – берег, толк-ли – толок, высох-ли – высох, нес-ли – нес, вез-ли – вез, умер-ли – умер .

Род и число прошедшего времени являются синтаксическими формами, которые посредством согласования с существительным-подлежащим показывают, что процесс, выраженный глаголом, относится к предмету мужск., женск. или средн. рода или же к предмету во множ. числе, например: Сильней заухала артиллерия. Мы получили приказ двигаться в наступление. Вдруг пламя огня резко лизнуло ряды передних бойцов. Разорвался фугас.

В средн. роде прошедшее время, кроме того, употребляется, когда в роли подлежащего выступают слова, не различающие рода, например, числительные: Человек десять мужиков сидело около него. (И.Тургенев), или инфинитив. Лгать мне не пришлось . (И.Герцен), Мне и в голову не приходило смеяться . (И.Тургенев) Наконец, в средн. же роде употребляется прошедшее время в безличных предложениях: Зажгло грозою дерево, а было соловьиное на дереве гнездо . (Н.Некрасов), В открытое окно тянуло сыростью и прелью. (А.Фадеев) В этом случае средн. род прошедшего времени выступает как параллельная форма к 3-му лицу настоящего и будущего простого времени, когда они употребляются в безличном значении (см. выше. С. 35).

Форма множ. числа прошедшего времени может употребляться в неопределенно-личном значении, соответствующем такому же значению 3-го лица множ. числа настоящего и будущего времени: Его поймали на станции. Отвели в губчека. При допросе отвечал охотно и весело. – Как зовут? – Григорий Иванович Песков. (Л.Сейфуллина)

Прошедшее время не имеет личных форм. Поэтому лицо, к которому относится глагол, обозначается при прошедшем времени личными местоимениями, которые всегда ставятся при глаголе, если выраженный им процесс относится к 1-му и 2-му лицу обоих чисел, за исключением тех случаев, когда лицо ясно из контекста речи: Мы получили приказ двигаться в наступленье. Тихо ползли вперед .

Краткая форма глагола

В эмоциональном языке от некоторых глаголов (главным образом звукоподражательных или обозначающих движение) употребляется особая краткая форма со значением внезапного однократного действия: Хвать друга камнем в лоб . (И.Крылов), Тут рыцарь прыг в седло и бросил повода. (И.Крылов), Левей, левей и с воза – бух в канаву! (И.Крылов), Нагайка щелк – и как орел он кинулся . (М.Лермонтов), Я ее окрикнул, а она вдруг хлоп на диван . (А.Писемский) Краткая форма выражается непроизводной основой глагола и употребляется обычно в значении прошедшего времени изъявительного наклонения без указания на лицо, число и род. Она имеет переходное или непереходное значение в зависимости от того, от какого глагола она произведена, ср. от переходных глаголов: хватить, стукнуть, брякнуть (кого-нибудь или что-нибудь) – хвать, стук, бряк и от непереходных глаголов: прыгнуть, бухнуть, бултыхнуть (куда-нибудь) – прыг, бух, бултых .

Условное наклонение

Условное наклонение обозначает, что процесс, выраженный глаголом, рассматривается не как реальный, а как предполагаемый: Он бы тебе помог, Я бы это лучше сделал, Он так бы не поступил . В зависимости от синтаксических условий и общего контекста речи это значение, основное для условного наклонения, может несколько видоизменяться. Так, в сложном предложении при ограничении процесса какими-либо условиями, выраженными в придаточном предложении, условное наклонение в главном предложении выражает процесс как возможный при известных условиях, т.е. оно становится условным в собственном смысле этого слова: Он так бы не сделал, если бы знал, Если бы я упал, то уже никогда бы не встал. (А.Пушкин) В определенном контексте условное наклонение может выражать процесс в качестве желаемого: Только бы он пришел, Мне бы хотелось с вами побеседовать, Вы бы нам что-нибудь рассказали, Сидел бы ты лучше дома и др., сближаясь в этом случае по значению с повелительным наклонением.

Условное наклонение образуется аналитически, путем соединения формы прошедшего времени спрягаемого глагола с частицей бы или б , выражающей значение предположения. Сама форма прошедшего времени при этом теряет свое временное значение, и условное наклонение выражает процесс, предполагаемое осуществление которого безотносительно к моменту речи. Формы рода и числа с их значениями, так же как и способы выражения отношения к лицу, у условного наклонения те же, что и у прошедшего времени.

Множ. число

Частица бы, б подвижная: она может стоять как после глагола, так и перед ним, наконец, может быть отделена от глагола другими словами: Я пришел бы, если бы не был занят, Что б ни случилось, во всем будешь ты виноват, Сколько бы его ни просили, он все равно не скажет . Наиболее обычное место частицы бы – после первого слова предложения.

Повелительное наклонение и его формы

Повелительное наклонение, выражая требование, побуждение к действию, представляет собой экспрессивную форму, которой выражается волевое отношение говорящего к производителю действия. По этому признаку оно противостоит изъявительному и условному наклонениям, которые не являются сами по себе формами волеизъявления. Как экспрессивная форма повелительное наклонение характеризуется особой побудительной интонацией, сопровождаемой нередко соответствующими жестами и мимикой. Посредством этой интонации значение побуждения, приказания можно придать почти любому слову: Молчать! Не шуметь! Тише! Сюда! В угол! Пошел вон! и т.д. Но в то время как в этом случае интонация является единственным средством, выражающим побуждение, в повелительном наклонении побуждение выражается, помимо интонации, и самими его формами. Оно, таким образом, является специальной грамматической формой глагола, служащей для выражения побуждения, изъявления воли говорящего.

Повелительное наклонение выражается рядом форм, которые, противопоставляясь по значению друг другу, образуют систему соотносительных форм. Так, прежде всего противопоставляются друг другу формы, которые выражают, с одной стороны, побуждение к действию, обращенное к собеседнику говорящего лица, а с другой – побуждение, адресованное к объекту речи, т.е. 3-му лицу. Последние называются формами 3-го лица повелительного наклонения: Пускай меня ославят старовером . (А.Грибоедов), Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут... (А.Пушкин) Первые же, т.е. формы, выражающие побуждение, обращенное к собеседнику, в свою очередь, делятся на противопоставляемые друг другу соотносительные формы: совместную форму и форму 2-го лица .

Совместная форма, или, как менее точно ее называют, форма 1-го лица, выражает обращенное к собеседнику побуждение совершить действие вместе с самим говорящим, т.е. говорящий побуждает собеседника принять участие в действии, которое он сам намеревается произвести: Едем, едем, Петр Иванович! (Н.Гоголь), Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной . (И.Тургенев), Пойдем отсюда, Николай! Отец, пойдем! (А.Чехов)

В отличие от совместной формы, 2-е лицо повелительного наклонения выражает побуждение к действию без указания на его осуществление собеседником совместно с говорящим: Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай. (Н.Гоголь), Не говори мне про него, сделай милость, не говори . (А.Островский) Таким образом, обе эти формы, объединяясь в том отношении, что и та, и другая выражают обращение ко 2-му лицу, подразделяются на совместную форму и форму 2-го лица в зависимости от того, содержат ли они или не содержат указание на совместное совершение действия собеседником говорящего лица с самим говорящим.

В формах 2-го лица повелительного наклонения наблюдаются известные смысловые различия, связанные и определяемые видом глагола. У глаголов соверш. вида формой 2-го лица нередко выражается более мягкое, вежливое обращение к собеседнику, чем соответствующей формой у глаголов несоверш. вида, ср.: убери со стола и убирай со стола, подмети комнату и подметай комнату, напиши письмо и пиши письмо, реши задачу и решай задачу и т.д. Такое различие связано с тем, что побуждение, выраженное глаголом соверш. вида, направлено более не на само действие, а на его результат, тогда как форма 2-го лица повелительного наклонения у глаголов несоверш. вида выражает побуждение именно к действию, как бы игнорируя его результат. Несколько иные различия в значении, определяемые видом глагола, наблюдаются в том случае, когда формы 2-го лица повелительного наклонения образуются у отрицательных глаголов, т.е. глаголов с приставкой-частицей не . А именно, у отрицательных глаголов соверш. вида форма 2-го лица повелительного наклонения обычно имеет значение предостережения: не упади, не поскользнись, не простудись, не забудь (предостережение относится к результату действия), а у глаголов несоверш. вида этот смысловой оттенок отсутствует: не читай этой книги, не ходи туда, не слушай его и др., и повелительное наклонение имеет значение запрещения. Характерно, что подобного рода различия не наблюдаются в совместной форме.

Совместная форма и 2-е лицо повелительного наклонения образуют ед. и множ. числа, причем соотношение этих форм таково, что значение ед. числа определяется отрицательно по отношению к множ. числу. Формы множ. числа обозначают, что побуждение к действию обращено более чем к одному лицу: Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой... (М.Лермонтов) Формы же ед. числа не содержат указания на количество лиц, к которым обращено побуждение к действию. Поэтому ед. число может употребляться как при обращении к одному лицу: Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай . (Н.Гоголь), Докажите, что вы мне друг, поедем вместе. Поедем, тряхнем стариной . (А.Чехов), так и при обращении к числу лиц, большему, чем одно: Слушай мою команду! Постройся! (А.Фадеев), Нечего делать, ломай дверь, ребята . (Н.Чернышевский), Друзья! Пойдем с душой унылой ему последний долг воздать . (Н.Карамзин) Множ. число, помимо своего основного значения, может иметь еще значение вежливого обращения к одному лицу: Дайте мне руку, любезный читатель, и поедемте вместе со мной . (И.Тургенев), . (И.Тургенев)

Как уже говорилось, формам, выражающим обращение к собеседнику, т.е. совместной форме и форме 2-го лица в их совокупности, противостоят формы 3-го лица. Значение лица этих форм в общем соответствует личному значению форм 3-го лица настоящего и будущего времени. В частности, форма 3-го лица множ. числа может иметь неопределенно-личное значение, например: Пускай меня ославят старовером . (А.Грибоедов)

Совм. форма

{

ед. ч.
мн. ч.

Соверш. вид

Несоверш. вид

(давай) решим
(давайте) решим(те)

давай решать
давайте решать

{

ед. ч.
мн. ч.

реши
решите

решай
решайте

{

ед. ч.
мн. ч.

пусть решит
пусть решат

пусть решает
пусть решают

Кроме указанных форм, повелительное наклонение обладает еще формами, обозначающими известного рода интимность в отношении говорящего к лицу, к которому он обращается. Значение интимности в обращении нередко сопровождается оттенком некоторой фамильярности. Эти формы образуются посредством особого суффикса -ка , который может быть присоединен к любой форме повелительного наклонения: Послушай-ка, поищем лучше броду . (И.Крылов), Яков, подними-ка, братец, занавес . (А.Чехов), «Поедемте-ка в Льгов», – сказал мне однажды Ермолай . (И.Тургенев), А впрочем, станемте-ка лучше чай пить . (И.Тургенев) и т.д. В зависимости от наличия или отсутствия этого суффикса все формы повелительного наклонения могут быть подразделены на формы с указанием на интимность в обращении к лицу и на формы без такого указания.

Употребление формы 2-го лица единственного числа повелительного наклонения

В системе форм повелит. наклонения форма 2-го лица ед. числа выделяется в том отношении, что она может употребляться не только в значении повелит. наклонения. Возможность такого употребления объясняется главным образом особенностями личного значения этой формы. Являясь, как и вообще повелит. наклонение, формой, выражающей волевое отношение говорящего к лицу, форма 2-го лица имеет значение повелит. наклонения, однако, только в том случае, когда она употребляется в обращении к определенному конкретному лицу или лицам. В том же случае, когда она употребляется в обобщенно-личном значении, соответствующем обобщенно-личному значению формы 2-го лица настоящего и будущего времени, она в большей или меньшей степени, а то и совсем утрачивает значение повелит. наклонения: Ну, допускаю, руби леса из нужды, а зачем истреблять их. (А.Чехов), Чаю, сахару надо? Табаку надо? Вот тут и вертись. (А.Чехов), Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя? Как же, дожидайся . Утрачивается при этом и свойственная повелит. наклонению побудительная интонация. Показательно, что в подобном значении употребляется именно та форма повелит. наклонения, которая в значительной мере характеризуется отрицательными грамматическими признаками: отсутствием указания на совместное осуществление действия и указания на количество лиц, к которым обращается говорящий с побуждением.

Утрачивая значение повелит. наклонения, форма 2-го лица ед. числа остается, однако, эмоциональной, экспрессивной формой и используется преимущественно в устной речи для выражения различных оттенков предикативного значения. Обобщенно-личное значение этой формы позволяет при этом употреблять ее в применении к 1-му и 3-му лицам. Так, форма 2-го лица повелит. наклонения может быть употреблена в значении вынужденного действия, сообщаемого обычно с оттенком недовольства, протеста: Он и служи барину, и мети, и чисть . (И.Гончаров), Им бал, а батюшка таскайся на поклон . (А.Грибоедов), Вот вы грешите, а начальство за вас отвечай . (В.Слепцов), А он все смейся, да других смеши . (И.Тургенев) и др.; или в значении непроизвольного действия с эмоциональным оттенком неожиданности: Отец-то мой ему и полюбись: что прикажешь делать . (И.Тургенев), Ну и надоумь он меня, человек-то этот . (В.Слепцов), И соберись они ночным делом, каторжники-то . (Л.Толстой), Только вдруг она как поклонись, да навзничь, да и переломи себе ногу. (И.Тургенев)

В сложном предложении форма 2-го лица ед. числа повелит. наклонения, преимущественно образуемая от глаголов соверш. вида, может быть употреблена в значении условного наклонения. Выраженное ею действие в этом случае может относиться к любому лицу и при ней (обычно после) ставится подлежащее в любом из чисел: Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет . (А.Пушкин), А случись пистолеты, его бы давно уже не было на свете . (Н.Гоголь), И будь не я, коптел бы ты в Твери . (А.Грибоедов), Щепотки волосков лиса не пожалей, остался б хвост у ней . (И.Крылов)

Образование форм повелительного наклонения

В системе спряжения глагола повелит. наклонение выделяется широким использованием аналитического способа образования форм. Так, формы 3-го лица и в значительной мере совместная форма повелит. наклонения образуются путем соединения вспомогательного слова или частицы с формой спрягаемого глагола, который в этом случае выражает главным образом лишь реальное значение и несинтаксические формальные значения, тогда как синтаксические формальные значения выражаются отдельным вспомогательным словом. Чрезвычайно характерны для повелит. наклонения также агглютинативные формы, т.е. формы, образуемые присоединением суффиксов, выражающих только одно формальное значение, так что несколько формальных значений передаются рядом суффиксов, «приклеивающихся» друг к другу. В этом отношении особенно показательны формы 2-го лица повелит. наклонения. Правда, их основные формы – формы ед. числа – образуются обычным для русского языка флективным способом, т.е. посредством суффикса, обозначающего несколько формальных значений, с изменением основы посредством чередования фонем, и представляют собой не один, а два типа форм, но производные от ед. числа формы образуются типично агглютинативным способом, путем «приклеивания» однозначных и однотипных суффиксов. Элементы агглютинации имеются также и в совместной форме повелит. наклонения.

Совместная форма ед. числа совпадает по форме с 1-м лицом множ. числа будущего времени. При этом, поскольку у глаголов несоверш. вида будущее время, так называемое будущее сложное, образуется аналитически, то и совместная форма у них является также аналитической, ср.: соверш. вид решим, скажем, сделаем и несоверш. вид будем решать, будем говорить, будем делать . Однако некоторые глаголы несоверш. вида образуют совместную форму ед. числа по образцу глаголов соверш. вида. Таковы глаголы со значением определенного движения, у которых эта форма совпадает с формой 1-го лица множ. числа настоящего времени: идем, бежим, летим и др.

Аналитическая совместная форма, совпадающая с формой 1-го лица множ. числа будущего времени, употребляется, в общем, сравнительно редко. Вместо нее у глаголов несоверш. вида обычно употребляется аналитическая же форма, которая образуется путем соединения подвижной вспомогательной частицы давай и инфинитива спрягаемого глагола: давай решать, давай говорить, давай делать и т.д. Эта же частица нередко ставится и при совместной форме глаголов соверш. вида: давай решим, давай напишем, давай улетим и др.

Форма 2-го лица ед. числа повелит. наклонения, как правило, образуется от основы настоящего времени. Исключение в этом отношении представляют лишь очень немногие глаголы. Так, глаголы VII непродукт. класса, т.е. глаголы с основой прош. вр. на суффикс -ва- и основой наст. вр. без этого суффикса на суффикс -j- (да-ва-л – да-j-ут) имеют во 2-м лице повелит. наклонения особую основу на -ваj- , ср.: да-j-ут – да-вай, (со)зда-j-ут – (со)зда-вай, (у)зна-j-ут – (у)зна-вай, (в)ста-j-ут – (в)ста-вай . Затем, у глаголов VI непродукт. класса с основой прош. вр. на гласную и и основой наст. вр. без этой гласной на j (би-л – бj-ут) основа 2-го лица повелит. наклонения отличается от основы наст. вр. беглой гласной е , ср.: бj-ут – бей, вj-ут – вей, лj-ут – лей, пj-ут – пей, шj-ут – шей . Изолированные глаголы дать, создать образуют повелит. наклонение с основой дай, создай , а глагол есть – с основой ешь . Наконец, у глагола ехать в качестве 2-го лица повелит. наклонения выступает форма, образуемая от совершенно иного корня: поезжай .

В современном русском языке имеется два типа образования формы 2-го лица повелит. наклонения. У одних глаголов она образуется путем присоединения к основе наст. вр. суффикса : ид-ут – ид-и, нес-ут – нес-и, толкн-ут – толкн-и , у других глаголов – без этого суффикса, и тогда она равняется основе: встан-ут – встань, пряч-ут – прячь, играj-ут – играj, рисуj-ут – рисуj .

С суффиксом повелит. наклонение образуется у глаголов, которые в 1-м лице ед. числа наст. вр. имеют ударение на окончании: храню – храни, кричу – кричи, несу – неси, берегу – береги, хожу – ходи, сниму – сними, кроме немногих с основой наст. вр. на j : пою – пой, стою – стой, боюсь – бойся, жую – жуй и др. Ударение в таких формах стоит на суффиксе . Кроме того, форму с суффиксом , уже безударным, образуют и некоторые глаголы, у которых ударение в 1-м лице ед. числа наст. вр. падает на основу, но только в том случае, если эта основа оканчивается на две согласные: кончу – кончи, прыгну – прыгни, стукну – стукни, очищу – очисти (но очисть ), испорчу – испорти (но чаще испорть ) и др. Также с безударным суффиксом образуют форму повелит. наклонения глаголы с приставкой вы- , переносящей ударение на себя, когда они сами образованы от глаголов, имеющих в повелит. наклонении суффикс , ср.: неси и вынеси, купи и выкупи, пиши и выпиши и т.д. Остальные глаголы образуют 2-е лицо повелит. наклонения без суффикса.

При образовании как той, так и другой формы, т.е. и с суффиксом, и без суффикса, в определенных случаях наблюдается изменение той основы, от которой производится повелит. наклонение. А именно, у глаголов с основой наст. вр. на твердую согласную, парную с мягкой, эта согласная в повелит. наклонении заменяется в порядке чередования на соответствующую мягкую согласную. Так в формах без суффикса: сяд-ут – сядь, буд-ут – будь, лез-ут – лезь, ден-ут – день, встан-ут – встань, трон-ут – тронь и т.д. То же самое наблюдается и при образовании форм с суффиксом, где перед фонемой и , т.е. в фонетически независимом для твердых фонем положении, произносятся, однако, мягкие согласные: мет-ут – мет’-и, ид-ут – ид’-и, нес-ут – нес’-и, вез-ут – вез’-и, толкн-ут – толкн’-и, зов-ут – зов’-и, греб-ут – греб’-и и т.д.

Замена твердых согласных на мягкие происходит только в отношении тех твердых, к которым имеются парные мягкие согласные. Твердые же фонемы, не имеющие парных мягких, остаются при образовании 2-го лица повелит. наклонения без замены. Поэтому не заменяются твердые шипящие согласные ш, ж : услыш-ат – услышь, пиш-ут – пиш-и, реж-ут – режь, леж-ат – леж-и и др., и поэтому же не заменяются согласные задненёбные: ляг-ут – ляг . Форма ляг , хотя является совершенно единичной, но образуется вполне закономерно, не представляя собой какого-либо «исключения». Ее исключительность разве только в том, что ни у одного другого глагола с основой наст. вр. на задненёбную форма 2-го лица повелит. наклонения не образуется без суффикса и , ср.: пек-ут – пек-и, тк-ут – тк-и, берег-ут – берег-и, лг-ут – лги и др. Однако и в форме с суффиксом не происходит замены твердых фонем на мягкие. Мягкость согласных здесь – не результат замены одной фонемы на другую, т.е. их чередования, а следствие фонетического изменения задненёбных фонем к, г в положении их перед фонемой и , так как это положение, как известно, является для задненёбных фонетически зависимым положением, в котором они изменяются в смягченные вариации к’, г’ . Таким образом, на конце основы в формах типа тк-и, лг-и и т.д. – такие же задненёбные фонемы, как и в форме ляг . Различие между ними чисто фонетическое.

В результате замены при образовании 2-го лица повелит. наклонения твердых согласных, парных с мягкими, на соответствующие им мягкие, основа этой формы может иметь на конце только мягкие согласные, а из твердых согласных только непарные с мягкими, т.е. шипящие ш, ж и задненёбные к, г.

Образование множ. числа совместной формы и формы 2-го лица имеет агглютинативный характер. Множ. число обеих форм образуется путем присоединения суффикса множественности -те к форме ед. числа: решимте, скажемте, идемте; сядьте, лезьте, играйте, толкните, зовите и т.д. В совместной форме, образуемой аналитически, суффикс -те присоединяется к вспомогательному глаголу будем или частице давай , т.е. к слову, которое является носителем не реального, а формальных значений: будемте работать, давайте писать, давайте решать и др. Также к вспомогательной частице давай присоединяется суффикс множественности -те в том случае, когда эта частица ставится при совместной форме, образуемой от глаголов соверш. вида, ср.: решимте и давайте решим, сделаемте и давайте сделаем, напишемте и давайте напишем и др.

Аналогично образуются формы со значением интимного обращения. Они образуются посредством присоединения суффикса -ка , но не только к формам ед. числа: решим-ка, идем-ка, сядь-ка, играй-ка, иди-ка, а также и к формам множ. числа: решимте-ка, идемте-ка, сядьте-ка, играйте-ка, идите-ка . В аналитических формах суффикс -ка присоединяется, так же как и суффикс множ. числа -те , к вспомогательному слову: будемте-ка работать, давай-ка писать, давайте-ка сделаем (ср. напишем-ка ) и др.

Следует отметить некоторые особенности в порядке присоединения суффикса -ка при образовании повелит. наклонения у возвратных глаголов. В то время как суффикс -те присоединяется к формам ед. числа перед возвратной частицей: пройдемтесь, пройдитесь, суффикс -ка присоединяется к формам ед. и множ. числа после возвратной частицы: пройдемтесь-ка, пройдись-ка .

Форма 3-го лица повелит. наклонения является аналитической формой. Она образуется путем соединения вспомогательной частицы пусть или пускай с формой 3-го лица наст. или буд. простого времени в зависимости от вида глагола: пусть или пускай идет, пусть или пускай придет . В отличие от других аналитических форм в 3-м лице повелит. наклонения, вспомогательным словом выражаются, однако, не все формальные значения. Так, лицо и число в ней обозначаются спрягаемым глаголом: 3-е лицо ед. числа – формой 3-го лица ед. числа наст. или буд. (простого) времени: пусть идет, придет ; 3-е лицо множ. числа – формой 3-го лица множ. числа: пусть идут, придут . Только значение интимности в обращении выражается обычным для аналитических форм способом, путем присоединения к вспомогательной частице суффикса -ка : пусть-ка идет, пускай-ка придут .

В торжественно-поэтической речи в качестве вспомогательного слова для образования 3-го лица повелит. наклонения употребляется вместо частиц пусть, пускай частица да : Да умирится же с тобой и побежденная стихия! (А.Пушкин), Да встретит он обильный честью век, да славного участник славный будет... (В.Жуковский), Честь мозолистым рукам! Да спорится их работа! (Ф.Миллер)

ПРИЧАСТИЕ

Предикативным формам глагола противостоят атрибутивные формы – причастие и деепричастие , т.е. формы, в которых глагол выступает в качестве второстепенных членов предложения.

Причастие – это атрибутивная форма глагола, которая выражает обозначаемый глаголом процесс как свойство предмета: поросшие кустами пустыри, тускло горящая лампа, пронизывающий до костей ветер, потрескавшиеся скалы, медленно движущаяся повозка и т.д. Поэтому в предложении оно выступает в качестве второстепенного члена, определяющего имя существительное, т.е. в качестве определения. Отношение причастий к имени существительному выражается синтаксическими формами рода, числа и падежа, посредством которых причастия согласуются в роде, числе и падеже с определяемым ими существительным. Причастия, следовательно, являются склоняемыми формами, причем их склонение тожественно со склонением имен прилагательных, с которыми они сближаются согласуемыми формами рода, числа и падежа, а также сходством в синтаксическом употреблении.

Причастия выражают несинтаксические формальные значения времени, которыми обозначается соотношение между моментом совершения процесса, выраженного причастием, и моментом речи. По различиям в таком соотношении различаются причастия настоящего и причастия прошедшего времени. Их временное значение в общем соответствует временному значению форм настоящего и прошедшего времени изъявительного наклонения.

Причастия настоящего времени обозначают, что выражаемый ими процесс совершается безотносительно к моменту речи: Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и бедным его соседом . (А.Пушкин), а следовательно, может происходить и в момент речи: Гляжу, поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. (Н.Некрасов) Эти причастия образуются только у глаголов несоверш. вида. Причастия прошедшего времени обозначают, что выражаемый ими процесс предшествовал моменту речи: По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А.Майков), Степи кишели стадами оленей и диких лошадей, бродивших табунами. (Н.Гоголь), Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на хребте западных гор. (М.Лермонтов) Эти причастия образуются как у глаголов несоверш. вида, так и у глаголов соверш. вида. Таким образом, глаголы несоверш. вида имеют причастия и настоящего, и прошедшего времени (играющий и игравший, белеющий и белевший, рисующий и рисовавший и т.д.), а глаголы соверш. вида – только причастия прошедшего времени (сыгравший, побелевший, нарисовавший и т.д.). Правда, у глаголов соверш. вида в отдельных случаях образуются причастия по типу причастий настоящего времени у глаголов несоверш. вида, например: Весьма рады, когда кто, приедущий из столицы, найдет, что у них точно так же, как в Петербурге. (Н.Гоголь), Калиновичу невольно вспоминалась Настенька, обреченная жить в глуши и во всю свою жизнь, может быть, не увидящая ни балов, ни театров. (А.Писемский), однако такие формы не утвердились в языке и воспринимаются как ошибочные. У некоторых глаголов подобного рода образования имеют значение прилагательных, например: будущий, грядущий, последующий и др.

Таким образом, причастия есть атрибутивные формы глагола, которые, выражая процесс как свойство предмета, имеют несинтаксическое формальное значение времени и синтаксические согласуемые формы рода, числа и падежа, указывающие на отношение причастия к имени существительному.

По своему значению и синтаксическому употреблению причастия очень близки к именам прилагательным, в которые они нередко и переходят, теряя свое временное и глагольное значение. Такому переходу благоприятствуют некоторые синтаксические условия, например, употребление причастий без управляемых слов или вообще без слов, определяющих причастия, в положении перед определяемым существительным. В этом случае нередко трудно определить, является ли данная форма причастием или именем прилагательным. В особенности часто наблюдается переход в прилагательные причастий настоящего времени, например: блестящий ум, умоляющие глаза, вызывающий голос, начинающий писатель, выдающийся политический деятель и т.д. Временное значение этой формы, по существу отрицательное, легко может восприниматься как отсутствие указания на время, в результате чего обозначаемый словом признак выступает в значении постоянного свойства и качества, а не происходящего во времени процесса.

Продолжение следует

* Из кн.: Аванесов Р.И., Сидоров В.Н. Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. I. Фонетика и морфология. М.: Учпедгиз, 1945.

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

1. поставить глагол в начальную форму;

2. определить спряжение глагола;

3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

4. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

Слышать, видеть иобидеть,

Гнать, держать иненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

Изависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь , стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

Делай так: овцо й красавице й

кольцо м туче й

ножо м крыше й

плющо м товарище м

коржо м стороже м

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

· в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

· в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок.

Мы научимся правильно употреблять личные местоимения. Узнаем их значения. Научимся правильно определять падежные окончания личных местоимений.

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать . Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное : себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные : мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные : этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные : сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные : кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные : те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные : никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные : некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.

Разряды местоимений

местоимений

Местоимения

Как изменяются

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения

Отрицательные местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица :

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа . Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам , т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр. )

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их одежда

Мальчик - Я выучил.

Девочка - Я выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

Рис. 4.

Ты, Петя,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша - « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки,вы пойдёте в школу?

Мы -ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне - это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить(кому?) тебе - это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас - это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт.

Поживёт (у кого?) у тебя - это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней - это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня - это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Русский язык в странах СНГ ().

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.


как определить лицо глагола?

    Для начала вам необходимо задать вопрос к глаголу.
    Вопросы: "что делаю? ", "что делаем? " задаются глаголам первого лица. "Что делаю" - первое лицо, единственное число, "что делаем? " - первое лицо, множественное число.
    "Что делаешь? ","Что делаете? " - вопросы второго лица. "Что делаешь? "- второе лицо единственное число, "что делаете" - второе лицо, множественное число.
    "Что делает? ", "Что делают? " - вопросы третьего лица. "Что делает? "- вопрос третьего лица, единственного числа. "Что делают? " - вопрос третьего лица, множественного числа.
    Также стоит посмотреть на окончание формы глагола.
    Окончания -аю, -яю, -ую - окончания первого лица единственного числа,
    окончания -ем, -им - окончания первого лица множественного числа,
    окончания -ешь, -ишь - окончания второго лица единственного числа,
    окончания -ете, -ите - окончания второго лица множественного числа,
    окончания -ет, -ит - окончания третьего лица единственного числа,
    окончания -ют, -ят, -ат, -ут - окончания третьего лица множественного числа