Поэту анализ по плану. Анализ стихотворения Пушкина А.С

Кредиты 

Тема поэта и поэзии занимает одно из центральных мест в творчестве А. С. Пушкина. Такие стихотворения, как «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник», наиболее ярко отражают мысль русского гения о назначении поэта.
Стихотворение «Поэту» было написано в 1830 г., в период резких нападок на Пушкина в реакционной печати. Полемика с редактором газеты «Северная пчела» Булгариным заставила обратиться Александра Сергеевича в своем небольшом лирическом произведении к бессмертному образу непонятого стихотворца. В первом четверостишии Пушкин призывает поэта не дорожить «любовию народной». Испытав на себе «минутный шум восторженных похвал» и «суд глупца», он признает твердость, спокойствие и угрюмость лучшими из человеческих качеств в борьбе со смехом «холодной толпы». Личностное начало настолько сильно пронизывает стихотворение, что образ лирического героя и образ самого Пушкина сливаются в единое целое. Цель жизни верного служителя муз Пушкин видит в добровольном следовании пути, по которому «влечет свободный ум». Поступая именно так, как писал сам, не оставляя выбранной стези, поэт не требовал «наград за подвиг благородный», а лишь усовершенствовал «плоды любимых дум». По мысли Пушкина, все внутри поэта: высшая награда, «высший суд». Только «взыскательный художник» «строже всех» может оценить свой труд. Нужна ли тогда поэту людская толпа, которая вместо того, чтобы внимать вдохновенным строкам, «плюет на алтарь», где горит поэтический огонь? «Ты царь: живи один» - пишет Пушкин, словно отвечая на этот скрытый в стихотворении вопрос. Мысль об одиночестве и отчужденности поэта приобретает иное звучание в стихотворении 1828 г. «Поэт и толпа». Обидой и горечью непонимания наполнены слова, обращенные к черни: «Подите прочь - какое дело поэту мирному до вас!» Но спустя всего два года одиночество воспринимается Пушкиным как состояние гармонии и душевного спокойствия, в котором поэт способен создать свои шедевры. Это состояние дает поэту счастливую возможность не замечать брани толпы, пытающейся «в детской резвости» поколебать «треножник», с которого он вещает истину.
Стихотворение «Поэту» написано в форме сонета, а значит, состоит из двух четверостиший с одинаковой рифмовкой и двух трехстиший, заключающих в себе основную идею. Выбрав форму сонета, не столь частую в русской поэзии как классическое стихотворение из четырех катренов, Пушкин лишний раз подчеркнул исключительность и Божественное предназначение поэта, по воле которого мысль облекается в слово, а слово - в жизнь.

Поэту.

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.


Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Справочный материал для школьника:

Пушкин Александр Сергеевич - представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных писателей России. По мнению большинства россиян Пушкин является самым известным и популярным русским писателем и поэтом как в России, так и во всём мире.
Годы жизни: 1799-1837.

Наиболее известные труды и произведения:
Руслан и Людмила (1817—1820)
Кавказский пленник (1820—1821)
Цыганы (1824)
Граф Нулин (1825),
Полтава (1828—1829)
Тазит (1829—1830)
Домик в Коломне (1830)
Анджело (1833)
Медный всадник (1833)
Евгений Онегин (1823—1832)
Борис Годунов (1825)
Скупой рыцарь (1830)
Моцарт и Сальери (1830)
Пир во время чумы (1830)
Русалка (1829—1832)
Арап Петра Великого (1827)
Роман в письмах (1829)
Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
Выстрел
Метель
Станционный смотритель
Барышня-крестьянка
Дубровский (1833)
Пиковая дама (1834)
Капитанская дочка (1836)
Жених (1825)
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о медведихе (1830—1831)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях(1833)
Сказка о золотом петушке (1834).

Как и многие поэты, А. С Пушкин обращался в своем творчестве к теме поэта и поэзии. И это стихотворение наиболее ярко выразило авторское видение на предназначение поэта.

В стихотворении можно выделить две части.

В первой из них мы видим поэта в обыденной жизни. Он погружен в заботы светской жизни и среди прочих обывателей не только ничем не выделяется, но и «всех ничтожней», душа его погружена в «хладный сон». Однако уже тут, автор говорит, что поэт носит на себе божественную отметку, ему покровительствует сам Аполлон. Для акцентирования внимания на божественном покровительстве автор использует такую фигуру речи, как инверсию (пока не требует поэта к священной жертве Аполлон»). Когда поэт лишен необходимости писать, не чувствует вдохновения – его лира молчит, он растворен в суете.

Вторая часть – противопоставлений первой. В ней мы видим, как меняется жизнь поэта, когда его касается «божественный глагол». Поэт словно просыпается ото сна, обостряются все чувства. Поэту становятся чужды прежние занятия и забавы. Он противопоставляется остальным людям, он становится проводником божественного видения. И даже если с его видением, стихами не согласны, то он все равно не «клонит гордой головы» перед лицом общества и власти. Так, в стихотворение входит еще одна тема – поэта-пророка, которая разовьется в более позднем творчестве автора.

Отчужденность от толпы и одиночество поэта подчеркиваются в окончании стихотворения. Меняется сам поэт, он больше не ничтожен, он исполняет свое предназначение, и поэтому меняется его мироощущение и видение его другими. При описании изменившегося поэта автор использует такие эпитеты, как «суровый», «гордый». Это одновременно его возвышает над другими людьми, но и отделяет, противопоставляет его окружающим. Он становится одиноким. Именно поэтому ему лучше творится в одиночестве среди «Широкошумных» дубрав или на берегу. Душа поэта переполнена («и звуков… полн») и требует одиночества и покоя, чтобы мысли смогли облечься в слова.

А.С. Пушкиным использована тоническая система стихосложения, с четырехстопным ямбом.
Среди художественных средств, используемых А.С. Пушкиным в данном произведении, выделяются:

Сравнения («душа… как орел»);
- эпитеты («святая», «божественный», «народного», «гордой», и т.д.);
- метафоры («молчит его… лира», «душа вкушает… сон» и др.).

Анализ стихотворения Поэт Пушкина 9, 10 класс

Александр Пушкин написал произведение, жанр которого – стихотворение, под названием «Поэт» в 1827 году. Именно его мысли побудили его написать такое произведение, которое он назвал по смыслы и сюжету – «Поэт». Ведь именно такие были мысли Пушкина – он думал о своем предназначении, о его смысле жизни своей на этой земле, возле этого общества. Такие мысли долго его не покидали, пока он не решился написать такое стихотворение.

Это стихотворение очень хорошо показывает чувства и внутренние скрытые мысли поэта до этого времени. Эта тема стала весьма популярной, так как тема вообще поэтов – очень интересна, и о ней много можно говорить. Кроме того, Пушкин постоянно в своих произведениях затрагивает такую необычную тему. Именно в этом стихотворении, если смотреть по сюжету – то писатель показывает своего героя – поэта - как недоступно человека, очень творческого, доя которого обычная жизнь среди простых людей – это не показатель его настоящей жизни, это также – оковы, которые сковывает его творчество, мешая его красотам появиться и воплотиться в творческих произведениях. Пушкин описал, что чувствует поэты, когда им сковывают руки. Это было написано качественно и очень трогательно.

Пушкин вообще считает тему взаимоотношений людей - очень важной, а потому она также обсуждается. И он, как поэт, так и как человек, хочет сделать жизнь людей – более яркой и насыщенной. Но вместе с тем, произведение получается весьма грустным и даже – пессимистичным. Хотя без этого произведение не смогло бы показаться таким вдумчивым и очень правильно написанным обо всем. Автор также разделил все произведение на две части, которые очень разные. Одна – печальная, а другая – раскрывает поэта как человека уже с вдохновением и полного радости и творчества.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Поэт по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок Некрасова

    Творчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году. Именно в это время Пушкина терзают мысли о его предназначении как поэта и о роли поэзии в жизни общества.

В основе построения стихотворения лежит антитеза. Противопоставляются две строфы, условно разделяющие стихотворение на две части. В первом восьмистишии показан поэт в тихое, мирное время. Пока ничто не волнует общество он живет «в заботах суетного света» как обычный человек. Его душа «вкушает хладный сон». Хладный он от того, что она почти омертвела, погрязнув в мелочных заботах, но может проснуться от этого, как только того потребует долг. Но до сего момента от может быть ничтожней всех.

Вторая строфа повествует нам о поэте во время общественных волнений. Будто божественная сила пробуждает его душу от глубокого сна. Она сравнивается с орлом – гордой, благородной, гордой, и самое главное вольной птицей. Он летит над нашим миром, своим зорким глазом видит все пороки человеческие и стремится донести о них людям.

Поэт теперь видит реальную картину мира. Ему не интересны, а может даже противны забавы мира, которые основаны на интригах, лжи, зависти. Он «людской чуждается молвы», потому что в разговорах этих порочных людей нет ничего чистого и душевного. Так же он «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».

Сам Пушкин никогда не преклонял голову ни перед кем: ни перед генералами или иными начальниками, ни перед императором. Он писал свои вольнолюбивые стихи, не боясь гнева правителя. Главным для него было донести свои мысли для народа через творчество. Так же поступали поэты, общавшиеся с Пушкиным, в том числе знаменитые декабристы Пущин (см. анализ стихотворения «Пущину ») и Рылеев.

Поэт «смятенья полн», потому что мир, в котором он живет, ввел его в ужас. Он бежит от него, старается скрыться. Единственной обителью для него может стать девственная природа: «берега пустынных волн», «широкошумные дубровы».

Противопоставляется не только жизнь поэта, но и сам его характер. В первой строе он малодушен и ничтожен. Во второй же он «дикий и суровый». Такую перемену вызвал «божественный глагол», то есть слово божье. Пушкин считает, что дар поэзии послан людям свыше, об этом он говорит во многих своих стихотворениях.

В «Поэте» использовано много старославянизмов: «дубровы», «широкошумные», «глагол». Это одновременно обращает нас к библейским сюжетам и связи поэта с Богом, так и к древности, что говорит о том, что поэт в любые времена имел столь важную роль.

Большую часть своей творческой жизни Александр Сергеевич Пушкин размышлял о роли поэта в жизни. Он хотел понять свое предназначение, для чего он родился на свет. Одним из таких произведений есть написанное им в 1827 году стихотворение «Поэт». Темой этого произведения, как и многих других, есть поэт и поэзия. Автор сравнивает поэта с неземным существом, где обычная жизнь его угнетает и не дает творить. Не все понимают, что поэт хочет к ним донести.

Стихотворение состоит с двух частей. В первой части виден пессимистический настрой. Чувствуется усталость лирического героя, его угнетение окружающим миром, бытовые проблемы. Все это мешает его творчеству, а без него он не может жить, он задыхается. А во второй части происходит чудо - лирический герой вновь начинает творить. Уже никто и ничто не может его остановить. Он теперь один на один со своим творчеством, все вокруг исчезает, и он возносится выше людей. Александр Пушкин это и считал истинным счастьем поэта.

Способ рифмовки необычный. В первой части она перекрестная, а во второй сначала кольцевая, потом перекрестная и вновь кольцевая. Возможно, так автор хотел выделить взаимоотношения общества и поэта. Не всегда народ правильно воспринимал то, что Александр Сергеевич хотел ему донести. Но он никогда не сдавался. Так, и в этом стихотворении автор показывает, насколько бы тяжело ни было поэту, как бы его ни угнетало общество, он всегда найдет в себе силы для творения и продолжения своей цели. Поэт - это непросто человек, это посланник у которого есть высшая цель. Именно это автор всегда доказывал в своих произведениях и стихотворение «Поэт» не исключение. Лирический герой продолжает творить, несмотря ни на что, ведь в этом вся цель его жизни.

Долго и трудно складывалась поэма А.Т.Твардовского «За далью - даль» (1950-1960). В ней событийный сюжет ослаблен до минимума - просто путевые зарисовки, впе­чатления, раздумья человека, следующего из Москвы через всю Сибирь... И все-таки поэма полна драматизма. Все острые противоречия, составляющие конфликтный узел, происходят в сознании автора, едущего на Дальний Восток. Вследствие этого «За далью - даль» можно назвать поэмой размышлений. Лиро-эпический характер поэмы дает воз­можность читателю зримо представить необъятность и величие Родины:

... А там еще другая даль,

Что обернется далью новой.

И, наконец, конечная цель поездки:

Не просто край иной, далекий,

А Дальний именно Восток.

Волга, Урал, Сибирь, Ангара, Байкал и другие регио­ны - емкие метафоры, отражающие историческую судьбу народа, с ее трудностями и ошибками. Именно поэтому размышления лирического героя так напряжены и драма­тичны. События самого узкого, частного, личного характе­ра соотнесены с историческим прошлым, полным траге­дийного накала. Неожиданная встреча на таежной станции Тайшет с другом ранней юности, незаконно репрессиро­ванным в 30-е годы и сейчас возвращающимся обратно, рождает образ-символ сложной исторической эпохи:

И вспомнил я тебя, друг детства,

И тех годов глухую боль.

В центральной главе «На Ангаре», связанной темой звездного будущего, поэт вспоминает еще одного друга, чья жизнь неотделимо слилась с историей, революцией, лите­ратурой, победами и ошибками и боль утраты которого до сих пор не затихает в сердце поэта:

Как мне тебя недоставало,

Мой друг, ушедший навсегда!..

Кто так, как ты, еще на свете

До слез порадоваться мог

Речам, глазам и людям этим!

Личные воспоминания преобразуются в яркие карти­ны минувшего, связанные с драматическими обстоятельст­вами и последствиями эпохи культа личности Сталина:

Так это было. Четверть века

Призывом к бою и труду

Звучало имя человека

Со словом Родина в ряду.

Мы звали - станем ли лукавить? -

Его отцом в стране - семье.

Тут ни убавить,

Ни прибавить, -

Так это было на земле.

Не убегая от прошлого, лирический герой оценивает и отстаивает гордость человека, пережившего вместе с народом суровые годы и сопричастность к великим свер­шениям:

Да, все, что с нами было, -

Было!

А то, что есть, -

То с нами здесь.

Уже в этих воспоминаниях рядом с величественным и скорбным прошлым, отдельными судьбами людей, друзей детства и молодости, ощущается незаурядная фигура само­го лирического героя. Масштаб его личности под стать эпическим событиям, которые он пропускает через свое сознание. На душе лирического героя дополнительное

бремя - он поэт. А следовательно, он несет особую ответ­ственность за все, что происходит в мире, его долг говорить правду во имя будущего, во имя потомков:

Кому другому, но поэту

Молчать потомки не дадут.

Его к суровому ответу

Особый востребует суд.

Я не страшусь суда такого

И, может, жду его давно,

Пускай не мне еще то слово,

Что емче всех, сказать дано.

Мое - от сердца - не на ветер,

Оно в готовности любой;

Я жил, я был - за все на свете

Я отвечаю головой.

Путешествие автора, в котором сливаются три образа: поэт, рассказчик (повествователь) и лирический герой, - длится десять суток в настоящем времени. Но вбирает в себя два последних века страны, десятилетия героев и автора, намечаются перспективы будущего.

Емкость и глобальность времени, пространственный размах, воплощенный в поэме «За далью - даль», опреде­лили еще одну особенность - тип попутчика лирического героя.

Твардовский по складу своего дарования всегда ори­ентируется на диалог. В этой поэме такая направленность приобретает особое значение. Впервые здесь выступает читатель разноликий. Разговоры с ним насыщены кон­трастными, то ироническими, то шутливыми, то серьезны­ми интонациями. Но в конце концов беседа с читателем достигает глубокой доверительности и откровения. Поэт дорожит его мнением и ждет от него того же.

На высокой ноте расставания с другом-читателем за­вершается поэма:

Конца пути мы вместе ждали,

Но прохлаждаться недосуг.

Итак, прощай. До новой дали.

До скорой встречи,

Старый друг!

... не ярки краски

И не заманчив общий тон,

Что ни завязки,

Ни развязки -

Ни поначалу, ни потом...

В своем произведении автор сумел «встать над всем, что было раньше, не отрекаясь от самого себя, от своей природы и породы, найти новые краски и новые компози­ционные сюжеты и возможности для выражения уже со­вершившегося факта нового видения мира» (А.Сурков).